Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика публичной речи, ее структура
Специфика публичного выступления решающим образом определяет особенности его синтаксиса по сравнению с речью письменной. Очевидно, что построения с такой структурой внутри фразовых связей рассчитаны на медленное чтение, при котором можно вернуться к ранее прочитанному для того, чтобы лучше разобраться в тексте, сопоставить его отдельные части, проследить за «изгибами» мысли автора и т. д. Разумеется, и устная речь, тем более ее монологический тип, к которому относится всякое публичное выступление, предполагает внимательный и вдумчивый подход к содержанию звучащего текста, который может и должен разбудить мысль, заставить слушателя сопоставлять высказанные оратором идеи. Однако к устной речи невозможно обратиться «два и три раза», как это позволяет сделать письменная фиксация смыслового содержания. Специфика публичного выступления решающим образом определяет особенности его синтаксиса по сравнению с речью письменной. В этой сфере явлений важнейшую роль играют два обстоятельства, связанных с сущностью устной речи. С одной стороны, это звучащая, порождаемая в момент произнесения речь, с другой - на ее построение, композицию и синтаксис оказывает существенное воздействие психология восприятия устного текста, особенно при публичном выступлении. Немаловажными условиями ясности формы и содержания лекции служат четкость, относительная простота грамматической структуры, очевидная членимость синтаксических конструкций на логически обоснованные интонационные отрезки. Это достигается прежде всего благодаря «прозрачности» грамматических отношений между элементами синтаксической конструкции и удозреваемости ее объема (количество слов или «длина» предложения) при восприятии на слух. Большое место в публичной речи занимают элементы официально-делового стиля, что объясняется официальной обстановкой общения, а также стремлением оратора создать впечатление объективности. Наиболее характерными признаками официально-делового стиля, используемыми в современной публичной речи, являются традиционность средств выражения, строгая композиционная форма, конкретность, стандартизированность. Важной задачей публичной речи, особенно лекционной, является распространение научных знаний, что обусловливает использование в ней элементов научного стиля, таких, как аргументированность положений, специфическая терминология, строгая, логически последовательная система связей, выражающаяся в широком использовании союзов при синтаксической организации высказывания. Любое публичное выступление —это прежде всего ситуация живогообщения оратора и слушателей. В связис этим оратор активно используетразговорные элементы, что помогаетему обеспечить простоту иестественность речи, создать атмосферунепринужденности и непосредственности общения с аудиторией.Одной из основных характеристик публичной речи является еевыразительность, которая достигается за счет употребления в ней элементовхудожественного стиля, таких,например, как образность, выражающаячувственное восприятие действительности и, тем самым,способствующая созданию желаемогоэффекта и реакции на сказанное;эмоциональная окраска высказываний, выражающаяся в подборе синонимов и обилии эпитетов; разнообразные формы экспрессивного синтаксиса, используемые с целью эмоционального воздействия на слушателей, и др. Кроме того, внутри публичной речи, которая представляет собой по существу разновидность письменной речи, репрезентируемой устно, происходит взаимодействие норм устной и письменной речи, а также взаимодействие таких характеристик, как подготовленность/спонтанность, монологичность/диалогичность, од-носторонность/двусторонность коммуникации. Важной особенностью публичной речи является то, что немалая роль в реализации ее основной функции как вида прямой коммуникации принадлежит внелингвистическим средствам, например, использованию наглядности в изложении материала, а также паралингвистическим и кинесическим средствам — жесту, мимике и др. СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ: lВступление - привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи. lОсновная часть - сообщить информацию; обосновать ее. lЗаключение - суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию. ВСТУПЛЕНИЕ - способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечение внимания к обсуждаемой теме, вопросу. Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом. Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия. основная часть — то основное, что хотите сказать, доказать, передать, в чем убедить. В главной части последовательно развертывается тезис на основе взаимодействия со слушателями. ТЕЗИС — это то основное положение, которое учитель собирается доказывать или защищать. Date: 2015-10-22; view: 885; Нарушение авторских прав |