Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция политической мысли в Беларуси





Если в основу периодизации истории политической мысли Беларуси положить основные этапы социально-экономического и политического развития белорусского общества, то можно выделить 7 периодов:

Средневековье (11-15 вв.) – складывание белорусской народности, возникновение раннефеодальных государств (Киевская Русь, ВКЛ), период противоречивых религиозных процессов.

Возрождение и Реформация (15-16 вв.) – переход к сословно-представительной монархии. Активизируется экономическое, политическое и культурное развитие белорусско-литовского общества. Устанавливаются многосторонние связи со странами Западной Европы. Начинается книгопечатание, происходит становление старобелорусского языка, развитие национальной литературы и искусства. Формируется национальная философская, правовая и общественно-политическая мысль.

Контрреформация (нач. 17-сер.18 вв.) – складывается система среднего образования, а в 1579 г. появляется 1-ый в Восточной Европе университет. С конца 17 в. использование старобелорусского языка прекращается, социально-политические идеи излагаются на латинском, польском и русском языках.

Просвещение (2-ая пол. 18 в.) – на белорусских землях распространяются идеи естественного права и договорного происхождения государства. Возникают различные проекты улучшения общественно-политического строя Речи Посполитой на основе опыта европейских стран. Принимается одна из 1-ых в мире – Конституция 3 мая 1791 г., но РП утрачивает суверенитет и территориальную целостность.

Отражение процессов, происходящих в Российской империи (1795 – 1918гг.) – Развитие под воздействием польской и российской политической мысли. Формируются важнейшие идейные направления общественно-политической мысли. Конец 19 – начало 20вв. появляются программные документы Белорусской социалистической Грамады, материалы “Нашай долі”и “Нашай Нівы”.

Советская Белоруссия (1919-1991 гг.) – появляются белорусские вузы и научные учреждения (БГУ-1921; Институт белорусской культуры-1928, преобразованный в Академию наук БССР).

Современный период (90-е годы 20 – нач. 21вв.) проблемы этого периода – суверенитет, независимость и государственное строительство в Беларуси, политическое лидерство, формирование идеологических предпочтений граждан, проблемы формирования гражданского общества и построения правового государства. Политическая власть РБ находится в развитии и постоянно совершенствуется.

8. Политическая власть: происхождение, сущность, основные черты и функции

Власть – взаимоотношение между субъектами, в процессе которого один из них подчиняется воле другого, в результате чего властвующий субъект реализует свою волю и интересы, в рамках права. Как социальный институт, она необходима для устойчивого функционирования и развития любой общественной системы и её структурных компонентов.

Понятие “власть” зародилось в период античности в городах-государствах Древней Греции. Возникновение и функционирование института власти было связано с необходимостью регулирования асимметричности взаимоотношений граждан, реализации их интересов и воли в рамках определённых обществ. Со временем в сознании людей формировалось представление о власти как способности, возможности и умении её субъектов осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность других людей.

Особенностью политической власти является, во-первых, то, что она предполагает общественное разделение между группами, осуществляющими власть, и группами, над которыми она осуществляется, и, во-вторых, организованное принуждение в общественном, общегосударственном масштабе.

Сущность власти непосредственно связана с функционированием механизма власти, наличием оснований и ресурсов власти, с политическим господством и проблемой насилия.

Признаки политической власти:

- легальность (власть должна действовать в пределах норм и законов);

- легитимность (оправдание власти);

- многообразие ресурсов;

- моноцентричность (наличие единого центра принятия решения);

- публичность (обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права).

Основные черты:

- Суверенность – независимость, неделимость власти.

- Наличие воли, т.е. наличие осознанной политической цели, и готовность последовательно реализовать.

- Авторитет – общепризнанное влияние субъекта политической власти во всех сферах общественной жизни.

- Принуждение- насилие как средство осуществления политической власти и упорядочения социальных отношений.

Функции:

- поддержание целостности и стабильности общества;

- регулирование и удовлетворение индивидуальных, групповых и общих интересов;

- руководство и управление жизнедеятельностью государства;

- поддержание общественного порядка на основе конституционного регламента;

- обеспечение конституционных прав и свобод граждан;

- предотвращение, выявление, локализация и разрешение различных конфликтов.

 

 

9. Субъекты власти и её ресурсы

Субъект – это воплощение активного, направляющего начала власти, т.е. это источник целенаправленной деятельности, направленной на объект.

Им может быть: индивид, организация, социальная общность, государство, политические партии, гражданские объединения, политические элиты и лидеры.

Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого, субъект власти должен быть компетентным, знать состояние и настроение подчинённых, обладать авторитетом.

Ресурсы политической власти - средства, которые используются для обеспечения влияния субъекта на объект власти. Именно неравномерное распределение ресурсов - важнейшая причина подчинения одних людей другим. Ресурсы служат одним из важнейших оснований власти: они могут использоваться для поощрения, наказания, убеждения и т.д.

К ресурсам можно отнести:

- богатство (экономические ресурсы власти) – материально-техническая база, необходимая для общественного производства и потребления (развитая технологическая основа производства, деньги, полезные ископаемые, выгодное географическое положение, продукты питания);

- знания (культурно-информационные ресурсы) – информация и средства её получения (институты образования и науки, СМИ). Важное значение приобретает доступность образования и культуры для широких масс, овладение мировой, региональной и местной информацией, развитие электронных технологий, массовой информации;

- сила (административно-политический ресурс) – органы охраны порядка, органы национальной безопасности, судебные органы, армия, прокуратура, тюрьмы и др.

 

10. Легитимность и эффективность политической власти.
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.
Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.
Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.
Критериями эффективности являются:
1. Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов
2. Рациональность вертикального и горизонтального строения власти
3. Действенный контроль за выполнением властных распоряжений
4. Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).
5. Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам.
6. Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет).
Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.
Свойства поддержания легитимности власти:
1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями
2. Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве
3. Поддержание в обществе законности и правопорядка.
4. Показателями легитимности являются:
5. Уровень принуждения
6. Наличие попыток свержения правительства
7. Сила гражданского повиновения
8. Результаты выборов и референдумов
9. Наличие демонстраций, митингов, пикетов.

В политологической литературе выделяются три уровня легитимности власти: 1) идеологический: власть признаётся обоснованной в силу внутренней убеждённости или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности – идеологические ценности; 2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности – специфические политические структуры; 3) персональный: в основе – одобрение данного властвующего лица; источник легитимности – личный авторитет правителя.

Date: 2015-10-22; view: 397; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию