Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе





Мал человек по сравнению с миром, велик мир в человеке.

В. Лизинский

Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь, —

На самом деле то, что именуют мной, —

не я один. Нас много. Я — живой.

//. Заболоцкий

РЕБЕНОК КАК ОБЪ­ЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

В концепции гуманистической педа­гогики, разных ее течений и направ­лений постепенно оформилась и в со­временных условиях прочно утверди-


1.3. Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе 37

лась мысль о том, что ребенок, будучи субъектом много­образных отношений с окружающей действительностью, является и субъектом разносторонней деятельности в вос­питательном процессе. И, следовательно, при таком под­ходе воспитательное воздействие педагога должно рассмат­риваться как ВЗАИМОдействие. Это основное условие ус­пешности воспитания.

РЕБЕНОК.ДЕТИ. ДЕТСТВО

Вспоминаются известные строчки Л.Н. Толстого: «Счастливая, счастли­вая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспомина­ния эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Итак, что же такое детство? В чем его специфика? В чем отличие от взрослости? В толковом словаре СИ. Оже­гова -- это «детский возраст, детские годы (до отроче­ства)», В «Психологическом словаре»: «Детство — термин, обозначающий периоды онтогенеза от рождения до под­росткового возраста:

\. Младенчество —до 1 года.

2. Раннее детство — 1—3 года.

3. Дошкольный возраст — от 3 до 6—7 лет.

4. Младший школьный возраст - - от 6—7 до 10—
11 лет».

Значит, со сторого научной точки зрения ребенок -это человек в возрасте от рождения до 10—11 лет, т.е. до окончания первого звена обучения — начальной школы. Хотя в житейско-обыденном лексиконе родителей сло­вом «ребенок» нередко называют и подростка, и стар­шеклассника, а нередко и взрослого человека, чаще все­го выражая родственные связи и отношения. Так говорят педагоги-профессионалы, видимо, оттого, что они ис­поведуют чувство любви к: детям, организуют процесс раз­вития и воспитания человека в возрасте от 6—7 до 16— 18 лет, т.е. в период школьного детства. Это и есть пред­мет нашего рассмотрения.

В житейской практике нередко бытует мнение, что дет­ские годы — это подготовка к жизни. Чаще всего это ут­верждение рождается из сравнения детей со взрослыми: они-де несмышленыши, неумехи, видят мир иначе, оши-


38 _ Глава I. Воспитание как педагогическое явление

баются, плачут, конфликтуют, совершают ошибки... И поэтому их надо-де поучать, наставлять, исправлять, пре­достерегать, «держать в узде», укрощать и.д. В общем, пе­рекраивать по образу и подобию взрослого.

Это не так. Об этом еще у Я. Корчака, непревзойден­ного знатока детства: «Есть как бы две жизни: одна -важная и почтенная, а другая -- снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий чело­век, будущий работник, будущий гражданин:..

Нет! Дети составляют большой процент человечества...

Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст -долгие, важные годы в жизни человека... Сто детей — сто людей, которые не когда-то там, не еще... не завтра, а уже сейчас... люди.- Не мирок, а мир, не малых, а вели­ких, не «невинных», а глубоко человеческих ценностей, достоинств, свойств, стремлений, желаний».

И у современного тонкого психолога и талантливого психиатра В. Леви: детство «не только неискоренимо -неудобственный придаток мира больших. Не только про­бирка для выращивания членов общества.

Детство имеет свою неписаную историю.., свои зако­ны и обычаи, свой язык и свою культуру, идущую из тысячелетия в тысячелетие»*.

Интересно, что и сами дети по достоинству оценива­ют этот яркий, полный неожиданных впечатлений, не­редко — контрастов и противоречий период своей жизни. Жизни «по правде», «всамделишней», жизни не в шут­ку, а всерьез.

«...Детство — одно из самых лучших впечатлений моей жизни. Это было давно. Вес было для меня в ярких крас­ках. Много гулял, отдыхал. Словом, было чудесно. Собы­тий было очень много. Но какое же выбрать? Пожалуй, это поездка на Черное море, когда мы были 6 дней и тогда я слышал первый раз орган. Я очень тогда удивился и обрадовался» (Роман 3., 11-й класс).

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСТВА

Основные особенности детства, от­личающие детей от мира взрослых, таковы.

Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М, 1994. С. 173.


1,3. Ребенок, дети, детство. Школьник_в воспитательном процессе 39

1. Дети маленькие, слабые, неумелые, многого не знаю­
щие.
Их подстерегают опасности, ошибки, непреодоли­
мые трудности (как физического, так и духовного пла­
на), препятствия... Они нуждаются в заботе и помощи
взрослых. Они многого не умеют: решать трудные задач­
ки, плавать и нырять, мастерить что-то полезное, сидеть
тихо и спокойно, строить отношения со сверстниками и
взрослыми, ставить цели и их добиваться, выходить из
конфликтных ситуаций.

