Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Адаптация к детскому саду
Екатерина Бурмистрова, детский, семейный психолог
• Понятие «социальная компетентность»
Зачем ходить в детский сад? Первый ответ на этот вопрос достаточно прост: «Для того, чтобы знать, как устроен мир и отношения людей в нем». Детский сад - это первый для ребенка выход в мир, выход за рамки семейной системы. Ребенок впервые должен самостоятельно попытаться построить отношения с другими детьми и взрослыми, которые воспринимают его совсем не так снисходительно, как мама. Противники детсадовского воспитания могут утверждать, что ребенок в этом возрасте еще не готов оставаться вне семьи, без ее покрова • Социальное развитие и развитие интеллектуальное. Понятие «социальный интеллект» • Коренное отличие пользы от сада и пользы от занятий Родители, которые по тем или иным причинам не хотят отдавать своего ребенка в детский сад, могут говорить: «Мы лучше пойдем на разные кружки и студии, там хоть понятно, чем они занимаются». • Домашние дети в школе. Думаем о школьном будущем. Положение дел в современной школе таково, что подавляющее большинство детей первоклассников до школы посещали детский сад. «Садовских» детей достаточно просто определить в группе сверстников. Они, как правило более общительны, легче знакомятся, завязывают дружбу. Бывают, конечно, и среди садовских детей тихони и просто застенчивые детки. Но вот домашнего ребенка совсем уж просто вычислить в детском коллективе. Такие детки, как правило, дольше остаются в стороне от совместных игр. Им нужно большее время, чтобы привыкнуть к уровню громкости в школе. Они гораздо медленнее вживаются в сложную и разветвленную систему отношений в школе. Со взрослыми им, как правило контакт найти легче, чем с детьми. Коротко говоря, если вы принципиальные противники детских садов, то стоит подумать либо об игровых группах (в которых дети проводят несколько часов и имеют возможность играть друг с другом). Также неплохой вариант - предпоследний год перед школой, до начала непосредственной к ней подготовки, посещать детский сад. Одного года, а в некоторых случаях, даже полугода достаточно для того, чтобы ребенок вполне адаптировался к детскому коллективу и был социально готов к будущему обучению в школе.
Важные параметры психологических особенностей и индивидуального развития:
• Возраст Для каждого ребенка возраст, в котором он сможет безболезненно и с пользой для общего развития посещать детский сад нужно определять индивидуально. Чаще всего девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. Для них возраст готовности к саду - 3-3,5 года, при условии, что физическое и психическое развитие ничем не отягощено. Не будем забывать также и о том, что существует понятие «психологический возраст» - понятие, описывающее разные скорости психологического созревания у детей.. Нередко психологический возраст не совпадает с календарным: ребенок может быть как старше так и младше своего реального возраста. Как правило, существуют семейные особенности скорости созревания. Есть семьи, в которых детки развиваются быстрее, и вовсе не потому, что с ними больше занимаются, а в силу генетических особенностей.
• Типология Как правило, дети-сангвиники и дети-холерики готовы к детскому саду раньше, чем маленькие флегматики и меланхолики. Сангвиники и холерики - экстраверты, им вообще на порядок интереснее окружающие люди и человеческие отношения. Кроме того, у детей этой типологии большая скорость созревания. Вообще же, готов или не готов конкретный ребенок к детскому саду, лучше всего решать индивидуально при консультации со специалистом по развитию. Правда, всегда есть мамы, которые вполне доверяют своей интуиции, и редко ошибаются. Общим универсальным признаком
• Отсутствие совпадения по времени с другими стрессорами Для малыша начало хождения в детский сад само по себе очень большое событие. В этот период все системы организма ребенка работают с повышенной нагрузкой. И иммунная и нервная система нагружены особенно сильно. Можно даже сказать, что привыкание к детскому саду - своего рода долговременный стресс. При этом стресс надо понимать не как нечто вредоносное, а как рабочее испытание, переводящее ребенка на новый уровень развития. Очень важно стараться, чтобы эта нагрузка не накладывалась на другие серьезные изменения в жизни ребенка. Серьезными изменениями считаются: • Выход мамы на работу • Рождение следующего ребенка • Переезд • Смена или уход няни, к которой ребенок привык • Развод родителей или крупные ссоры между ними.
Любое из вышеперечисленных событий может существенно затруднить или удлинить период привыкания, или сделать его вовсе невозможным.
Во-первых потому, что привыкание к саду - процесс небыстрый и часто непростой для ребенка. Удваивать нагрузку не стоит просто чтобы не перенапрячь ребенка, не истощить его ресурсы. Во-вторых, мышление ребенка-дошкольника ассоциативно, то есть события совпадающие по времени ребенок связывает напрямую. Выводы его будут таковы: «Родился братик и меня отдали в детский сад, я стал не нужен» Даже если эта связь действительно присутствует, ее всячески нужно вуалировать
• Постепенное привыкание Собираясь отдавать ребенка в детский сад, нужно сказать себе, что это не единократный акт, а процесс, процесс привыкания или адаптации, длительность которого иногда трудно предсказать. Но то, что первые месяц-два ребенок будет чувствовать себя «не в своей тарелке» • Маме не надо в сад В некоторых детских садах сейчас прямо в договоре с родителями имеется пункт, согласно которому родители имеют право находиться с ребенком в детском саду в течении определенного времени. И один из крайне распространенных родительских вопросов - стоит ли это делать, надо ли ходить с ребенком в детский сад. На мой взгляд, есть несколько моментов, которые заставляют всерьез задуматься об осмысленности такого шага.
Восприятие у маленьких детей так устроено, что чаще всего первое событие рассматривается как нормальное и правильное. Происходит своего рода запечатление, импринтинг. То есть ребенок, с которым мама первые две недели сидела в детском саду, вполне может подумать, что так оно и надо, что именно так и правильно.
И совсем не захочет маму отпускать. Это пункт первый. Пункт второй: пока рядом с ребенком находится мама, другие дети, рядом с которыми мамы нет, ни за что его не примут в коллектив на равных правах. Просто потому, что им обидно - они-то ведь в сад без мамы ходят.
• Что бывает. (особенноксти поведения детей в период привыкания) • Понятие «период адаптации» и настроенность на него родителей
Родителям стоит настроиться на то, что весь период привыкания ребенок будет временами «сам на себя не похож». Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет абсолютно никаких претензий - ну просто золотые дети. Но придя домой золотой ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми он давно отлично справлялся (например, одевание-раздевание, уборка игрушек). Такое поведение вполне объяснимо - в саду ваш малыш выкладывается, показывает лучшие свои достижения, или даже немного больше, чем то, на что он действительно способен регулярно.
Ну а маме достается самое плохое поведение.
Это можно сформулировать просто как закон развития ребенка: «Все самое плохое поведение адресуется маме, и все основные эмоциональные претензии относятся к маме». Объяснение тут простое - кого ребенок больше всего любит, с кем более расслабленно себя чувствует - с тем и ведет себя хуже всего. В большинстве случаев этот человек - мама.
В психологии такое поведение называется «временным регрессом». Ребенок на время, в связи с повышенной нагрузкой, начинает вести себя как ребенок более младшего возраста. Это может выражаться в нытье, канючении, отказе от самостоятельности в простейших вещах, выражении своеволия по пустякам. Ребенок может стать плаксивым и крикливым, перевозбужденным, несговорчивым. Такое поведение, как правило, очень раздражает родителей и вызывает у них гневные реакции и желание отшлепать. Действительно, может оказаться совсем не простой задачей выносить провокативное поведение ребенка. Особенно если вы рассчитывали оставшееся после сада время провести продуктивно - погулять, поиграть, позаниматься; получить удовольствие от совместных дел. А ребенок вредничает и капризничает, его как подменили. Плохое поведение после сада - прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена эта просьба таким образом, что реакция мамы может быть прямо противоположной. И дальше пойдет-покатится модель негативного взаимодействия между мамой и ребенком «плохое поведение - наказание - еще более плохое поведение - более сильное наказание»
Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг.
Правильно «прочтите» проблемное поведение ребенка. Дайте ему как можно больше любви и своего присутствия, выраженного в тактильном контакте, ласковых словах, играх по возрасту. Не отдаляйтесь от ребенка, который стал «колючим». Есть несколько простых рекомендаций, которые помогут сгладить тудности пекриода привыкания к детскому саду. • Находите время на разговор с ребенком • Старайтесь получше познакомиться с детьми и родителями из группы малыша, чтобы помочь ему сориентироваться в именах и отношениях • Обязательно расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях ребенка, до того как возникли проблемы. • Играйте с ребенком в сюжетные игры с куклами или игрушечными зверями, проигрывая сюжеты, типичные для детсадовской жизни. В этих играх ребенок может вам рассказать и показать то, что не в состоянии еще выразить словами. • Старайтесь перевести ребенка на режим дня, близкий к садовскому заранее - не менее, чем за 2-3 недели до начала регулярного хождения в группу. • Погуляйте с малышом вокруг сада, посмотрите внимательно через заборчик на то, как дети гуляют, подчеркните тот факт, что рядом с ними нет мам. Пусть малыш заблаговременно осваивает эту информацию.
Обзор существующих систем дошкольной педагогики: • Постсоветский детский сад • Вальдорфские сады • Сады монтессори • Частные и дорогие сады • Домашние группы •
Параметры, по которым выбирается сад: • Количество человек в группе (5-15) • Наличие времени на свободную игру • Развивающие занятия (нужны или нет) • Опытность и личность воспитателя • Режим хождения (когда приходить-уходить)
Период адаптации: • Ключевое слово «жди» Только в единичных случаях ребенок начинает ходить в сад сразу «на ура». Обычно же требуется более или менее долгий период привыкания. Поэтому, готовясь к отправлению ребенка в сад, настраивайтесь на то, что первые месяц-полтора будут достаточно неровными. Это вполне объяснимо как с точки зрения психологии личности ребенка, так и просто с позиций психофизиологии.
Первые полтора месяца после начала посещения ребенком детского сада называются «адаптационным периодом».
В это время все системы организма ребенка работают с повышенной нагрузкой - примерно так, как бывает при резкой смене климата. В первую очередь нагружена иммунная система -ребенок привыкает к жизни в коллективе, и его иммунитет развивается. Но проявляться это может в череде легких заболеваний и вирусных, и простудных, и кишечных. Некоторым детям для выработки стойкого иммунитета может потребоваться целый учебный год. Во-вторых с повышенной нагрузкой работает нервная система. Для «домашнего» ребенка детский сад - это настоящая лавина впечатлений. Казалось бы, это так понятно, что ребенку трудно, а когда ему трудно, он и вести себя может не лучшим образом. Но почему-то из года в год многие родители ждут, что все пройдет «как по маслу», и страшно расстраиваются, когда что-то идет не так. С точки зрения семейной психологии, объясняется это тем, что в то время, когда мы, нынешние родители были маленькими и начинали ходить в садик, жизнь была устроена весьма жестко. Маме настолько необходимо было выйти на работу в 1,5 - 2 год, приходить к точно назначенному часу, что у нее часто просто сил не было вынести сопротивление ребенка. И мы, нынешние родители, без слов это чувствовали и просто не смели сопротивляться. А наши детки, растущие в более мягкой обстановке, где у многих мам есть прекрасная возможность повременить с выходом на работу, это тоже без слов чувствуют и сопротивляются. А родители сердятся, потому что взрослый человек устроен так, что у него вызывают гнев те ситуации, в которых ребенок требует заботы и внимания такого качества и объема, который родитель никогда не получал в своем детстве.
Так что, видя сопротивление детей, порадуемся их способности выражать свои чувства и претензии.
Но у этого сопротивления не стоит идти на поводу. Задача родителя чувства ребенка понимать и принимать, и при этом устойчиво гнуть свою линию, помогая своему малышу пробиться через период адаптации, взять эту высоту, справиться с первой непростой жизненной ситуацией. Как же должны реагировать родители на слезы или капризы ребенка? Очень важно разъяснительную работу начинать не в тот момент, когда ребенок уже плачет, а значительно раньше, когда речь о детском садике только зашла. Детский сад - это такое место, в которое почти все дети хотят до тех самых пор, пока несколько раз там не побывают. Дело в том, что у большинства детей формируются совершенно нереалистичные ожидания от сада. Им может представляться, что это такой сказочный домик, населенный прекрасными, почти живыми игрушками, и дети там полные хозяева, целыми днями без ссор играют и едят всякие вкусности. Тот факт, что мамы там нет, заранее как-то не воспринимается, отчасти потому, что у многих детей и опыта такого не было - долго быть без мамы. Поэтому, заговаривая о садике, говорите ребенку «правду и только правду» - может быть не самый полный вариант, но без искажений. Конечно же, не стоит рассказывать страшных историй ( часть из которых, к сожалению, правдивы) о том, как запирают в темной кладовке Но. Пункт первый - ребенок заранее должен слышать, что в сад ходят большие дети. Что это такая привилегия больших детей. Он вырос, он уже большой, и именно поэтому пойдет в детский сад. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом, как местом, куда ссылают непослушных детей. Наоборот, ребенку стоит рассказать, что те детки, которые плачут, когда их приводят в детский сад - это просто маленькие детки, которые еще не выросли. Вы можете спросить у ребенка, какой он - маленький или большой. Он наверняка ответит, что большой. И ему нужно сказать, что большие и ведут себя как большие. По крайней мере, стараются.
Только не надо брать с ребенка обещаний и клятв в том, что он будет вести себя прекрасно. Помните о том, что дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти очень сильных чувств и эмоций.
• Непрерывное хождение Считается, что для того, чтобы период адаптации к детскому саду завершился, необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения. И в случае, если ребенок заболел и в сад не ходит считать время адаптации нужно начинать по-новой, предварительно разделив то время, которое ребенок отходил да болезни, минимум на два. Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, он не сможет наладить общение с другими детками, которые ходят в сад постоянно. Плохо ли, хорошо ли это, но дети детсадовского возраста не любят тех, кто сильно «выбивается из коллектива». Если ваш малыш будет ходить в садик реже, чем все остальные дети, они такое положение воспримут как привилегированное, и вашего ребенка не примут. Для детей дошкольников крайне важен устойчивый ритм жизни, распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в саду и мама, которая приходит из сада забирать примерно в одно и то же время - это факторы, которые помогут ребенку спокойнее перенести период адаптации.
• Спокойное отношение родителей к сопротивлению Отдавая своего малыша в сад, очень важно настроиться на то, что он совсем не обязательно будет ходить туда спокойно и радостно. Особенно в первые два месяца, пока еще не появились друзья. Поэтому, как говорится, «надейся на лучшее, но готовься к худшему». РОдители должны быть вполне готовы к тому, чтобы спокойно, уверенно, а главное - единодушно встретить со стороны ребенка явное или неявное сопротивление саду.
Сопротивление это может выглядеть по-разному: • Капризы • Нарочито медленное одевание • Упрямство по любому поводу • Крик и открытое нежелание идти в сад.
Радуйтесь: сопротивляется, значит проявляет характер.
• Единая родительская позиция Представьте, что ваш ребенок начинает сопротивляться, а вы с мужем начинаете громко выяснять, кто же оказался прав, и надо ли было вообще ребенка в сад «запихивать». Родительские споры и разногласия на эту тему только дезориентируют ребенка и нарушат и без того хрупкий процесс адаптации. • Время на общение с мамой Есть один фактор, действительно мешающий ребенку к садику привыкнуть: резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему будет намного труднее приспособиться к саду. Многие хорошие сады рано заканчивают работать, и не для того, чтобы специально затруднить жизнь родителям. Просто организаторы этих садов считают, что ребенку очень важно проводить дома не час-два перед сном, а гораздо более длительное время. Оптимальный режим для ребенка, который первый год ходит в сад - это уход домой сразу после полдника. Ну а дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период. У ребенка должны быть все условия, чтобы спокойно пережить временный регресс. Учитывая все факторы и трудности адаптации, о которых говорилось выше, создается впечатление, что работа full-time не лучший режим для мамы ребенка, который недавно пошел в сад. И если в семье есть к тому возможности, выход на работу, предполагающую полную занятость, лучше отложить на полгода-года. Тогда у вас останутся и силы и возможности, чтобы помочь ребенку справиться со сложностями периода адаптации. Как правило, • Еда и сон - моменты максимального давления • Верный признак - как ребенок из сада уходит «Золотые ключики»: раздатка детям, призы в конце дня, календарь недели.
Об адаптации по-другому: Типы адаптации к саду: прямое сопротивление, пассивное сопротивление, соматические сбои как сопротивление. Смешанный тип адаптации (сопротивление не сразу).
Ребенок и воспитатель. Воспитатель и родители. Как сделать так, чтобы эти отношения не стали треугольником. Ребенок и правила поведения в детском саду. Ребенок и другие дети. Отношения со сверстниками:
• Единственный ребенок в детском саду (неумение выстраивать горизонтальные связи) • Трудности вхождения в группу • Ребенок и лидерская позиция • Изгои. Как понять, что ребенку плохо. • Ребенок и отношения с воспитателем. • Как получить информацию (игровые формы взаимодействия с ребенком) • Дать ребенку время Стоп-сигналы: какие моменты в поведении ребенка должны вызывать повышенное внимание родителей. • Появление невротических знаков • Заикание и рвота. Хронические ОРВИ • Появление страхов
Заключение: • Плюсы и минусы детсадовского воспитания • Индивидуальная непереносимость (несадовский ребенок - несадовская мама)
Date: 2015-10-18; view: 575; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|