Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действия предприятия-олигополиста по максимизации прибыли





Олигополия (от латинского слова «олиголис» - несколько и «полио» - продаю) как рыночная структура характеризуется небольшим числом фирм-продавцов в отрасли. Типичный пример – три фирмы: «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», - на долю которых приходится около 90 % автомобилестроительной промышленности США. То есть олигополия существует, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики и определении объёмов производства должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. И, конечно, вступление в олигополистическую отрасль новых фирм затруднительно, в отличие от ситуации с совершенной и монополистической конкуренцией.

На олигополистическом рынке продукция может быть или не быть дифференцированной. Главное значение имеет то, что только несколько фирм производят всю или почти всю продукцию. На ряде олигополистических рынков некоторые или все фирмы зарабатывают значительную прибыль на долговременном этапе, потому что ограничение доступа на такой олигополистический рынок делает сложным или невозможным выход на рынок новых фирм. Олигополия, как и монополистическая конкуренция, является распространённой формой современной рыночной структуры. Олигополистическими отраслями промышленности в США, например, кроме упомянутой автомобильной промышленности, выступают также производство стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования и компьютеров.

Почему могут возникнуть препятствия для проникновения на рынок? Дело в том, что эффект масштаба может сделать неприбыльным сосуществование многих фирм на рынке. Патентование и лицензирование технологии могут исключить потенциальных конкурентов, а необходимость расхода средств на рекламу фирмы и ее товаров и утверждение их репутации на рынке могут стать препятствием для вступления на рынок новых фирм. Таковы «естественные» преграды, они лежат в основе структуры отдельно взятого рынка. Кроме того, ведущие фирмы могут предпринять стратегические действия, чтобы затруднить вступление на рынок новичков. Например, они могут угрожать, что переполнят рынок товарами и снизят тем самым цены в случае выхода на рынок новой фирмы, а чтобы эта угроза была реальной, они могут создать дополнительные производственные мощности. Отметим, что преграды к вступлению на рынок (естественные или созданные ведущими фирмами) могут возникнуть в любое время.

Управление фирмой на олигополистическом рынке усложнено из-за стратегических решений по ценообразованию, объему производства, рекламе и капиталовложениям. Так как конкурируют лишь несколько фирм, каждая из них должна тщательно взвесить свои действия и их влияние на соперников, а также реакцию этих соперников.

Предположим, например, что из-за застоя в сбыте автомобилей компания «Форд» рассчитывает снизить цены на 10 %, чтобы стимулировать спрос. (Мы здесь имеем в виду ситуацию до августа 2008 года, то есть до развёртывания мировой экономической катастрофы). «Форду» надо тщательно продумать, как отреагируют на это «Дженерал Моторс» (ДМ) и «Крайслер». Они могут вообще не отреагировать, а могут снизить свои цены менее чем на 10 %. В этом случае «Форд» сможет добиться значительного увеличения сбыта, в основном за счет своих конкурентов. Или же они примут вызов «Форда», и тогда все три автомобильные компании будут продавать больше машин, но их прибыли снизятся из-за более низких цен.

Другая возможность заключается в том, что ДМ и «Крайслер» снизят свои цены в больших размерах, чем «Форд». Они могут пойти на 15-процентное снижение, чтобы наказать «Форд» за раскачивание лодки, но это может также привести к войне цен и резкому падению прибылей для всех трех фирм. «Форду» надо внимательно взвесить все эти возможности. Фактически почти любое крупное решение, принимаемое фирмой, — установление цены, расчет объема производства, развертывание усиленной рекламной кампании или вложения в новые мощности — требует определения наиболее вероятной реакции конкурентов.

Стратегические соображения могут иметь сложный и комплексный характер. При принятии решений каждая фирма должна учесть реакцию конкурентов, зная, что ее конкуренты будут также взвешивать ее реакцию на их собственные решения. Более того, принятие решений, ответные реакции, конкуренция — динамичные процессы. Когда руководители фирмы оценивают потенциальные последствия своих решений, они должны предположить, что их конкуренты столь же рациональны и разумны, как и они сами. Тогда они должны поставить себя на место конкурентов и поразмыслить, какова бы была их реакция.


Мы начнем изучение процесса принятия подобных решений с простой модели дуополии (две фирмы конкурируют друг с другом), впервые представленной французским экономистом О. Курно в 1838 г. Предположим, фирмы производят однородный товар и знают кривую рыночного спроса. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, и обе фирмы принимают свои решения в одно и то же время. При принятии производственных решений каждая фирма должна помнить, что ее конкурент тоже принимает решение по объему производства и что конечная цена будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм.

Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства. Чтобы увидеть, как это происходит, рассмотрим решение по объему производства, принимаемое фирмой 1. Допустим, фирма 1 считает, что фирма 2 ничего производить не будет. Тогда кривая спроса фирмы 1 совпадает с кривой рыночного спроса. Мы также предположили, что предельные издержки MC фирмы 1 постоянны. Допустим, что максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 составляет 50 единиц, то есть при этом MR равно MC. Поэтому если фирма 2 ничего не производит, то фирма 1 будет производить 50 единиц.

Если же фирма 1 считает, что фирма 2 выпускает 50 единиц, тогда кривая спроса фирмы 1 будет представлять собой кривую рыночного спроса, смещенную влево на 50 единиц и соответственно предельный доход будет тоже равен 50. Теперь максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 будет равен 25.

Если же предположим такую ситуацию, когда фирма 1 рассчитывает, что фирма 2 будет производить 75 единиц, то теперь максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 будет равен 12,5 единицы (точка, где MR (75) = MC).

Наконец, пусть фирма 1 полагает, что фирма 2 будет производить 100 единиц. Тогда кривые спроса и предельного дохода фирмы 1 пересекут кривую ее предельных издержек на вертикальной оси. Что это значит? Если фирма 1 рассчитывает, что фирма 2 будет производить 100 единиц, то фирма 1 не будет выпускать продукции.

Подведем итоги из рассмотрения предложенного примера: если фирма 1 думает, что фирма 2 не будет производить продукции, тогда фирма 1 выпустит 50 единиц; если она полагает, что фирма 2 будет выпускать 50 единиц, то она сама будет производить 25 единиц; если она думает, что фирма 2 будет производить 75 единиц, то она сама выпустит 12,5 единицы; а если она считает, что фирма 2 будет выпускать 100 единиц, тогда фирма 1 ничего производить не будет. Таким образом, максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 изменяется в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем производства фирмы 2.

Мы можем сделать такого же рода анализ с точки зрения фирмы 2 (то есть определить максимизирующий прибыль объем производства фирмы 2 при различных предположениях о том, сколько будет производить фирма 1). В итоге на графике мы получим кривую реакции для фирмы 2, которая показывает зависимость объема производства фирмы 2 от объема производства, который, по ее мнению, будет осуществлять фирма 1.

Сколько же будет производить каждая фирма? Кривая реакции каждой фирмы говорит о том, сколько она будет производить при том или ином предполагаемом объеме производства своего конкурента. При равновесии каждая фирма устанавливает объем производства в соответствии со своей собственной кривой реакции, и поэтому равновесный уровень объема производства находится на пересечении двух кривых реакции. Итоговое равновесие объемов производства называют равновесием Курно. При таком равновесии каждая фирма правильно предполагает, сколько будет производить ее конкурент, и в зависимости от этого может максимизировать прибыль.


Равновесие Курно является примером того, что в теории игр называется равновесием Нэша.

В теории игр равновесием Нэша (названным в честь Джона Форбса Нэша, который предложил его) называется тип решений игры двух и более игроков, в котором ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив своё решение в одностороннем порядке, когда другие участники не меняют решения. Такая совокупность стратегий, выбранных участниками, и их выигрыши называются равновесием Нэша.

Концепция равновесия Нэша впервые использована не Нэшем; Антуан Огюст Курно показал, как найти то, что мы называем равновесием Нэша, в игре Курно. Соответственно, некоторые авторы называют его равновесием Нэша-Курно. Однако Нэш первым показал в своей диссертации «Некооперативные игры» (1950), что равновесия Нэша должны существовать для всех конечных играх с любым числом игроков. До Нэша это было доказано только для игр с двумя участниками с нулевой суммой Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном (1947).

При игровом равновесии Нэша каждый игрок делает наилучшее, что только он может сделать при заданных действиях оппонентов. В итоге ни один игрок не имеет никакого стимула, чтобы изменить свое поведение. При равновесии Курно каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль при данном объеме производства своего конкурента, и поэтому ни у одного дуополиста нет стимула менять свой объем производства.

Предположим, фирмы первоначально осуществляют производство в объемах, которые не соответствуют равновесию Курно. Следует ли нам ждать, что они будут менять объемы производства, пока не достигнут равновесия Курно? К сожалению, модель Курно ничего не говорит о динамике процесса принятия решений по объему производства. В самом деле, в течение всего процесса принятия решения центральное предположение модели, согласно которому объем производства ее конкурентов постоянен, не выполняется. Объем производства ни одной фирмы не будет постоянным, потому что обе фирмы будут регулировать свои объемы. Нужны другие модели, чтобы понять динамическое регулирование.

Когда же все-таки для каждой фирмы разумно предполагать, что объем производства ее конкурента постоянен? Это разумно, если две фирмы выбирают свои объемы производства только однажды, потому что их объемы впоследствии не могут изменяться. Это также разумно, когда они находятся в равновесии Курно, так как тогда ни у одной из фирм не будет стимула менять объем производства. Мы, следовательно, ограничимся поведением фирм только при равновесии.


Рассмотрим специфический пример, когда две идентичные фирмы сталкиваются с линейной кривой рыночного спроса. Этот пример поможет уяснить значение равновесия Курно, и мы сможем сравнить конкурентное равновесие Курно с равновесием, получающимся, если фирмы договариваются и выбирают свои уровни объемов производства на совместной, а не на конкурентной основе.

Предположим, что перед нашими дуополистами предстаёт следующая ситуация рыночного спроса: цена (P) = 30 – Q (совокупное производство обеих фирм, то есть Q1 + Q2). Предположим также, что у обеих фирм нулевые предельные издержки: MC1 = MC2 = О. Тогда мы можем определить кривую реакции для фирмы 1 следующим образом. Чтобы максимизировать прибыль, фирма устанавливает предельный доход, равный предельным издержкам. Общий доход фирмы 1 (Q1), таким образом, будет выглядеть так: R1 = PQ1 = (30-Q) Q1= 30Q1-(0 + Q2)Q, = 3OQ1-Q1-Q2Q1. Предельный доход фирмы MR1 представляет собой дополнительный доход AR1, получающийся от дополнительного изменения в объеме выпуска продукции AQ1: MR1 = AR1Q1= 30—2Q1 — Q2.

А теперь, приравнивая MR1 к нулю (т. е. к предельным издержкам фирмы) и решая уравнение относительно Q1, получаем, что кривая реакции фирмы, делённая на величину Q1 будет равна разности 15 — 2Q2. Такие же расчеты Вы можете сделать для фирмы 2: реакции фирмы 2: Q2 = 15 — 2Q1. В результате мы получим, что равновесие Курно: Q1 = Q2 = 10.

Следовательно, общее произведенное количество Q = Q1 + Q2 = 20, а равновесная рыночная цена составляет P = 30 — Q = 10. Здесь мы предположили, что две фирмы конкурируют друг с другом. А теперь вместо этого предположим, что антитрестовское законодательство бездействует и две фирмы могут сговориться, например, они устанавливают свои объемы производства так, чтобы максимизировать совокупную прибыль, и делят прибыль поровну. Тогда совокупная прибыль максимизируется за счет выбора общего объема производства так, чтобы предельный доход равнялся предельным издержкам, которые в данном примере равны нулю.

Значит, совокупный доход двух фирм составит R = PQ = (30 — Q) Q = 3OQ — Q2, и поэтому предельный доход MR = AR/AQ = 30—2Q. Полагая MR равным нулю, мы видим, что любое сочетание объемов производства Q1 и Q2, которое при сложении дает 15, максимизирует совокупную прибыль. Кривая Q1+Q2 =15, которая называется кривой контракта, следовательно, указывает различные наборы объемов производства Q1 и Q2, которые максимизируют совокупную прибыль. Если данные фирмы соглашаются поделить прибыли поровну, они будут производить половину продукции каждая: Q1 = Q2 = 7,5.

Как вы видите, обе фирмы производят теперь меньше, но получают более высокие прибыли, чем при равновесии Курно. В заключение как главный вывод отметим, что ситуация равновесия Курно значительно выгоднее для фирм, чем идеальная конкуренция, но не так выгодна, как результат договорных сделок. А значит, распространение и развитие олигополистической рыночной структуры объективно способствует (несмотря на административно-юридические запреты) договорным сделкам, снижению объёма производства товаров и услуг и повышению прибыли олигополистов. Но такое улучшение благосостояния фирм-производителей, как нетрудно догадаться, строится за счёт ухудшения благосостояния потребителей, то есть большинства членов общества. Не случайно и появление антимонопольного законодательства в конце 19-го века именно в тот момент, когда развитие рынка по рыночным закономерностям объективно привело к антирынку в виде господства олигополистических союзов. Не случайно и недовольство американцев своим антимонопольным законодательством, хотя оно и признано самым лучшим в мире: в действительности, и оно не столько предотвращает монопольные замашки-сговоры олигополистов, сколько в угоду одним конкурентам преследует других.

Ещё «круче» это явление выглядит в экономике РФ из-за её «тенистости». На одной из международных научных конференций в МГУ профессор Ивановского политехнического университета С.С. Мишуров, отвечая на вопрос, как же в нашей стране происходит процесс ценообразования, пояснил: «Собираются в сауне пять-шесть лиц не очень прозрачной биографии, и один из участников предлагает выше существовавшей цену, призывая «коллег» не сбивать её, на что те сразу же соглашаются, ведь им тоже выгодно продать подороже, на этом деловая часть и завершается».

В конечном итоге такая тенденция не может не оборачиваться нарастанием кризисных проявлений в хозяйственной сфере и социальных катаклизмов, что и подтвердила ситуация в мировой и российской экономиках, начиная с 2008-2009 годов, и по настоящее время, когда экономические санкции Запада против РФ сопровождаются проявлениями рецессии как в нашей, так и в европейских странах.







Date: 2015-10-22; view: 803; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию