Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И его последствия
Участники международных отношений Александр Дж. Р. Грум* Простота названия данной главы обманчива, ибо оно влечет за собой необходимость анализа различных подходов к проблеме субъектов международных отношений. При рассмотрении любого субъекта возникает вопрос об уровне и единице анализа, и от них зависит результат анализа. Кроме того это немедленно возвращает нас к роковому разделению предметов МО и политической науки, возникшему еще в начале теоретического развития нашей дисциплины. Размежевание политической науки и МО и его последствия Такое разделение явилось результатом процесса специализации, который способствовал возникновению многообразия наук. Ранее предполагалось, что человек эпохи Ренессанса (это обязательно был мужчина, а не женщина, так как играемая ею социальная роль не была столь значительной) должен быть искусным во всех занятиях, предписанных хорошо воспитанному и глубоко порядочному человеку (джентльмену): он должен быть как хорошим фехтовальщиком, так и любовником, как поэтом, так и инженером. Некоторые достигали удивительно высокого уровня знаний в самых разнообразных областях. Примером может служить гениальный Леонардо да Винчи. Знания считались единым целым, за исключением, возможно, духовной сферы, на доступ в которую налагали ограничения церквовь и духовенство. Тем не менее, этот холизм в нашем подходе к всестороннему изучению жизни, был разрушен по мере постепенного развития других ограничительных методов. Мы научились делать различия между естествознанием и социальными науками, хотя в то время, их еще так не называли. В рамках социальных наук, от общего целого начали отделяться различные части, закладывая основы специализированных дисциплин, со своими базовыми теориями, своими учеными, своими студентами, и, в конечном счете, своими иерархическими профессиональными структурами карьеры и бюрократией. Тем не менее влияние прежнего холизма продолжало ощущаться. Так, например, Адам Смит, родоначальник экономической науки, был профессором этики в университете Глазго. И все же, три дисциплины, составляющие основу социальной науки - экономика, политическая наука и социология - в течение XIX века создавали свой дисциплинарный статус, и, в некотором роде, каждая развивалась своим путем. А что же Международные Отношения? Сегодня Международные Отношения - общепризнанная академическая дисциплина в контексте современого университета. Значительный вклад был внесен кафедрой международной политики им. Вудро Вильсона Уэльского университета в Аберистуите в 1919 г. Конечно, предмет был описан и продуман, а также изучен во многих своих проявлениях еще раньше. Гоббс, Макиавелли и Кант - вот только небольшая часть великих представителей европейской политической мысли, изучавших вопросы международных отношений. Эти вопросы изучались и в более ранних цивилизациях: здесь можно назвать имена таких великих ученых, как Фукидид, император Ашока, или Ибн Хальдун, чтобы ограничиться лишь некоторыми. Но никто из них прямо не писал о теории международных отношений как о самостоятельной дисциплине. Те кафедры, которые были основаны в Великобритании и США после Великой войны, стали первой сознательной попыткой обоснования параметров новой дисциплины. К этому, впоследствии, добавилась формальная политически-ориентированная инфраструктура при основании Королевского института международных дел и Совета по внешним сношениям. В качестве основных рассматривались две тесно связанные между собой проблемы: изучение “причин войны” и “условий для мира”. Эти вопросы и сегодня находятся в центре внимания, хотя в целом круг исследуемых проблем с тех пор значительно расширился. Эти два вопроса - причины войны и условия для мира - которые стали как бы исходной задачей МО, не могут вызвать большого удивления. Целью новой академической дисциплины стало выяснение сущности процессов, которые привели европейскую цивилизацию к катастрофе великой войны. Европа распяла себя в этой страшной гражданской войне, которая унесла многие жизни лучшей части молодого поколения, привела к финансовому краху и экономической нищете миллионы человек, а также погубила ее моральный авторитет. Таким образом, назрела необходимость применения к анализу причин войны и условий для мира тех же строгих научных методов, которые успешно проявили себя при изучении других сфер человеческой жизни. Теперь война стала абсолютно и относительно одним из самых страшных бедствий человеческого рода. Но была также и вера в возможность научного исследования войны и в то, что его результаты могут создать основу для развития социальной инженерии, способной освободить мир от этого проклятия. На самом деле такая попытка уже была сделана с созданием Лиги Наций, разработкой концепций коллективной безопасности и развитием международных организаций. Целью либеральных интернационалистов, социальных инженеров, президента Вудро Вильсона и его сторонников было создание международного общества, подобного «внутреннему» обществу. Конечно, они видели, что между этими двумя сферами имеются фундаментальные различия, но они верили, что эти различия преодолимы. Однако, именно эти различия стали основой того, что политическая наука и МО стали самостоятельными дисциплинами, пути которых разошлись. Их размежевание оказало большое влияние на формирование предмета МО, но вместе с тем оно стало отделением МО от других социальных наук, которое мы сегодня стремимся преодолеть. В то время считалось, что внутренняя политика и межгосударственная политика кардинально отличаются друг от друга по своей природе, и что эти отличия вполне оправдывают разделение двух дисциплин. Доказывалось, что внутри государств, особенно если это демократические нации-государства, должен наблюдаться высокий уровень общих для населения ценностей. Благодаря этому высокому уровню разделяемых ценностей, к которым относится и система коллективной безопасности, они должны получить отражение в политике демократического правительства. Таким образом, пределах государства люди могут не бояться монополии на принудительное насилие, выраженного в действиях полиции и вооруженных сил, которые контролируются правительством. Вооруженные люди являются такими же гражданами, разделяющими общие ценности, но при этом обладающие оружием и другими средствами принуждения. Поэтому они являются не угрозой для данных ценностей, а гарантами их сохранения. Им нужно только использовать свои возможности к принуждению против тех, кто преднамеренно нарушает законы и порядки, основанные на этих ценностях. Обычно правонарушителей немного. Как правило, в странах с населением более пятидесяти миллионов считается нормальным, если в местах лишения свободы находится до пятидесяти тысяч человек. На международном уровне этот вопрос рассматривается совершенно по-другому. Здесь степень разделяемых ценностей соответственно намного ниже. Либеральные интернационалисты верили в существование, по крайней мере потенциальное, гармонии интересов всех народов мира, которая могла бы стать зародышем международного общества, имеющего, в конечном счете, те же характеристики, что и внутреннее общество. Такого еще не было, хотя развитие демократии внутри наций-государств, связанных между собой посредством Лиги Наций, было важным шагом на пути достижения этой цели. Однако, эта цель оставалась все еще далекой, и те, кто следовал традициями реализма, считали, что она никогда не может быть достигнута. Во всяком случае, как те, так и другие были согласны с тем, что ситуация, подобная существовавшей в 1920-х годах, показала, что степень общности ценностей, разделяемых на глобальном уровне, не способствовала доверию между государствами и немедленному добровольному принятию ими механизма коллективной безопасности Лиги Наций. Межгосударственные отношения — это тоже социальные отношения, но с сильными элементами анархии, и они не могут иметь никаких центральных полномочий, никакого Гоббсовского Левиафана на международном уровне. Не было никакой убедительной причины для взаимного доверия, основанного на концепции коллективной безопасности, и для отказа от защиты своих ценностей и интересов при помощи политики “помоги себе сам”. Международная политика до сих пор характеризуется дилеммой безопасности. Любое государство, которое неосторожно отказалось бы в своей обороне от принципа“помоги себе сам”, оказалось бы в опасном положении, когда преимущества будут на стороне менее честного противника. С другой стороны, если государство развивало свои принудительные способности, высокомерно пренебрегая своим окружением, то это могло вызвать создание направленных против него союзов, основанных на принципах баланса силы. Таким образом Международные Отношения отличаются от политической науки также степенью распространения общих ценностей и уровня коллективной безопасности, вытекающего из нее. Date: 2015-10-22; view: 240; Нарушение авторских прав |