Они много чего боятся: смерти, темноты, потери близ­ких и родных, одиночества, стихийных бедствий, болезней, безнравственных людей, школьных неудач, несправедливо­сти, преступников, диких животных и насекомых, преда­тельства друзей... Они много чего не любят: манной каши, пиявок и тараканов, непредсказуемых ситуаций, грубости, зазнайства, некоторых сверстников и взрослых, «когда меня ругают и наказывают несправедливо», «непосильную и бе­столковую работу», «когда унижают мое достоинство»...

В. Леви писал: «...Травмы детства. У кого их не было?.. Все детство — сплошная травма, непрерывный ушиб души».

2. Дети в отличие от взрослых, живущих либо про­
шлым, либо будущим, умеют жить настоящим, ценить
текущий момент, радоваться жизни как таковой (солныш­
ку, маме, морю, ветерку, пению птиц, ползущему мура­
вью, светлячку, смеху...): «У детей нет ни прошлого, ни
будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют
пользоваться настоящим» (Ж. Лабрюйер).

Детей многое радует в настоящей жизни: солнце, утро, хорошая погода, цветы, животные, звездное небо, му­зыка, книги, муравейник, уютный и теплый дом, школь­ные успехи, хорошие педагоги, лучшие друзья, любовь окружающих, свои мечты и фантазии...

3. Дети видят мир иначе, чем взрослые. По-своему его
объясняют, оценивают, вступают с ним во взаимодей­
ствие, в своей логике строят свое поведение.

,..Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать...

Андрей К


 

Глава I. Воспитание как педагогическое явление

Нередко это неординарное видение мира становится причиной непонимания детей взрослыми и даже конф­ликтов.

Эпизоды из обыденной жизни:

Девочка объясняет рассвирепевшей маме, что она об­меняла свою новую куклу на светлячка («какого-то мерз­кого червяка»), потому что кукла неживая, а светлячок живой и светится в темноте.

Трехлетняя Оленька М. разобрала на мелкие части бу­дильник: искала у него ножки, потому что взрослые го­ворят, что он ходит.

Артур И. (2,5 года) оборвал только что распустившие­ся садовые цветы (!), чтобы... подарить их маме и бабуш­ке.

Денис (4 года) увидел по телевизору корриду: «По­смотрите, как корову мучают!»

Игорь (3 года) любит озорничать и нередко бывает на­казан. Видит, как бабушка ощипывает гуся. Сокрушается: «Бедный гусь! Ведь ничего не сделал!»

4. Дети — исследователи, «открыватели» большого мира вокруг, «почемучки», ибо запас знаний мал, жизненного опыта не хватает, а познать, мир хочется как можно ско­рее, вступить с ним во взаимодействие немедленно, уже сейчас, а не когда-то там в будущем, когда «вырастешь и станешь взрослым». -

Вот почему девочки-дошкольницы примеряют мами­ны платья и туфли, красятся, как папуаски, вертятся пе­ред зеркалом, уподобляясь мартышкам. А мальчики игра­ют в космонавтов, летчиков, военных, акробатов и кло­унов.., а еще, увы, в крутых бизнесменов, рэкетиров, мафиози, пьяного папу и т.п.

Каждому взрослому (не только родителям и педагогам) знакомы «сто тысяч почему», которые «живут на белом свете»: почему часы тикают? Почему вымерли динозав­ры? Почему нельзя свешиваться с балкона? Почему люди ходят на двух ногах, а собаки на четырех? Зачем собаке хвост? Как это такая большая бабушка умещается в бан­ку (бабушка всю жизнь проработала в Госбанке)?

А кому незнакомо детское словотворчество, талантли­вости которого не устаешь восторгаться и удивляться: не печка, а гречка (ведь греет же); не катушка, а матушка


1.3.Ребенок, дети, детство Школьник в воспитательном процессе 41

(на нее нитки намотаны); не самовар, а водовар (воду ва­рит); не воспитательница, а ругательница (только и де­лает, что ругается)...

А детские открытия (на сухом языке педагогики — это «субъективное открытие мира, уже открытого взрослы­ми»)-' «Оказывается, в телевизоре никто не сидит, а звук и изображение передаются по проводам», «Лед — это та же вода, когда растает», «Я знаю, что Баба-яга только в сказках живет, потому что мы были в зоопарке, там есть и волк, и медведь, и зайчики, и сороки...; мы с папой долго искали клетку с Бабой-ягой, а ее нет...», «Оказы­вается, все люди и обезьяны произошли от обезьян... И моя мама была обезьянкой, только у нее нет фотогра­фии», «К нам в садик на елку приходил не Дед Мороз, а Тамара Ивановна с бородой»; малыш в поликлинике: «Мама, а для чего детей взвешивают? Я знаю: чтобы уз­нать, сколько они стоят!»...

Еще Я. Корчак подметил, что нередко взрослых шоки­руют некоторые детские игры, исследования, опыты: «Мы недолюбливаем некоторые детские игры, исследования, опыты. Ребенок ходит на четвереньках и лает, чтобы по­нять, как справляется с этим собака, пробует хромать, подражает горбатому старику, косоглазит, заикается, ка­чается как пьяный, изображает увиденного на улице су­масшедшего, ходит, закрыв глаза (слепой), затыкает уши (глухой), ложится неподвижно, удерживая дыхание (умер), смотрит через очки, затягивается папиросой, тайком про­бует завести часы, обрывает у мухи крылья (как она по­летит?), притягивает магнитом перо, интересуется стро­ением уха (что там за барабанная перепонка), горла (что там за миндалины?), предлагает девочке играть в докто­ра, надеясь, что увидит, как там у нее, бежит с зажига­тельным стеклом на солнце, слушает шум в раковине, бьет кремнем о кремень...»

Хотим мы или нет, но детей надо принять таковыми, как они есть, — исследователями, экспериментаторами, «почемучками»...

5. Дети любят себя: свое тело, свою душу, свой внут­ренний и внешний мир. Его старательно оберегают, ле­леют, противятся грубому вторжению в него. Почему-то в официальной педагогике детских учреждений это при-


 

Глава I. Воспитание как педагогическое явление

пойти гулять, смотрела в окно и, если там уже гуляло человека три-четыре, звонила еще четверым и только тог­да шла гулять. Это было время коллективных, подвиж­ных игр: прятки, казаки-разбойники, пароли, светофо-рики — это наши любимые игры... И обязательно — вме­сте».

7. Дети эмоциональны. Не притворно, не избиратель­
но, не ситуативно, не для кого-то или чего-то, не скрыт­
но... а искренне, открыто, «всеми частичками души»: они
любят, ненавидят, понимают, сочувствуют, содействуют,
поддерживают...

Трехлетняя Оленька М. плачет, видя боль другого: «Жал­ко царевну Несмеяну», «Жалко Волка, которому охот­ники распороли пузо, чтобы достать Красную Шапочку», «жалко маму: ей прокололи ушки для сережек», «жалко братика, которому постригли волосы»,..

Подростки вопят от радости победы спортивной ко­манды; заразительно хохочут, когда смешно; бурно реа­гируют на несправедливость; могут поколотить не оправ­давшего доверия сверстника, азартно включаются в иг­ру... В юности -- вообще «половодье чувств»: дружбы, любви, восторга жизни, глубокое переживание неудач, восторг победы, неприятие одиночества или, наоборот, любовь к уединению...

Ну а сколько историй могут рассказать родители и пе­дагоги о зарождающемся, невинном, наивном чувстве любви. Дима пришел из детского сада и шепотом сооб­щил маме: «Мамочка, ты знаешь, я, кажется, влюбил­ся». «Почему ты так думаешь?» Дима ответил: «Когда Ле­ночка сосет конфетку, у меня во рту тоже сладко, а ког­да она ударит коленку — мне тоже больно».

Не будем здесь касаться «любовных» историй подрост­ков и старшеклассников — они многочисленны, всем хо­рошо известны.

8. Дети великодушны. Они умеют прощать и забывать
плохое, причиненную им обиду и боль. У А. Экзюпери
читаем: «...Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них
сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к
взрослым». И ведь снисходительны. Прощают все: побои
отца; мать, недавно в сердцах воскликнувшую; «Прекра­
ти сейчас же! Убью!». И отца, который когда-то бросил,


1.3. Ребенок, лети, детство, Школьник в воспитательном процессе 45

из-за которого жизнь сложилась трудно, хотят видеть. И учительницу, которая вчера опозорила перед классом, а теперь покаялась, извинилась...

9. Дети искренни, все принимают всерьез, доверяют
взрослым, знающим и опытным. И нередко ошибаются,
больно переживают травмы и обиды. Страдают. И... взрос­
леют, мужают на этом опыте.

«...Я помню, как меня отучали от пустышки. Мне было два года, но я еще сосала пустышку. И однажды я встала утром и мама сказала, что соску утащила собака. И я в течение недели подходила к каждой собаке на улице и просила отдать соску» (Ю. Григорьева).

Из воспоминаний студента: «Старшая сестра, пришед­шая с первого урока биологии, рассказала мне, что че­ловек состоит из клеток. Меня поразило открытие: «Зна­чит, я тоже из клеток! Значит, и динозавры — из кле­ток!» С тех пор я долго думал, что вот-вот превращусь в динозаврика. Я стал в них играть, и года два-три жил в мире воображаемых динозавров».

...Взрослые замечают, что с некоторых пор (лет в 12—14) дети не любят ходить в гости с родителями. Мы задались вопросом, почему так. Оказалось, в большин­стве своем потому, что их не привлекает застолье и еще «конечно же, все будут говорить: «Ах, какая прелесть эта девочка! Ах, какая же большая выросла! Ах, как на маму (папу, бабушку, дедушки...) похожа!... Противно!»

10. Дети — мечтатели, фантазеры, оптимисты... О чем
только не мечтают! Какие фантазии не сочиняют и не
проигрывают. И главное — верят в них. Устремлены в бу­
дущее. В лучшее и счастливое будущее. И худо, если во­
круг - - хмурые лица взрослых, приземленные разгово­
ры, тусклая обыденщина. «Везет» тому, у кого в доме и
вокруг радостно, светло, оптимистично. «...Я всегда меч­
тал стать милиционером или космонавтом, хотел, чтобы
У меня была самая красивая девушка во всей Вселенной,
чтобы она меня любила всю жизнь до гроба. Я мечтал о
том, что когда я вырасту, буду собирать всех собак (без­
домных) себе домой, буду их мыть и за ними ухаживать.
Я мечтал стать очень счастливым» (Аркадий Б.).

«Я страдала от того, что не могу полететь и присоеди­ниться к стае журавлей, мне было горько от этой жуткой


 


46_____________ Глава _I _Воспитание_как__педагогическое явление

беспомощности» (Маша Ц.)- «Мечтала быть невестой в белом красивом платье и фате, и быть актрисой, и сыг­рать роль Динки из книги Осеевой» (Юля К.).

11. Дети больно переживают несовершенство окружаю­щего мира в самом широком смысле этих слов. Мира ма­териального и мира духовного. Они остро страдают от его парадоксальности и противоречивости. Каждый по-свое­му решает для себя эти проблемы. Из воспоминаний сту­дента: «Я вспоминаю, как горько плакал от двух откры­тий. Первое — смертность. «Неужели я тоже?.. Мама, как?! И ты тоже?.. Прошло. Принято. Второе — бескрылость. Как всем детям, мне снилось... что я летаю -- с упои­тельной естественностью... а на самом-то деле всего лишь живешь, и украдкой об этом знаешь и ждешь случая...»

...Ребенок попал в больницу: наелся земли -- решил проверить, как это из земли вырастают прекрасные цве­ты, вкусные фрукты и овощи, могучие дубы... Откуда они там? Может быть, можно есть землю?

Противоречивый мир рождает противоречия в самой сущности ребенка: в его восприятии мира, поступках,

самовыражении.

12. И как следствие всех предыдущих особенностей, по образном выражению М. Снайдер и Р. Снайдер*:

«Ребе­нок всегда организует свой Жизненный Мир, в котором он живет и из которого действует. Из встреч со всем, что его окружает, ребенок организует уникальный личност­ный мир-для-жизни. Этот Жизненный Мир организован работой ребенка над своим ростом, перспективами во­ображения и значениями конкретных действий, людей и

вещей....

Жизненный мир ребенка не может быть дан ему кем-то другим. Каждый ребенок творит его из своего опыта, намерений и пробудивБлихся в нем значений. Главная функция воспитателя — помочь ребенку научиться хра­нить свой жизненный мир. Потому что ребенок и мир дол­жны быть вместе.

Мы обнаружили следующие организующие центры Жиз­ненного Мира детей:

1) рост, над которым ребенок работает;

 

1.3-Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе 47

2) чувства по поводу себя;

3) люди и вещи в мире ребенка;

4) способы встречи с жизнью;

5) развивающиеся значения (система ценностей);

6) будущее.

Знание этих организующих центров является основным в понимании ребенка».

СПЕЦИФИКА ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА ДЕТСТВА

Школьные годы по праву считают са­мым динамичным, интенсивным пе­риодом развития человека. За эти де­сять лет происходят коренные изме­нения в физическом, психическом и социальном развитии человека. Если сказать кратко, то это переход от ранне­го, дошкольного детства к аттестату зрелости, т.е. к фак­тической взрослости, когда человек способен к матери­альной и духовной самостоятельности во всех сферах жиз­ни и деятельности.

Философы считают, что за десять школьных лет, пройдя через примерно 10 000 уроков, человек пере­ходит из позиции потребителя материальных и духов­ных благ в позицию их создателя, производителя. Дей­ствительно, малыша-дошкольника кормят, одевают, купают, с ним играют, ему читают, поют колыбель­ные песенки, возят сначала в коляске, потом в транс­порте, покупают мороженое, конфеты, игрушки... А выпускник школы -- это человек, физически и пси­хически готовый выполнять определенные социальные роли: труженика (производителя материальных и ду­ховных благ), учащегося'высшей школы (интеллекту­ально-познавательная деятельность приближается к на­учному познанию), общественного деятеля (способен определить свою социально-политическую позицию), семьянина (создателя семьи, позиция мужа и жены, отца и матери, воспитателя собственных детей) под­линного потребителя культуры (когда есть потребность в музыке, поэзии и прозе, живописи, театре и т.д.). Другими, возвышенными словами: это человек (в ис­тинном высоком значении этого слова), готовый жить и действовать по законам ИСТИНЫ, ДОБРА и КРА­СОТЫ.


48_____________ Глава I. Воспитание как педагогическое явление

Таким образом, «развитие человека в школе как лич­ности и субъекта деятельности обязательно включает в себя развитие:

1) интеллекта;

2) эмоциональной сферы;

3) устойчивости к стрессорам;

4) уверенности в себе и приятия себя;

5) позитивного отношения к миру и приятие других;

6) самостоятельности, автономности;

7) мотивации самоактуализации, самосовершенствова­
ния (сюда входит и мотивация учения как важнейшего
элемента саморазвития).

В сумме эти идеи можно назвать позитивной педагоги­кой или гуманистической психологией воспитания и обуче­ния»*.

Это с позитивной, заданной обществом точки зрения. Но есть еще и внутренний план взросления человека в пе­риод школьного детства. Он вносит серьезный корректив в организацию воспитательного процесса. По наблюдени­ям школьных психологов**, современный ребенок (под­росток) выносит еще и такие представления о себе, дру­гих и мире людей вообще:

«Во-первых, все можно оценить (за год первокласс­ник получает около 200, а старшеклассник — около 2000 оценок), по полученным оценкам людей можно ранжи­ровать; эти оценки с учебного предмета переносятся на личность и взаимоотношения в целом;

во-вторых, то, чему учат родители и школа, далеко не всегда соответствуют реальностям жизни, школа даст много ненужного, главное — этому не научиться (не толь­ко в плане предметного обучения, но и некоторых форм коллективного взаимодействия);

в-третьих, в человеке много отрицательного, небла­гополучного, что не'может быть принято и должно быть исправлено, отвергнуто (убеждение в пользе критики и самокритики, сочетающееся с абсолютной неразвитостью

* Цит. по кн.: Бардовская И.В., Рван А.А. Педагогика. М., 2001. С. 171.

"* Волкова М.В. Психология как школьный предмет. В альманахе «Мир человека. Философия. Образование. Культура». Вып. 2 / Под ред. А.Ф. Малы-шевского. Калуга, 1996. С. 39.


1.3. Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе 49

конструктивной рефлексии, что подтверждается экспе­риментальными исследованиями);

в-четвертых, выиграть можно за счет проигрыша дру­гого,, и, если ты не будешь бдителен, обязательно най.-дутся люди, желающие выиграть за твой счет... И другие представления».

КРИЗИСЫ ШКОЛЬ­НОГО ДЕТСТВА

Осложняет процесс воспитания и тот факт, что в течение школьного воз­раста растущий человек проходит че­рез два периода кризиса: «кризис 6—7 лет» и «подростко­вый кризис», которые характеризуются значительными изменениями в физическом и психическом развитии, в существенном изменении социального статуса.

«Кризис 6—7 лет» приходится на время поступления ре­бенка в школу, которое знаменует собой смену ведущих, важнейших в развитии человека видов деятельности: были -игра и общение (по природе своей непроизвольные виды деятельности), стала — учебная деятельность, в основе ко­торой едва ли не самый тяжелый, даже изнурительный для маленького., неокрепшего еще человечка труд, требующий громадного напряжения, физического, психического, мо­рального. И ребенок начинает «сопротивляться», «защи­щаться» в разных, порой непонимаемых взрослыми фор­мах. Уставший сидеть на уроках первоклассник встает и вдет к двери: «Я, пожалуй, домой пойду, надоело мне тут у вас». Маленькая девочка перед выходом в школу (мама то­ропится на работу) снова раздевается, ложится в постельку и закрывает глаза: «Я лучше спать буду». Первоклассникам в конце четверти задали заполнить все пропущенные стра­нички в прописях; девочка пишет (словами трехлетней се­стренки): «Я иду и вижу Кыху, а навстречу ей Зая, а за ним — Олк» и т.д. А в конце страницы: «Письмо и чтение -вот лучшее мучение»... Каждый родитель и учитель могут до бесконечности рассказывать подобные истории о труд­ностях и противоречиях взросления в этот период: и «не­покорные они», и «слишком самостоятельные», и «выдум­щики такие, что диву даешься», и «все превращают в игру», и «фантазеры, каких свет не видел»...

Возраст от 10—II до 14—15 лет — подростковый воз­раст, по меткому выражению Н.К. Крупской, — «уже не


 


 

Глава I. Воспитание как педагогическое явление

ребенок, но еще не взрослый». Вот почему его называют еще переходным, переломным, а нередко трудным. Это период интенсивного и неравномерного перехода от дет­ства к взрослости.

Развитие подростка столь интенсивно, что возникла необходимость для удобства организации учебно-воспи­тательного процесса выделить понятия младшего и стар­шего подросткового возраста — 5—7-й и 8—9-й классы.

С точки зрения основных видов деятельности это осо­бый период развития: по социальному статусу подросток -ученик, но, увы, для него самого на первый план выхо­дит деятельность общения, а отнюдь не учебная. Спроси­те у подростков среднего школьного звена, толпящихся I сентября около школы, зачем они пришли в школу, что их сейчас сюда притягивает, что их радует в школе. Мало, кто ответит: «учеба». Вероятнее всего: «общение с друзьями», «посмотреть, кто из учителей у нас будет», «встретиться с одноклассниками», «увидеть, какие стали девчонки (мальчишки)»... И другие виды деятельности -в качестве хобби.

Физическое развитие: быстрый, но неравномерный рост конечностей при отставании развития грудной клетки, интенсивное развитие сердца при отставании развития со­судистой системы, в скелете — замена хрящей на кости, интенсивное половое созревание (и... громадный, повы­шенный интерес к нему). Психические изменения: преоб­ладание возбуждения над торможением (но это процесс управляемый); мышление абстрактное, но с опорой на конкретно-образное; внимание произвольное; память тоже произвольная, переход от механической к логической; своеобразные акцентуации характера; частые аффекты (кратковременные, сильные эмоциональные вспышки) и негативизм (склонность к отрицанию, сопротивлению воздействию окружающих, и прежде всего родителей и педагогов). Важными особенностями социального разви­тия следует считать развитие самосознания, стремление к самоопределению и самоутверждению, «чувство взрос­лости* (стремление к ценностям взрослых), ярко выра­женную потребность в товариществе и дружбе; стремле­ние к необычному, романтическому; появление первого чувства любви...


1 .3. Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процесс 51

В последнее десятилетие считается: именно начиная с подросткового возраста, молодежь характеризуется таким новым в нашем педагогическом лексиконе словом, как «тинейджеры», т.е. современные подростки, новое их по­коление, имеющие свои обычаи и стиль, своих кумиров, свой жаргон, свой образ жизни — свою субкультуру.

Уместно здесь сказать о том, что в основе психологи­ческой характеристики юных тинейджеров, как и в разгад­ке того, почему подростковый возраст1 считается трудным, переходным, переломным, лежат подмеченные учеными, физиологами, психологами и педагогами, противоречия отрочества, блестяще описанные В.А. Сухомлинским в книге «Рождение гражданина».

Обратимся за доказательствами правомерности сказан­ного выше к живому материалу, данному самими подро­стками.

Смирнова Альбина:

13'лет — ужасный возраст!

13 лет... Скажи, ты кто?

Ты не ребенок и не взрослый,

А, может, вместе тот и тот.

Тебе так хочется открыться всему свету,

Но чаще говоришь ты сам с собой.

Тебе нужна зима цветущим летом,

Грустишь о лете снежною зимой.

Катя С.: «Что любила? Находиться одна. Играть сама с собой или со своими животными».

Вера П. (9-й класс): «Я не люблю, когда мне указыва­ют, что надо делать. Хотя я понимаю, что это правиль­но, я все равно не сделаю это;...людей, которые хотят казаться лучше, чем они есть; людей, которым открыва­ешься, а они потом плюют тебе в душу. Я сразу же начи­наю испытывать отвращение к ним; лицемеров, которые говорят за спиной совсем не то, что произносят в лицо; я не люблю город».

Возраст 'старшеклассников (15—17 лет), т.е. младший юношеский, среди школьных педагогов кризисным не счи­тается. Старшеклассник — почти взрослый человек. Ос­новные виды деятельности: учебная, чаще всего профес­сионально ориентированная, и трудовая — в избранном направлении. С этим, как правило, связаны и другие виды


 

Глава I. Воспитание как педагогическое явление

деятельности, которые, впрочем, могут выступать и в качестве хобби или отдыха на досуге.

Учить старшеклассников — удовольствие. Но воспиты­вать гораздо труднее, ибо они (и совершенно справедли­во!) считают себя взрослыми. Социальное развитие и ста-^новление старшеклассников характеризуется такими ос­новными чертами: период выработки мировоззрения и определения жизненной позиции во всех сферах (труд, дальнейшее образование, любовь, семья, дети и т.д.); формирование идеалов; романтическая приподнятость и оптимизм; критицизм в отрицании сегодняшнего во имя лучшего будущего (особенно в современном меняющем­ся мире); поиск смысла жизни и ответа на сложные ее проблемы (нередко вплоть до психических расстройств и депрессий); активный поиск идеала в дружбе и любви; потребность в самопознании и самовоспитании и ее ак­тивная реализация (ведут жаркие дискуссии на эту.тему, максималистски критичны ко взрослым и сверстникам, начинают записывать свои мысли в стихах, прозе, днев­никах; определение своего места в иерархии коллектива (класса, группы...).

Старшеклассники пытаются осмыслить жизнь. Причем неизменно это осмысление затрагивает их эмоциональ­ную сферу: то безотчетная грусть, то безмерно перепол­няющая радость и желание объять этой радостью весь мир, то беспросветная тоска и уныние, то безумная жаж­да впечатлений и перемен... Характерно для четырнад-цати-пятнадцатилетних стихотворение Риммы Абдрахма-новой «Жизнь»:

Ну почему так трудно жить? И сердце грусть все время гложет. Всегда стоит вопрос: как быть? Никто ответить не поможет.

Вся жизнь мне кажется грустна, За исключением моментов. А жизнь одна, всего одна, И вся из маленьких фрагментов! А в тех фрагментах, как всегда, Хоть что-нибудь да не в порядке. И часто оттого грустна. Стараюсь жить я без оглядки.


1 .3. Ребенок, дети, детство. Школьник в воспитательном процессе 53

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

На фоне возрастных особенностей школьного периода развития и вос­питания человека необходимо знание педагогом индивидуальных различий. К ним следует отнести такие:

>- истории рождения и развития (медико-психологичес­кий анамнез);

*- состояние здоровья на данный момент; наличие или отсутствие отставания или забегания вперед в разви­тии отдельных органов организма; наличие или отсут­ствие каких-либо болезней;

>- среда обитания (материальная и культурная), условия жизни и воспитания; применявшаяся ранее методика воспитательных средств, методов и приемов; >• важнейшие события в жизни ребенка и окружающих

его людей;

>- особенности протекания важнейших психических про­цессов: ощущения, восприятия, воображения, внима­ния, памяти, мышления, речи;

>• направленность личности: потребности, мотивы, ин­тересы, склонности, убеждения, мировоззрение; >• задатки и способности;

>• свойства высшей нервной деятельности, темперамент; ** характер как сложная совокупная характеристика лич­ности. Когда мы хотим оттенить индивидуальность че­ловека, мы говорим именно о характере. «Характер* может быть: сильный или слабый, опти­мистический или пессимистический, уравновешенный — нервный, легкий -- трудный, открытый -- замкнутый, гордый -- приниженный, самокритичный — самовлюб­ленный, правдивый -- лживый, тактичный -- грубый, ответственный — недобросовестный, щедрый — жадный, гуманный — эгоистичный, принципиальный — бесприн­ципный, аккуратный — неряшливый и т.д.

У подростков, например, выделяют тип характера: ги-пертимный (подвижность, склонность к озорству), цик­лоидный (раздражительность, склонность к апатии), ла­бильный (повышенная мнительность и капризность), сен-

* Весь материал о характере инт. по кн.: Ирхин Ю.В. Психология успе­ха. Как илиять на людей и управлять собой. М., 1992. С. 10—1!.



Глава I. Воспитание как педагогическое явление


1.3.ребенок, дети, детство Школьник в воспитательном процессе



 


ситивный (повышенная чувствительность к незнакомым),

психастенический (раннее интеллектуальное развитие, са­моуверенность и безаппеляционность), шизоидный (зам­кнутость, безразличие), истероидный (эгоцентризм), ком-формный (некритичность, слабоволие), неустойчиво-праздный (бездельничанье)».

Половая принадлежность также вносит свою специфику в развитие и воспитание школьников. Я. Корчак писал: «Маль­чики... ничуть не хуже девочек, они просто другие... Недо­статки и достоинства есть и у девочек, и у мальчиков...»

Психофизиологические и педагогические различия маль­чиков и девочек можно обобщить в такие группы:

1) биологические -— анатомо-физиологические и психо­
физиологические особенности строения и функциони­
рования организма;

2) социальные — подготовка к жизненным позициям мужчи­
ны и женщины, мужа — жены, отца — матери в обществе;

3) исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы,
влияющие на сегодняшнюю судьбу девочки — девуш­
ки — женщины, мальчика — юноши — мужчины;

4) психолого-педгогические: отношение к девочке — маль­
чику в окружающей микросреде и системе воспитания
дома и в детских учебно-воспитательных учреждениях.

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ДЕТСТВА

Существенным новообразованием школьников следует считать современ­ные реалии детства и их последствия: изменившиеся социальные, политические, экономичес­кие, культурологические... условия жизни, повлекшие за собой изменения в характеристике современных детей.

Назовем только некоторые: большая информирован­ность, приобщение к технике (в том числе к новым ин­формационным технологиям, вплоть до Интернета), сво­бода и раскованность.в поведении и образе жизни, незави­симость от кого бы то ни было, повышенная критичность, свобода выбора и волеизъявления, ориентированность на западноевропейский и американский образ жизни, более раннее взросление, повышенная политизированность одних и равнодушие других, переоценка жизненных ценностей, большая ориентированность на материальные ценности, у некоторых — неприкаянность и одиночество...


Впервые в истории человечества реальностью стало по­явление молодежной субкультуры, к которой дети приоб­щаются очень рано. Имеются и негативные тенденции в детской среде: неадекватные социальные нормы и фор­мы поведения, вплоть до девиантного; приобщение к нервно-стимулирующими средствам (табакокурение, ал­коголь, наркотики, токсические вещества); безнадзор­ность и беспризорность, детский суицид...

Разумеется, это осложняет процесс воспитания. И по­рождает новую проблему современной педагогики — эко­логию детства и экологию воспитания*.

САМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА И ПЕДАГОГИЧЕС­КАЯ ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

И последнее. Мы доказали, что ре­бенок (школьник) — субъект воспи­тания. А значит сутью, существенной характеристикой воспитания являет­ся сопутствующий ему процесс СА-МОвоспитания: осознав свои досто­инства и недостатки, растущий человек сам начинает со­знательно влиять на свое развитие. Если сказать кратко, самовоспитание детей (школьников) в своем развитии проходит три основных этапа:

1) в 2—3 года впервые появляется и постепенно развивает­
ся, обогащаясь по мере взросления «Я сам» (беру ложку,
умываюсь, читаю, выбираю друга, еду в транспорте...).
По примеру взрослых и по собственному разумению;

2) стихийное самовоспитание подростков;

3) переход к осознанному и целенаправленному самосо­
вершенствованию в юности.

Благодаря этому мы и можем ставить в воспитании цель — самоактуализация личности — и исповедовать про­грессивную гуманистическую педагогику сотрудничества.

Итак, даже беглый поверхностный анализ особеннос­тей школьного детства наводит на важные мысли, о ко­торых нельзя забывать, прикасаясь к судьбе ребенка, орга­низуя детскую жизнь.

Дети — не такие, как мы, взрослые. Тоньше, чище, ис­креннее. Мир детства иной, нежели мир взрослости. Поэто­му нельзя к детям подходить с нашими мерками. И судить

* Об этом в кн.: Коротов В.М. Введение в педагогику. М., 1999. Гл. 6. § 7.


 


 

Глава I. Воспитание как педагогическое явление

на основе их. И вершить с позиций возраста (знающего и опытного) детские судьбы. Дети живут как бы в другом из­мерении. Им трудно понять и принять наш мир. Значит надо помочь. Надо занять правильную жизненную и психолого-педагогическую позицию. И суть ее не «над», не «возле», не «перед»... А «вместе», т.е. позицию взаимодействия педагога и воспитанника в двустороннем процессе воспитания.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Дайте определение понятий «ребенок», «дети», «детство» —
докажите их фактами и примерами из собственной жизни
и практики.

2. Возрастная периодизация школьного детства. Как она вли­
яет на позицию педагога при работе с разными возрастны­
ми категориями школьников?

3. Школьные кризисы развития. Как их учесть при организа­
ции учебно-воспитательного процесса?

4. Детство и взрослость: общее и различное. Характерные осо­
бенности детства и учет их в воспитании.

5. Что дает школа развитию-растущего человека? Позитивное
и негативное в воздействии школы на него.

6. Чем обусловлены индивидуальные различия в развитии
школьников и как их учитывать в воспитании?

7. Какова специфика воспитания с учетом современных реа­
лий детства?

8. Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие в разви­
тии школьника.

Рекомендуемая литература

Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. М., 1996.

Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. М., 1996.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском воз­расте. М., 1969.

Волков Б.С. Психология подростка. Психология развития. М., 2001.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Время взрослых поступков. Диа­логи о школьной юности'и ее проблемах. М., 1993.

Зеньковский В.В. Психология детства. М., J996.

Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психоло­гического развития до одаренности. М., 1999.

Кураева Л.Г. Детство: социокультурная реальность. Саратов, 3997.

Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1994. Раздел «Записки на рецептурных бланках. Зачем нужно детство».


1.4. Школьный педагог как субъект воспитания 57

Лихтарников А.Л. Школьник: проблемы и ценности // Кн. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб., 1998.

Медведева И.Я., Шитова Т.Л. «Новые» дети. М., 2000.

Мир детства: младший школьник. М., 1981.

Мир детства: подросток. М., 1990.

Мир детства: юность. М., 1991.

Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология разви­тия, детство, отрочество. М., 1998.

Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2001.

Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и пло­дотворные идеи. М., 1989.

Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997.

Природа ребенка.в зеркале "автобиографии: Учебное посо­бие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошлсвой. М., 1998.

Спок Б. Ребенок и уход за ним (в любом издании).

cvxomauhckuu В.А. Рождение гражданина. Избр. пед. соч.:

ВЗтЖ 1979. Т. I.

ФельдштейнДЖ Психология развивающейся личности. М., 1996.

Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993.

Date: 2015-10-22; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию