Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория и практика. Профессия у человека обычно одна, но по мере профессионального роста человек может специализироваться





Профессия у человека обычно одна, но по мере профессионального роста человек может специализироваться, искать новые формы приложения своих возможностей. Смена профессий, специализаций вызывается часто тем, что человек в связи с техническим прогрессом (или по причине безработицы) в течение жизни сталкивается с необходимостью вынужденной перемены труда. Футурологи пишут о том, что нынешнем ХХ1 веке перемена труда станет обычным делом. Это определяет необходимость получения сегодня такого образования, которое допускает широкий спектр специализации и готовит к гибкой смене рода занятий.

 

Мир профессий достаточно изменчив. Ни одна профессия не остается неизменной в течение длительного времени. Старение знаний, смена технологий и средств труда, изменение потребностей общества в кадрах определенного профиля и квалификации, возрастание требований к интеллектуальным умениям и навыкам в труде приводят к тому, что возникают и рождаются новые профессии, другие профессии преобразуются, третьи упраздняются, четвертые - объединяются с другими. даже если сохраняется название профессии, ее фактическое содержание может меняться. Бывает, что человек в середине жизни начинает интересоваться профессией, которой в дни его молодости еще не было.

Большое количество профессий требует их классификации. Выделяются две группы логических оснований при классификации профессий:

* содержание труда в этих профессиях (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), то есть характеристика объекта труда;

* характер требований, которые профессия предъявляет к человеку, то есть характеристика субъекта труда.

Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А.Климовым[69]. Приведем кратко положения этого автора.

По объекту труда различаются профессии:

- человек - техника (инженер, механик и др.);

- человек - живая природа (биолог, эколог, агроном и др.);

- человек - человек (учитель, врач, продавец и др.);

- человек - знаковая система (программист, редактор, бухгалтер и др.);

- человек - художественный образ (артист, писатель, режиссер и др.).

Все названные профессии могут различаться по целям их выполнения:

- гностические (эксперт, ревизор и т.п.);

- преобразующие (учитель, токарь, строитель и др.);

- изыскательские (ученый-исследователь, композитор, писатель и т.п.);

Профессии могут различаться по средствам их осуществления:

- профессии ручного труда (представители ремесел);

- профессии машинно-ручного труда (машинист электровоза, водитель);

- профессии, связанные с применением автоматизированных систем управления (оператор, наладчик станков с ЧПУ).

Профессии различаются по условиям труда:

- профессии с работой в микроклимате, близком к комфортному (бухгалтер и др.);

- связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (монтер пути, агроном, инспектор ГАИ и др.);

- с работой в необычных условиях (водолаз, монтажник-высотник, шахтер, космонавт и др.);

- с работой, связанной с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье людей (машинист электровоза, учитель, врач, судья, следователь и др.);

- профессии, связанные с экстренными и экстремальными ситуациями (пожарный, спасатель и т.п.);

- профессии, связанные повторяющимися монотонными условиями труда (рабочий на конвейере, кассир, фасовщик и др.).

Возможно различение профессий и по степени включенности творческого начала:

- автоматический строго регламентированный труд с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны (рабочий-сборщик деталей, фасовщик, рабочий на конвейере);

- полуавтоматический труд, где действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме, стиле (например, продавец, секретарь-машинистка и др.);

- шаблонный исполнительный труд, задания которого шаблонны и однообразны, но строго оговорены инструкциями (швея, контролер ОТК, штамповщик и др.);

- самостоятельный труд, где в пределах задания предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы (конструктор, инженер, учитель, врач и др.);

- свободный творческий труд, где работник выбирает не только приемы, но и задания (изобретатель, писатель, научный работник и др.).

Профессии могут классифицироваться по характеру требований к психофизиологическим особенностям работника, то есть по характеристикам субъекта труда. Среди них можно отметить также несколько групп профессий:

- профессии, для которых необходимы определенные природные данные (быстрота реакции у водителя, острота обоняния у дегустатора парфюмерии и др.);

- профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности и предполагающие строгий профессиональный отбор на этапе выбора профессии (актер, художник и др.);

- профессии, где отсутствие необходимых природных качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность (руководитель, педагог, врач и др.).

Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления степенью квалификации:

- профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров (инженер, врач, учитель, а особенно - музыкант, дипломат, ученый и др.);

- профессии с простым квалифицированным трудом (бухгалтер, повар, водитель, станочник станка без ЧПУ и др.);

- профессии с простым неквалифицированным трудом (продавец, кассир и.др.);

- профессии, не требующие специальной подготовки (землекоп, уборщик помещений, грузчик, монтер пути и др.).

В процессе освоения профессии человек становится профессионалом.

 







Date: 2015-10-22; view: 470; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию