Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебно-методический комплект логопеда доуПОСТАНОВКА, АВТОМАТИЗАЦИЯ И ВВЕДЕНИЕ В РЕЧЬ ЗВУКА [Р]
Автор-составитель: Костюк А.В.
Содержание комплекта
Правильная артикуляция звука [Р]. Мышцы, участвующие в правильной артикуляции. Ротацизмы и их причины.
Правильное звукопроизношение является одним из условий гармоничного развития личности ребенка, формирования коммуникативной и личностных компетенций. Звук [Р] в речи детей появляется позже других звуков, что, по-видимому, связано с созреванием проводящих путей и развитием фонематического слуха. По данным различных авторов ребенок начинает произносить звук [Р] к 5,5 годам (ссылка). Однако встречается и овладение правильным произношением звука [Р] и в более раннем возрасте, и к 6,5 годам. Правильная артикуляция звука [Р] (О.В. Правдина, с. 114-115): 1) нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость, 2) губы и зубы открыты, 3) нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены, 4) корневая и средняя части языка неподвижны и напряжены, 5) передняя часть языка широко распластана, истонченные боковые края подняты, упираются в верхние зубы и образуют канал для выдыхаемой воздушной струи, которая поступает на кончик языка; 6) кончик языка неплотно прилегает к альвеолам и под влиянием выдыхаемой воздушной струи периодически колеблется, то прилегая к альвеолам, то отходя от них, 7) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Рис. 1. Профиль артикуляции звука [Р] (О.В. Правдина, с. 114)
В артикуляции звуков [Р] участвуют практически все мышцы языка (Ю. В. Микляева, О. В. Правдина): верхние и нижние продольные мышцы, вертикальные и поперечные мышцы языка, шилоязычная мышца, подъязычно-язычная мышца, подбородочно-язычная мышца. Также в произнесении звука [Р] участвуют мышцы, опускающие и поднимающие нижнюю челюсть. Их тоническое напряжение обеспечивает неподвижность нижней челюсти, за счет чего оказываются неподвижными корень языка, средние, боковые и нижние части языка.
В данном учебно-методическом комплекте рассматриваются только такие нарушения произношения звука [Р], как ротацизмы. Параротацизмам уделяться внимание не будет в связи с их очевидностью и достаточной легкостью в диагностике. Существует много видов ротацизмов, описанных различными авторами (О. В. Правдина, Л. С. Волкова, М. Е. Хватцев и др.):
2.1 При велярном ротацизме корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба, образуя щель. Выдыхаемый воздух проходит через нее, вызывая мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба. При этом возникает шум, дополняемый голосом. 2.2 При увулярном ротацизме вибрирует только увуля. Вибрация носит гармоничный характер и слышится отчетливый рокот.
3.1 Вибрация обеих губ (так называемый «кучерский» [Р]). 3.2 Произнесение звука [Р] обеими губами без вибрации. При этом произносимый звук похож на имеющийся в английском языке звук [W].
Нарушения произношения звука [Р] разнообразны и могут быть связаны как с недостаточным развитием фонематического слуха и фонематического восприятия, так и с нарушениями артикуляционной моторики (по различным причинам). Артикуляционная гимнастика для подготовки к постановке звука [Р].
Для формирования правильной артикуляции звука [Р] необходимым условием является развитие всех мышц языка. Для правильного произнесения звука [Р] необходимы следующие условия: 1) ребенок способен произвольно удерживать вверху язык, который принимает форму ковша (чашечки) с выдвиганием кончика языка вверх; 2) должна быть выработана вибрация кончика языка. При выполнении указанных выше движений языка остальной артикуляционный аппарат должен быть неподвижен. Для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука [Р] используются упражнения артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика проводится не менее одного раза в сутки, желательно выполнять упражнения 3 – 4 раза в день. Проводить гимнастику лучше в игровой форме, подкрепляя положительными эмоциями. Не следует за один раз выполнять все упражнения. Начинаем с 3 – 4 новых для ребенка упражнений, постепенно дополняя или заменяя их другими. Для выполнения гимнастки ребенок сидит на подобранном по росту стульчике, спиной опираясь на спинку стула, ноги стоят на полу, руки лежат на коленях, так как в таком положении нет избыточного напряжения тела и, соответственно, артикуляционной мускулатуры. Если у ребенка детский церебральный паралич, поза для артикуляционной гимнастики и дальнейшей работы над звукопроизношением подбирается индивидуально. Для выполнения упражнений первое время (до формирования четкого безошибочного выполнения движения) для зрительного контроля правильности выполнения используется зеркало. Ребенку необходимо хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться либо перед настенным зеркалом, либо ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильного артикуляционного уклада звука [Р] удобно осуществлять в следующей последовательности (от простого к сложному):
а) Ребенок многократно произносит звук [д-д-д-д] широким распластанным языком. Языку зондом надо придавать вибрацию, одновременно зондом приподнимая язык. б) Ребенок выполняет упражнение «Барабанщик» («Дятел») с одновременной вибрацией языка зондом или шпателем. Этот способ быстро приводит к постановке правильного звука [Р]. При пониженном тонусе мышц, отвечающих за подъем кончика языка к небу, при недостаточно долгом удержании языка вверху, можно выполнять это упражнение в положении лежа. Ребенка укладывают на ровную мягкую поверхность таким образом, чтобы подбородок и шея образовали прямой угол, либо, чтобы голова чуть-чуть была запрокинута. В таком положении язык принимает положение, необходимое для механического вызывания вибрации, т.е. выполнения упражнения «Заведи моторчик у машинки».
Выполнение этих упражнений включает в работу все мышцы, участвующие в правильной артикуляции звука [Р], что облегчает постановку звука. Приёмы формирования правильного артикуляционного уклада звука [Р].
Сложный артикуляционный уклад звука [Р] и многообразие его нарушений позволили логопедам разработать многочисленные приемы формирования его правильного артикуляционного уклада. Приемы постановки звука [Р], как и любого другого звука, разнообразны и зависят от структуры нарушения речи (ОНР, ФФНР, ФНР и т.п.), от наличия сопутствующих нарушения развития, от особенностей развития артикуляционной моторики. В настоящем учебно-методическом комплекте мы не рассматриваем необходимость осуществления работы по развитию фонематических процессов у детей с различными нарушениями речи (фонематическое нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение речи, общее недоразвитие речи различного уровня). Такая работа описана в специальных изданиях (Колесникова, и т.д.) Основной задачей нашего учебно-методического комплекта является систематизация информации о последовательности, способах, приемах коррекции неправильного произношения звука [Р]. Прием постановки звука [Р] по подражанию довольно редко используется в практической логопедии, т.к. он требует от ребенка высокого уровня развития регуляторной деятельности и умения управлять артикуляционным аппаратом. При недостаточно правильном применении этого приема вызываемый звук переходит в велярный или увулярный ротацизм. Гораздо чаще в практике логопедической работы используется постановка звука [Р] от вибрации, вызываемой механическим способом. Этот способ проще для ребенка, он не требует усиленной фиксации внимания на положении языка в полости рта. Для постановки звука [Р] от вибрации, вызываемой механическим способом, необходимо научить ребенка длительно без напряжения выполнять вибрацию зондом или одноразовым шпателем (упражнение «Заведи моторчик у машинки»). Когда язычок ребенка готов к постановке звука и при выполнении вибрации слышен правильный звук [ррррр], тогда логопед быстрым движением убирает зонд или шпатель, слегка подталкивая язычок. При правильном выполнении слышен звук [дрррр]. После вызывания этого звука, логопед начинает его автоматизацию в изолированном виде, продолжая выполнять артикуляционные упражнения. При этом способе постановки бывает необходимым уложить ребенка на спину и вызывать звук в положении лежа: при этом подбородок с шеей образуют прямой угол или голова слегка запрокинута. После того как у ребенка лежа получился звук [рррр] или [дррр], автоматизацию звука начинают в этом же положении, постепенно переводя ребенка в положение сидя. При этом необходимо продолжать выполнять артикуляционные упражнения, т.к. необходимо подготовить язык к произношению звука без механической помощи. Другой, широко распространенный, способ постановки звука [Р] представляет собой использование упражнения «Грибочек», т.е. присасывания к твердому нёбу широкого распластанного языка и свободного длительного удержания его в этом положении. Основная задача этого способа постановки – вызвать вибрацию кончика язычка. При выполнении упражнения «Грибочек» ребенка просят подуть на него. Можно использовать игровой прием: «Вырос в лесу грибок. Рос, рос… Вдруг подул сильный ветер, ураган!... А грибочек крепкий, не может ветер сорвать его и унести…». Логопед показывает, как дует ветер. При этом логопед обращает внимание на то, чтобы рот был приоткрыт, губы улыбались. Необходим также зрительный контроль перед зеркалом вибрации кончика язычка как со стороны логопеда, так и ребенка для того, чтобы ребенок не переходил на велярное или увулярное произнесение звука [Р]. При этом используется длительное время изолированная автоматизация шепотного варианта звука, голос «подключается» только тогда, когда логопед видит безошибочную и легкую вибрацию кончика язычка при «сдувании грибочка». Иногда возможно научить ребенка произносить так называемый «одноударный» звук [Р], выполняя упражнение «Язычок балуется» в виде однократного быстрого движения. В этом случае можно начинать автоматизацию звука в таком виде, однако необходимо продолжать вызывать длительную вибрацию языка при произнесении звука [Р]. Постановка звука [Р] также осуществляется от длительно произносимых звуков [ЖЖЖЖ] или многократного произнесения звука [ddddd]. При этом возможно применение нескольких приемов: 1) Ребенок присасывает язычок к твердому нёбу («Грибочек»). Логопед придерживает шпателем язычок вверху. Шпатель вводится под язык плашмя, придерживать необходимо одну половину языка. Затем ребенка просят посадить шмеля на грибок. Ребенок резко произносит звук [ЖЖЖ], в это время логопед «подталкивает» язычок, придавая ему вибрацию. При правильном выполнении, слышен звук [ДРРР], при этом язык сильно, но недолго вибрирует. 2) Ребенок выполняет упражнение «Барабанщик», быстро и многократно произнося звук [dddd]. При этом движется только кончик язычка, а боковые края прижаты к верхним боковым зубам и неподвижны, язычок вверху. Логопед легко однократно «подталкивает» шпателем или шариковым зондом язычок ребенка, получается [ДРР]. Можно быстро провести шпателем или шариковым зондом по язычку движением из стороны в сторону. Аналогичный прием используется и при произнесении звука [ЖЖЖ] с открытым ртом. Коррекция некоторых видов ротацизма представляет особую трудность для начинающего логопеда в силу их малой распространенности. При коррекции «носового» ротацизма необходима активизация мышц мягкого неба, снижение тонуса мышц спинки языка и активизация мышц кончика языка. Для этого используется логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. При этом виде ротацизма необходима дифференциация ротового и носового выдоха, а также выработка длительного речевого выдоха и направленной ротовой воздушной струи. При коррекции «щечного» и «кучерского» ротацизмов большое внимание уделяется активизации мышц языка, отвечающих за его расширение и прижимающих его боковые края к боковым зубам, а также выработке вибрации кончика языка. При этих видах ротацизма необходима дифференциация ощущений от вибрации щеки (губ) и от вибрации кончика языка. Автоматизация звука [Р] в изолированном виде и слогах. Подвижные игры и живые картинки. Ни для кого не секрет, что достаточно длительное время в работе логопеда при коррекции звукопроизношения у дошкольников приходится на автоматизацию поставленных звуков, введение их в речь. На этом этапе особую трудность для ребенка представляет начальный период автоматизации, когда надо не только создать правильный артикуляционный уклад звука, но и многократно этот звук воспроизводить. Как правило, такая работа очень утомительна и однообразна. Здесь нам на помощь приходят «живые картинки». «Живыми» они названы потому, что являются подвижными, их элементы можно передвигать. Для этих целей можно использовать пособие «живые картинки». Они изготовлены из толстого картона форматом А4. Само пособие представляет собой сюжетные картины (реже – предметные) с подвижными элементами. Каждый подвижный элемент либо закреплен на натянутой леске, либо выглядывает из «кармашка» или прорези картинки (рис. 1-4). Подвижность картинок привлекают детей, а возможность поиграть («самим»!, «как логопед»!) побуждает их возвращаться к ним снова и снова, тем самым многократно воспроизводить поставленные звуки. После постановки звука логопед объявляет, что ребенок научил свой язычок правильно говорить звук и теперь у него есть свои «живые» картинки, в которых живет правильный и красивый звук [Р]. Затем внимание ребенка привлекается к содержанию «живых картинок», объясняется, почему они так называются. Постепенно интерес к «живым картинкам» снижается, но задача автоматизации поставленных звуков в изолированном виде и в слогах уже выполнена (для автоматизации поставленных звуков в словах, предложениях, текстах необходимы другие пособия). В этом случае «живые картинки» убираются и вновь могут быть предъявлены ребенку через некоторое время, но уже либо для оказания помощи другому ребенку («Поиграйте вместе…», «Помоги Паше…»), либо в качестве сюрпризного момента в конце занятия. Такой прием способствует развитию общения, а также самоконтроля и взаимоконтроля за звукопроизношением.
Рис. 1. Как работает мотор у самолета? РРРРРРРРРРР Как работает мотор у вертолета? РРРРРРРРРРР
Рис. 2 Как собака рычит? РРРРРРРРРРРРРР Как тигр рычит? РРРРРРРРРРРР
Рис.3. Как катер мчится по озеру? РРРРРРРРРР Гонки. Как работает мотор у машины? РРРРРРРРРРР
Рис. 4. Как трактор поле пашет? РРРРРРРРРР Как мотоцикл едет? РРРРРРРРРРРР
Подвижные игры в процессе автоматизации звука [Р] можно использовать только тогда, когда правильный звук у ребенка будет получаться достаточно легко и не требовать постоянного контроля как со стороны ребенка, так и взрослого. Это связано с тем, что в подвижных играх внимание ребенка требует не только правильная артикуляция звука, но и соблюдение правил игры, ее моторная составляющая.
В УМК входит также «Логопедическая тетрадь. Звук [Р]» для домашних занятий. Она представлена в отдельном файле (название файла «Костюк Логопедическая тетрадь Р)
|