Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Круговорот воды





В этом процессе происходит очистка, накопление и перераспределениепланетарного запаса воды. Солнечная энергия и земное притяжение непрерывно перемещают воду между океанами, атмосферой, сушей и живыми организмами. Важнейшими процессами этого круговорота являются испарение, конденсация ларов, осадки (дождь, град, снег) и сток воды с суши в моря и океаны для возобновления цикла. Это вызывает эрозию почв, которая приводит к миграции различных химических веществ в рамках других биогеохи­мических циклов.

Значительная часть возвращающейся на сушу воды просачивается глубоко в грунт. Там происходит накопление грунтовых вод в водоносных горизонтах - подземных резервуарах, расположенных как внутри, так и между различными формациями горных пород. Подземные источники и водотоки в итоге возвращают воду на поверхность суши и в реки, озера, ручьи - откуда она вновь испаряется или стекает в океан. Циркуляция подземных вод происходит несравненно медленнее, чем циркуляция поверхностных и атмосферных вод.

Человек вмешивается в круговорот воды двумя способами:

1. Забор больших количеств пресной воды из рек, озер и во­доносных горизонтов. В густозаселенных или интенсивно орошаемых районах водозабор привел к истощению запасов грунтовых вод или к вторжению океанической соленой воды в подземные водоносные горизонты.

2. Сведение растительного покрова суши в интересах развития сельского хозяйства, при добыче полезных ископаемых, строительстве дорог, жилья и других видов деятельности. Это приводит к уменьшению просачивания поверхностных вод под землю, что сокращает пополнение запасов грунтовых вод, увеличивает риск наводнений и повышает интенсивность поверхностного стока, тем самым усиливая эрозию почв.

Несмотря на то, что за пользование пресной водой установлена плата (1,5 к./м3 в ценах 1991г.), ее использование на техни­ческие нужды непрерывно увеличивается. Многие предприятия могли бы значительно сократить расходы и снизить нагрузку на окружающую среду, если бы ввели в технологические процессы внутренние водооборотные циклы. Экономический эффект от внедрения этого процесса можно рассчитать на примере эксплуатации очистной установки сточных вод гальванопроизводства с водооборотным циклом (данные для расчета представлены в табл. 2.7). При таком процессе экономический и экологический эффект получается в результате отсутствия платежей за водозабор, а также за прекращение сброса сточных вод.

 

3. ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И КОНТРОЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ ПО КУРСУ "ЭКОЛОГИЯ"

 

1. Предмет, цели и объекты, изучаемые экологией. Методы экологических исследований.

2. Понятие о популяции. Что отражают статистические и динамические показатели популяциии? Какие экологические причины вызывают саморегуляцию плотности популяции.

3. Какие причины вызывают рост численности популяции по экспоненте и по логистической кривой? Проанализируйте экспоненциальный рост населения на нашей планете. По какому уравнению рассчитывают время удвоения численности населения?

4. Какие глобальные, социальные, экономические и экологические проблемы возникли в связи с ростом народонаселения?

5. Проанализируйте демографические пирамиды в развитых и развивающихся странах. Что может произойти с человеческой популяцией, если ее численность достигнет предельной биологической емкости (12 — 15 млрд человек)?

6. Какими факторами ограничен рост человеческой популяции?

7. Сравните разницу в среднедушевом доходе ВНП между более и менее развитыми странами. Сравните отношение этих стран к природным ресурсам. К каким эколого-экономическим проблемам это приводит?

8. Дайте определение природным ресурсам. Как классифицируют природные ресурсы по различным признакам?

9. Что такое ресурсообеспеченность? Индекс использования природных ресурсов.

10. Принципы безотходного, малоотходного производств и замкнутого водооборота. Ресурсный цикл.

11. Принципы рационального использования природных ресурсов.

12. Принципы охраны природных ресурсов.

13. Какими методами можно увеличить потенциал использования невозобновимых ресурсов?

14. По какому закону происходит потребление ресурсов? Приведите пример и формулу для расчета периода истощения ресурсов.

15. Понятие об окружающей среде. Факторы окружающей среды; их классификация.

16. Законы минимума Либиха и толерантности Шелфорда. Лимитирующие факторы окружающей среды.

17. Экологическая ниша. Принципы: «взаимоисключения Гаузе» и «заполняемости». Практическое значение этого понятия.


18. Что описывает диапазон толлерантности (экологической валентности)? Как подразделяют живые организмы по ширене диапазона их толлерантности.

19. Понятия: «экосистема», «биогеоценоз» и «нообиогеоценоз». Соотношение этих понятий.

20.

21. Классификация экосистем по различным признакам. Приведите примеры.

22. Продуктивность экологических систем; ее виды.

23. Потоки вещества и энергии в экологических системах и в биосфере. (Ответ обоснуйте на основе 1 и 2 начал термодинамики).

24. Пищевые цепи; их типы. Виды экологических пирамид.

25. Виды взаимосвязей в экологических системах.

26. Горизонтальная и вертикальная структура экологических экосистем.

27. Факторы, определяющие устойчивость экологических систем.

28. Факторы, определяющие динамику (развитие) экологических систем.

29. Что называется сукцессией? Назовите виды сукцессий. Приведите примеры.

30. Круговорот веществ в природе; их типы. Дайте общую характеристику каждого типа.

31. Опишите круговороты кислорода и углерода в природе. Антропогенное вмешательство в эти круговороты и его экологические последствия.

32. Азот в природе. Опишите круговорот азота в природе. Антропогенное вмешательство в этот круговорот и его экологические последствия.

33. Фосфор в природе. Опишите круговорот фосфора в природе.

Антропогенное вмешательство в этот круговорот и его экологические последствия.

34. Сера в природе. Опишите круговорот серы в природе. Антропогенное вмешательство в этот круговорот и его экологические последствия.

35. Техногенный (социальный) круговорот веществ. Опишите этот круговорот на примере одного из металлов.

36. Сформулируйте четыре экологических закона Б. Коммонера. Раскройте их содержание.

37. Использование природных ресурсов и проблема загрязнения ОПС.

38. Понятие о загрязнителях ОПС, их классификация по различным признакам. Источники загрязнения ОПС.

39. Понятие о токсичности загрязнителей ОПС. Виды доз токсичных веществ. Факторы, влияющие на токсичность и тяжесть воздействия загрязнителя на ОПС.

40. Экологические и производственно-хозяйственные показатели качества ОПС.

41. Дайте общую характеристику физических загрязнителей.

42. Шум и вибрация как загрязнители ОПС. Их влияние на экосистемы и здоровье человека. Методы защиты от шумового и вибрационного загрязнения.

43. Световое и тепловое загрязнения ОПС. Экологические проблемы, связанные с этими загрязнителями.

44. Дайте общую характеристику химическим загрязнителям ОПС.

45. Оксиды серы - как загрязнители ОПС. Поведение диоксида серы в атмосфере. Экологические проблемы, обусловленные этим загрязнителем.

46. Оксиды азота — как загрязнители ОПС. Их поведение в окружающей среде. Экологические проблемы, обусловленные этими загрязнителями.

47. Хлорпроизводные углеводородов — как загрязнители ОПС. Экологические проблемы, обусловленные этими загрязнителями.

48. Загрязнение окружающей среды синтетическими поверхностно-активными веществами. Экологические последствия.

49. Факторы, приводящие к образованию кислотных дождей. Влияние кислотных осадков на биоту.

50. «Парниковый эффект» и эффект «ядерной зимы». Факторы, приводящие к этим эффектам и их экологические последствия.


51. Загрязнение ОПС нефтью, поведение нефти и нефтепродуктов в окружающей среде. Экологические последствия.

52. Радиационное загрязнение ОПС. Источники радиации в промышленности и в быту. Влияние радиации на здоровье растений, животных и человека.

53. Электромагнитное загрязнение ОПС и его источники.

54. Проблема загрязнения и качественного истощения природных вод. Пути решения проблемы дифицита питьевой воды.

55.Загрязнители гидросферы. Экологические последствия загрязнения природных вод.

56. Нормирование качества питьевой воды.

57. Понятие о сточных водах. Очистка сточных вод. Защита гидросферы.

58. Загрязнение и деградация почв. Защита почвы от загрязнения.

59. Защита атмосферы от загрязнения. Какая экозащитная техника используется для этих целей?

60. Проблема пестицидов.

61. Проблема утилизации и переработки твердых бытовых отходов.

62. Экологические проблемы автомобильного транспорта. Пути снижения загазованности автомобильнах дорог.

63. Экологические проблемы тепловой энергетики. Когенерация энергии.

64. Экологические проблемы ядерной энергетики.

65. Альтернативные источники получения энергии.

66. Пути улучшения экологических характеристик топлива.

67. Что такое качество энергии? Охарактеризуйте энергии высокого и низкого качества. Где их необходимо применять?

68. Что такое урбанизация? Какие страны называют урбанизированными? Экологические особенности урбанизированных экологических систем.

69. Что такое контроль загрязнителя на входе и на выходе.

70.. Экологический мониторинг. Его цели, задачи и структура.

71. Методы проведения экологического мониторинга.

72. Каково место и назначение экологической экспертизы в системе гарантий качества ОПС? Назовите принципы государственной экологической экспертизы.

73. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

74. Предмет, нормы, субъекты и объекты экологического права России.

75. Структура экологического права России.

76. Экологические права и обязанности человека (по материалам Конституции РФ и Закона РФ об охране окружающей природной среды).

77. Экономико-правовой механизм охраны ОПС.

78. Какие виды экологических правонарушений Вам известны? Приведите

примеры.

79. Проффессиональная, гражданская и правовая экологическая ответственность.

80. Правовая охрана земельного фонда России.

81. Правовая охрана водных объектов в России.

82. Принципы международного сотрудничества в области экологии.

83. Формы и методы Международного сотрудничества в области экологии.

84. Объекты международно-правовой охраны ОПС.

85. Международные организации по охране окружающей среды.

86. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по охране ОПС.

87. Концепция устойчивого развития.

88. Здоровье человека и ОПС. Субъективные и объективные показатели здоровья «среднего человека».


89. Синдром «антропогенного напряжения» и факторы, обуславливающие его.

90. Окружающая среда и болезни человека.

92. Пути проникновения и поведение загрязнителей в организме человека.

93. Питательные вещества. Питание - как фактор антропогенного напряжения.

94. Опасные для здоровья неорганические вещества.

95. Опасные для здоровья органические вещества.

96. Основные принципы эколого-экономического

(эко-экономического) развития.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология –М.: 2002. -488 с.

2.Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология.- М.: Высшая школа, 2001. -310 с.

3. Воронков Н.А. Экология: общая,прикладная, социальная. М.:Агар, 2000. -424 с.

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2003-2009. -576 с. (серия Высшее образование».)

5. Варламов А.А., Хабаров Ф.В. Экология землепользования и охрана природных ресурсов.- Москва: Колос, 1999.- 159 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Николайкин Н.И. Экология. Учебник для вузов.–М.: Дрофа, 2004. – 624 с.

2. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

3. Тайлер Миллер. Жизнь в окружающей среде. Программа всеобщего экологического образования, т.1, под редакцией члена РАО профессора Г.А.Ягодина, М.,1993 г.

4. Б.В.Ерофеев. Экологическое право России. - М.: «Юрист», 1996 г.

5. В.Ф.Протасов, А.В.Молчанов. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: «Финансы и статистика», 1995 г.

6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология вопросах и ответах: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 382 с.

7. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» // Российская газета. – 2002 – 12.01

8. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» /Под ред. Проф. С.А.Боголюбова – М.: Норма-ИФРА, 1999. – 368 с.

9. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология: Учебник для вузов. – М.: Высшая шк., 2001 – 273 с.

10. Родионов А.И., Клушин В.П., Систер В.Г. Технологические процессы экологической безопасности: Учебник для студентов технических и технологических специальностей. 3-е изд, перераб и доп. – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2000. – 800 с.

11. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1986.–657 с.

12. Андреева Т.А. Экология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2006. – 184 с.

13. И.А.Шилов. Экология. - М.: «Высшая школа», 1997 г.

14. Заиков Г.Е., Маслов С.А., Рубайло В.Л. Кислотные дожди и окружающая среда. М: Химия, 1991 г.

15. O состоянии здоровья населения РФ в 1991 г. /"Зеленый мир", N 45 - 46, 1992 г.

16. Факты и проблемы, связанные с захоронением радиоактивных отходов в морях, омывающих территорию РФ./"Зеленый мир", N 13,15,16,1993 г.

17. Бернардинер М.Н., Шурыгин А.П. Огневая переработка и обезвреживание промышленных отходов. – М.: Химия, 1990. – 304 с.

18. Гарин В.М., Хвостиков А.Г. Утилизация твердых отходов: Учебное пособие. - Ростов н/Д: РГУПС., 2000. – 80 с.

19. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1995.–557 с.

20. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учебное посо­бие // Санкт-Петербург, ун-т, Санкт-Петербург, 1992.

21. Будыко М.И. Глобальная экологии.-М., 1991.

22. Вернадский В.И. Биосфера и неосфера.- М,:Наука, 1989.

23. Кузнецов Г.А. Экология и будущее: Анализ философских ос­нований глобальных прогнозов. - М.:Изд-во МГУ, 1938.

24. Одум Ю.П. экология-М.,:Прогресс, 1986.

25. Химия в интересах устойчивого развития // ВО “наука”. 1993.

26. Экономика природопользования/ Под редакцией академика Т.С.Хачатурова //Издательство Московского ун-та.-М, 1991.

27. Г.П.Гущина и др. Озон в земной сфере. – Ленинград, 1996.

28. Ф.С.Ортенберг, Ю.М.Трифонов. Озон: взгляд из космоса.- М.: Знания,1990.

  1. Ю.Гиляров А.М.Популяционная экология. М.: изд-во МГУ, 1990. окружающая среда.- М, 1991.

 

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

 

Варианты   Номера вопросов
  1, 9, 28, 57, 89 2, 10, 29, 58, 90 3, 11, 30, 59, 91 4, 12, 31, 60, 92 5, 13, 32, 61, 93 6, 14, 33, 62, 94 7, 15, 34, 63, 95 8, 16, 35, 64, 89 1, 17, 36, 65, 90 2, 18, 37, 66, 91 3, 19, 38, 67, 92 4, 20, 39, 68, 93 5, 21, 40, 69, 96 6, 22, 41, 70, 92 7, 23, 42, 71, 90 8, 24, 43, 72, 91 1, 25, 44, 73, 89 2, 26, 45, 74, 95 3, 27, 46, 75, 94 4, 9, 47, 76, 93 5, 10, 48, 77, 92 6, 11, 49,78, 93 7, 12, 50, 79, 90 8,13, 51, 80, 89 1, 14, 52, 81, 96 2, 15, 53, 82, 91 3, 16, 54, 83, 92 4, 17, 55, 84, 93 5, 18, 56, 85, 94 6, 19, 28, 86, 89 7, 20, 29, 87, 96 8, 21, 30, 88, 91 1, 22, 31, 57, 90 2, 23, 32, 58, 92 3, 24, 33, 59, 93 4, 25, 34, 60, 96 5, 27, 36, 62,93 7, 10, 38, 64, 89 1, 11, 39, 65, 90 2, 12, 40, 66, 91 3, 13, 41, 67, 92 4, 14, 42, 68, 93 5, 15, 43, 69, 94 6, 16, 44, 70, 95 7, 17, 45, 71, 89 8, 18, 46, 72, 90 1, 19, 47, 73, 91 2, 20, 48, 74, 96 5,26, 35, 61, 94 6, 28, 37, 63, 88

 

Выбор варианта проводится по двум последним цифрам шифра студенческого билета и зачетной книжки. Например, если последние две цифрышифра 3 и 1, то отвечайте на вопросы и решайте задачу 31 варианта. Если последние две цифры шифра больше числа 50, то надо из номера шифра вычесть число 50 и выбрать соответствующий вариант. Например, последние две цифры шифра 88. Вычитаем из 88 число 50, получаем 38. Выполняется контрольная работа 38 вариан­та.

Отвечать на вопросы и решать задачу необходимо в той последовательности, в какой они даны в методических указаниях. Номер и текст вопросов и условие задачи приводятся обязательно. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы.

Работа подписывается студентом с проставлением даты выполнения..

 







Date: 2015-10-22; view: 832; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию