Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И государство-центричный подход
Рассмотрим, например, классический государство-центричный феномен, война между Ираном и Ираком, начавшаяся в сентябре 1980-го года и продолжавшаяся, практически все десятилетие, с различной интенсивностью событий. По всем признакам это была государство-центричная война, то есть управление государством и организация вооруженных сил происходила по традиционной схеме. Тем не менее достаточно сложно понять данный феномен, ограничивая его только международным уровнем. Необходимо учитывать и религиозный фактор, так как иранцы являются шиитами, а иракцы считают свое государство происшедшим от сунни, хотя шииты являются самой большой религиозной общностью в Ираке. Исторический антагонизм в отношениях между арабами и персами быстро прорывается на поверхность. Но и на другом уровне - уровне индивида, конфликт был интенсивным. Аятолла Хомейни был удивительным человеком, который остро чувствовал все унижения его народа, когда он был в ссылке в Ираке. С другой стороны, многие отметят и незаурядные способности Саддама Хусейна. Соперничество, предрассудки, психология этих двух людей сыграли большую роль в Ирано-иракской войне. Индивидуальный человеческий фактор, следовательно, не должен игнорироваться. Но имеется еще и экономическое измерение. Для повышения обороноспособности своих государств и закупки вооружений оба государства были вынуждены продавать нефть. Таким образом политика крупнейших нефтяных корпораций и товарного рынка нефтепродуктов в Роттердаме явились важными показателями способности обоих государств продавать свои нефтяные проекты. Но это не означает, что нам следует игнорировать саму политику. Так, когда г-н Горбачев начал забирать назад денежные средства из стран Африки и Латинской Америки, с целью создания достаточного потенциала для процесса перестройки в Советском Союзе, то для того, чтобы показать свои намерения, он использовал трибуну ООН. Это означало, что пять постоянных членов (P5) Совета Безопасности впервые смогли действовать по принципу, который был заложен в основу Хартии ООН. Одним из первых актов Р5 были совместные усилия по достижению удачной резолюции, способной положить конец ирано-иракской войне. Так, внутренние потребности советского государства оказали влияние на ирано-иракскую войну. Совершенно очевидно, что если мы поймем феномен, который достаточно прост для изучения на межгосударственном уровне, то мы должны изучать его и дальше на различных уровнях политической деятельности акторов, начиная с установки цен на нефть в Роттердаме, заканчивая надеждами и желаниями политических деятелей. Если же просто построить анализ на межгосударственном уровне, тогда мы можем получить очень неточную картину действительности. Другой драматический пример, который показывает первенство как международного уровня, так и силовой политики — это процесс европейской интеграции. Европа и особенно франко-немецкое соперничество были, в конечном итоге, ареной глобального насилия, что дало стимулы для развитию Международных Отношений как академической дисциплины. Тем не менее, в период с 1950-х по 1990-е гг. этот конфликт был разрешен и силовая политика в данном регионе уступила место политике сотрудничества Европейского Союза, по крайней мере, в Западной Европе. Процесс, с помощью которого был достигнут данный результат, во-первых, включал в себя деятельность таких дальновидных политиков как Уинстон Черчилль (его речь в Цюрихе, 1946 г.), Жан Моннэ, Роберт Шуман, Конрад Аденауэр, а так же как и деятельность правительств и множества неправительственных акторов. Это стало четырехсторонним процессом строительства на основе совместного управления объединенным суверенитетом через консолидацию политических и бюрократических элит. Имеющее историческое значение построение сотрудничества в воображаемых или функциональных сферах началось позже, но процесс строительства, проходящий сквозь национальные границы, в транснациональных системах всегда был частью неофункционалистской стратегии и основным двигателем в функциональном императиве. Наконец, Европейский Союз построил в рамках своих границ сообщество, основанное на согласии, к которому он стремился со своих самых первых дней. Это инновационное многосоставное образование стало главным актором на международной арене, как в целом, так и в отдельных ее частях, хотя это не отражено ни в одной из наших традиционных категорий. Поэтому они с необходимостью должны измениться, чтобы соответствовать новой реальности. Какой уровень анализа подходит для исследования международных отноешений и существует ли он? И существует ли какая-либо особая группа акторов, которой мы должны уделять особое и первостепенное внимание? Ответ состоит в том, что конечно не существует какого-то одного особого уровня или нет какой-то одной особой группы акторов, на основе которой можно было бы строить изучение международных отношений. Действительность является намного более сложной. Государство-центричный подход к миру силовой политики хорош своей простотой, но его слабость в том, что он не способен дать достаточного объяснения тому феномену, о котором мы говорим. Как же нам следует обсуждать и исследовать данный сложный мир? Начиная с 1960-х гг, в течение 1970-х, а затем и 80-х гг., было сделано множество попыток перенести акцент с акторов на действия. Аналитики начали искать ряд образцов взаимодействия, которые помогут сформировать систему, способную постепенно породить структуры и институты. Джеймс Розенау исследовал политическую взаимосвязь и возникновение проблемных зон, и оба вопроса вышли за пределы государственных границ и привели в сферу акторов, взаимодействующую с системой взаимных влияний, касающихся каких-то конкретных вопросов. Возрождался интерес к функционалистским идеям Дэвида Митрани, и Карл Дойч заострил внимание на влиянии систем взаимодействия на рост национализма и социальных коммуникаций. Это были такие системы взаимодействия, которые давали стимул развитию институтов совместной безопасности, таких как НАТО. Джон Бартон построил свою теорию «паутины», противоположную модели бильярдного шара Уолферса. Каждому измерению мирового сообщества соответствует своя карта: существует политическая карта, религиозная, экономическая и т.д., каждая из которых может быть наложена на другую, формируя тем самым паутину, лишь частью которой является межгосударственная система. Кеохейн и Най разработали идею сложной взаимозависимости, а Стефен Краснер сыграл большую роль в создании теории международного режима. В своем раннем исследовании, посвященном анализу и обобщению слабости ранних традиционных теорий формального равенства государств, принципа территориальности и понятия того, что «ряд видов человеческой деятельности (как политической, так и не политической) пространственно может быть определен в терминах государственных границ», Оран Янг отмечал, что “Эти концепции и определения, добавляются к данному важному комплекту аналитических понятий. В действительности, они служат для жесткого ограничения шкалы переменных величин, применяемых для анализа мировой политики, сохраняя определенное число важных факторов неизменными. Эта процедура облегчает анализ, по существу, гомогенных государственных систем. В то же время, однако, она затрудняет анализ значительно большего количества логически возможных и эмпирически интересных моделей мировой политики. Т. о., современный анализ международной политики рассматривает только небольшой сегмент, входящий в более широкую область, известную под названием мировой политики... На протяжении всей истории человек готовил себя к политическим целям, основываясь на том, что сейчас известно под названием теорий «государства» и «государства-нации»”. (Young, 1972, pp.126-127; см. также: Merle, 1986). Все это не только разрушало традиционное разделение между политической наукой и Международных Отношений, но и приводило к разрушению границ между другими дисциплинами. Существует ли, например, чисто юридический или чисто экономический вопрос? Многие ученые давали отрицательный ответ на этот вопрос и стремились разрабатывать понятие междисциплинарных или мультидисциплинарных теорий. В них было много гибридов, унаследованных, начиная от теорий социальной антропологии и заканчивая политической психологией, а так же международной политической экономией, но некоторые из этих междисциплинарных попыток были чрезвычайно успешны, так как бывает достаточно трудно свести вместе экономиста и юриста, поскольку дисциплинарные подходы социальных наук уже не совместимы друг с другом. Отдельные дисциплины социальных наук сейчас разработали свои собственные концептуальные подходы, свою собственную методологию, свои собственные задачи. Юрист не склонен думать так же как и экономист, а тем более - как психолог, или политолог. То, что требовалось, следовало искать не в междисциплинарных темах, в междисциплинарных людях, которые только и способны создать новый концептуальный подход и методологии, подходящие для наук-гибридов. Их было немного и поэтому основное препятствие междисциплинарного исследования состояло в том, что ему в подлинном смысле не хватало дисциплины. Мир международных отношений, конечно, изменился. Теперь уже далеко не является бесспорным, что уровень анализа должен быть международным, а главными акторами государства. Акторы должны анализироваться, исходя из всех уровней - международного, национального, транснационального и индивидуального, - и социальные науки, после периода размежевания, теперь снова начали сближаться. Но как может быть создано подобие порядка в таком водовороте уровней и дисциплин? Транснационалисты предложили такой путь, хотя многие исследователи предпочли остаться верными старым истинам межгосударственной политики. Предложение транснационалистов состояло в том, чтобы перевернуть традиционный подход с ног на голову. В прошлом анализ начинался с рассмотрения государства как актора и с Международных Отношений как самостоятельной дисциплины. Транснационалисты начали доказывать, что уровень анализа и единица анализа, так же как и главные акторы должны определяться вопросом, источником, или проблемой, которые сформировали основу дискуссии. Если взаимодействия, - как кооперативные, так и принудительные, - основаны на такой-то конкретной проблеме, вопрос, или результат были прослежены, то они приведут нас к соответствующему уровню анализа, к соответствующим акторам и к соответствующей дисциплине. Ирано-иракская война приведет нас к Совету безопасности ООН, к мечтам национальных лидеров, исторической вражде цивилизаций и религий, к политике крупных нефтяных компаний. Проблема и взаимодействие, окружающее ее, определяют акторов. Это означает не то, что в даной связи традиционный подход к изучению международной политики должен быть отвергнут, поскольку он не уместен, а то, что он не дает общей картины. Это означает не то, что следует игнорировать традиционные границы между дисциплинами, а то, что не надо бояться их переступить. Оба пути, в некоторой степени являются приемлемыми для «разрезания пирога», но «пирог» можно разрезать и иначе. Новые пути в попытках понять мир могут соединяться, приобретая ценную и связную упорядоченность. Например, изучение конфликтов - предмет, который имеет отношение ко многим различным уровням, включающим: брачные конфликты, конфликты между соседями, межгосударственные конфликты, общественные конфликты и т.д. Нет никакого сомнения, что каждый из них имеет свои особые аспекты, присущие только ему, но между ними есть и некоторые сходства. Эскалация конфликта между мужем и женой, или между великими державами обладает некоторым сходством, хотя трудно представить, что партнеры по личным отношениям могут вести переговоры о ядерном разоружении, находясь в конфликте друг с другом. Существует много других похожих примеров, таких как возрастающие требования к участию на всех уровнях, начиная с детей в семье, заканчивая стремлением стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Каждый заботится о своей безопасности, происходит ли это на уровне индивида или группы. Большинство людей имеют несколько различных идентичностей, и политика идентичности стала играть большую роль в современном мировом сообществе, происходит ли это на уровне нации, общности, профессии, рода, расы и т.д. Каждая из этих категорий проходит через различные традиционные уровни анализа и традиционное разделение дисциплин. Однако каждая охватывает широкий спектр разнообразных акторов, намного более значительный, чем тот, с которым мы до сих пор были знакомы при изучении международных отношений. Date: 2015-10-22; view: 684; Нарушение авторских прав |