Инструменты изучения адаптационной системы
«Критические инциденты»
Фокус-группы
Анкетирование
Дискуссии и обсуждения, опросы на внутреннем сайте
Документы, необходимые для проведения процедуры адаптации:
1. Положение об адаптации персонала
2. Положение о прохождении испытательного срока
3. Положение о наставничестве (+ мотивационная программа наставников)
4. Комплект новичка: путеводитель, должностная инструкция, нормативные корпоративные документы, телефонный справочник и пр.
5. Положение о работе департамента, куда принят новый сотрудник.
6. Стандартизованный адаптационный бланк (на первые 5 дней, на месяц)
7. Лист оценки прохождения испытательного срока
8. Анкета прошедшего адаптацию
Алгоритм построения системы адаптации в компании:
1. Анализ существующей ситуации в компании
2. Выработка основных аспектов системы адаптации в компании, определение целей и миссии бизнес-процесса (какая основная задача, какие результаты ожидаются?)
3. Создание Положения об адаптации, прохождения испытательного срока
4. Создание Положения о наставничестве
a) Основные положения
b) Кто может быть наставником, по каким критериям выбирается
c) Основные компетенции наставника (эффективная коммуникация, способность к обучению, лояльность, эмоциональная компетентность)
d) Система мотивирования и контроля наставников
e) Права и обязанности наставников
f) Система обучения наставников
5. Создание адаптационных мероприятий
a) Приветственный тренинг (Welcome-тренинг)
b) Дни новичков (построение корпоративных отношений, обмен впечатлениями, викторины по знанию продукта)
c) Экскурсии по компании
d) Семплинг продукции
e) Мастер-классы ведущих сотрудников
f) Ролевые адаптационные игры (навыки работы в команде, навыки эффективного общения)
6. Создание матрицы адаптации сотрудников согласно их категориям
7. Разработка системы повторной адаптации
8. Создание стандартизованных адаптационных бланков (бланк постановки целей и задач, развития компетенций; бланк оценки по прошествии 1/3 месяцев работы, бланки самооценки сотрудника, анкеты обратной связи; приветственные письма HR-директора и линейного руководителя и пр.)
9. Создание Корпоративной книги новичка, а также Комплекта новичка
10. Формирование библиотеки для самостоятельной работы новичка
11. Создание системы информирования о новых сотрудниках в компании
12. Интегрирование адаптации в процесс обучения персонала
(Учебный центр компании)
a) Мини-тренинги по корпоративным компетенциям
b) Тренинги по профессиональным компетенциям в зависимости от категории персонала
c) Обучение корпоративным стандартам работы (ПО обеспечение: SAP, 1С, Lotus Notes, Outlook, составление отчетности и пр.). Написание памяток по работе в каждой программе
13. Презентация проекта фокус-группе. Обсуждение. Доработка
14. Выбор и обучение наставников
15. Обучение линейных менеджеров (постановка целей, эмоциональная компетентность и др.)
16. Презентация проекта линейным менеджерам и лидерам мнений
17. Пиар-акция процесса адаптации на уровне всей компании
18. Внедрение. Анализ эффективности
19. Доработка выявленных ошибок, принятие мер
20. Промотирование на уровне компании (как элемент HR-бренда)
21. Создание алгоритма информирования нового сотрудника о приеме в штат и описание его дальнейших действий (job-offer, приветственное письмо, список необходимых документов и пр.)
Ознакомительный тренинг для новичков (Welcome-тренинг) Презентация (или фильм)
Содержание:
— История создания компании
— Миссия, ценности, символика, стандарты качества и поведения
— Стратегические цели и приоритеты
— Структура, ключевые фигуры
— Корпоративные мифы и ценности (основные положения корпоративной культуры, негласные традиции, дресс-код и пр.)
— Корпоративная политика в области управления персоналом
— Основные партнеры и клиенты
— Производимые продукты (сегмент рынка, положение компании, основные конкуренты, характеристика продуктов, основные бренды)
— Презентация или видеобращение генерального директора к новичкам
— Презентация продукции компании: возможность потрогать продукт/посмотреть
— Мастер-классы представителей разных департаментов компании (юристы, бухгалтера и пр.), выдающиеся личности компании
Обзорная экскурсия по всей территории компании
Что надо показать:
— «Аллея славы»
— Зоны отдыха
— Буфет, туалеты
— Зона производства (продаж)
Дни новичков:
Проводятся в целях командообразования, с периодичностью один раз в месяц (в зависимости от интенсивности набора персонала).
Комплект новичка
В него входят:
— Должностная инструкция
— Положение о персонале
— Положение о прохождении испытательного срока
— Положение о департаменте
— Адаптационный лист
— Корпоративная книга новичка (Путеводитель/справочник новичка)
— Корпоративные положения
— Корпоративные издания
— Корпоративный сувенир
— Телефонный справочник
— Знаки приветствия от коллег - шоколадка на столе или открытка
Настольная книга нового сотрудника –
корпоративный документ, состоящий из ряда нормативных и регулирующих деятельность компании документов. Он остается у сотрудника и есть для него своеобразным путеводителем в процессах компании.
Состоит из следующих разделов:
1. Приветствие от руководителей компании.
2. Миссия организации и корпоративные мифы.
3.История создания предприятия.
4.Организационная структура компании, главные персоналии.
5. Основные товары и услуги компании. Продукция.
6. Карты-схемы компании.
7. Алгоритмы жизнедеятельности (заказ канцелярии, софта и пр., административно-организационные вопросы по правилам внутреннего распорядка: когда обед, где выдаются пропуска, правила поведения в местах общественного пользования и т.д.).
8. Внутренняя политика:
- политики, положения и правила компании: в отношении подбора персонала; в отношении отпускных, больничных и выходных дней; в отношении использования техники; в отношении мобильных телефонов и автомобилей; порядок начисления и выплаты з/п; процесс обучения и повышения квалификации и т.д.
– дресс-код компании и нормы поведения;
– отношение к клиентам, партнерам;
- правила корпоративной переписки;
– правила обслуживание клиентов;
– позиция по отношению к конкурентам.
9. Самые интересные мифы и легенды компании, ее традиции.
10. Телефонный справочник.
В дополнение к Корпоративной книге новичка составляют:
— Книгу руководителя
— Книгу продавца
— Книгу секретаря
и пр.
Пример:
Содержание книги руководителя: целеполагание, делегирование, методология обратной связи, типология подчиненных и пр.
Информация о новичках
Обязательное информирование о новых сотрудниках.
Обычно стандартизованная рассылка с периодичностью 1 раз в 1-2 недели (месяц), в зависимости от количества и интенсивности набора персонала.
Каналы информации:
— Интранет-страница «Новые сотрудники»
— Электронная рассылка на корпоративную почту
— Информационный стенд
— Корпоративный бюллетень или газета
— Личное представление
Информация может включать:
— Образование и опыт работы
— Успехи и достижения в предыдущих проектах
— Информация неформального характера (семейное положение, хобби)
Оценка эффективности процесса адаптации
Показатели эффективности системы адаптации в компании
1. Стоимость адаптации одного сотрудника (включает время, затраченное наставником, непосредственным руководителем, службой персонала, гонорар наставника, гонорары экспертов; стоимость раздаточных и других материалов);
2. стоимость подготовки наставника (по профессиям);
3. процент должностей, охваченных системой адаптации;
4. процент сотрудников, успешно прошедших испытательный срок;
5. процент сотрудников, для которых был продлен испытательный срок;
6. процент сотрудников, уволившихся из компании в течение испытательного срока;
7. процент сотрудников, уволившихся из компании в течение первого года работы;
8. процент сотрудников, уволенных после прохождения испытательного срока;
9. процент сотрудников, выполняющих функции наставников (по профессиям).
Как оценивать эффективности адаптации Инструменты
1. Обязательное анкетирование сотрудника, прошедшего адаптацию
2. Анализ уволившихся в течении ИС
3. Анализ уволившихся сотрудников в течении одного года после приема на работу
4. Беседы с линейными руководителями, наставниками
Отзыв нового сотрудника о проведенной адаптации
Должность _______________________________________________________________________
Департамент_____________________________________________________________________
Дата выхода на работу _________________________________________________________
| Вопрос
| Ответ
| Комментарии
|
| Мое рабочее место было подготовлено надлежащим образом
|
|
|
| Я ознакомился со своей должностной инструкцией
|
|
|
| Меня представили коллективу.
|
|
|
| Я знаю свои права и обязанности
|
|
|
| Что для вас было наиболее сложным и непонятным в первый рабочий день?
|
|
|
| Я ознакомился с перечнем сведений составляющих коммерческую тайну.
|
|
|
| Я активно взаимодействую с коллегами внутри отдела
|
|
|
| Я активно взаимодействую с другими подразделениями
|
|
|
| Я знаю направления деятельности.
|
|
|
| В компании есть служба, которая занимается моим профессиональным развитием
|
|
|
| Я знаю традиции, нормы, стандарты Компании
|
|
|
| Я ознакомлен с требованиями и стандартами выполнения работы
|
|
|
| Когда Вам была наиболее необходима помощь руководителя?
|
|
|
| Когда Вы почувствовали, что Вас приняли в коллектив?
|
|
|
| Устраивает ли Вас занимаемое место в коллективе?
|
|
|
| Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в адаптации?
|
|
|
| Что помогло Вам в процессе адаптации, какие трудности у вас возникали?
|
|
|
| Соответствует ли выполняемая Вами работа вашей квалификации, способностям?
|
|
|
| Удовлетворяет ли Вас режим работы?
|
|
|
| Получаете ли Вы поддержку руководителя?
|
|
|
Контрольная таблица прохождения адаптации
(для менеджера по персоналу)
ФИО нового сотрудника
| Должность
| Департамент
| Дата выхода на работу
| Дата окончания ИС
| Дни контроля
| Дни контроля
| Дни контроля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Май 2011
| Пн
| Вт
| Ср
| Чт
| Пт
| Сб
| Вс
|
|
|
Тренинг по командообразованию
|
|
|
|
|
Welcome-тренинг
|
|
|
|
|
|
|
Welcome-тренинг
|
Беседа с копирайтером Сергиенко О.
|
|
|
|
|
|
Welcome-тренинг
|
|
|
|
|
|
|
Welcome-тренинг
|
|
|
|
|
|
|
Date: 2015-10-18; view: 578; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|