Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самостоятельная работа студента- Конспектирование фрагментов классических работ по риторике (Аристотель, М. В. Ломоносов, С. И. Поварнин - на выбор). - Подготовка к самостоятельным аудиторным работам (повторение теории, аналитические упражнения, работа по продуцированию текста). - Разработка текста устного публичного монолога, отвечающего основным требованиям риторики, и видеозапись этого монолога. - Участие в критическом разборе этого материала на практическом занятии или в индивидуальной работе с преподавателем.
Вопросы для самопроверки 1.Предмет и задачи риторики. 2.Нравственные основания красноречия. 3. Классический канон риторики. 4.Понятие о риторическом идеале. Риторический идеал в русской культуре. 4.Общая и частная риторика. Разновидности красноречия по авторской цели высказывания и сфере употребления. 5.Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. 6.Принципы и правила гармоничного общения. 7.«Общие места» (топы) как смысловые модели развертывания темы. 8. Основной логический тезис целого текста. 9. Аргумент и аргументация в монологе-рассуждении. 10.Логическая структура монолога-рассуждения. 11.Композиционные части монологического текста. 12.Специфика композиционной рамки. 13.Композиционные фрагменты основной части. 14.Композиционные типы монологических текстов. 15.Речевое выражение композиционных соотношений в монологическом тексте. 16.Признаки устности, необходимые в устном публичном монологе-рассуждении. 17.Диалогизация устного публичного монолога-рассуждения. 16.Специальные средства выразительности (тропы, фигуры речи), их роль в риторике. 17.Правила корректного поведения в диалоге. 18.Деловой диалог и его общие особенности. 19.Жанр деловой беседы. 20.Непринужденная разговорная беседа: риторические аспекты жанра. 21.Диалог-спор (общая характеристика). 22.Правила корректной полемики. 23.Уловки в споре и противодействие уловкам. 24.Техника речи во время исполнения устного публичного монолога.
Контрольная работа №1. Риторический анализ публичного монолога (логика и композиция) Общая характеристика текста •Тип красноречия: академическое, судебное, публицистическое, политическое, церковное. Функциональный стиль и жанр текста. • Авторская целеустановка: информировать и/или воздействовать (убеждать, агитировать, развлекать или др.). • Адресованность: массовая или групповая; адресат социально разнородный или однородный, подготовленный или неподготовленный. • Ситуация общения: официальная или неофициальная, конфликтная или неконфликтная. • Ведущий функционально-смысловой тип речи: рассуждение, повествование, описание, смешанный (какой именно). Анализ логического содержания • Основной логический тезис целого текста: а) сформулировать на основании всего содержания текста в опоре на модель: S лог. + Р лог., где Sлог. - тема целого текста, а Р лог. - логический предикат, или характеристика темы, мнение о теме; б) проанализировать подачу тезиса в тексте: предъявляется открыто или нет, повторяется ли и сколько раз, перефразируется ли; в) оценить расположение тезиса в стандартных местах подачи (заголовок, конец вступления, заключение) или с нарушением стандарта; г) выписать (при наличии) авторские формулировки тезиса, сравнить первичную и окончательную формулировки и сделать вывод о наличии и характере риторического приращения (логического, эмоционального, оценочного, волевого в конечной подаче). • Тематическое поле тезиса: выписать тематические цепочки номинаций, создающих понятийную сетку логического субъекта текста (темы, S лог.) и логического предиката (Р лог.). Дать общую характеристику этих полей (лексические сигналы по стилистической окраске и структурному разнообразию, количеству, сочетаемости, размещению. • Аргументы (довод ы): а) выписать или сформулировать в виде подтезисов, б) указать тип (естественный или искусственный) и подтип (документ, свидетельство, данные экспертизы, изложение факта, описание предмета; логическая выкладка, авторское мнение об этической значимости, ссылка на авторитетное мнение, эмоциональная оценка), в) оценить доводы по типам: ad rent (по существу) и ad hominem (к человеку). • Иллюстрации: отметить наличие, количество, вводящие речевые связки; выписать одну из них и определить использованный функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, характеристику, определение). • Общая логическая структура: оформить в виде схемы-логографа; оценить соответствие тезиса, аргументов и вывода. Анализ композиции • Композиционные части текста: выделить введение, основную часть и заключение, точно указав их границы и способы разграничения (смена лексико-семантических полей темы, смена тональности, временной сдвиг в изложении, смена функционально-смыслового типа речи, открытое представление или повторение тезиса, проблемный вопрос, логические связки и др.). • Деление композиционных частей на смысловые блоки: указать количество, тип по содержанию (фон к цели высказывания, тезисный, аргументативный, иллюстративный, содержащий дополнительную информацию), способы обозначения границ (счетные слова, логические связки, лексическая и грамматическая перемена). • Вспомогательные мелкие композиционные фрагменты (цитаты, содержательные дополнения, ассоциативные отступления): назвать типы, привести отдельные примеры по тексту. • Композиционные пропорции: оценить соразмерность объемов композиционной рамки и основной части, рационального и эмоционального, негативного и позитивного. Анализ соотношения логической и композиционной структуры текста • Распределение по композиционным частям и расположение в них тезиса, аргументов, иллюстраций, вывода. • Порядок предъявления аргументов (с усилением, ослаблением, нейтральный). • Открытая или скрытая (проблемная) подача вывода. • Общий композиционный ход текста: исторический (хронологический) или логический (дедуктивный, индуктивный, сопоставительный). Проверить и отметить наличие/отсутствие концентрической композиции. • Наличие фрагмента «композиционная разводка», его лексическое обеспечение. Общая оценка текста • Соответствие а) цели - проблемы - темы - тезиса; б) убедительности/неубедительности аргументации; в) композиционной стройности и пропорциональности; г) соотношении логического строения и композиционного развертывания. • Критика недостатков текста.
Контрольная работа №2. Приемы и средства выразительности 1) Общая характеристика текста: вид красноречия, функциональный стиль, тема, цель, адресат, жанр. 2) Характеристика средств выразительности: а) функционально-стилевые пласты лексики, использованные в тексте; их соотношение; цель их применения; б) средства с эмоционально-оценочным содержанием; какую тональность и оценочность они создают в тексте; как через них раскрывается позиция автора; в) богатство речи: использованы ли семантические пары (группы) слов - синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; Какой эффект создается за счет этих средств; г) тропы (средства выразительности, основанные на переносе лексического значения): наименование тропа, структура, функция (предназначение) в тексте; д) охарактеризуйте фигуры речи (средства выразительности, основанные на взаимном расположении языковых единиц в тексте): наименование, структура, функция (предназначение) в тексте; е) участие в создании выразительности текста нейтральных слов; в чем это выражается. 3) Обобщенная характеристика средств выразительности текста: а) основная линия средств выразительности данного текста; б) участие средств выразительности в формировании точки зрения и образа автора; в) недочеты (если таковые есть) в использовании средств вы
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы
Отметкой «ОТЛИЧНО» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание темы, умение пользоваться теоретическими знаниями и навыками риторического анализа текста, создавать публичный монолог-рассуждение, знание основных исследований по теме, владение литературной речью. Отметкой «ХОРОШО» оценивается ответ, демонстрирующий знание и понимание изучаемой темы (допускаются неточности по 1-2 вопросам), знание теоретических понятий риторики, умение применить их при анализе текста, создании монолога, владение литературной речью. Отметкой «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» оценивается ответ, который показывает знание и понимание темы (допускаются 3-4 недочета), знание основных вопросов теории дисциплины, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе текста, создании монолога. Отметкой «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» оценивается ответ, свидетельствующий о незнании теоретических понятий, отсутствии навыков риторического анализа и неумении создавать текст монолога.
5. Фонды оценочных средств
|