Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности артикуляции звука





Характеристика звуков речи

Фонетическая группа свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)

Звук С

Характеристика звука:

Критерий Характеристика Описание
  По наличию преграды Согласный Выдыхаемая через рот воздушная струя встречает преграду на своем пути.
  По участию резонаторной полости Ротовой В образовании звука речи преимущественно участвует ротовая резонаторная полость.
  По месту образования Передне-язычный Преграда для воздушной струи образуется в передней части ротовой полости при помощи языка и твердого неба.
  По способу образования Щелевой Преграда для выдыхаемой воздушной струи имеет форму щели.
  По степени напряжения и подъема спинки языка Твердый Спинка языка дополнительно не напряжена и не поднята.
  По участию голоса Глухой Голосовые складки не вибрируют.
  По акустической характеристике Свистящий Акустический эффект - свист.
  По признаку звонкости Парный Есть парный звонкий звук (З).
  По признаку мягкости Парный Есть парный мягкий звук (Сь).

Особенности артикуляции звука.

При произнесении «С»:

- губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

- зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

- кончик языка упирается в нижние резцы,

- передняя часть спинки языка выгнута,

- боковые края языка прижаты к коренным зубам,

- вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

- между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

- сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

- голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

При произнесении «Сь» положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Нарушения произношения:

I. Антропофонические дефекты (искажения):

1. Межзубный сигматизм (при произнесении звука основные моменты артикуляции сохраняются, но кончик языка находится между резцами)

2. Губно-зубной сигматизм (при произнесении звука язык не участвует в артикуляции, преграда для выдыхаемой воздушной струи образуется между верхними резцами и нижней губой; акустический эффект – слышится призвук «фс»)

3. Шипящий сигматизм (при произнесении звука кончик языка отодвинут от основания нижних резцов вглубь ротовой полости, спинка языка излишне приподнята; акустический эффект – слышится «щ»). Следует правильно дифференцировать шипящий сигматизм от фонологического дефекта произношения звука с (замены «с» на «щ»). В случае парасигматизма язык оказывается в верхнем положении.

4. Боковой сигматизм (при произнесении звука язык не принимает широкого положения, в результате выдыхаемая воздушная струя проходит сбоку от него, при этом отдувается щека; акустический эффект – звук приобретает неприятный хлюпающий призвук)

5. Призубный сигматизм (при произнесении звука зубы оказываются сомкнутыми, между ними нет щели, кончик языка упирается в сомкнутые верхние и нижние резцы, струя выдыхаемого воздуха выходит по бокам от резцов; акустический эффект – звук утрачивает свист, появляется призвук «тс», «ц»). Этот вид антропофонического дефекта произношения часто является результатом устранения межзубного сигматизма – в случаях, когда ребенка предлагают произносить «с» с сомкнутыми зубами.

6. Носовой сигматизм (при произнесении звука струя выдыхаемого воздуха проходит через носовые ходы; акустический эффект - назальный оттенок). В процессе проведения коррекционной работы ребенку предлагается оценить разницу носового и ротового выдоха при помощи привлечения зрительного восприятия (при произнесении звука подносят зеркало к губам и носу ребенка, объясняя при этом основные моменты правильной артикуляции).

II. Фонологические дефекты (замены, смешения, пропуски) - парасигматизмы:

1. Замена «с» на «сь» - наблюдается при излишнем подъеме спинки языка.

2. Замена и смешение «с» - «ш» - артикуляция прямо противоположная.

3. Замена «с» - «ц».

4. Замена «с» - «ф».

5. Замена «с» - «т» (часто наблюдается при произнесении свистящих звуков из верхнего положения).

6. Замена и смешение «с» - «з».

7. Замена и смешение «с» - «ж».

Date: 2015-10-22; view: 1496; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию