Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия эпохи Возрождения





1. Социокультурные основания нового периода в философии.

2. Принцип пантеизма и его следствия.

3. Принцип гуманизма и его следствия.

Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика средневековой учености, попытка восстановления античной культуры, освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии (секуляризация – процесс, обратный сакрализации).

В период Возрождения:

· начинается формирование буржуазных общественных отношений – экономики, в основе которой лежат производство товаров и конкуренция производителей на рынке, и соответствующих форм социальной организации. Это отношения более динамичные, более персональные, в противовес средневековой закрытой и устойчивой социальной структуре, где человек рассматривался всегда как представитель определенного сословия;

· быстро растет городская культура. Города становятся своеобразным противовесом аграрному натуральному хозяйству, центрами развития. В них сосредотачиваются ремесла, торговля, банковское дело, возникают мануфактуры. В результате

· резко вырастает численно и приобретает светский характер прослойка людей, занятых умственным трудом. Самостоятельную социальную прослойку составляют представители свободных профессий – преподаватели университетов, врачи, художники, инженеры, очень часто соединявшие ряд этих навыков. Если в средневековье все образование и интеллектуальная деятельность были сосредоточены внутри церкви, то лица свободных профессий живут вне церкви, на доходы от профессиональной деятельности, работают на светскую знать. Возникают и первые их объединения – кружки, академии;

· начинается консолидация наций, формируется национальное самосознание, в том числе оформляются развитые национальные языки (в средневековье – все ученые труды выполнялись на латыни, а теперь культуры приобретают национальный характер);

· формируется общественное движение (противодействие с католической церковью), которое в 16 в. оформляется как Реформация. (Начало – выступление Мартина Лютера с 95 тезисами против традиционной церкви в 1517 г.). Основные идеи: человеку не нужен посредник в его общении с Богом; единственный источник веры – Священное Писание (не сочинения церковных деятелей), (церковь должна быть простой и дешевой), упрощение церковной иерархии, упрощение культа, отказ от монашества. В ходе Реформации формируются протестантские течения, школы, секты. Важный новый момент их интерпретации христианства: ценность практической деятельности, идеология реализации способностей, успеха в делах.

Период Возрождения был периодом расцвета искусства и формирования эмпирической науки (эпоха великих географических открытий, верная анатомия, верное представление о строении космоса)[1]. Но для понимания возможности искусства и науки как раз необходимо рассмотреть новые общие идеи, выраженные в философии.

Можно выделить две ключевые духовные ориентации эпохи и философские идеи.

1.Пантеизм. Это новое представление о Боге. Секуляризация не означала отказа от религии (тем более немедленного), а лишь изменение его образа и трактовки его отношения к природе. Идея пантеизма: традиционная религия напрасно представляла Бога персонифицированным. Бог глобален и безличен; ближе всего мы подходим к его пониманию, когда говорим о гармонии космоса, о мудрости природы, о единстве и взаимном соответствии всего существующего, когда испытываем чувство, что мир – не просто совокупность локальных процессов, а нечто целостное. Мир, в котором мы живем – упорядоченный мир, который организован едиными законами. Понятие Бога и выражает гармонию мира, т.е. внутренний порядок мироздания. Таким образом, пантеизм - это учение о единстве Бога и мира, отрицающее их существование как отдельных, противостоящих друг другу сущностей. Единственное воплощение Бога – это мир (а не персональный образ), и, рассматривая мир с точки зрения его единства, мы познаем Бога.

Следствиями пантеизма будут:

- новый статус естествознания (в средневековье очень низкий);

- принцип натурализма: всему, что происходит в природе, можно найти объяснение в самой природе;

- идея бесконечности мира (ранее бесконечность приписывалась только богу, а мир считался конечным, и в нем все процессы конечны, отсюда док-ва бытия Бога).

Разработка идеи пантеизма в философии, попытка объяснить и развернуть принцип единства привела к формированию двух вариантов пантеизма: мистического и натуралистического.

Суть мистического пантеизма состоит в признании мира сакральным: природа священна, следовательно, она непостижима для человеческого разума, требует религиозного отношения. Якоб Бёме (1575 – 1624) («Аврора, или Утренняя заря» - толкует явления природы как символы библейских текстов, создает ряд метафорических образов для описания природы (браки планет).

Натуралистический пантеизм говорит о том, что в мире нужно видеть высшую и самодостаточную сущность, которую можно познавать, в том числе – на основе исследований в опыте, хотя, вероятно, нельзя познать исчерпывающе. Дж. Бруно (1548-1600) – представитель этого направления.

Николай Кузанский (1401-1464), стоящий у истоков пантеизма, создает учение, в котором эти варианты еще не разграничены, намечены оба. «Бытие бога в мире есть не что иное как бытие мира в боге» - 1 часть можно интерпретировать как натуралистический, 2 – как мистический пантеизм.

Подробнее важнейшие из этих концепций. Основная работа Николая Кузанского – трактат «Ученое незнание». Название трактата указывает как раз на принципиальную незавершенность познания. Бога он характеризует как «абсолютный максимум», «форму всех форм», а отношение его к миру раскрывает через любимую цитату из Ветхого завета: Бог при творении мира «все расположил мерою, числом и весом». Вот эти 3 характеристики и есть проявления Бога. Отсюда идеология количественного естествознания («Простец об опытах с весами»): данные измерений оцениваются выше «многих книг». Мир он рассматривает как организм, вспомнив для этого античную аналогию: камни – кости, реки – жилы, растения – волосы, а Бог – душа этого организма. Отсюда идея единства космоса и связи всего со всем. Для характеристики человека он вводит понятие «микрокосм» - в нем как бы свернут большой космос, он так же сложен, так же важен, подобен Вселенной. «Малый – подобие большого, большой – подобие максимального» (вспомним, что максимум – это Бог). Три одинаковых структуры, одна в другой, или три равномощных множества, бесконечных.

Дж. Бруно: «Природа есть Бог в вещах». Уже чистый натурализм: бог – символ единства природы, по-настоящему реальны вещи. «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над…» - т.е. не обладает самостоятельным существованием. Возрождает понятие материи: «божественное бытие в вещах» и понятие атома (начинает говорить о монадах как единицах бытия). Говорит: «Мир одушевлен со всеми его частями» - т.е. он тоже представляет космос как живой, единый организм. Он много говорит о разуме, заложенном в каждом феномене природы, например, о формировании организма: как велик «тот интеллект, который изнутри семенной материи сплачивает кости, протягивает хрящи, выдалбливает артерии, вздувает поры, сплетает фибры, разветвляет нервы и со столь великим мастерством располагает целое».

Пантеизм близок многим современным ученым. В эпоху Возрождения именно он создал возможность развития науки.

Оба они говорят о бесконечности природы. У Кузанца она онтологическая: космос безграничен и гносеологическая: безгранично познание. Пример актуальной бесконечности – круг, который не имеет границы и который можно рассмотреть как многоугольник с бесконечным числом граней, т.е. реализованный бесконечный процесс. У него лишь намечена космологическая бесконечность: Земля не в центре мира, и вообще мир не имеет центра. У Дж.Бруно – уже космологическая тоже: бесконечное число миров, в т.ч.обитаемых, в т.ч. населенных разумными существами.

Вообще идея бесконечности Вселенной – в определенном смысле мировоззренческая катастрофа. Паскаль: «Пусть человек отдастся созерцанию природы во всем ее высоком и неохватном величии. Пусть уразумеет, что Земля - всего лишь точка по сравнению с огромной орбитой, которую описывает это светило, пусть потрясется мыслью, что и сама эта огромная орбита – не более чем неприметная черточка по отношению к другим светилам. А потом пусть человек подумает о себе и сравнит свое существо со всем сущим; пусть почувствует, как он затерян в этом глухом углу Вселенной и, выглядывая из чулана, отведенного ему под жилье – я имею в виду зримый мир – пусть уразумеет, чего стоит наша Земля со всеми ее державами и городами и, наконец, чего стоит он сам. Человек в бесконечности – что он значит?»

Но: в эпоху Возрождения сформировалась альтернативная культурная ориентация, подчеркнувшая как раз достоинство человека.

Date: 2015-10-22; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию