Современный период управления персоналом
Началом этого периода принято считать 2000-й год. Если кратко описать его суть, то это комбинированный подход, поскольку он вобрал в себя все наиболее практичные и действующие методики, которые были разработаны различными научными школами по управлению персоналом в 19-20-х веках.
В управлении персоналом в современном мире активно применяются следующие критерии:
использование количественных показателей;
учет мнения каждого работника;
создание сплоченного коллектива.
Однако мир не стоит на месте. И чтобы быть успешным, необходимо ориентироваться на управление результатом, нежели управление затратами, как это было в прошлом веке. Это также касается и сферы управления персоналом, то есть теперь работник должен достигать максимальных результатов в своей деятельности. В итоге он может напрямую влиять на уровень свой заработной платы и активно продвигаться по карьерной лестнице или получать поощрительные выплаты.
С другой стороны все чаще можно наблюдать, как работает метод не только «пряника», но и «кнута». То есть когда организации применяют санкции в отношении тех работников, которые не выполняют установленные планы (лишение премии, штрафы и т.д.).
В современном мире не всегда на работу принимаются люди с профильным образованием (например, менеджер по продажам, менеджер по персоналу и т.д.). В первую очередь здесь обращают внимание на личностные качества человека, что намного важнее для достижения высоких результатов на этом поприще. А для получения недостающих знаний, работодатели регулярно организуют различные семинары, тренинги, мастер-классы и т.д.
Особое внимание при современном подходе к управлению персоналом уделяется корпоративным ценностям и корпоративному духу. То есть определенной системе ценностей, которую принимают и поддерживают все члены одного коллектива. Она включает в себя такие моменты как:
стили решения конфликтных ситуаций;
взаимоотношения в коллективе;
субординация;
направления взаимодействия;
символика организации;
ритуалы, принятые в организации;
запреты, которые поддерживаются всеми членами организации и т.д.
Такой подход к формированию коллектива в организации позволяет достигать высоких результатов в работе: растет репутацию компании, быстрее налаживаются качественные отношения с клиентами, как результата растет прибыль организации. От этого выигрывает не только компания, но и все сотрудники, доходы которых напрямую зависят от материального положения организации.
Этапы развития систем управления персоналом
Таким образом, история развития управления персоналом, которая на протяжении нескольких веков развивалась достаточно быстрыми темпами, в современной интерпретации достигла своей кульминации. Она находится на очень высоком уровне и качественна по своему содержанию. Те методы и те знания, которые были получены на протяжении нескольких веков, успешно применяются и дают возможность выстраивать качественные отношения с каждым членом коллектива и достигать высоких результатов. Развитие управления персонала сейчас находится на пике своего развития, главное не останавливаться, а непрестанно искать пути совершенствования.
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные этапы периодизации в истории развития управление персоналом? Охарактеризуйте их.
2. Какие факторы и условия в мире в технологиях и социальной средепослужили появлению первых специалистов и специализированных подразделений по управлению персоналом в организациях?
3. Проследите трансформациювзглядов на управление человеческими ресурсами с конца IXX до начала XXI вв.
Раздел 3.Планирование численности персонала в организации.
Тема 3.1. Планирование численности персонала как часть общего планирования в организации.
Планирование численности персонала как часть общего планирования в организации. Планы по персоналу и их виды.
Основной задачей планирования персонала является обеспечение организации персоналом требуемого уровня в нужное время в нужном количестве. Целями планирования потребностей в персонале организации являются:
привлечь в компанию сотрудников нужного качества и в нужном количестве;
эффективно использовать персонал сотрудников организации;
упреждение или минимизация последствий проблем, вызванных избытком или нехваткой требуемого персонала;
оптимизация бюджетной деятельности СУЧР.
Виды и факторы кадрового планирования. Существуют следующие виды планирования.
Таблица 1. Виды планирования
| Стратегическое
| Планирование на срок 3—10 лет. Опирается на долгосрочную стратегию предприятия и является элементом стратегии управления персоналом организации. Ориентируется на учет влияния различных факторов (внешних и внутренних)
| | Тактическое
| Планирование на срок от 1 до 3 лет. Предполагает определение проблем, препятствующих реализации стратегии по управлению персоналом и организацию различных действий по решению этих проблем. Ориентируется на постановку конкретных целей и планирование конкретных мероприятий, направленных на достижение целей
| | Оперативное
| Планирование на срок до 1 года (месяц, квартал). Ориентировано на достижение отдельных оперативных целей (подбор, обучение, адаптация, аттестация и т.п.). Предполагает детализированный план действий сотрудников СУЧР (еженедельный, ежедневный), согласование объема требуемых ресурсов и т.п.
| Таблица 2. Факторы, которые следует учитывать при планировании персонала.
| Штатное расписание
| • численность штатных единиц;
• вакантные места по подразделениям;
• данные о сотрудниках: дополнительные навыки, карьерные планы и т.п.
| | Кадровая политика в отношении персонала
| • ориентация на привлечение специалистов или на обучение своих;
• ориентация на удержание персонала или на его привлечение и т.п.
| | Стратегия управления персоналом
| • потребности в персонале в подразделениях;
• источники удовлетворения потребностей в персонале;
• способы удовлетворения потребностей в персонале с указанием требуемых ресурсов и т.п.
| | Процент текучести персонала
| • реальная текучесть персонала в подразделениях (средняя для каждого подразделения)
| | Причины текучести
| • факторы демотивации персонала;
• поведение руководителей;
• соответствие должности (уровень компетенций)
| | Размер оплаты труда персонала и другие материальные составляющие
| • конкурентоспособность компенсационного пакета на рынке труда;
• мотивирующие факторы
| Конкретное определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.
Таблица 3. Действующие взаимосвязи в планировании потребности в персонале.
| Факторы
| Их влияние
| Методы определения
| | 1. Факторы, существующие вне предприятия.
|
|
| | 1.1.Изменение конъюктуры
|
| Анализ тенденций, оценка
| | 1.2.Изменение структуры рынка
|
| Анализ рынка
| | 1.3.Конкурентные отношения
| Сбытовые возможности
предприятия
| Анализ положения на рынке
| | 1.4.Данные, определяемые экономической политикой
| Себестоимость
| Анализ экономических данных и процессов
| | 1.5.Тарифное соглашение
|
| Прогноз последствий, анализ принятых соглашений
| | 2. Факторы, существующие на предприятие (внутренние)
|
|
| | 2.1.Запланированный объем сбыта
| Количественные и качественные потребности в кадрах (новый спрос или пониженный спрос)
| Принятие предпринимательских решений в соответствии с оценкой факторов, перечисленных в пункте 1.
| | 2.2.Техника, технология, организация производства и труда
| Численность необходимого персонала
Объем и качество готовой продукции
| Показатели на основе эмпирических данных организационного характера и науки о труде
| | 2.3.Текучесть кадров
| Дополнительная потребность в работниках для замены выбывших
| Учет убытков
| | 2.4.Простои
| Нерациональное использование персонала
Сокращение объема производства
| Определение доли текучести кадров и простоев
| | 2.5.Стратегия профсоюза
| Кадровая политика
| Переговоры
| Условно можно выделить следующие этапы кадрового планирования. Таблица 4. Этапы кадрового планирования
| 1
| Определение стратегических целей СУЧР
| На основании стратегических планов организации определяются конкретные количественные цели предприятия в целом и всех подразделений в частности
| | 2
| Постановка кадровой проблемы
| Определяются различные параметры требований к кадровому составу предприятий с учетом их планируемой реорганизации и оптимизации. Состав персонала предприятий предполагает количественную и качественную параметризации состава подразделений
| | 3
| Оценка кадровых ресурсов организации
| Происходит оценка человеческих ресурсов, позволяющих решить кадровые задачи:
• оценка состояния имеющихся ресурсов (количество, качество, результативность труда, текучесть, заслуги, компетентность, загруженность и т.д.);
• оценка внешних источников (работники других предприятий, выпускники учебных заведений, учащиеся);
• оценка соответствия требований и ресурсов (в настоящее время и в будущем);
• оценка ресурсов, требуемых на различные варианты решения кадровых задач
| | 4
| Разработка планов действия для достижения желаемых результатов
| • определение различных вариантов решения кадровых задач с учетом имеющихся ресурсов (обучение, подбор, использование внешних или внутренних источников персонала и т.п.);
• оценка сложности и ресурсоемкости каждого варианта;
• выбор оптимального варианта решения кадровой задачи;
• разработка плана мероприятий по решению кадровой задачи
| Преимущества планирования
План позволяет:
спрогнозировать количество вакансий;
определить оптимальные, реальные и предельно допустимые сроки закрытия той или иной вакансии;
спрогнозировать загрузку менеджеров по подбору, сопоставить загруженность по подбору персонала в различные моменты времени, например, можно спланировать подбор таким образом, чтобы не пришлось одновременно закрывать десять вакансий, так как это сразу скажется либо на сроках, либо на качестве;
оптимальным образом определить методы привлечения персонала с учетом внутренней загрузки;
на основании спланированных мероприятий по привлечению и подбору подготовить оптимальный бюджет на поиск и оценку, свести к минимуму срочные, «горящие» вакансии, которые нужно было закрыть еще вчера;
наличие плана подбора персонала является необходимым условием для бюджетирования деятельности отдела подбора.
Вопросы для закрепления материала:
1. Что является основной задачей кадрового планирования?
2. Каковы цели кадрового планирования?
3. Охарактеризуйте виды кадрового планирования.
4. Перечислите факторы влияющие на кадровое планирование
5. Перечислите виды потребности в персонале.
6. Дайте определение «Методы расчета потребности в персонале»
7. Перечислите методы расчета потребности в персонале
8. Дайте характеристику этапам кадрового планирования
Date: 2015-10-22; view: 5166; Нарушение авторских прав | Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|