Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие цикличности и её основные признаки. Особенности промышленного цикла. Циклы Кондратьева, Кузнеца, Китчина. Антициклическая политика государства в смешанной экономике
Цикличность – это всеобщая форма движения. То есть это закономерность развития и природы, и человеческого общества, и самого человеческого мышления. Таким образом, это общефилософское понятие. А в макроэкономике цикличность выражается в смене подъёмов и спадов общественного производства. К основным признакам цикличности относятся следующие три: во-первых, наличие колебаний уровня производства; во-вторых, периодичность, повторяемость колебаний; в-третьих, наличие в колебаниях такой повторяющейся единицы, как цикл. Первый признак означает, что колебания – это последовательная смена положительной динамики (увеличения производства) отрицательной динамикой (спадом). То есть, заметьте, неравномерность прироста, разные его величины не относятся к колебаниям. Тем более изолированные или хаотические колебания вовсе не относятся к цикличности. Второй признак предполагает, что экономическая динамика характеризуется волнообразностью. То есть развитие смешанной экономики идёт через колебания, следующие одно за другим. Третий признак означает, что цикл – это разнонаправленные части двух смежных колебаний. То есть нисходящая ветвь первого по времени плюс восходящая второго либо наоборот. Особое значение среди циклов различных типов имеет промышленный цикл. Он продолжается 8-12 лет, то есть столько, сколько длится жизнь одного поколения оборудования. Маркс в «Капитале» первым отметил, что промышленный цикл включает в себя следующие четыре фазы: 1) кризис, 2) депрессию, 3) оживление, 4) подъём. В фазе кризиса на экономику обрушивается общее перепроизводство продукции: во-первых, предметов потребления кратковременного пользования (питание, одежда); во-вторых, в ещё большей степени – предметов длительного пользования (телевизоры, компьютеры, автомобили); в-третьих, в наибольшей степени – средств производства (станков, производственного оборудования, рабочей силы). Правда, образуется это перепроизводство ещё до начала кризиса – в фазе подъёма предыдущего цикла, когда бизнесу, вроде бы, всё удаётся. В это время предприятия торопятся увеличить производство даже при задержках реализации, то есть работают на склад, залезая в долги. В результате объём предложения товаров становится намного больше объёма спроса. А значит, кризис выступает и неизбежностью, и необходимостью. Фаза кризиса вызывает следующие отрицательные социально- экономические последствия: 1) банкротство предприятий и банков, 2) падение курсов акций и облигаций, 3) рост безработицы, 4) простаивание части производственных мощностей, 5) снижение жизненного уровня населения. Но одновременно кризис играет и оздоравливающую роль, поскольку он насильственно выбраковывает и ликвидирует предприятия с высокими издержками, отсталыми техникой, технологией, организацией труда. В результате кризис восстанавливает равновесие между объёмом выпускаемых товаров и спросом на них, хотя и на более сниженном, чем ранее, уровне производства. В следующей фазе – депрессии – оставшиеся фирмы приспосабливаются на рынке к сократившемуся доходу и спросу. Для этого фирмы снижают издержки и цены на основе повышения производительности труда. В связи с этим считаю неудачным название данной фазы, ведь слову «депрессия» синонимом выступает слово «спад», а здесь в действительности следует говорить как раз о прекращении спада и подготовке к следующему подъему. В реальности в этой фазе наблюдается отсутствие экономической динамики и тут, наверное, оптимальнее было бы применить термин «застой» (сегодня производится столько же, сколько производилось вчера). Во время данной фазы цикла в поражённые кризисом отрасли вносятся инвестиции, вызывая эффект мультипликатора. В результате увеличиваются объём производства, доходы и совокупный спрос. Таким образом, экономика переходит в следующую фазу - оживления. В это время предприятия, выпускающие инвестиционные товары (станки, промышленное оборудование), получают заказы, а значит, нанимают рабочих, выплачивают им заработную плату. В результате растёт спрос и на потребительские товары и экономика таким образом входит в следующую фазу - подъёма. То есть на более высоком уровне повторяются процессы фазы подъёма предыдущего цикла. Промышленный цикл выражает не только национальную, но и интернациональную экономическую динамику. То есть обе его ветви: и нисходящая, и восходящая – практически одновременны в различных странах. В современной макроэкономической теории нет единого мнения в объяснении причин кризисов. Но ведутся поиски путей их преодоления. Например, через овладение взаимодействием акселератора и мультипликатора. Эффект акселерации или ускорения состоит в том, что увеличение доходов и потребления к данному году сопряжено с намного большим возрастанием инвестиций. Пока попытки овладеть мультипликатором и акселератором безрезультатны. Видимо, для решения проблемы преодоления кризисов полезно сравнить удельный вес государственной собственности и экономическую динамику в смешанной и командной системах. Так, в СССР в 1921-1940 и 1946-1953 годах (периоды ленинского НЭПа и сталинских пятилеток) был самый высокий в мире за ХХ и ХХI века темп прироста ВВП без всяких кризисов, а удельный вес государственной собственности – величиной, стремящейся к 100%. Сегодня наивысший в мире прирост ВВП без кризисов наблюдается в реформируемом Китае, где удельный вес государственной собственности более половины (57% в 2000 году). А в США, странах Европейского Союза и Японии удельный вес государственной собственности 30-40% и кризисы периодически повторяются. Видимо, удельный вес государственной собственности более 50% гарантирует преодоление циклических кризисов в экономике. Не случайно в развитых странах наблюдается тенденция к увеличению удельного веса государственной собственности. Противоположная картина в РФ, где удельный вес государственной собственности стал величиной, стремящейся к нулю и, соответственно, наблюдается беспрерывный кризис. К сожалению, продолжение курса на продолжение приватизации ещё не приватизированного намечено правительством РФ и на предстоящие годы. Как Вы видели в предыдущих темах, организаторы этого курса аргументируют его необходимость неэффективностью государственных корпораций. Однако указанная неэффективность, как убедительно показывает опыт Китая, успешно может быть преодолена ужесточением спроса с чиновников, менеджеров государственных корпораций за результативность их деятельности. В современном общественном воспроизводстве в смешанной системе одновременно осуществляется несколько циклов: 1) большие волны Кондратьева; 2) циклы Кузнеца, 3) уже известные промышленные циклы, подробнее всего проанализированные Марксом в «Капитале»; 4) циклы Китчина. Они различаются по продолжительности и структурированности. Советский учёный Н.Д. Кондратьев в 1920-х годах исследовал статистику ведущих стран мира за полтора столетия (включительно с последней четверти ХVIII по первую четверть ХХ века) и установил, что закономерностью динамики мировой экономики выступают большие циклы или длинные волны по 40-60 лет. Позднее их назвали длинными волнами Кондратьева. Здесь подъём в 40-60 лет закономерно сменяется спадом такой же продолжительности, затем происходит новый подъём и т.д. Последовавшие за открытием Кондратьева 80 лет стали новым подтверждением его правоты. Так, Великая депрессия в 1920-1930-х годах находилась в рамках спада длинной волны Кондратьева. А «экономические чудеса» Японии, ФРГ и других стран после Второй мировой войны совпали по времени с подъёмом длинной волны Кондратьева. Периодичность и продолжительность волн Кондратьева невозможно объяснить сроком жизни оборудования, как в промышленном цикле. Видимо, здесь причина в замене целого технико-экономического уклада другим укладом. Действительный член Российской Академии Наук С.Ю. Глазьев в монографии «Теория долгосрочного технико-экономического развития» (М.: Владос, 1993) показал, что за период техногенной цивилизации последовательно сменяют друг друга пять таких укладов. Первый из них связан с применением в производстве парового двигателя, второй – двигателя внутреннего сгорания, третий – с электрификацией всех отраслей экономики, четвёртый – с комплексной механизацией и автоматизацией производства, пятый – с информатизацией. Таким образом, смена технико-экономических укладов означает целую структурную революцию. Здесь меняется не только техника, но и качество рабочей силы, и уровень управления, организации производства. Промежуточное положение между волнами Кондратьева и промышленными циклами занимают циклы С. Кузнеца (по имени американского экономиста, нашего соотечественника по рождению, описавшего их), продолжительность которых около 20-ти лет. Австрийский экономист Й. Шумпетер первым заметил, что циклы различных видов не независимы друг от друга. То есть в рамках одной волны Кондратьева реализуется 2-3 цикла Кузнеца. А в каждом из циклов Кузнеца – по 2-3 промышленных цикла. И каждый промышленный цикл включает несколько циклов Китчина с длительностью от двух до четырёх лет. Циклы Китчина выражают нарушения и восстановления равновесия на рынке потребительских товаров. Периодичность и продолжительность циклов Китчина можно объяснить различием во времени между, во-первых, выделением инвестиций соответственно изменениям спроса и, во-вторых, вводом в действие новых средств труда, после чего и восстанавливается равновесие. Таким образом, современное реальное воспроизводство – это совмещение, взаимоналожение разных циклов, позволяющие прогнозировать динамику мировой и национальной экономики в условиях «нормального», классического капитализма или хозяйства с рыночным механизмом. Однако от такой «нормальности» в последние десятилетия стали происходить значительные отклонения. Так, в последней трети ХХ века в мировой экономике впервые произошли деформации промышленного цикла, когда фазы кризиса и депрессии стали сопровождаться инфляцией. Это явление назвали стагфляцией. Она затрудняет выход из кризиса и удлиняет его. Ведь раньше кризис и депрессия сопровождались снижением цен, а значит, и ссудного процента. Следовательно, создавалась благоприятная обстановка для получения кредита предпринимателям, для инвестиций. А это приближало оживление экономики. Теперь же инфляция, порождая высокий ссудный процент, угнетает инвестиции. Кроме того, с 1970-х годов цикличность в мировой экономике усложнилась структурными кризисами: энергетическим, сырьевым, продовольственным. Они приняли хронический характер. Усилилось воздействие на цикличность экологического кризиса, который перерастает в глобальную катастрофу. Всё это повысило значение государственной антициклической политики. Такая политика включает, во-первых, инструментарий фискальной политики, во-вторых, средства монетарной политики, в-третьих, программирование и планирование национальной экономики. Например, фискальная политика действует на цикл либо стабилизирующе, либо, наоборот, сдерживающе. Так, в фазе подъёма государство увеличивает налоги и сокращает правительственные расходы. А в фазе кризиса – наоборот, сокращает налоги и увеличивает правительственные закупки товаров и услуг, субсидирование фирм из государственного бюджета. Монетарную политику государства используют на нисходящем этапе цикла в виде экспансионистской политики, а на восходящем – в виде рестриктивной политики. Что это такое? Экспансионистская политика – это предложение денег под низкие проценты. А рестриктивная – это политика дорогих денег, когда фирмы вынуждены платить за деньги высокие проценты. Программирование и планирование применяется во всех странах смешанной системы. Причём если в США в виде частноцентрализованного планирования, то в Японии и Франции в форме прямого государственного централизованного планирования, когда применяются пятилетние государственные планы и целевые программы. Все перечисленные меры антициклической политики государств смешанной системы ослабляют проявления цикличности. Правда, сегодня «портит картину» своей необычностью развернувшийся с 2008 года мировой кризис, который многие поспешили сравнивать с Великой депрессией 1920-1930-х годов. Но сравнения эти не выдерживают критики, поскольку анализ показывает, что перед нами не просто великий, а супервеликий кризис, не имеющий аналогов в прошлом. Многие средства массовой информации и выступления политиков не скупились с самого начала на успокоительные обещания скорого выхода из него, но ведь надо отличать субъективную деятельность властей от объективной сущности развёртывающегося кризиса. В конце 2014 года мы увидели в официальных статистических данных, что наблюдается спад производства товаров и услуг как в нашей стране, так и в странах Европейского Союза, в том числе в самой мощной из них – Германии. Таким образом, успокоительные речи о достигнутом «дне» кризиса далеки от действительно научной оценки состояния экономики. Сама оценка сегодняшнего социально-экономического состояния, распространённая во многих публикациях, требует, на мой взгляд, серьёзного переосмысления. Лишь в первом приближении можно характеризовать его как мировой валютно-финансовый кризис, истоки которого в развале Бреттон-Вуддской системы американским дефолтом 1971 года. Но дальше нельзя не видеть, что термин «кризис» ограничивает наш анализ теорией цикличности, которую Маркс обосновал для капиталистической, или, в неоклассической терминологии экономикс, для рыночной или смешанной системы с рыночным механизмом. И тогда после кризиса логично ожидать подъёма. Но ведь в действительности-то потерпела сейчас крах вся система капитализма и рыночного механизма с её цикличностью, кризисами и подъёмами. И тут возрастает актуальность марксистской методологии (не случайно резко возрос интерес к работам Маркса сегодня на Западе) для объяснения сегодняшней и завтрашней ситуации. Однако следует, видимо, признать, что и только что высказанная оценка недостаточна. Сейчас всё больше доказывается исследователями, что глобальная экономическая катастрофа означает крах не только капитализма, экономики с рыночным механизмом, но и всей человеческой цивилизации, немало веков шагавшей по ложно выбранным ориентирам античеловечного прогресса. Такой взгляд отстаивает, например, научная школа философии хозяйства во главе с профессором Московского государственного университета Ю.М. Осиповым, президентом Академии философии хозяйства. Этот взгляд я, как академик – действительный член названной Академии, во многом разделяю и считаю, что на развитие его следует направить научные усилия. На фоне мирового кризиса опять-таки отличается специфичностью наша страна: по нашей экономике кризис и больней ударяет, и антикризисные меры нашего правительства оказываются менее эффективными. Если, например, к середине 2009 года западные фондовые рынки упали на 30%, то российские – на 70%. Россия оказалась в 2009 году впереди планеты всей по темпам падения ВВП. Среди 11 ведущих экономик мира (стран БРИК и G7) РФ продемонстрировала в 2009г. самый резкий спад экономики. Как свидетельствует из документа, подготовленного Росстатом на основе публикаций МВФ и ОЭСР, ВВП России упал по итогам 2009 года на 7,9%. Снижение ВВП Германии и Японии по итогам того же года составило 5%, Великобритании – 4,8%, Италии – 4,7%, США – 2,4%, Франции – 2,2%. В Китае, наоборот, зафиксирован годовой прирост ВВП на 8,7%. Цены на продукты и лекарства в России растут в разы быстрее, нежели в Европе и Америке. И если в 2008 году в госбюджете РФ был значительный профицит, то в 2009-м –дефицит в три триллиона рублей, а значит, многие необходимые расходы урезаются. Стабильность, о которой говорили до 2008 года, держалась на недешёвых кредитах, которые российские банки брали за рубежом, куда, наоборот, под ничтожные проценты шли отечественные нефтяные сверхдоходы. А теперь кредитов нет, есть долги российских корпораций западным банкам в полтриллиона долларов, по которым только в 2009 году надо было выплатить в качестве процентов 150 млрд. долларов. Из 594 млрд. долларов золотовалютных резервов, накопленных за восемь предыдущих лет, уже к середине 2009 года было истрачено более трети – 218 млрд. долларов. При таких темпах «подушка безопасности» может за полгода превратиться в пустую «наволочку», когда у России не останется средств для выплаты внешних долгов. Данная ситуация 2009 года не ушла в ретроспективу: в конце 2014 года при принятии государственного бюджета на 2015-2017 годы мы увидели в этом документе и отказ от проводившихся ранее индексаций социальных выплат соответственно темпу инфляции, и невыделение намеченного ранее объема финансирования оборонного комплекса, и отказ от финансирования того, что предусматривали майские (2012 года) указы президента В.В. Путина по реализации его предвыборной программы. "Россия - это поезд, который в ближайшие 5-10 лет запросто может пойти под откос", - писал в феврале 2010 года соучредитель и главный управляющий фонда Desert Shores Capital LP Джо Донохью на сайте журнала Forbes. По его мнению, "снижение цен на нефть всего на треть парализует Путина". Физическое здоровье россиян ухудшается быстрыми, если не устрашающими темпами, считает указанный автор, ссылаясь на данные Мюррея Фешбеха из The Washington Post: по средней продолжительности жизни мужчин Россия занимает 166-е место в мире, а по тому же показателю у женщин - примерно 127-е, разрыв между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин - 14 лет - самый крупный для развитых стран. Как сообщил в своей статье Фешбех, смертность от сердечных заболеваний в России в три раза больше, чем в США или ЕС, количество смертей от туберкулеза примерно втрое превышает эпидемический порог ВОЗ, около 1 млн. россиян имеют диагноз ВИЧ/СПИД, по данным Всемирной организации здравоохранения. В результате население России сокращается, что очень негативно сказывается на ВВП страны, пишет Донохью. Олигархи уезжают за границу, опасаясь, что Кремль отберет у них бизнес: "огромные богатства уже покинули страну и, возможно, бегство продолжается", - утверждает автор. Итак, российская экономика стала заложницей потенциального роста мировой экономики. "Не сомневаюсь, теперь Путин следит за фьючерсами на сырую нефть еще внимательнее, чем обычно", - заключает Донохью. Как же это замечание пятилетней давности актуально сегодня, когда цены на нефть заметно упали в конце 2014 года на мировом рынке, что сразу опровергло многие прогнозные экономические оценки, сделанные ранее правительством РФ. Кризис поразил все отрасли экономики и общественной жизни. Свёртывается ранее процветавшая торговля. Пустеют рестораны, рынки и турбюро. Останавливаются строительные краны. Весьма неуверенно чувствуют себя сотни банков. Жилищная ипотека и банковские кредиты обернулись трагедией для многих семей. По всей стране идут увольнения, невыплаты зарплаты, останавливаются заводы и фабрики. Растёт квартплата, цены-тарифы на электроэнергию и газ, транспорт, телефон. Быстро обесценивается рубль, идут безудержные спекуляции на его курсе. Доходность от валютных спекуляций достигла 40%, поэтому банкиры вместо стимулирования производства, занимаются торговлей деньгами. А поскольку средства уходят в спекуляции, то и нет кредитов для промышленности, или их дают под грабительские проценты. Весь мир в условиях кризиса пошёл в сторону дешёвых и длинных денег для экономики, а Россия помчалась в обратную сторону – коротких и дорогих кредитов. Если к середине 2009 года ставка рефинансирования в Японии стала почти ноль, в Европе – 2%, то в РФ – 13%. Это означает, что банковская олигархия, паразитирующая на бюджетных вливаниях, энергично наживается, а остатки реального сектора рушатся на глазах. Семь триллионов рублей, брошенные властью уже в первые месяцы для борьбы с кризисом, не дошли до реального сектора экономики. И это в условиях, когда, как резонно заметил тогда научный руководитель Института экономики Российской Академии наук академик Л.И. Абалкин: «Кризис – самое время задёшево скупать на Западе их технологии и заводы. Чтобы обновить всё наше производство» (Комсомольская правда. 3 июня 2009 года). Если во всём мире с падением производства снижаются цены, то в России цены, вопреки всякой логике, только растут и во время кризиса. Причём с падением мировой цены на нефть, внутренняя цена в РФ на бензин, наоборот, только возрастает. Значит, нефтяная монополистическая олигархия стремится сохранить свои прибыли за счёт ограбления собственного народа. Вот как справедливо, на мой взгляд, высказался профессор МГУ И.И. Мельников, один из лидеров КПРФ, в интервью Интернет-изданию «Взгляд», перепечатанному газетой «Советская Россия» 26 июля 2009 года: «ВОПРОС. Ваш прогноз по кризису. Мы достигли дна или это была белая полоса? Как коммунисты предлагают выбираться из экономической ямы? ОТВЕТ. Кризис - это не вспышки белых и черных полос, ныряние на дно и всплывание. В социально-экономическом кризисе две составляющие. Первая: внешняя конъюнктура, то есть цена на нефть, фондовые торги на международной арене, устойчивость доллара и так далее. Вторая: готовность экономики страны к кризису, то есть независимость от импорта, работа промышленности, уровень развития сельского хозяйства и так далее. И если факторы первой составляющей оказывают ситуативное воздействие, от которого становится то чуть хуже, то чуть лучше, то факторы второй составляющей задают тенденцию. Так вот тенденция для России крайне неблагоприятная, так как десятилетие торговли нефтью и газом, фактическое отсутствие работающего реального сектора, продолжающаяся политика закапывания Стабилизационного фонда в банковский сектор не дают нам возможности амортизировать, смягчать удары внешней конъюнктуры. И до тех пор, пока не будет реализовываться наша антикризисная программа, основанная на вложении средств в рост собственной экономики, на выборе приоритетных отраслей, исходя из рекомендаций научного сообщества, на стимулировании спроса, то есть повышении платежеспособности граждан, на возвращении к прогрессивной шкале налогообложения, - экономика "по системе Кудрина" будет идти вниз. Самое главное - вернуть в собственность государства, народа сырьевой сектор. Пока им владеет группа олигархов, борьба с кризисом будет борьбой за сохранение прибыли этих олигархов. Все это не просто наши политические оценки. По всем показателям, что Росстата, что Министерства регионального развития, идет спад производства, увеличивается безработица, падает спрос на товары. А в сумме получается коллапс. И сейчас кольцо пусть и медленно, но, к сожалению, сжимается». Вы можете критически заметить, что все вышеприведенные примеры и цитаты датируются 2009 годом. А сейчас прошло ещё пять лет. Но, согласитесь, тенденция, к сожалению, в социально-экономической сфере по-прежнему не может быть оценена положительно. Значит, все приведенные цитаты-факты пятилетней давности не только не потеряли актуальности, а стали ещё более актуальными. Как отметил в октябре 2014 года лидер фракции КПРФ в Государственной Думе РФ Г.А. Зюганов, по многим показателям экономика России откатилась на пятьдесят лет назад. Сегодня для неё характерны: слабость промышленности и сельского хозяйства, полная зависимость от импорта, утрата хозяйственных связей со странами СНГ и многими странами мира, ущербная денежно-кредитная политика, разрушенная инфраструктура. Это привело к отставанию от развитых государств по всей основной номенклатуре промышленной продукции как минимум в 5 раз. Производство усыхает, и уже 27% ВВП России обеспечивается внутренней торговлей. Для сравнения: в США этот показатель составляет 17%, а в Китае — всего 9. Деградация отечественной промышленности — это не только грустная картинка из 1990-х годов, а продолжение сегодняшней кризисной тенденции. Разрушение продолжается и сегодня. Так, например, остановлены Саяногорский и Волгоградский алюминиевые заводы. В том же Волгограде закрываются громадное объединение «Химпром» и тракторный завод, который работал даже в прифронтовой полосе в годы войны. В Свердловской области уничтожается «Уралмаш», входивший в число флагманов советской индустрии. При этом с сожалением следует констатировать, что наше отставание от других стран увеличивается. Тогда как в Германии обрабатывающая промышленность занимает 84% от ВВП, в России — лишь 13. Деградируют как материально-техническая база, так и кадровый состав. Катастрофически падает профессиональный уровень работников, занятых во всех сферах экономики и управления. И к этому следует добавить нерациональность использования квалифицированных кадров. Налицо, например, неоправданный рост чиновничества. Так, численность государственного аппарата в сегодняшней России вдвое больше, чем она была во всём Советском Союзе. Ускоренно растёт число занятых в полиции, во внутренних войсках и в других силовых структурах, кроме сегодняшний Российской армии. Значительная часть самой здоровой рабочей силы сосредоточена в частных охранных предприятиях. А ведь эти люди зачастую имеют высокий уровень образования, профессию и опыт организаторской деятельности. В сравнении с 2000 годом численность работников в промышленности сократилась к концу 2014 года более чем на 2 миллиона человек. За тот же период на полтора миллиона выросло число занятых операциями с недвижимостью. Работников банковско-финансового сектора стало больше на 1,2 миллиона человек. Налицо рост численности тех, кто связан со спекулятивно-ростовщической деятельностью. Не создавая материальных и духовных благ, они паразитируют на реальном производстве. Нетрудно видеть, что всё это вовсе не способствует реализации задачи, сформулированной В.В. Путиным о необходимости новой индустриализации РФ как фактору преодоления кризисных тенденций. Как известно, в ходе российских экономических реформ сложилась такая ситуация в отечественном капитале, что с первых его шагов и до сих пор доминируют два сектора: экспортно-сырьевой и банковский. Другие сектора экономики, особенно наукоёмкие, транснациональные монополии беспощадно уничтожали. При этом прежде всего пострадали те производства, что были конкурентоспособны на мировом рынке. К тому же гигантские средства ежегодно утекают из страны. Только за первое полугодие 2014 года за рубеж выведено 80 млрд. долларов, или 3,8 трлн. рублей. А ведь менее 1% этой суммы достаточно, чтобы на важнейших направлениях научно-технического прогресса осуществить программы прорывного характера. Причём деньги ушли в экономику тех самых стран, что давят на Россию санкциями. Таким образом, кризисность ситуации в экономике РФ значительно масштабнее, чем в странах Запада. Всё это заставляет внимательнее рассмотреть проблему цикличности применительно к РФ «персонально». И вот тут выясняется, что к нашей стране более 90 последних лет теория цикличности вообще была неприменима. Почему? В советское время государство, пользуясь возможностями командной системы, не допускало спадов, кризисов производства. А в первое постсоветское десятилетие (1990-е годы) в РФ объём производства ВВП и промышленной продукции упал более чем вдвое. Такого спада не знала в невоенное время ещё ни одна страна. Однако это был не тот кризис, который можно бы связывать с цикличностью. В действительности он вызван следующими причинами: 1) разрывом производственных связей ранее единого хозяйственного комплекса с развалом СССР; 2) ошибками в приватизации, за бесценок разбазарившей бывшую государственную собственность, но не создавшей стимула для товаропроизводителя любой формы собственности; 3) непомерными налогами; 4) практически отсутствием политики защиты отечественного товаропроизводителя и т.д. Российский кризис 1990-х годов не санировал экономику, как это бы сделал кризис, связанный с цикличностью. Наоборот, он ухудшил структуру национальной экономики, вызвал технологическую деградацию общественного производства. То есть у нас свернулся современный технологический уклад и повысилась доля устаревших укладов ХIХ и первой трети ХХ века. Тем более эти выводы приложимы к ситуации развернувшегося с 2008 года кризиса. На лёгкие и простые прогнозы о его завершении следует отметить, что кризис нельзя считать завершённым до тех пор, пока не восстановится реальный сектор экономики и не начнут расти доходы потребителей. Вот как, например, на мой взгляд, достаточно резонно по этому поводу высказался на страницах газеты «Советская Россия» Ю.К. Ковальчук, доктор технических наук, академик Петровской академии наук и искусств, профессор СПб ГАУ: «Публикуемые в настоящее время материалы о кризисе в РФ, по оценке экспертов Аналитического центра, не адекватны реальным вызовам. Кризис завершился 20 лет назад. Призывы к борьбе с кризисом дезориентируют общественность, направляют по ложному пути. Фактически современные беды РФ вызваны реализацией правительством РФ в рамках договора с МВФ программ «переходного периода» США, ЕС в рамках глобализации мировой экономики. А кризис лишь информационное прикрытие всех бед, под маркой которого совершается тягчайшее преступление геноцида. Требования по отставке правительства, «плохих» чиновников за 20 лет ничего не дали, «курс реформ» США, ЕС продолжается. Мы терпим поражение в информационной войне. Десятикратные отставки правительств РФ привели только к ухудшению ситуации, оптимизации системы внешнего управления, сформировали у населения чувство апатии, безнадежности и безысходности, бесполезности протестных действий. Вектор протестных действий необходимо менять. Прежде всего необходимо сломать систему внешнего управления. Надо добиться расторжения договора с МВФ, который обязывает правительство РФ исполнять программы «переходного периода» США, ЕС. Инициировать возбуждение уголовных дел против руководителей США, ЕС по факту геноцида. Ставить задачу прекращения оккупации страны, вывода войск США, НАТО с территории России и прилегающих государств, восстановления территориальной целостности и экономической независимости России. Прошу ознакомить читателей газеты «Советская Россия» с презентацией доклада Интеллект-клубу Санкт-Петербурга, в котором эксперты Центра обосновали необходимость расторжения договора с МВФ для прекращения реализации программ США, ЕС, а не борьбы с кризисом. Пожалуй, нет сегодня человека, которого не затронул (свалившийся, как нас убеждают, неожиданно) «мировой финансовый кризис» в виде роста цен, снижения зарплаты, утери сбережений, массовой безработицы… И прогнозы по его продолжительности самые неутешительные: год, два, пять лет… К подготовке рекомендаций его преодоления сегодня привлекаются современные «классики», самые опытные руководители, ученые и специалисты. Проведена такая работа и в С.-Петербурге. В обществе «Знание» состоялось очередное заседание Интеллект-клуба С.-Петербурга, на котором с концептуальным докладом «Современный глобальный экономический кризис…» выступил приглашенный из Москвы член-корр. РАН, 1-й заместитель директора Института экономики РАН, профессор Д.Е.Сорокин. С содокладом о «Правовом обеспечении антикризисных мер…» выступил депутат Госдумы В.И. Захарьящев, который затронул актуальный и волнующий всех вопрос, сколько денег министр финансов А.Кудрин перевел в США и почему они не использованы для нужд РФ. С докладами о кризисе и мерах его преодоления выступили и наши санкт-петербургские «классики»: профессора В.Н. Волович, А.И. Субетто, В.Т. Рязанов... Мы (Аналитический аграрный центр) сделали краткое сообщение, что по результатам исследования наших экспертов в настоящее время в России не кризис, он завершился 20 лет назад, а меры (финансовые операции…), необходимые для реализации очередных положений программ «переходного периода». И предоставили Интеллект-клубу научный доклад «Современное прочтение программы «100 дней» Ф.Д.Рузвельта вывода США из Великой депрессии, для России». Вопрос о том, что у нас сегодня – кризис или очередные меры исполнения программ – это для РФ ключевой вопрос, так как для улучшения ситуации требует разных, даже противоположных мер. Если сегодня реализуются в рамках глобализации мировой экономики очередные положения программ «переходного периода» по преобразованию нашей страны из «Великой мировой державы» в «Великую сырьевую империю» (как убеждает В.В.Путин) и эти программы привели к катастрофическим для населения последствиям, то нужно прекращать действия этих программ и возмещать нанесенный ущерб. Если сегодня кризис, в чем убедили всех наши и приезжие «классики» и предложили эффективные антикризисные меры (которые нужно было принимать 20 лет назад), то реализация предлагаемых ими мер, неадекватных реальным сегодняшним вызовам, не приведет к успеху. По сути, это дезинформация и соответственно дезориентация населения, общественности, направление их по ложному пути, который уже привел к катастрофическим последствиям. Итак, первый вопрос, на который мы обязаны дать четкий ответ, чтобы отсечь неадекватные предложения: Сегодня в РФ кризис или что-то другое? Кризис (греч. krisis — поворотный пункт) – это точка изменения закономерности роста на закономерность спада. Экономический кризис – это начало резкого ухудшения экономического состояния страны, ведущее к спаду производства, банкротству предприятий, росту безработицы и в итоге — к снижению жизненного уровня населения. Эксперты Аналитического центра, на основе официальной статистики, идентифицировали точку кризиса – это 1990 г. И нужно было установить, какие программы были задействованы для этого. Но это не сделано до сих пор. Официальная статистика подтверждает, что потери России за прошедшие после кризиса 20 лет огромны: территориальные – от России осталась половина, РФ; экономические – половина ВВП; людские – свыше 10 млн чел. в РФ, 5 млн чел на Украине… Но это уже не кризис, а его последующие результаты, которые определяются другим термином. Возникает 2-й вопрос: Как оценивается современная ситуация в России? С позиции фундаментальной экономической теории, делового экономического цикла (английская Высшая школа экономики), Россия программами «переходного периода» за 20 лет из точки кризиса «перемещена по синусоиде» в нижнюю ее часть – это глубокая депрессия, переходящая в разруху. Кто разработчик программ «переходного периода»? Из официальных документов следует, что по решению «семерки» (Хьюстон, 90) Россия «переходит к рынку». Правительство РФ подписало с МВФ в 1992 г. «Письмо о намерениях», взяв обязательства исполнять программы «переходного периода», законы, кодексы, конституцию, разработанные только экспертами фонда. А МВФ – обеспечить «переход к рынку». Де-юре за результаты перехода РФ к «рынку» (кризис, депрессию, потери) отвечает МВФ, представляющий интересы США, «семерки». Это документально подтвержденный исторический факт. Этот факт многое объясняет. Например, почему А.Кудрин, будучи министром финансов РФ, отправлял бюджетные деньги в США, ЕС, а не инвестировал их в отечественную экономику. Хранит там золотовалютные резервы, Стабфонд РФ. «Странное» поведение А.Кудрина становится понятным и логичным, если постоянно помнить о факте ввода внешнего управления экономикой страны. По международному договору за состояние экономики в РФ, международные отношения, когда и какие положения программ исполнять, какие установить параметры бюджета, куда и сколько направить денег, как их использовать – все это определяет МВФ. А президент, правительство, ФС РФ – только исполнители. Если А.Кудрин не выполнит указание МВФ, это будет считаться нарушением международного договора с негативными для А.Кудрина последствиями. С учетом приведенного факта, деятельность таких одиозных субъектов рынка, как Чубайс, Греф, Зурабов, Сердюков, приобретает совсем другую, отнюдь не реформаторскую суть. И самое главное, этот факт подтверждает, что огромные потери – это не результат кризиса, а результат мер, предусмотренных решением «семерки» и «Письмом о намерениях» МВФ. Какие программы разработаны США, ЕС и внедряются МВФ в России? Эксперты Аналитического центра идентифицировали и оценили эти программы: 1. «Экономика СССР. Выводы и рекомендации». Доклад четырех (МВФ, МБРР, ЕБРР, ОЭСР). Утвержден «семеркой» (Хьюстон, 90) как стратегия США, «семерки» по реформированию России в рамках глобализации мировой экономики. 2. «Переход к рынку» («Гарвардский проект», исп. директор Д.Сакс). Это исполнительская программа доклада четырех, решения «семерки». 3. «Приватизация земли и реорганизация сельхозпредприятий в России», нижегородская модель США. 4. «Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторе экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период» и ряд других. Соответственно идентифицированы исполнительские программы правительств Силаева, Гайдара, Черномырдина, Кириенко ит.д., которых отправляли в отставку за катастрофические результаты. Но их программы предусматривали неизменность «курса реформ», скрупулезное исполнение перечисленных программ США, ЕС. Что предусмотрено программами США, ЕС, исполняемыми правительством РФ? Чтобы узнать это, каковы будут результаты, понять логику современных действий ветвей власти РФ, необходимо раскрыть эти программы и оценить их суть. В короткой статье ознакомить с оценкой невозможно. Рассмотрим (доклад четырех опубликован в «Вопросах экономики», 1991, №3) только ключевые положения, которые привели к демографической катастрофе. Так, по стратегии США в ЖКХ России: «Введение жилищной системы, ориентированной на рынок, потребует реформ в четырех направлениях. …Во-вторых, …переход к квартирной плате, основанной полностью на экономических принципах, надо скоординировать с реформой зарплаты». В сельском хозяйстве, с. 58: «…Преобразование в сельскохозяйственном секторе должны прежде всего коснуться важнейших вопросов либерализации цен». Конечно, «Выводы и рекомендации» доклада четырех изложены очень туманно. Но если их положения сопоставить с Жилищным, Земельным кодексами РФ и реальной статистикой, то можно понять, что программы носят истребительный характер и привели к большим людским потерям. Поэтому президиум Петровской академии наук и искусств оценил программы США, ЕС как программы геноцида. Если бы наши «классики» за 20 лет после кризиса нашли время и выполнили анализ этих программ, то установили бы документально, что глубокая депрессия, переходящая в разруху, сформирована МВФ в России внедрением модели свободного рынка, который в 30-х годах привел все развитые страны мира к Великой депрессии. И поняли, для чего это сделано. Что нужно принимать не антикризисные меры, а меры Ф.Д.Рузвельта (переход на российскую социалистическую модель регулируемого рынка), которые вывели США из Великой депрессии. На какие положения программ следует обратить первоочередное внимание сейчас? Для этого напомним о содержании основных положений программы «Стратегия реформ… Программа мероприятий на переходный период»: – блок краткосрочных мер 1992–1993 гг. – это демонтаж регулируемого рынка, «шоковая терапия», ваучерная приватизация населением земли, ресурсов, имущества России; – блок среднесрочных мер 1994–1998 гг. – формирование свободного рынка, денежная переприватизация транзитными собственниками (т.н. олигархами); от населения (ваучероносителей) земли, ресурсов, имущества России; – блок долгосрочных мер 1999–2010 гг. – денежная переприватизация ТНК США, ЕС от олигархов земли, ресурсов, имущества России, освоение «восточных территорий». Т.е. предусмотрен многоэтапный и длительный (20 лет, что связано с криминальной его сущностью) процесс приватизации земли, ресурсов, имущества России. За 2009–2010 гг. предусмотрено его завершение. Чтобы была понятней глобальная суть решаемых задач, необходимо обратить внимание на следующие показатели мировой статистики. Сегодня США, ЕС, 20% населения планеты, потребляют 80% мировых ресурсов, из них 65% изымают у стран 3-го мира, оставляя им, 77% населения планеты, только 15% ресурсов. Изымать у них уже нечего. Поэтому США, ЕС могут улучшить свое благополучие только за счет России – это четверть ресурсов планеты. Т.е. ставки исключительно высоки и стоящие задачи глобальны. Поэтому рассмотрим решаемые МВФ задачи детальнее. Какие меры далее предусмотрены по стратегии США? 1. Завершить денежную переприватизацию. Собственниками земли, ресурсов, имущества России в 2010 году должны стать ТНК США, ЕС. Это требует огромных денежных ресурсов. Поэтому предусмотрены меры: сделать это дешевле и даже – бесплатно. 2. Ускорить «зачистку «восточных территорий» от «ненужного» производства и «лишнего» населения – потребителей ресурсов. Это масса пенсионеров, работников науки, образования, культуры, искусства… которые в «Великой сырьевой империи» не нужны – задействован экономический инструмент их ликвидации. Это также ненужные Западу наукоемкие отрасли промышленности, космос, ВС, ВПК, высокомеханизированное сельское хозяйство… – задействован экономический инструмент их обанкрочивания и расформирования. 3. ТНК США, ЕС должны в соответствии с «Энергетической хартией» организовать добычу и поставку ресурсов из России в США, ЕС – это четверть мировых ресурсов. Как сообщил В.В.Путин на встрече в «верхах» (Мюнхен, 2007), уже «…26% добычи нефти в России приходится на иностранный капитал». Каков результат для населения России? Так, «Бритиш петролеум» (ВР-ТНК), приватизировав Север России за $6 млрд («ничтожная» сумма), теперь получила право добывать и продавать на мировых рынках по мировым ценам российские нефтепродукты, произведенные из отечественного сырья, на отечественных предприятиях, отечественными рабочими. Отечественные потребители тоже покупают у ВР-ТНК отечественные нефтепродукты, которые стоили дешевле газированной воды, но теперь по ценам уже выше, чем в США. Только за 1991–2001 гг. цены увеличились: у нефтяных компаний – в 33 737 раз, в электроэнергетике – в 23 867 раз, на промтовары – в 8976 раз, на продовольствие – в 7861 раз. А оплата труда населению возросла только в 3820 раз. Т.е. опережающим повышением цен на энергоносители и отставанием оплаты труда МВФ задействовал инструмент ценового грабежа населения, всех отраслей производства и сфер жизнеобеспечения, получения огромных прибылей ТНК США, ЕС. То же – в газовой отрасли России. Задачи, решаемые МВФ в России в рамках глобализации мировой экономики, действительно глобальны. Конечно, утверждение наших «классиков» о кризисе в России и предлагаемые ими антикризисные меры – это «в огороде бузина, а в Киеве – дядька». Они не имеют никакого отношения к реальной ситуации. Необходимо понять логику мер МВФ, для чего проведены манипуляции с ценами на энергоносители: сначала стремительный рост, а потом еще более быстрый спад, куда ведет «валютный коридор», почему именно сегодня организован т.н. «мировой финансовый кризис». Поэтому покажем, что они дадут населению России. Как МВФ удешевил приватизацию земли, ресурсов, имущества России? – «валютным коридором» $ с 0,58 руб. в 1990 г. увеличил паритет к 1998 г. до 5 руб., – дефолтом 1998 г. $ с 5 руб. повысил до 30 руб. (для реализации блока долгосрочных мер на 1999–2010 гг.), – «кризисом» 2008 г. укрепил $, € до 35–45 руб. (для бесплатного завершения приватизации). То есть, РФ стала «дешевле» для приватизаторов (США, ЕС) почти в 100 раз. ЦБР, ставший реально по введенному МВФ законодательству филиалом ФРС США, обеспечил долларизацию экономики РФ, «бегство капитала без пересечения границ». Так, «Бритиш петролеум» (ВР-ТНК) без «валютного коридора» МВФ пришлось бы платить за приватизацию не $6 млрд, а $600 млрд (без учета снижения за эти годы покупательной стоимости $, по курсу золота, почти в 4 раза). Изящная финансовая операция по бесплатному завершению приватизации, на принципах «…что у русских называется самоокупаемостью (Б.Клинтон)», заключается в следующем: 1. Резко повышены цены на нефтепродукты, и «шальные» деньги инвестированы: олигархами – в недвижимость за рубежом; правительством РФ – в экономику США, ЕС (в «хранящиеся» у них золотовалютные резервы, Стабфонд); корпоративный долг РФ за «дешевые» кредиты увеличен почти на $0,5 трлн. Т.е. МВФ заманил РФ в финансовую «мышеловку» за «бесплатным сыром». 2. Резко снижены цены на нефтепродукты, и «мышеловка» захлопнулась: олигархи вынуждены погашать «дешевые» кредиты акциями ресурсных отраслей; правительство РФ – корпоративный долг из ЗВР, Стабфонда (облигациями, расписками). По оценке экспертов, в результате проведенной изящной финансовой операции наиболее вероятно акции ресурсных отраслей РФ окажутся у ТНК США, ЕС, а все деньги ЗВР, Стабфонда – «отложенный спрос населения» – у ФРС США. Т.е. манипуляция с ценами (как в 70-х, цены снизили до $8 за баррель) и «кризисом» позволяет бесплатно приватизировать ресурсы РФ и получить ЗВР, Стабфонд в придачу. Списав все на «мировой финансовый кризис». Зачистка территории от «ненужного» производства и «лишнего» населения. Сопоставив вышеприведенные положения стратегии США, ввода «свободного ценообразования», при реформировании агропродовольственного рынка с реальной статистикой. можно понять, как действует инструмент ликвидации «ненужных» предприятий. Аналогично реализованное положение стратегии США «…переход к квартирной плате, основанной полностью на экономических принципах, надо скоординировать с реформой зарплаты», оказалось, как следует из официальной статистики, эффективным инструментом ликвидации «лишнего» населения. Если бы «классики», как это положено, ознакомились с реально реализуемыми программами, они могли бы сделать даже по итогам пятилетки однозначный вывод о необходимости прекращения истребительной «работы» приведенных инструментов. А не рассказывали прописные истины про кризисы. Но это не сделано до сих пор, и инструменты МВФ работают исключительно эффективно уже более 15 лет. И продолжат работать, пока не будет прекращена реализация программ «переходного периода». Но такой задачи «классики» не ставят. Они вносят предложения по прекращению мифического кризиса. … Но самое удивительное и невероятное, все программы и операции МВФ не бесплатны, А.Кудрин уплатил за них трижды, около $1 трлн. «Переход к рынку» РФ сделан исключительно выгодным бизнесом. Рекомендации Аналитического центра. В подготовленном экспертами центра докладе о программе «100 дней» Ф.Д.Рузвельта вывода США из Великой депрессии приведены сравнения современных мер РФ и меры США (подготовленные Ф.Д.Рузвельтом за 3 месяца и принятых Конгрессом 6 законов по переходу к регулируемому рынку), которые позволили остановить нарастание депрессии. Подобные законы могли бы остановить разрушение экономики России в течение одного месяца и за 2–3 года восстановить основные разрушения. Но в докладе показано, что в рамках международного договора в РФ реализуются программные положения МВФ по дальнейшей либерализации свободного рынка, который привел все развитые страны мира к Великой депрессии. И если США потеряли треть ВВП, то РФ – половину ВВП. Но правительство РФ обязано исполнять программы МВФ и не имеет права применить меры Ф.Д.Рузвельта, которые позволили бы вывести Россию из глубокой депрессии и разрухи. Ситуация в России коренным образом отличается от США 30-х. В США в 1933 г. был избран национальный президент, который предложил и реализовал «новый курс» превращения США в «Великую мировую державу». В РФ нам «избрали» президента – исполнителя «курса реформ» (у МВФ большая практика «избрания» нужных президентов, парламентов), превращения России из «Великой мировой державы» в «Великую сырьевую империю». У России есть только один вариант улучшения ситуации: расторгнуть договор с МВФ для прекращения реализации его программ, возмещения нанесенного им ущерба. Но сделать это непросто. Расторжение договора в одностороннем порядке недопустимо, так как США, ЕС, конечно, не согласятся с потерей уже почти полученной четверти ресурсов планеты. Наиболее вероятно, будут задействованы более жесткие санкции, чем в Югославии, Ираке. … Этого допустить нельзя. Поэтому потребуется выполнить следующее: – официально подвести итоги 15-летней деятельности МВФ в России; – выполнить анализ и оценку программ, прежде всего «Энергетической хартии», прогноз их полной реализации; – подготовить официальные экспертные заключения по фактам ущерба, массовой ликвидации населения экономическими инструментами МВФ; – официально признать факт разработки США, ЕС программ геноцида, факт внедрения МВФ в РФ этих программ; – официально проинформировать о фактах геноцида, ущерба Международный трибунал ведущих юристов и экономистов мира (трибунал Рассела), ООН, ПАСЕ, Международные правозащитные и арбитражные организации; – инициировать процедуры прекращения геноцида, установленные Конвенциями ООН и ФЗ РФ (ст.357 УК РФ). И только на этой основе можно инициировать процедуры расторжения договора с МВФ для прекращения реализации его программ, предъявления претензий по возмещению ущерба. Кто реализует рекомендации экспертов? Конечно, это не будут делать правительство РФ, РАН, государственные отраслевые академии, многочисленные НИИ, вузы (ГНУ, ГОУ). Сложность (практически безнадежность) ситуации заключается в том, что наши «классики» дезинформировали и дезориентировали оппозиционные политические партии и общественные организации. В их программах не стоят задачи расторжения договора с МВФ, прекращения реализации программ США, ЕС. Их протестные действия направлены на борьбу с «плохими чиновниками», в 10-й раз, на отставки руководителей правительств РФ. Но их десятикратная смена не привела к прекращению реализации программ «переходного периода» США, ЕС. Сегодня реальная надежда на депутатов в Госдуме, Законодательных собраниях, которые могли бы использовать свои властные полномочия, административный ресурс для выполнения вышеперечисленных процедур по расторжению договора. Конечно, большая надежда, что оппозиционные партии и общественные организации сменят вектор протестных действий с малопродуктивной борьбы с плохими чиновниками на слом системы внешнего управления, расторжение договора с МВФ, восстановление территориальной целостности и экономической независимости России. И конечно, главная надежда на общественные академии, в которых сконцентрирован огромный научный потенциал. Будет ли он реализован? Эксперты центра подготовили прогноз: оптимистический – не более 5%, пессимистический – 95%. «…В ближайшие годы это не будет сделано, т.к. академические центры, ученые многочисленных НИИ, вузов не оценили реально реализуемые правительством РФ программы «переходного периода»... Демографическая катастрофа будет нарастать, т.к. по программам США, реализуемым правительством РФ, Россия приговорена к «устранению», а русские – к ликвидации». Когда Вы читаете эти примеры и цитаты, у Вас, возможно, возникает вопрос: а зачем я сегодня в учебном пособии привожу их, если они характеризуют социально-экономическую картину трех-четырехлетней давности, когда все говорили о кризисе. Но вспомните о событиях этих лет, о войне в Украине и экономических санкциях против России со стороны Запада и согласитесь, что все эти приведенные мною примеры и цитаты не просто сохранили актуальность, а последняя даже возросла. Может быть, изложенный взгляд профессора Ковальчука неожиданно резок, но его и ему подобные, по-моему, нельзя не учитывать для оценки сегодняшнего кризиса и поисков выхода из него. Мне представляется, что фактическим согласием с этим взглядом явилось выступление президента РФ В.В. Путина на заседании Валдайского клуба в октябре 2014 года. В любом случае, альтернативой такому кризису объективно выступает не переход к очередной фазе цикла, а реализация стратегии экономического роста применительно к условиям нашей страны, о чём более подробно пойдёт речь в следующей теме. Date: 2015-10-22; view: 404; Нарушение авторских прав |