Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Расходы государственного и муниципального сектора

 

1. Понятие общественных расходов

Содержание общественных (государственных и муниципальных) расходов не­посредственно связано с функциями федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а сами расходы выступают как затраты общественного сектора управления, связанные с осуще­ствлением им своих функций. Соответственно, общественные рас­ходы — это расходы общественного (государственного) сектора управления, связанные с оказанием нерыночных услуг и перераспределением доходов и собственности. К ним относятся расходы сектора государственного управления и контролируемых и финан­сируемых органами власти некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Расходы общественного сектора экономики отражают отноше­ния между государством и получателями бюджетных средств. Часть этих отношений имеет непосредственно денежное выражение (пенсии, пособия, заработная плата государственных служащих, кредиты и т.п.), в то же время значительная часть услуг, предостав­ляемых органами власти их получателям, не имеет для них непо­средственно денежного выражения(расходы на поддержание об­щественного порядка, оборону, образование и другие обществен­ные блага). Некоторые виды расходов не связаны напрямую с предоставлением общественных благ и социальными выплатами, но создают условия для нормального функционирования эконо­мики и содействуют развитию частного предпринимательства.

Основными направлениями расходов сектора государственного (общественного) управления являются предоставление общественных благ и перераспределение доходов, прежде всего для оказания социальной помощи малоимущим слоям населения.

Многие блага могут предоставляться как органами государ­ственного управления, так и на коммерческих началах другими секторами экономики. Обеспечиваемые государством об­щественные блага — это товары и услуги, которые могут произво­диться самим государством, а также покупаться им у частных фирм или заказываться частным производителям в зависимости от вида товара или услуги и их стоимости. Они бесплатны для потребите­лей, но не для государства, которое их оплачивает и осуществляет расходы на их предоставление за счет налоговых и других дохо­дов.

Другой важной сферой государственных расходов является ока­зание поддержки отдельным группам населения в виде социальной помощи и социального страхования в целях сокращения неравен­ства в распределении ресурсов и сокращения значительной дифференциации населения по уровню доходов.

Значительная часть расходов связана с преодолением проблем, порождаемых несостоятельностью рынка, реализацией мер по предотвращению или смягчению экономических кризисов, сокра­щению безработицы и обеспечению устойчивого экономического развития. С расходами связана также деятельность государства по обеспечению условий для нормальной конкурентной производ­ственной деятельности, пресечению монополизма, обеспечению производителей и потребителей информацией, ограничению и ликвидации негативных внешних эффектов.

Поскольку посредством бюджета реализуются функции государства и оказывается воздействие на экономическое и со­циальное развитие, рассмотрение бюджета и его расходов всегда является предметом острой политической борьбы в парламентах и иных представительных учреждениях.

В государственных бюджетах и других государствен­ных финансовых планах Российской Федерации предусматрива­ются расходы на выполнение следующих задач:

• управление, выполняемое ведомствами и организациями, входящими в органы государственного управления;

• предоставление гражданам общественных благ;

• социальное страхование широких слоев общества, осуще­ствляемое, контролируемое и финансируемое органами го­сударственного управления;

• пенсионное обеспечение;

• содействие экономическому развитию;

• деятельность некоммерческих учреждений, обслужива­ющих домашние хозяйства, которые полностью или в боль­шей части финансируются и контролируются органами го­сударственного управления или заняты в основном обслу­живанием государственных органов.

Расходы сектора государственного управления складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государствен­ных служащих, трансфертов, связанных с социальными выплата­ми, и процентных платежей по государственному долгу. Государ­ство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объем расходов, так и расходы на отдельные сектора и отрасли экономики.

В крупном плане государственные расходы по своему социаль­но-экономическому назначению с некоторой условностью могут быть объединены в три группы:

• расходы общего назначения — на общегосударственные во­просы, оборону, поддержание общественного порядка и безопасности. К расходам на общегосударственные во­просы относятся расходы на законодательные и исполни­тельные органы власти, внешнюю политику, обслуживание государственного и муниципального долга;

• расходы на национальную экономику — на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельно­сти, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, проведение политики в области трудовых отношений и т.п.;

• расходы на социально-культурные нужды (образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой ин­формации, культуру и т.п.) и жилищно-коммунальное хо­зяйство.

2. Расходы общего назначения

Расходы общего назначения связаны с решением общих задач государственного управления. Государственное управление явля­ется одной из наиболее важных общественных услуг. От обществен­ного блага в виде эффективного, отвечающего насущным нуждам государственного управления выигрывает все население. К расхо­дам на решение общих задач государственного управления отно­сятся, как уже отмечалось, расходы на общегосударственные во­просы, оборону, поддержание общественного порядка и безопас­ности.

Общегосударственные вопросы. Расходы на общегосударствен­ные вопросы включают затраты на содержание и обеспечение дея­тельности органов власти всех уровней, иностранную экономиче­скую помощь, общие службы, фундаментальные научные иссле­дования, операции, связанные с обслуживанием государственного долга, и трансферты общего назначения между органами государ­ственного управления различного уровня.

Расходы на исполнительные и законодательные органы власти обеспечивают функционирование органов законодательной и ис­полнительной власти, включая расходы на содержание главы го­сударства, премьер-министра, глав и руководителей правительств регионов и их аппаратов, содержание финансово-налоговых и та­моженных органов, внешнеполитическую деятельность.

Расходы на оказание помощи другим государствам направлены на оказание экономической поддержки развивающимся странам в порядке двусторонних отношений, а также через международные организации, в частности с помощью грантов и кредитов.

Общие службы — это организации, оказывающие услуги, не свя­занные с конкретной функцией управления. Расходы на них обес­печивают функционирование служб экономического и социаль­ного планирования, статистической службы и др.

Расходы на фундаментальные научные исследования в послед­ние десятилетия приобретают особое значение. Государство содей­ствует научным разработкам как путем прямого финансирования так и путем предоставления льгот корпорациям, ведущим научно-исследовательскую деятельность. Государственное финансирова­ние научно-исследовательских работ обусловлено рядом обстоя­тельств: реализация крупных научно-исследовательских программ не под силу даже крупным частным корпорациям, для их осуще­ствления во многих случаях необходимы объединение и коорди­нация усилий финансово-промышленных групп и научных цент­ров. Кроме того, государство финансирует научно-исследователь­ские работы оборонного значения и несет расходы по подготовке научных кадров.. В эту сферу переместился центр тяжести экономического соперничества госу­дарств. Научный прогресс и связанные с ним инновации являются основным фактором роста ВВП и существенно усиливают позиции стран, производящих и экспортирующих наукоемкую продукцию. Государственные расходы на фундаментальные научные исследо­вания и прикладные НИОКР в России в настоящее время состав­ляют менее 1% к ВВП, в том числе на фундаментальные — около 0,2% против 4-6% в странах Европейского Союза, США и Япо­нии.

Операции, связанные с государственным и муниципальным дол­гом, — это расходы по его обслуживанию, т.е. выплата процентов по прошлым займам. Размер выплаты процентов по государственному долгу зависит от двух основных факторов: величины самого долга и величины процентных ставок по займам.

Трансферты общего характера между органами государственного управления различного уровня (межбюджетные трансферты) — это трансферты, передаваемые другим государственным органам.

В России осуществляются трансферты в фонды финансовой поддержки регионов, направленные на повышение до минималь­ного уровня бюджетной обеспеченности регионов, имеющих на­логовые ресурсы в расчете на душу населения ниже, чем в среднем по России. С помощью трансфертов формируются также фонды компенсаций, обеспечивающие финансирование обязательств, возлагаемых на регионы федеральными законами, фонды софинансирования социальных расходов и фонды регионального раз­вития, объединяющие средства различных инвестиционных про­грамм и целевых субвенций.Формами финансовой помощи феде­рального бюджета бюджетам регионов согласно Бюджетному кодексу РФ являются дотации и субвенции. Под дотациями пони­мают бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для текущих расходов. Субвенции представляют собой бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для использования на конкретные цели.

Национальная оборона. Целью расходов на оборону является обеспечение безопасности страны и ее жителей от внешних воен­ных угроз. В затратах на оборону отражаются расходы, связанные со строительством и содержанием вооруженных сил, гражданской обороной, оказанием военной помощи ино­странным государствам и прикладными исследованиями и опытными разработками в области обороны. Это затраты на закупки вооружения, военной техники и имущества, научно-исследова­тельские и опытно-конструкторские работы, капитальное строи­тельство, поддержание мобилизационных мощностей, а также на жизнеобеспечение и обучение большого количества отвлеченных от производительного труда людей.

Расходы на оборону должны соответствовать возможностям экономики и бюджета. Они всегда уменьшают возможности вы­пуска других товаров и услуг и замедляют развитие экономики.

 

 

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Деятельность правоохранительных органов направлена на защиту жизни, здоровья, прав и свободы граждан, защиту собственности и интересов общества от противоправных действий. К этой группе расходов относятся расходы на милицию, внутренние войска, про­куратуру, юстицию, службу исполнения наказаний, суды, органы безопасности, органы по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных препаратов, по предупреждению и ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций, содержание пожарной охраны, прикладные исследования в сфере национальной безопас­ности, а также расходы на миграционную политику. Расходы на милицию обеспечивают наряду с охраной порядка также деятель­ность службы безопасности дорожного движения, регистрацию иностранцев и иммигрантов и др. Расходы на судебную систему нацелены на обеспечение реальной независимости этой ветви власти, гарантирование законности судебных разбирательств, со­здание юридической базы для борьбы с преступностью и корруп­цией.

 

3.Расходы на экономику

Расходы на экономику объединяют несколько групп расхо­дов. К ним относятся расходы на экономическую деятельность в целом, на поддержку предприятий, принадлежащих государству, и на поддержку основных видов деятельности.

Расходы на экономическую деятельность в целом. Это расходы на руководство общими эконо­мическими вопросами, формирование экономической политики, оказание государственной поддержки таким видам деятельности, как экспортная и импортная торговля в целом, международные финансы, товарные и фондовые рынки, общее регулирование уровня доходов, регулирование цен, контроль деятельности бан­ковской системы, регулирование монополий, общее развитие тор­говли, защиту прав потребителей и др. К общеэкономическим расходам относятся также затраты ведомств, руководящих такими службами, как патентные бюро, службы регистрации торговых знаков службы по авторским правам, прогнозу погоды, стандартиза­ции и метрологии, службы времени, службы разведки и изысканий в области гидрологии и геодезии.

Расходы на развитие национальной экономики отражают государственные затраты на регулирование и обеспечение более высо­кой эффективности хозяйственной деятельности. Это расходы по решению таких государственных задач, как создание и поддержа­ние условий экономического роста, целевые программы государ­ственного характера, обеспечение сбалансированного развития регионов, создание новых рабочих мест. Ведущими направлениями расходов, связанных с экономической деятель­ностью, является реализация крупномасштабных проектов, кото­рые не могут быть осуществлены частным бизнесом, программы развития отраслей, имеющих особое значение для обеспечения безопасности страны. К таким отраслям относятся космическая и атомная промышленность, оборонная промышленность и др.

Поддержка предприятий, принадлежащих государству. Существен­ное место в расходах на экономические нужды занимает поддержка предприятий, принадлежащих государству. В отношении государ­ственной собственности на протяжении многих десятилетий наблю­даются противоположные тенденции. Одна из них заключается в расширении государственного нефинансового предпринимательства за счет создания новых и национализации старых предприятий. Дру­гая тенденция — в денационализации предприятий и передаче их в негосударственный сектор.

Расходы на поддержку основных видов деятельности. Рассмот­рим, какие расходы несет государство по поддержке экономики в основных видах деятельности.

 

4. Расходы на социально-культурные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство

Одним из важнейших направлений общественных расходов являются расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, средства массовой информации, куль­туру, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей сре­ды и другие виды социальных услуг.

Образование. Основ­ным источником финансовых ресурсов на образование, как и в других странах, являются бюджетные средства. Это позволяет не только предоставлять услуги на бесплатной основе, но также опре­делять приоритетные направления развития образования и соот­ношение между различными уровнями образования. В целях обес­печения большей гибкости и учета в программах образования особенностей, вытекающих из исторических, культурных, демо­графических, национальных, экономико-географических условий территорий и местных рынков труда, финансирование образова­ния в большей мере осуществляется за счет региональных и мест­ных бюджетов. Государственное финансирование частных обра­зовательных учреждений в России, как и в некоторых других стра­нах, не осуществляется.

Условиями оптимизации расходов на образование являются, в частности, соответствие сети высших и средних учебных заведе­ний потребностям страны и концентрация средств на развитие наиболее перспективных направлений. Повышению эффективно­сти может способствовать введение контрактной системы, при которой средства выделяются с учетом результатов деятельности.

Культура, кинематография, средства массовой информации. Рас­ходы на организацию культурной деятельности направлены на ду­ховное обогащение человека, гуманизацию общества, реализацию личного творческого потенциала, сохранение и развитие самобыт­ности народов. Отдых, занятия спортом, культурное развитие (биб­лиотеки, музеи, театрально-зрелишные предприятия, дома куль­туры, клубы, зоопарки, ботанические сады), радио- и телевещание, религиозная деятельность являются необходимыми элементами нормальной жизни людей.

Здравоохранение.

В России в ходе реформ была избрана бюджетно-страховая мо­дель с использованием обязательного и добровольного медицин­ского страхования. Добровольное страхование позволяет получать дополнительные медицинские услуги. При обязательном страхова­нии плательщиками взносов для работающих граждан являются работодатели, а для неработающего населения — государство. При добровольном медицинском страховании плательщиками взносов являются страхующиеся граждане и предприятия. Средства обяза­тельного медицинского страхования аккумулируются в федеральном и территориальных фондах обязательного медицинского страхова­ния и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней. Эти средства носят целевой характер и используются на оплату меди­цинских услуг, оказываемых поликлиниками, больницами и други­ми медицинскими учреждениями, и содержание фондов. Средства государственной и муниципальной систем здравоохранения фор­мируются за счет бюджетов различных уровней управления. Таким образом финансируются: разработка и реализация целевых про­грамм, подготовка кадров, научные исследования, развитие матери­ально-технической базы здравоохранения, оплата особо дорогосто­ящих видов лечения, медицинские учреждения, оказывающие по­мощь при социально значимых заболеваниях и массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий и катастроф.

Социальное страхование и социальная помощь. Государственные органы в значительной мере осуществляют обязательное страхо­вание граждан от ряда угроз их социально-экономической безопас­ности. Это осуществляется, в частности, путем пенсионного обес­печения в преклонном возрасте, медицинского страхования в слу­чае заболеваний, страхования от безработицы и несчастных случаев на производстве. В ряде стран государственные формы страхования являются основными. В других значительную часть расходов несет частный сектор. Наиболее развитыми являются системы социального страхования европейского типа. Многие раз­вивающиеся страны, как, например Китай, Индия, Бразилия, пока не могут позволить себе внедрение таких систем в силу недоста­точного уровня экономического развития.

Расходы на социальные цели занимают значительное место в общественных расходах. Примерно половина этих расходов финансируется за счет бюджетных и внебюджетных социальных фон­дов. К ним относятся расходы по пенсионному обеспечению, со­циальному обслуживанию и социальному обеспечению населения расходы по борьбе с беспризорностью, а также расходы на опеку и попечительство, включая расходы по созданию, развитию и функ­ционированию соответствующих организаций. Расходы органов государственного управления направлены на обеспечение адрес­ной социальной помощи путем выплат тем категориям населения, которые в ней нуждаются. К таким категориям, в частности, отно­сятся престарелые, инвалиды, многодетные, неполные и молодые семьи. В отличие от практики западных стран государственная пенсионная система России охватывает всех пенсионеров страны, а не только государственных служащих.

Система социального обеспечения, основывающаяся на нало­говых сборах, базой которых является заработная плата, зависит от соотношения работающих и пенсионеров. При сложившихся тем­пах старения населения в ряде стран поддержание социальных льгот уже для следующего поколения потребует значительного уве­личения налогов. В Германии потребуется увеличение налогов в 1,9 раза, в Японии — в 1,75 раза. Аналогичная проблема существует и в России. Она отягощается сокращением численности населения в трудоспособном возрасте.

 

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивают суб­ сидии, дотации и ссуды для расширения, улучшения или поддержания жилого фонда и развития коммунального хозяйства.

Расходы на жилищное хозяйство — это средства, направляемые на обеспечение жильем широких слоев населения или особо нуж­дающихся лиц путем строительства, приобретения и ремонта жи­лого фонда; предоставление субсидий, дотаций или ссуд для улуч­шения или поддержания жилого фонда; приобретение земельных участков для строительства жилья; организацию деятельности в жилищном хозяйстве; разработку и регламентацию нормативов используемых в этой сфере, регулирование уровня арендной платы и жилищных норм на жилье, предоставляемое государственными учреждениями.

Расходы на развитие коммунального хозяйства — это расходы по организации и управлению общим развитием коммунального хо­зяйства, связанные с планированием новых застроек, реконструк­цией существующих районов. Существенных затрат требуют водо­снабжение и освещение улиц. Расходы в этой сфере обеспечивают также определение будущих потребностей и имеющихся возмож­ностей, строительство и эксплуатацию некоммерческих систем водоснабжения, установку и эксплуатацию средств уличного осве­щения.

Особенностью российской экономики является высокий удельный вес государственных дотаций в общих расходах на жи­лищно-коммунальное хозяйство. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства не покрывается платежами населения и в значительной мере осуществляется за счет бюджетных средств. Это создает неоправданно высокую нагрузку на бюджет. Отмена предоставляемых населению льгот по оплате жилья, отопления, электроэнергии, газа, в том числе для ветеранов, военнослужа­щих, чернобыльцев, введение платности капитального ремонта домов, косметического ремонта подъездов представляет сложную проблему.

Охрана окружающей среды. Благоприятные, безопасные условия для жизнедеятельности, рациональное природопользование, охрана растительных и животных видов и среды их обитания, ор­ганизация и содержание заповедников, национальных парков и связанные с этим НИОКР являются необходимыми условиями развития общества. Это предопределяет необходимость расходов, связанных с организацией сбора и удаления отходов, удаления и очистки сточных вод, защитой окружающего воздуха и климата, охраной почв и грунтовых вод, а также расходы, направленные на охрану растительности и животного мира.

 

5. Повышение эффективности государственных расходов.

Расходо­вание бюджетных средств при всех условиях должно быть рациональным. О ряде направлений рационализации бюджетных расхо­дов, связанных с конкретными функциями (сокращение затрат на оборону, снижение расходов на содержание аппарата органов го­сударственного управления и др.), уже говорилось в соответству­ющих разделах. Однако необходимо также учесть ряд соображений общего характера, относящихся ко всем или многим функциям одновременно.

Поскольку государство осуществляет свои функции за счет средств налогоплательщиков, обеспечивая коллективное или ин­дивидуальное потребление домашними хозяйствами общественных благ, общественные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами — с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в ин­тересах налогоплательщиков. Из этого вытекает необходимость реализации принципа эффективности использования финансовых ресурсов, означающего необходимость достижения заданных ре­зультатов при минимальном расходе средств или достижения наи­лучшего результата с использованием объема средств, определен­ного действующим налоговым законодательством.

Важным принципом рационализации расходов является целевой характер бюджетных ассигнований и достижение целей при мини­муме затрат. Эффект выражается в виде уровня достижения целей по соответствующим функциям управления, обеспечивающим удо­влетворение потребностей общества в предоставляемых государ­ством благах. Это предполагает использование многолетних фи­нансовых планов и многолетнего бюджетного планирования, ори­ентированного на результат. При этом должно быть обеспечено соответствие проектируемых расходов задачам государства в пла­нируемом периоде. При формировании бюджета в первую очередь необходимо определить, какие задачи предполагается решить в планируемом периоде, что государство или органы управления со­бираются сделать, сколько это стоит. Речь идет как об общем объ­еме расходов, включая расходы регионов, муниципальных образо­ваний и социальных внебюджетных фондов, так и о расходах по уровням управления и функциональным направлениям расходо­вания средств. После этого можно определить, кто и в каких раз­мерах оплатит решение поставленных задач, и, если источников средств оказывается недостаточно, приходится согласовывать же­лания и возможности, ограничивая объем задач и изыскивая до­полнительные источники доходов. В ходе планирования опреде­ляются масштабы государственного участия в экономике.

Задачи определяются на основе концепции бюджетной поли­тики. Ведущими параметрами концепции являются фиксирован­ные характеристики рубежей и реальных результатов, которых государство ставит своей целью достигнуть путем бюджетного фи­нансирования в планируемом периоде. Финансовое планирование предполагает определение приоритетов расходования средств, обоснование этих приоритетов и использование программ дей­ствий по достижению намечаемых результатов. Достижение по­ставленных целей является мерилом эффективности действий органов государственного управления, за которые оно несет ответ­ственность перед населением.

Определение потребности в расходах позволяет, отталкиваясь от них, определять налогово-бюджетную политику. Такой подход пред­полагает устоявшиеся размеры основных статей затрат, системно отработанную процедуру формирования бюджета. В России потреб­ности в расходах пока в достаточной мере не откристаллизовались. Впрочем, даже для стабильно развивающейся экономики с отлажен­ными традициями формирования бюджетов не всегда ясно, какие расходы являются необходимыми, а какие — излишними. К тому же трудности балансирования бюджета возникают не только из-за из­лишних расходов, но и из-за проблем с поступлением доходов.

Эффективность использования бюджетных средств является сложной проблемой как при формировании концепции бюджет­ной политики, так и в ходе конкретного финансового планирова­ния. Каждый орган исполнительной власти должен обосновать, какие результаты будут достигнуты в случае выделения средств в заявленных объемах по курируемым ими сферам экономики. Та­ким образом, финансовое планирование осуществляется не только финансовыми органами, но и органами исполнительной власти. Эта проблема является более важной, чем обычно находящиеся в центре внимания проблемы нехватки денежных средств и выделе­ния средств по отдельным направлениям.

Общими итогами эффективности общественных расходов яв­ляются улучшение состояния экономики, рост благосостояния населения и связанный с ними приток налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Определение приоритетов развития экономики с учетом значимо­сти и эффективности отдельных видов затрат. Повышение эффек­тивности использования бюджетных средств нацеливает на то, чтобы не размазывать их по многочисленным направлениям и про­граммам, а определять приоритеты и концентрировать средства на четко сформулированных целях, сокращать количество государ­ственных целевых программ, имея в виду сосредоточение средств на наиболее эффективных и социально значимых проектах, и по­лучать возможно большие результаты при минимуме затрат. Госу­дарственные программы по объему затрат должны быть согласова­ны с имеющимися ресурсами, а при недостатке средств — сокра­щены или рассредоточены во времени.

Принципиальное значение имеет разработка и реализация го­сударственных инвестиционной и инновационной программ с Увязкой государственных и негосударственных источников финан­сирования.

Сложность проблемы в России заключается в том, что, с одн0^ стороны, в условиях приватизации и развития частного предпринимательства государственные расходы на народное хозяйство сокра­тились, с другой — сохраняется необходимость в дотациях угольной промышленности, сельскому хозяйству, оборонной промышленно­сти, жилищно-коммунальному хозяйству, требуется государственная поддержка структурной перестройки экономики и т.д.

Экономия на закупках товаров и услуг и государственных заказах на их производство является важным направлением повышения эффективности государственных расходов. Способствовать их со­кращению может отработка механизмов распределения госзаказов на производство и контрактов на закупки путем использования процедур открытых конкурсов с публикацией цен и условий кон­курса, обеспечивающих добросовестную конкуренцию.

Уменьшение расходов на дотации отдельным отраслям предпо­лагает ликвидацию перекрестного субсидирования в отраслях ес­тественных монополий, сокращение дотаций угольной промыш­ленности, жилищно-коммунальному хозяйству, сокращение рас­ходов на военное производство. Все эти проблемы являются довольно сложными. Многие из них связаны с дополнительными затратами на стадии их разрешения, тогда как экономия может быть достигнута лишь в более поздние сроки.

Увязка предоставляемых населению льгот, дотаций и других вы­плат с уровнем доходов их получателей. Путем экономии бюджетных ресурсов, направляемых на социальную поддержку населения, яв­ляется также переориентация с предоставления обезличенных льгот на выплаты денежных сумм действительно нуждающимся лицам.

Контроль за расходованием бюджетных средств должен обеспе­чить их использование в соответствии с действующими законами и нормативными актами. Для решения стоящих перед органами государственного управления задач по управлению финансами, организации финансового контроля, функционированию налого­вой системы, эффективному регулированию работы казначейства, регулированию притока и оттока наличных денег и др. большое значение имеют данные о стадиях осуществления расходов. В этой связи полезно анализировать данные о тех этапах получения дохо­дов и осуществления расходов, на которых они имеют неденежный характер. Данные о фактически произведенных платежах целесо­образно анализировать, используя данные о заключенных государ­ственными органами контрактах, оказывающих влияние на дея­тельность поставщиков и занятость населения, а также данные о неоплаченных правительственных счетах.

Увеличение объема платежных поручений, переносимых на сле­дующий период, является сигналом о росте спроса на денежные средства и необходимости принятия мер во избежание увеличения сумм текущей задолженности.

Разделение государственных расходов на действующие и вновь планируемые. Объем и структура бюджетных расходов в значительной мере предопределяются обязательствами органов власти, вытека­ющими из ранее принятых законодательных и нормативных актов и иных обязательств, вытекающих из заключенных договоров, согла­шений, действующих бюджетных программ и т.п. Затраты на них подлежат обязательному включению в бюджет. В то же время при формировании бюджета на каждый новый период возникают новые обязательства органов государственной власти. Они могут быть свя­заны с увеличением трансфертов населению, повышением оплаты труда государственных служащих, досрочным погашением государ­ственного долга, увеличением объема бесплатных услуг, предостав­ляемых населению, формированием новых бюджетных программ или увеличением расходов по ранее принятым, предоставлением бюджетных кредитов и т.д. В целях определения возможностей и мас­штабов принятия новых обязательств необходимо сопоставление суммарного объема действующих и вновь принимаемых обязательств с общим объемом допустимых расходов, определяемым в конечном итоге уровнем доходов. Новые обязательства могут быть приняты лишь в пределах превышения доходов над объемом обязательных расходов или при принятии решений об их уменьшении, а также в случае, если имеются приемлемые возможности заимствования.

Защита реального объема бюджетных расходов при инфляции. Крупной проблемой реализации предусмотренных бюджетом рас­ходов является сохранение реального объема расходов в случае обесценения средств в результате инфляции и при неполном сборе запроектированных доходов. В целях выявления влияния цен сле­дует произвести индексацию расходов — корректировку данных на индекс цен. При этом если итоговые данные могут быть пересчи­таны по дефлятору ВВП, то для данных по отдельным направле­ниям расходов больше подходят специализированные индексы: Для расходов на заработную плату и пенсии — индексы потреби­тельских цен и т.д.

Защитой от обесценения может быть индексация статей затрат (например, зарплаты, пенсий и др.) по мере роста цен. Практическое использование индексации ограничивается общим стремлением органов государственной власти к уменьшению выплат и проблемой ограничения находящейся в обращении денежной массы.

Секвестр расходов. Недобор доходов вынуждает сокращать рас. ходы и порождает проблему приоритетности расходования средств по отдельным направлениям. Проблема заключается в том, что при утверждении бюджета устанавливаются предельные уровни дефи­цита бюджета. В случае возникновения опасности превышения дефицита из-за недобора налогов или по другим причинам стано­вится неизбежным секвестр расходов, т.е. пропорциональное их сокращение по всем статьям, кроме специально защищенных. В этой связи утверждаются регламенты секвестра (сокращения) расходов. Приходится устанавливать перечень защищенных статей затрат. К защищенным статьям текущих расходов относятся, в частности, зарплата, пенсии, расходы на медикаменты, дотации животноводству.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внесение изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете может быть произ­ведено в случае сокращения (роста) расходов федерального бюд­жета более чем на 10% в связи со снижением (ростом) поступлений в федеральный бюджет. Изменения и дополнения к федеральному бюджету утверждаются в виде федерального закона. В случае если такой закон не принимается в установленные сроки, правительство имеет право на пропорциональное сокращение расходов федераль­ного бюджета впредь до принятия федерального закона по этому вопросу. В 1996 г. собираемость налогов составила около 80%, до­ходы по отношению к ВВП составили 11%. На 1997 г. планирова­лось собрать 94% налогов и довести удельный вес доходов феде­рального бюджета в ВВП до 16%. Это было невыполнимо. При проектировавшемся объеме ВВП 2726 трлн руб. разница по срав­нению с 1996 г. в 5 процентных пунктов составляла 136 трлн руб. дополнительного дефицита. Фактически исполнение федерально­го бюджета по доходам в 1997 г. составило 65%, или 9,3% к ВВП. Бюджет пришлось секвестрировать. В последние годы бюджет Рос­сии сводился с профицитом, но это не исключает возможности такого рода проблем в дальнейшем.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое общественные расходы?

2. На решение каких основных задач используются общественные расходы?

3. Назовите основные направления расходов общего назначения.

4.Перечислите основные направления расходов на экономику.

5. Назовите основные направления расходов на социальные нужды и жилищно-коммунальное хозяйство.

6. Что такое расходы по экономическому содержанию?

7. Охарактеризуйте роль расходов в социально-экономическом развитии.

8. Почему растет доля общественных расходов в ВВП?


 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Урок № 48 | Установка и получении лецензии

Date: 2015-10-22; view: 1073; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию