Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СправкаПрактическое занятие 1 Вопросы и задания 1. Как вы понимаете, что такое риторика? Сравните свое понимание риторики с ее определениями, приведенными ниже. Какие из них совпадают или близки друг другу по своему содержанию? § Искусство хорошо говорить (Квинтиллиан). § Наука о приемах убеждения (В.В. Виноградов). § Наука о построении и правильном использовании речи (Ю.В. Рождественский). § Неформальная логика человеческого общения. (Х. Перельман). § Наука об ораторском искусстве и - шире - о художественной прозе вообще (СЭС). § Теория красноречия, наука об ораторском искусстве. (СлРЯ). § Наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию в целях получения желаемого эффекта (А.К. Авеличев). § Теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи. (А.К. Михальская). § Так называли в старину специальную науку о красноречии, ораторском искусстве; в наше время риторика - осуждающее определение напыщенного, внешне красивого, но малосодержательного произведения, речи. (Словарь литературоведческих терминов).
2. Как вы понимаете выражение античного оратора Цицерона "Поэтами рождаются - ораторами становятся"? Не противоречит ли оно пониманию риторики как искусства? Ведь искусство – это проявление таланта, одаренности, которыми обладают немногие. 3. Существует мнение, будто риторика помогает скрывать истинные (иногда низменные) мысли за красивыми словами, учит обманывать людей при помощи речи. Согласны ли вы с этим? Следует ли в связи с этим отказаться от риторики, от ее изучения?
4. Проанализируйте и, заполнив соответствующие строки таблицы знаками +, охарактеризуйте свою речевую деятельность в течение последнего года с точки зрения частотности по следующим аспектам: сфера реализации, вид речевой деятельности и форма речи.
5. Проанализируйте и охарактеризуйте (выборочно) свою коммуникативную компетентность по параметрам, указанным в таблице.
6. Ознакомьтесь со справкой, содержащей краткие характеристики специализаций в сфере юриспруденции, профессиональных компетенций юриста и отдельных юридических профессий (специальностей), объектов его профессиональной деятельности и, опираясь на эти сведения, а также на имеющиеся у вас знания, попытайтесь составить перечень коммуникативных компетенций (знаний и умений), необходимых для осуществления речевой деятельности а) юриста – в широком смысле этого слова (как специалиста в области права) или б) представителя той или иной юридической профессии. Все ли слова, употребленные в этом справочном тексте вам были понятны? Справка 1. Слово «юриспруденция» происходит от латинского iurisprudentia, которое – в свою очередь – производное от слов iuris («право») и prudential («наука, знание»). В русский язык оно пришло сначала в виде дословного перевода – «правоведение». В современном понимании слова юриспруденция – это социальная наука и специальность высшего образования, изучающие право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества. 2. Специализации в сфере юриспруденции: - международно-правовая, занимающаяся решением правовых вопросов на международном уровне, различаются международно-правовая специализация в области частного и публичного права; - государственно-правовая, готовящая юристов для работы в различных звеньях аппаратов государства и общественных организаций (органов государственной власти и местного самоуправления); - гражданско-правовая, регулирующая все хозяйственно-правовые отношения между людьми, организациями и предприятиями; - уголовно-правовая, осуществляющая толкование и применение законов и других нормативных актов, обеспечение соблюдения законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц, вскрытие и установление фактов правонарушений, определение норм ответственности и наказание виновных, разработку документов правового характера, осуществление правовой экспертизы; - адвокатура, цель которой в оказании правовой помощи физическим и юридическим лицам, выражающейся в разъяснениях, устных и письменных справках по законодательству; в составлении заявлений, жалоб и других документов правового характера; в выступлении в качестве представителя интересов истца или ответчика в судах и арбитражах; в участии в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитника; - финансово-правовая, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления; - конституционно-правовая, предполагающая изучение правовых позиций Конституционного суда РФ, изучение теории и практики судебного конституционного контроля, анализ решений и правовых позиций Конституционного суда РФ; - нотариально-регистрационно-правовая, предусматривающая изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников (нотариальная деятельность, деятельность по регистрации политических партий, общественных и религиозных объединений, национально-культурных автономий, регламентация деятельности по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществление экспертизы нормативных правовых актов); - налогово-правовая, делающая акцент на подготовку профессиональных кадров в области изучения юридической природы налога, методов осуществления налоговой политики, налоговой системы, компетенции налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков, механизмов и видов ответственности за нарушение налогового законодательства, порядка производства по соответствующим делам и разрешения налоговых споров; - банковско-правовая, сочетающая знания в области банковского дела по юриспруденции, экономике, бухгалтерскому учету и аудиту в банке; - бюджетно-казначейская, находящаяся на стыке разных финансово-юридических (финансово-правовых и банковско-правовых) и экономических специальностей и изучающая казначейское исполнение бюджета, расходование средств за счет бюджета; - социально-правовая (трудовая), изучающая трудовое право (отношения рабочих и служащих с работодателем, от имени которого выступает администрация, по поводу непосредственного приложения труда; отношения администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления и применения условий труда; рассмотрение трудовых споров; вопросы охраны труда и др.); семейные отношения, право социального обеспечения; - таможенно-правовая, представляющая собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по экономической охране границ Российской Федерации таможенными органами путем установки порядка перемещения товаров, иных предметов и лиц через таможенную границу, размеров и порядка взимания таможенных платежей, ответственности за таможенные правонарушения и порядка привлечения к ней; - земельно-правовая, посвященная изучению отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными ресурсами, а также по их охране и рациональному использованию, правовому обеспечению охраны окружающей среды и природопользования; - информационно-правовая, представляющая собой находящийся в настоящий момент в стадии формирования межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации (информационных ресурсов); - интеллектуально-правовая, дающая широкое юридическое образование и специальную подготовку в области правовой охраны объектов интеллектуальной собственности (ИС) по направлениям: право промышленной собственности, авторское и смежные права; - хозяйственно-правовая, имеющая цель в правовом обеспечении хозяйственной деятельности и государственное управление хозяйственной деятельностью; - эколого-правовая, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов, правовое обеспечение охраны окружающей среды и природопользования. 3. Объектами профессиональной деятельности юристов являются: - события и действия, имеющие юридическое значение; - правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов; - правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами. 4. Юрист должен уметь: - толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; - обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; - юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; - разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; - принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; - вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; - предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; - систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Юрист должен: - обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; - понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности
|