Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные биографические сведения





В. А. Моцарт родился в семье Леопольда Моцарта, скрипача и композитора при дворе зальцбургского архиепископа. Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец был и одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Versuch einergründlichen Violinschule» («Эссе об основах игры на скрипке») была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке, органе и основам композиции. Гениальная одаренность позволила Моцарту уже с четырехлетнего возраста сочинять музыку. Отец умело руководил занятиями сына. В 1762 году Леопольд Моцарт предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших музыкальных испытаний. В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. В поездках Вольфганг знакомился с музыкой разных стран, осваивая характерные для эпохи жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии (1764), в 1768 году в Вене он получает заказы на оперы в жанре итальянской оперы-buffa («Притворная простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и Бастьенна»; годом раньше в Зальцбургском университете была поставлена его школьная опера (латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт». Особенно плодотворным было пребывание в Италии, где Моцарт совершенствуется в контрапункте у Дж. Б. Мартини (Болонья), сочиняет в Милане оперу-seria «Митридат, царь Понтийский» (1770) и дирижирует ее премьерой. Она была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом в 1772 году была дана и вторая его опера «Луций Сулла». В возрасте 14 лет Моцарт был награжден папским орденом «Золотой шпоры» и избран членом Филармонической академии в Болонье.

Артистическое турне и дальнейшее пребывание в Мангейме, Париже, Вене способствовали широкому ознакомлению Моцарта с европейской музыкальной культурой, его духовному росту, совершенствованию профессионального мастерства.

Повзрослев, гениальный юноша меньше интересовал меценатов, чем чудо-ребенок, и Леопольду Моцарту не удалось найти для него места при каком-либо столичном европейском дворе. С 1769 Моцарт числился концертмейстером придворной капеллы в Зальцбурге. Архиепископ Иероним граф Коллоредо, правитель церковного княжества, деспотически ограничивал возможности его творческой деятельности. Попытки найти другую службу были тщетны. Пришлось вернуться в Зальцбург для исполнения обязанностей придворного органиста. Творческие стремления Моцарта теперь ограничивались заказами на сочинение духовной музыки, а также развлекательных пьес — дивертисментов, кассаций, серенад (т. е. сюит с танцевальными частями для разных инструментальных составов, звучавших не только на придворных вечерах, но и на улицах и в домах австрийских горожан). Работу в этой области Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где было создано его самое известное произведение подобного рода — «Маленькая ночная серенада» (1787), своеобразная миниатюрная симфония, полная юмора и изящества. Пишет Моцарт и концерты для скрипки с оркестром, клавирные и скрипичные сонаты и др. Одна из вершин музыки этого периода — Симфония соль минор № 25, где отразились характерные для эпохи мятежные «вертеровские» настроения, близкие по духу литературному течению «Бури и натиска».

Томясь в провинциальном Зальцбурге, где его удерживали деспотические притязания архиепископа, Моцарт предпринимает неудавшиеся попытки устроиться в Мюнхене, Мангейме, Париже. Поездки в эти города (1777-1779) принесли, однако, много эмоциональных и художественных впечатлений (это и первая любовь к певице Алоизии Вебер, и смерть матери), отразившихся, в частности, в клавирных сонатах (ля минор, ля мажор с вариациями и Rondo alla turca), в Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром и др.

Не удовлетворили стремлений Моцарта к регулярному контакту с оперным театром оперные постановки «Сон Сципиона» (1772), «Царь-пастух» (1775), обе в Зальцбурге; «Мнимая садовница» (1775) в Мюнхене. Постановка оперы-seria «Идоменей, царь критский» (Мюнхен, 1781) выявила полную зрелость Моцарта-художника и человека, его смелость и независимость в вопросах жизни и творчества. Наконец, прибыв из Мюнхена в Вену, куда направился на коронационные торжества архиепископ, Моцарт порвал с ним, отказавшись вернуться в Зальцбург.

Среди великих музыкантов прошлого Моцарт был первым, кто предпочёл необеспеченную жизнь свободного художника полукрепостной службе у владетельного вельможи. Моцарт не хотел принести в жертву господствовавшим вкусам свои идеалы, отстаивая творческую свободу и личную независимость. Моцарт, как и его отец Леопольд Моцарт, принял масонство в 1784 году, и во многих его поздних сочинениях прослеживаются масонские идеи.

Венским дебютом Моцарта стал зингшпиль «Похищение из сераля» (1782, Бургтеатр, написан по поручению императора Иосифа II), за премьерой которого последовала женитьба на Констанце Вебер. Музыка была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой.

Однако впоследствии оперные заказы поступали не столь часто. Придворный поэт Л. Да Понте содействовал постановке на сцене Бургтеатра опер, написанных на его либретто: двух центральных творений Моцарта — «Свадьбы Фигаро» (1786) и «Дон-Жуана» (1788), а также оперы-buffа «Все они таковы» (1790). В летней резиденции двора Шёнбрунн была также поставлена одноактная комедия с музыкой «Директор театра» (1786).

С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера«Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году за шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением.

Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро».

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (в 1787 году), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в три тысячи талеров, то всё же не решился оставить Вену.

Первые годы в Вене Моцарт часто выступает, создавая для своих «академий» (концертов, организованных по подписке среди меценатов) концерты для клавира с оркестром. Исключительное значение для творчества композитора имело изучение произведений И. С. Баха, а также Г. Ф. Генделя, Ф. Э. Баха, направившее его художественные интересы в область полифонии, придавшее новую глубину и серьезность его замыслам. Это очень ярко проявилось в Фантазии и сонате до минор (1784-1785), и в шести струнных квартетах, посвященных И. Гайдну, с которым Моцарта связывала большая человеческая и творческая дружба. Чем глубже проникала музыка Моцарта в тайны человеческого бытия, чем индивидуальнее становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене.

Должность «императорского и королевского Камерного музыканта», предоставленная Моцарту императором Иосифом II в конце 1787 (после смерти К. В. Глюка), сковывала его деятельность. Обязанности Моцарта ограничивались сочинением танцев для маскарадов. Лишь однажды ему поручили написать комическую оперу на сюжет из светской жизни - «Все они таковы, или Школа влюблённых» (1790). Моцарт намеревался покинуть Австрию. Предпринятая им в 1789 поездка в Берлин не оправдала его надежд. После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. С воцарением в Австрии нового императора Леопольда II положение Вольфганга не изменилось. В 1791 в Праге, по случаю коронации Леопольда чешским королём, была представлена опера Моцарта «Милосердие Тита» (заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней), встреченная холодно.

Гораздо больше понимания нашел композитор в Праге, где в 1787 году была поставлена «Свадьба Фигаро», а вскоре состоялась премьера написанного для этого города «Дон Жуана» (в 1791 году Моцарт поставил в Праге еще одну оперу — «Милосердие Тита»), яснее всего обозначившего роль трагической темы в творчестве Моцарта. Такой же смелостью и новизной отмечены «Пражская симфония» ре мажор (1787) и три последние симфонии (№39 ми-бемоль мажор, №40 соль минор, №41 до мажор — «Юпитер»; написанные летом 1788 года), давшие необычайно яркую и полную картину идей и чувствований своей эпохи и проложившие пути к симфонизму XIX века. Из трех симфоний 1788 года только Симфония соль минор прозвучала один раз в Вене.

Весной 1791 Моцарта зачислили бесплатным помощником капельмейстера собора св. Стефана с правом занять освободившееся место после смерти капельмейстера (последний пережил Моцарта). Лишения, пренебрежение к его творчеству, трудности в получении заказов и сносной должности — всё это отравляло жизнь композитора, рождало мрачные предчувствия.

Последними бессмертными творениями моцартовского гения стали опера «Волшебная флейта» — гимн свету и разуму (1791 год, Театр в венском предместье) — и скорбный величественный Реквием, не завершенный композитором. «Волшебная флейта» имела колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Что же касается истории создания Реквиема, то по свидетельствам незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в чёрной маске и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в чёрной маске, «чёрный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершённым «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы«Милосердие Тита».

Умер Моцарт 5 декабря 1791 года от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры), не достигнув 36 лет. Похоронен в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном скоплении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.

 

Date: 2015-10-18; view: 754; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию