Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманизм





Гуманизм – это мировоззренческий принцип, согласно которому признается безусловная ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждается благо человека как критерий оценки общественной жизни. (В дальнейшем этот принцип был обобщен, и сейчас в понимание гуманизма включается необходимость признания важности, значимости за каждым человеком просто в силу того, что он человек, а не из-за особых заслуг, недопустимость жертвовать человеком ради иных интересов).

Откуда появился принцип гуманизма?

а) Социальный фон эпохи: начинает цениться деятельность по созданию нового (картины, машины, идеи), творчество, соответственно - индивидуальность, личные качества и способности человека; происходит автономизация личности, расцвет индивидуальности, и тем более значимой она становится.

б) Подготовлен христианством, в котором присутствовала идея важности, значимости человека, выделенности его из природы (царь природы). Новая интерпретация выведет эту идею на первый план.

Именно гуманизм делает возможным искусство (как пантеизм – науку) этого периода: не просто появляются новые сюжеты (начинает воспеваться красота человека), но для них создаются новые каноны (для икон все расписано заранее) и становятся возможными новые изобразительные средства (появляется перспектива – изображение, которое строится так, как видит человек, с его т.з., это становится правомерным).

Интерпретируя христианство с точки зрения места и значения человека в мире, мыслители Возрождения – Эразм Роттердамский, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Томмазо Кампанелла – подчеркивают:

- неверно, что человек низок и греховен из-за своей телесности. Тело тоже создано Богом, тоже м.б. прекрасно, человек целостен. Эразм: «Эти две столь отличающиеся друг от друга природы высший творец объединил в счастливом согласии, а змей, враг рода человеческого, разделил несчастливым разногласием» (т.е. не изначально и можно вернуться к гармонии). Лоренцо Валла пишет в трактате «Об истинном и ложном благе» что в раю человек возродится не только душой, но и телом; он же всячески приветствует телесные наслаждения, возрождая эпикурейство (деятели Возрождения познакомились с этим течением по трактату Лукреция Кара);

- человек занимает уникальное место в природе, он сам играет роль в определении своего положения. Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека»: Бог говорит человеку при сотворении: «не даем мы тебе ни своего места, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю… Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь стать по велению своей души и высшим, божественным».

- человек выше всех не только потому, что Бог дал ему хорошие возможности, но и потому, что человек хорошо ими воспользовался: уже много открыл, изобрел, узнал. Кампанелла: «Если кто взглянет, как человек узнает равноденствия, тропики и места апогеев, тот убедится, что человек – это бог».

Но вместе с тем прославление места человека в мире, его возможностей дополнялось критикой реальных нравов, реального облика человека (Принцип и факт). Такая критика обнаруживается у Эразма Роттердамского (Нидерланды, наст.имя Герхардт Герхардс, 1467-1519), в его памфлете «Похвала Глупости». Там Глупость хвастается. что она – повсюду, «в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и для дураков». Глупо и смешно человеческое самодовольство, присущее всем слоям – серьезность политиков, теоретизирование ученых, претенциозность недавно разбогатевших, вера толпы в чудеса и всякие модные увлечения – вдруг все чем-нибудь лечатся, или одеваются по дурацкой моде. Очень большая глупость – война: и начинать ее глупо, и ведутся войны глупо, и результаты не используются. «К дуракам плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще процветают». «Под красотой скрывается безобразие, под изобилием – жалкая бедность, под позором – слава, под ученостью – невежество, под мощью – убожество, под благородством – низость, под весельем – печаль, под преуспеянием – неудача, под дружбой – вражда». Выход: быть проще, не принимать себя чересчур всерьез, во всем знать меру. Чуть-чуть слишком – и мудрец превращается в дурака, мудрый государь – в деспота.

Такая же критика у Монтеня (1533-1592), в его «Опытах» (появление эссе как философско-литературного жанра). Он описывает социальные раздоры, религиозные войны, вообще достаточно критически отзывается о религии, скептически настроен по поводу бессмертия души: во-первых, опытом не доказано, во-вторых, вообще что в этом хорошего? У него человек не особенно и отличается от животных: есть язык, но и у животных есть свои, они способны к обучению, они многое умеют в своей повседневной жизни. «У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь – рабом другого коня». Только люди. Недостаток людей в их погоне за пустяками (женские ухищрения ради красоты), а вот на настоящие волевые решения их не хватает. «Если жить в нужде плохо, то нет никакой нужды жить в нужде». «Всякий, кто долго мучается, виноват в этом сам». Надо действовать.

В этом же ключе лежит концепция Никколо Макиавелли (1469-1527, Флорентийская республика) (имя нарицательное для политики). «Государь». На самом деле он непосредственно продолжает Валлу: человек стремится к удовольствиям, Þ каждым движут лишь свои интересы, человеческая природа эгоистична. (Макиавелли вводит это понятие, которым потом все будут пользоваться – природа человека, т.е. естественные общие свойства). Интересы прежде всего материальные: «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества». Государь должен ориентироваться на интересы государства и быть прагматиком: принимать не моральные и благородные решения, а те, что выгодны государству. «По возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». (С современной т.з. м.б. это не цинизм, а просто реализм). Традиционную католическую религию он критикует с позиций гуманистического активизма: она провозглашает героями людей смиренных, удаленных от жизни, пассивных; это поощряет лишь ловкачей, ни на что реальное не способных.

Критическая тенденция ренессансного гуманизма нашла свое продолжение в утопии как новом философско-литературном жанре.

Слово «утопия» введено Т.Мором (1437 – 1535), буквально это «нигде», а у него якобы от правителя Утопа. Общий сюжет: неведомая земля с идеальным обществом. В 1 части дается картина современного социального порядка (главное: «овцы съедают людей»). Во второй – социальный идеал. По Марксу, идеал - это «вывернутое наизнанку наиболее острое противоречие эпохи»; в сочинении Мора именно так. Нет никакой собственности, нет денег, все произведенное сдается на общественные склады и главы семейств получают там сколько надо. Золото – презренный металл, из него делают горшки, цепи для преступников, драгоценными камнями играют дети и т.п. (Реакция на всевозрастающую роль денег в раннебуржуазном обществе). Все заняты полезным трудом, причем в ремеслах специализируются, а на сельхозработах отрабатывают два года. Ремесло передается в семьях, но возможны переходы из одной семьи в другую + просто передача детей по общественному решению, если в одной семье их много, а в другой мало). При заключении брака дают хорошо рассмотреть друг друга (О психологическом узнавании пока речи нет). На острове 54 совершенно одинаковых города на равном расстоянии друг от друга. Дома распределяются по жребию и меняются через 10 лет. Все прикреплены к месту жительства и отлучаются только по заявлению (реакция на бродяжничество). Законы просты и всем понятны; рабочий день 6 часов (зато все работают, поэтому и хватает, + никто не набирает в запас); распределение общественное и равное. Быт довольно прост – так здоровее, но без искусственного аскетизма. Религии каждый придерживается какой хочет, а в политике – полная выборность тайным голосованием.

Другая знаменитая утопия – «Город Солнца» Кампанеллы (1568-1639). В нем живут солярии. Правят им самые умные и образованные: Солнце (Метафизик), Мощь (отв. за военное дело, силовые ведомства), Мудрость (за науку и технику) и Любовь (за питание, деторождение, воспитание – в общем, социальная сфера). Меняются по мере появления людей, превосходящих их способностями и образованием. Вообще большую роль играет наука, все образованы, на всех стенах в городе чертежи геометрических фигур, изображения и образцы растений и животных и т.п. Опять нет частной собственности, трудятся по 4 часа, у них масса полезных технических приспособлений (суда без весел и парусов, земледельческие машины (позднеренессансная идея!). Семей как таковых нет вообще, живут в некоторых подобиях мужских и женских общежитий, места в помещениях определяются решением правителей и регулярно меняются. Жизнь жестко регламентирована, в т.ч. по астрологии – например, подбор пар для получения наилучшего потомства: выбор по сходству и различию свойств (например, умного мужчину с бойкой женщиной, толстого с худой), команда на зачатие по положению звезд. (Реакция на неразумность общественной жизни).


[1] Важнейшими из географических открытий были: открытие Америки Х. Колумбом (1492 г.), открытие морского пути из Европы вокруг Африки в Индию Васко да Гамой (1497 – 1499 гг.), первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана, доказавшее шарообразность земли и наличие океана между Америкой и Азией (1519 – 1522 гг.). В анатомии создается научная, в общих чертах верная модель строения человеческого тела (поскольку исследования начинают базироваться на вскрытии тел). В 1543 г. появляется анатомический атлас Везалия в семи книгах; в нем дано описание основных органов и систем организма. В том же 1543 г. выходит в свет трактат Н. Коперника «Об обращении небесных сфер», где была предложена гелиоцентрическая модель мира, основанная на трех идеях: Земля вращается вокруг своей оси, Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца, Луна обращается вокруг Земли.

Date: 2015-10-22; view: 191; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию