Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техники психосинтеза





Техника 1. Работа с субличностями

Упражнение 1. Круг субличностей

1. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что уже имеете, и то, что хотели бы иметь в даль­нейшем (речь здесь идет, разумеется, не о вещах или подарках). Поскольку вы не имеете возможности взгля­нуть на списки других людей, ниже приводятся наибо­лее часто встречающиеся желания:

• закончить учебу;

• не болеть и чтобы не болел никто из значимых людей;

• иметь достаточно денег;

• любить;

• быть любимым;

• достигнуть успеха в работе (бизнесе);

• получить хорошее образование.

2. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствова­ли, когда читали список. Есть у вас субличность, кото­рая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих жела­ния, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.

3. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите 5—6 самых существен­ных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в.теннис» и «ходить в похо­ды» в одно общее «заниматься спортом на свежем воз­духе». Теперь выделите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди?».

4. На большом листе бумаги нарисуйте круг диамет­ром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — ва­ше Я. А в самом кольце разместите те 5—6 сублично­стей, которые являются выразителями ваших желаний.

5. Нарисуйте (желательно цветными карандашами или красками) символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и рас­красьте любые пришедшие в голову символы.

6. Когда вы закончите рисовать, дайте каждой суб­личности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразум­ный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Герой-любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, на­пример: Первобытный Любитель Лошадей и Гончих, Девушка Из Провинции, Лесная Фея, Мисс Совершен­ство и др. Важно придумать свои собственные, имею­щие для вас смысл названия.

7. Теперь раскрасьте свое Я.

Это упражнение в первую очередь позволяет вы­явить позитивно направленные субличности, соответст­вующие нашим осознаваемым желаниям. Негативные субличности (Скептик, Критик), субличности, соответ­ствующие подавленным желаниям, при выполнении этого упражнения остаются в тени.

Это упражнение можно повторять много раз, и на­звания некоторых субличностей, в том числе и самых важных, могут меняться по мере того, как вы будете точнее прояснять для себя, чего они хотят, как действу­ют и почему меняются.

Упражнение 2. По следам субличности

Встаньте и попробуйте изобразить любую из своих субличностей.

• В каких жизненных ситуациях появляется эта субличность? Как часто? • Какие обстоятельства провоцируют появление этой субличности? • Помогает ли вам эта субличность действовать в данной ситуации? • Каким образом она вам помогает? • Препятствует ли она вам в чем-нибудь? • Что происходит с вашим телом? • Что происходит с вашими эмоциями? • Что происходит с вашими мыслями?  

Запишите ответы на эти вопросы, чтобы лучше уз­нать вашу субличность. Само записывание как повтор­ное обращение к полученному опыту является важной частью работы и нередко позволяет заметить какие-ли­бо факторы, нюансы, которые не проявились столь яр­ко при самой работе с техникой внутреннего диалога.

Упражнение 3. Знакомство с субличностью

Вам понадобятся блокнот и ручка для записей. По­старайтесь найти тихое, удобное место, где вас никто не потревожит. Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Можете включить негромкую, расслабляющую музыку. Вы мо­жете вести записи по ходу упражнения или сделать это потом. Делайте паузы там, где это вам необходимо, что­бы получить ответы на задаваемые вопросы.

Представьте, что вы находитесь в лесу. Почувствуй­те, что под ногами у вас земля. Посмотрите на деревья. Пройдитесь немного по лесу, осматриваясь вокруг. Вы видите много деревьев и какие-то цветы. Обратите вни­мание на детали — вы испытываете любопытство, вам очень интересно все окружающее.

Оглянувшись, вы замечаете вдалеке маленькую из­бушку и идете к ней. Вы слышите, что из нее доносится какой-то шум. Вам становится интересно, что там про­исходит. Вы подходите ближе и замечаете, что у избуш­ки есть окошко. Вы подходите к окошку и заглядываете внутрь. Там, внутри, откуда доносится весь этот шум, вы видите множество своих субличностей, и все они очень активны. Внезапно дверь избушки отворяется, и все они высыпают наружу, оставаясь такими же актив­ными. Вы наблюдаете их с большим интересом. Вскоре вы замечаете, что одна из субличностей очень заинтере­совалась вами и подходит к вам. Вы внимательно смот­рите, на что она похожа. Она необязательно должна быть похожа на человека. Это может быть животное или что-то, вообще не похожее ни на что. Вы ее очень интересуете, она очень тянется к вам. Когда вы осоз­наете, что это какая-то ваша часть, она тоже становится вам интересной. Тогда вы приглашаете ее прогуляться. Вы идете с ней на опушку леса, где начинается краси­вый зеленый луг. Вы выходите с ней на луг. Вы отме­чаете, как она движется, о чем говорит, о чем спраши­вает. Вы начинаете с ней беседу. В этой беседе вы мо­жете задавать ей любые вопросы, а она может спрашивать вас. Это просто возможность узнать друг друга. Поэтому вы спрашиваете свою субличность: кто ты? Какова твоя роль в моей жизни? Чего ты хочешь? Чего ты от меня ждешь? Чем я могу тебе помочь? Что ты для меня делаешь? Зачем ты это делаешь? Когда ты вошла в мою жизнь? Какие события, какие обстоятель­ства моей жизни вызвали твое появление? Возможно, ты явилась, чтобы помочь мне? Для чего ты помогаешь мне? Как ты мне помогаешь? Привнесла ли ты что-то в мою жизнь? Когда ты создаешь для меня проблемы? Итак, чего ты хочешь? В чем состоит твоя основная по­требность, что тебе действительно нужно? Каково твое сущностное качество?


Сознаете ли вы, как вы относитесь к этой части? Сердитесь ли вы на нее, потому что она вам мешает? Или это очень важная часть, которая помогает вам, де­лает вас сильнее? Поговорите с ней, расскажите ей о ваших трудностях, с нею связанных, расскажите, как вы к ней относитесь. Спросите ее, не хочет ли она вос­пользоваться возможностью что-то сказать вам или о чем-то спросить.

А теперь пригласите эту субличность пойти с вами прогуляться по лугу. Смотрите, как она на это отреаги­рует: может быть, она не хочет идти с вами? Или, на­оборот, очень хочет?

Вы идете по лугу. Вы ощущаете ветерок, мягко ове­вающий выше лицо, слышите звуки, которыми напол­нен луг: жужжание насекомых, пение птиц. Вы заме­чаете, что идете со своим спутником по тропинке. По мере того как вы идете все дальше, вы начинаете заме­чать, что тропа начинает подниматься на холм. Восходя на него, вы замечаете, что холм переходит в высокую гору. Вы ведете свою субличность на очень высокую го­ру. Гора высока, но идти легко. Обратите внимание, что вам открывается с этой горы? И вот вы достигаете вер­шины этой горы. Задержитесь немного и посмотрите с высоты на раскрывающиеся перед вами дали. Когда вы смотрите вниз, какими крохотными кажутся люди, до­ма, улицы, машины. Вы со своим спутником стоите на вершине этой горы и просто смотрите на все остальное. Много ли вы можете увидеть с этого места?

Стоя там, на вершине горы, вы начинаете созна­вать, что рядом с вами находится какое-то другое, очень мудрое существо. Вы сознаете, что это существо обладает огромным состраданием. Вы можете почувст­вовать, как любит вас это существо. Это существо пре­исполнено света. Вы можете почувствовать это. Это су­щество способно говорить с вами, и вам предоставляет­ся возможность задать ему любой интересующий вас вопрос о субличности, которая пришла с вами, о том, каково ее назначение в вашей жизни и как развивать ваши с ней отношения. Ибо вы знаете, что это очень мудрое и сострадающее вам существо. И, возможно, у этого мудрого существа есть для вас подарок. Подарок, которым вы сможете воспользоваться в своей жизни, который поможет вам. Задержитесь немного, чтобы по­чувствовать присутствие этого мудрого существа и ука­зать на него сопровождающей вас субличности. А теперь пришло время попрощаться с этим мудрым существом и поблагодарить его за то, что оно вам так сострадает. Мудрое существо говорит вам, что оно все­гда в вашем распоряжении, когда бы вы сюда ни при­шли. Итак, берите своего спутника и идите вниз. Осоз­найте, как чувствует себя теперь ваша субличность и что вы по отношению к ней испытываете. Возвращай­тесь на луг, а затем отведите свою субличность назад в лес. Поговорите с ней, если хотите, или, возможно, ес­ли захочет она, о том, что произошло на горе. Скажите ей, что вы будете с ней разговаривать еще много раз и что вы ее не забудете. А затем приведите ее к лесной избушке и попрощайтесь с ней. И возвращайтесь на луг.


Теперь медленно обратите внимание на свое тело, сидящее на стуле в этой комнате. Почувствуйте, что ва­ши ноги стоят на полу, что вы можете пошевелить пальцами ног. Откройте глаза, посмотрите вокруг.

Сделайте краткие заметки о своих переживаниях во время упражнения. Если вам не удалось выполнить его полностью, напишите об этом и попробуйте проанали­зировать, что помешало зам пройти по предложенному пути. Если вы затрудняетесь это сделать, напишите, по­чему вам это трудно. Первоочередное внимание следует обратить на следующие три вопроса:

1) Чего хочет ваша субличность?

2) Что ей нужно?

3) Каково ее сущностное качество?

Возможно, обнаруженная субличность или какие-то из ее качеств не понравились вам. Это одна из обще­распространенных реакций — усматривать в себе нали­чие каких-то отрицательных черт. Один из основных постулатов психосинтеза: у каждой, даже самой трудной субличности имеется здоровое ядро — ее сущностное качество. Сам синтез состоит в том, что, выявив сущно­стное качество, сущностную энергию субличности, мы можем начать интегрировать ее в свою жизнь, т. е. вос­соединять, объединять ее с другими нашими частями.

Упражнение 4. Диалог субличностей

Для выполнения этого упражнения вам потребуется рисунок, получившийся у вас в результате выполнения упражнения «Круг субличностей». Можете добавить в этот круг субличность, с которой вы познакомились в ходе выполнения упражнения «Знакомство с сублично­стью». Закройте глаза и представьте, что вы шагнули в центр круга, и теперь вас окружают ваши субличности. Медленно поворачивайтесь и наблюдайте за ними. Мо­жет быть, вам покажется, что они разговаривают друг с другом.


• Что они говорят? • Какая субличность играет главную роль? • Какие субличности помогают друг другу? • Какие борются друг с другом?   • Какие из них сильнее? • Какие из них слабее? • Узнаете ли вы свои привычки, стереотипы, по­вторяющиеся ситуации из обыденной жизни?

А сейчас попробуйте так поговорить с этими образ­ами, чтобы между ними воцарился мир.

• Можете ли вы помочь им лучше понять друг друга?

• Могут ли их взаимоотношения стать лучше?

• Что им нужно от вас?

• Что вам нужно от них?

Запишите самые важные наблюдения. Одна из целей самонаблюдения — почувствовать центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между суб­личностями. Когда интересы таких неосознаваемых частей личности вступают между собой в конфликт, борьба между ними приводит к неэффективному расхо­дованию творческой и жизненной энергии человека. Такой конфликт может проявляться и как спорящие между собой «внутренние голоса», и как сожаления о том, что «опять поступил не так, как хотел». При вы­полнении упражнения ваше Я не должно игнорировать или прогонять какие-либо из субличностей. Такая стра­тегия ошибочна, так как непринятие каких-либо своих черт, свойств ваших субличностей не отменяет их суще­ствование, а лишь приводит к усугублению проблемы. Помните, что каждая из субличностей отражает потреб­ности целостной личности. Освоение техники «Диалога субличностей» позволяет также решать конфликты ме­жду отдельными двумя, тремя субличностями путем за­ключения между ними своеобразного трудового согла­шения или контракта, когда ваше Я выступает в роли дирижера. Например, это соглашение может касаться того, как будут распределять между собой время Сту­дент (которому надо сдать сессию), Любитель Поиграть в Футбол и Влюбленный. Контракт заключается на оп­ределенное время. Такой вид работы не предполагает трансформации субличностей.

Для более серьезной трансформационной работы с парой конфликтующих субличностей или для более глубокого знакомства с какой-либо субличностью пред­лагается следующее упражнение. Оно дает пример практического применения одного из основных принципов практики психосинтеза: пребывая в какой-то од­ной из конфликтующих субличностей, конфликт разре­шить невозможно, ибо каждая из них считает себя пра­вой. Разрешение конфликта становится возможным только в том случае, когда человек находится в «осоз­нающем центре». Из «центра» можно видеть ядро, сущ­ностную часть каждой из субличностей.

Упражнение 5. Конфликт субличностей

Постарайтесь найти тихое удобное место, где вас никто не потревожит. Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Можете включить негромкую расслабляющую музыку.

Представьте, что вы находитесь в центре своего Я.

Теперь пригласите одну из субличностей появиться справа от вас. Если она появилась, наблюдайте ее. Ви­зуализируйте или каким-то иным образом почувствуйте появление этой части. Наблюдайте положение ее тела и выражение лица. Обратите внимание, почему она имен­но так держит голову, почему у нее такое выражение глаз, почему она так стоит или сидит. Если можете, об­ратите внимание на то, что она хочет сказать вам своим внешним видом.

Представьте, что вы делаете шаг из центра и всту­паете в эту часть. Став этой частью, представьте, что ее тело и чувства стали вашими. Как вы стоите или сиди­те? Что делают ваши руки? Как вы держите голову? Что выражают ваши глаза? Какой у вас прикус? Посмотри­те, действительно ли вы чувствуете, что ваше тело стало телом этой части. А теперь скажите центру, кто вы: Я. И скажите центру, в чем цель вашего бытия.

А теперь сделайте шаг из этой части обратно в центр и из центра опять взгляните на эту часть. Если вы дополнительно хотите что-то узнать о ее назначе­нии, спросите ее об этом. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь и что она хочет вам сообщить. По­смотрите, можете ли вы почувствовать сущностное ка­чество этой части. Спросите эту часть, чего она хочет, что ей нужно. И спросите себя в центре, действительно ли вы чувствуете себя готовым взять на себя ответст­венность за эту потребность.

Теперь отвлекитесь от этой части и опять обратите внимание на свое пребывание в центре, на свою спо­собность наблюдать, сознавать, выявлять глубинную ценность и смысл любых своих частей.

Пригласите противоположную часть появиться сле­ва от вас и, когда эта часть появится, попробуйте полу­чше рассмотреть ее. Некоторое время наблюдайте за тем, как эта часть представляет себя вам. Обратите вни­мание на ее позу и выражение лица. Обратите внима­ние на то, что она сообщает вам уже своим видом.

Сделайте шаг из центра и вступите в эту часть. Вступая в нее, вы обретаете ее тело, ее позу, выражение лица. Станьте этой субличностью и скажите центру, кто вы, в чем ваше назначение, в чем цель вашего бытия.

Теперь переместитесь из этой части назад, в центр. И если вы, пребывая в центре, обнаружите, что хотели бы еще что-то узнать о назначении этой части, спроси­те ее. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь, что она хочет вам сообщить. Посмотрите, може­те ли вы почувствовать сущностное качество этой час­ти. Спросите эту часть, чего она хочет, что ей нужно. И обратите внимание на то, чувствуете ли вы себя гото­вым взять ответственность за эту потребность.

А теперь отвлекитесь от этой части. Ощущайте, что вы пребываете в центре, и только в центре. Суммируйте то, чему вы научились и что осознали. И начинайте по­степенно выходить из этого внутреннего пространства, постепенно открывая глаза, ощущая свое тело, потяни­тесь, глубоко вдохните и резко выдохните.

Запишите свои впечатления об этом упражнении, свои мысли и чувства.

Иногда работа с конфликтующими частями в вооб­ражении делает переживание конфликта очень ярким, более ярким, чем в обыденной жизни. Может даже воз­никнуть чувство катастрофичности происходящего. Но это помогает яснее увидеть, в чем же состоит действи­тельный конфликт, понять действительное положение вещей.

Напоминаем еще раз, что, даже если какая-то часть нам очень не ноавится, мы не можем ее уничтожить, так как за ней стоит какое-то наше сущностное качест­во, наша «энергия», и она неуничтожима. Чем больше мы стараемся избавиться от того, что нам не нравится, тем больше оно выходит наружу, обостряя конфликт. И только через принятие, а не осуждение можно подой­ти к реальной трансформации.

Критическое, негативное восприятие информации о себе, о своих субличностях может также быть обусловлено включением Судьи (Критика). У всех нас есть та­кая субличность. Поэтому, когда вы начинаете судить себя, рассматривайте это как деятельность одной из своих субличностей — Критика и постарайтесь вернуть­ся в «осознающий центр». Критик достаточно часто бывает силен и стремится занять центральное место. От вас могут потребоваться доброжелательная вниматель­ность, чтобы замечать: «Ага, вот опять включился мой внутренний Критик», и определенные усилия по разотождествлению с ним.

И напоследок два упражнения для знакомства и ра­боты с субличностями, имеющимися у каждого, неред­ко мешающими нам воплощать свои планы в жизнь. — Саботажником и Критиком.

Упражнение 6. Определите своего Критика

Что он говорит вам?

Возможно, он дает какие-то указания, начинающие­ся со слов: «Ты должен» и «Когда ты только научишься».

• Каким тоном он это говорит?

• Когда?

• Что он требует от вас?

• Что вы чувствуете по отношению к нему?

Дайте ему имя, отражающее его сущность. Если вы обозначили этого персонажа существительным, добавь­те еще одно-два прилагательных, чтобы точнее описать его свойства.

Вот некоторые имена: Преследователь, Окружной Прокурор, Критик, Подрезающий Мне Крылья, Мисс Совершенство, Изобличитель и др.

Как вы назовете своего Критика?

Теперь станьте Критиком. Объясните своей целост­ной личности, как она в вас нуждается. Расскажите ей, какой без вас будет беспорядок.

В качестве своего Я осознайте ценные стороны Критика. Обсудите с ним, как сохранить и использовать его ценные качества и уменьшить негативные, причи­няющие боль. Та же техника пригодна для выявления полезных свойств других субличностей. Например, цен­ной стороной Преследователя может быть Покрови­тель.

Упражнение 7. Встреча с Саботажником

Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно проделать. Это может быть поступление в учебное заведение, создание семьи, организация оздо­ровительного центра или прием гостей.

Теперь попробуйте придумать что-нибудь такое, что нанесет ущерб вашему предприятию, помешает его осу­ществлению. Вообразите эту картину.

Нарисуйте Саботажника или ту силу, которая толка­ет на саботаж, противодействует исполнению задуман­ного.

Теперь сами побудьте в роли Саботажника и обду­манно помешайте осуществлению своего проекта. Рас­скажите, какую выгоду вы извлекли из этого.

С точки зрения Я, представьте встречу с Саботаж­ником и проведите с ним переговоры.

Саботажник может также называться: Упрямый Ре­бенок, Зачем Пробовать — Все Бесполезно, Если Не Можешь Быть Самым Лучшим — Брось Это Дело, Придира, Разрушитель, Неудачник. Иногда Саботаж­ник — это еще и Жертва, субличность, которой нравит­ся чувствовать себя беспомощной, добиваться внима­ния искусным умением казаться неумелой, несуразной и т. д. Как бы вы назвали вашего Саботажника?

Упражнение 8. Отождествление и разотождествление

Следующее упражнение помогает нам узнать наших внутренних актеров и познакомиться с теми ролями, которые они исполняют в нашей жизни.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко дышите и обратите ваше внимание вовнутрь.

Возможно, вы вспомните ситуацию, в которой вы оказались день или два назад и которая постоянно за­нимает ваши мысли. Представьте себя в данной ситуа­ции. Возможно, вы чувствовали раздражение, страх или злобу и вели себя соответствующим образом. Позвольте всей этой сцене еще раз произойти перед вашим внут­ренним взором, опять поместите себя в эту ситуацию.

• Что вы думаете? • Что вы ощущаете в вашем теле? • Какие эмоции вы осознаете? • Где в теле вы ощущаете их? • Каким выглядит мир отсюда? • Как бы вам хотелось действовать?

Сейчас сделайте глубокий вдох и выдох, отступите назад и проанализируйте, что происходит.

• Что вы наблюдаете? • Какая ваша часть выражает себя в данной ситуа­ции? • Что эта часть старается сделать для вас? • Старается ли эта часть помочь вам держать ситуа­цию под контролем?

Хочется ли вам поблагодарить эту часть за то, что она старается вам помочь? Если да, то поблагодарите ее. Если нет, наблюдайте за вашим внутренним сопро­тивлением этому.

• Какие чувства вы испытываете по отношению к этой части самого себя? • Каким образом эта субличность ограничивает вас? • Каким она видит мир? • Что, по вашему мнению, она по-настоящему хо­чет от вас? • Хотите ли вы дать ей то, в чем она нуждается? • Как вы можете это сделать? • Какие свои особые качества или способности предлагает вам эта субличность? • Как вы можете воплотить эти качества в жизнь?

Почувствуйте себя в собственном теле; почувствуйте ваши руки и ноги, медленно пошевелите ими. После этого откройте глаза и при желании сделайте заметки.

В вышеописанном упражнении индивид вначале отождествляет себя с ролью, для того чтобы лучше по­наблюдать за телесными ощущениями, мыслительными конструктами и эмоциями. Для нейтрального воспри­ятия ситуации происходит активация «наблюдателя». Это называется разотождествлением с ролью. С этой по­ящий становится возможным распознать субличность, которая в данный момент руководит спектаклем. Наря­ду с этим проясняются и ее (субличности) поведенче­ские паттерны. В результате человек осознает, что именно эта его часть свойственным лишь ей, пусть и искаженным способом старается спасти ситуацию. Ог раниченные возможности этой субличности становятся очевидными. Обнаружение с помощью наблюдателя ее скрытых качеств и реальность привнесения этих ка­честв в повседневную жизнь открывают для личности новые разнообразные перспективы.

Упражнение 9. Знакомство с нашими внутренними актерами

Цель этого упражнения заключается в том, чтобы приблизиться к субличностям при помощи спонтанно возникающих образов. За счет визуализации происхо­дит интенсификация содержания психики, которое ста­новится видимым.

Как можно познакомиться с нашими субличностя­ми? Визуализация — одна из основных техник, приме­няемая в работе с субличностями. Она дает возмож­ность внутренним картинам и образам появиться в на­шем сознании. Внутренние образы, которые представ­ляют все богатство личностных аспектов, помогают нам осознать различные части своей личности. Мы осозна­ем их нужды, желания, присущие им качества и паттер­ны поведения. Кроме этого, наши внутренние образы выявляют качества наших обычных поведенческих пат­тернов, наши потребности и желания. Это упражнение помогает распознать и принять наши психодинамиче­ские структуры.

Возьмите бумагу и карандаш и найдите удобное ме­сто для того, чтобы получше расслабиться. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох и обратите свое внимание вовнутрь. Представьте, что вы режиссер спектакля. Вы находитесь в театре. Занавес опущен, и вы сидите перед сценой. На сцене, за занавесом, нахо­дятся актеры, принимающие участие в вашем спектак­ле. Им не терпится предстать перед вами.

Занавес поднимается, и появляется первый актер. Взгляните на него (на нее). Как вы реагируете? Может, вам хочется спросить о чем-нибудь? Спросите свою субличность:

• Для чего ты здесь? • Чего ты от меня хочешь? • Что тебе от меня надо? • Что ты можешь предложить мне?

Послушайте, какими будут ответы. Теперь поблагодарите субличность и опустите занавес.

Ощутите свое тело, пошевелите руками и ногами перед тем, как открыть глаза. Может, вы хотите запи­сать что-нибудь?

Это упражнение можно повторить, чтобы познако­миться со множеством различных актеров во внутрен­нем спектакле нашей жизни. Подумайте над следующи­ми вопросами:

• Что я как режиссер ожидаю от моих актеров?

• Какое поведение моих актеров для меня как для режиссера создало бы хороший спектакль?

• Может, некоторые из актеров слишком радикаль­ны, чрезмерно благородны или же чересчур властолю­бивы?

• Каким образом я, как режиссер, могу помочь им проявить свой потенциал и вместе с тем выразить свое собственное творческое начало? режиссер, и наблюдатель могут лучше познакомить­ся с нашими внутренними актерами и их ролями имен­но на внутренней сцене. Наблюдатель посредством оп­ределенных вопросов (некоторые из которых приводятся выше) знакомится с целью, желаниями, потребностями и скрытыми качествами различных субличностей.

Упражнение 10. Храм тишины

Все мы очень хорошо знаем, насколько сегодня трудно найти тишину внутри и вовне нас. В следующем упражнении работа с субличностями связана с тиши­ной, переживание которой ведет нас к «Внутреннему Мудрецу». Это упражнение дает нам возможность по­чувствовать измерение тишины и созерцать ее. Оно приводит субличности в соприкосновение с Мудрецом, с энергией сверхсознательного. Очень часто преображение старых психодинамических структур происходит только при помощи энергии сверхсознательного без примене­ния каких-либо дополнительных методов трансформа­ции.

Найдите спокойное место, где вас никто не будет беспокоить. Возьмите карандаш и бумагу, чтобы сде­лать заметки. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глу­боко вдохните и позвольте себе расслабиться.

Представьте, что вы находитесь на красивой лесной лужайке, у подножия горы. Солнечно. Ваша кожа ощу­щает тепло. Вы видите тропинку, ведущую к вершине горы. На вершине вы видите храм.

Вам хочется взойти на гору. Тропинка не очень крутая. Чем выше вы поднимаетесь, тем прозрачнее и лег­че становится воздух.

Когда вы окажетесь на вершине, позвольте себе осознать тишину и спокойствие вокруг вас. Вы ощу­щаете тишину каждой клеткой своего тела. Чем ближе вы подходите ко входу в храм, тем глубже становится тишина. Ваши чувства, эмоции и мысли успокаиваются сами собой.

Войдите в храм. Через отверстие в крыше в центре храма льется солнечный свет. Этот солнечный свет вы-!ывает ясное ощущение глубокой тишины. Отдайтесь этому ощущению. Если вы посмотрите наверх, на ме­сто, откуда врывается свет, вы увидите маленькую лест­ницу, ведущую ко входу на террасу, расположенную на крыше. Поднимитесь на террасу и вступите в солнеч­ный свет. Повернитесь лицом к солнцу. Позвольте себе ощутить исходящие от него тепло и энергию. Проведи­те здесь столько времени, сколько вам захочется.

Если вам захочется позвать свою самую значитель­ную субличность, попросите ее подняться по ступень­кам на террасу и присоединиться к вам. Пригласите ее встать рядом с вами и насладиться солнечным светом. Просто понаблюдайте за тем, что произойдет с вами, стоящими в тепле солнечных лучей.

В лучах солнца может появиться лицо Мудреца, с.иобовью смотрящее на вас. Вы ощущаете эту любовь, льющуюся на вас. Вы можете вступить в беседу с Муд­рецом. Спросите, что будет следующим шагом в разви­тии стоящей рядом с вами субличности. Может, вам за­хочется попросить Мудреца помочь вам.

Когда вы почувствуете, что беседа закончена, по просите Мудреца своим светом, любовью и теплом оку­тать вас.

Осознайте изменения, происшедшие с вами и ва­шей субличностью.

Поблагодарите Мудреца и попрощайтесь с ним. Медленно спуститесь по лестнице, а затем идите вниз по горной тропинке.

Почувствуйте свое тело, пошевелите руками и нога­ми, перед тем как открыть глаза. Можете записать, что произошло на горе. Спросите себя, как повлияли тиши­на, солнце и встреча с Мудрецом на ваши взаимоотно­шения с субличностью. Изменилось ли что-либо под лучами солнца? Если что-то изменилось, как вы прив­несете это изменение в свою повседневную жизнь?

Это упражнение помогает вызвать глубокую релак­сацию посредством визуализации природы, мирного окружения и солнечного света. Восхождение в храм на вершине горы позволяет соприкоснуться с измерением сверхсознательного. Особое значение имеет тишина. Второй подъем (по лестнице на крышу храма) и вступ­ление в солнечный свет, ощущаемый телом через вооб­ражение, облегчают контакт с «Мудрецом Внутри Нас». Этот источник информации, указатель пути и внутрен­няя мудрость всегда доступны нам. Влияние энергии сверхсознательного на субличность часто оказывается достаточно для глубинного преображения.

Упражнение 11. Диалог с субличностями

Для лучшего ознакомления с субличностями ис­пользуются следующие вопросы:

• В чем твоя цель? • Почему ты здесь находишься? • Что ты от меня хочешь? • Что тебе нужно от меня? • Что ты мне предлагаешь? • От чего ты меня защищаешь?

Вопрос «В чем твоя цель?» позволяет субличности рассказать о цели своего существования. Это позволяет определить, насколько цель субличности соответствует сознательно выбранному направлению нашей жизни. Способствует ли цель субличности реализации нашего потенциала или же она противоречит нашим целям, интересам и идеалам?

Вопрос «Почему ты здесь находишься?» позволяет узнать о фактической деятельности субличности. Ответ на данный вопрос делает доступной ценную информа­цию о действиях субличности. Помогают ли эти дейст­вия сознательной личности или же они препятствуют личности полностью выразить себя?

«Что ты хочешь от меня?» — помогает открыть для себя надежды и желания субличности. Как наблюдате­ли, мы осознаем требования субличности и их проявле­ние в повседневной жизни (что часто происходит про­тив воли личности).

«Что тебе нужно от меня?» — выявляет скрытые ре­альные потребности субличности. Ответ указывает на тайные желания, глубоко спрятанные в субличности, и на возможности удовлетворения этих желаний.

«Что ты мне предлагаешь?» — показывает скрытые качества субличности. Они хоть и есть, но к ним нужно пробираться. Вместе с тем именно они указывают на возможности трансформации субличности и на потен­циальное воздействие такой трансформации на лич­ность.

«От чего ты меня защищаешь?» — позволяет понять мотивацию субличности. Ее первичная мотивация за­ключается в защите личности, но пути и средства защи­ты, избранные субличностью, часто оставляют желать лучшего. Довольно часто реакция субличности бывает противоположной ее первичному намерению. Призна­ние первичной защитной функции субличности являет­ся необыкновенно полезным. Проявление искреннего понимания и сострадания особенно важно в том слу­чае, когда мы имеем дело с трудными субличностями. Распознавание изначальной защитной функции является чрезвычайно полезной, особенно при попытках взаимо­действия с трудной и неудобной субличностью, что тре­бует понимания и неподдельного сострадания. Резуль­татом этою является принятие тех качеств, которые на первый взгляд невозможно принять. За этим следует возросшее понимание очень трудных отрицательных частей нашей личности. Понимание и умение встать лицом к лицу с субличностью являются самым прямым и любящим путем смягчения и преображения жестких структур.

Упражнение 12. Распознавание искаженных качеств

Субличности наряду со своими положительными и отрицательными чертами несут в себе и скрытые качест ва, к которым личность может приобрести доступ. В сле­дующем упражнении показано, как мы можем распо­знать и обнаружить эти качества. Часто довольно трудно обнаружить их в отрицательной субличности. Качество, противоположное отрицательной черте субличности, не является скрытым. Точнее, его надо искать между дву­мя полюсами. Скрытым является не противополож­ность демонстрируемого качества, а некое внутреннее свойство, которое предлагает субличность.

Проживание, переживание и укрепление нового ка­чества открывают новые горизонты для изменения по­ведения субличности и преобразования будущих пове­денческих паттернов с помощью Принятия. Такое пре­образование оказывает влияние на нашу личную, се­мейную и профессиональную жизнь.

Упражнение направлено на субличность и ее иска­женные качества. Цель упражнения заключается в обна­ружении скрытых качеств.

Возьмите бумагу и карандаш. Сделайте глубокий вдох и начните расслабляться. Закройте глаза. Обратите внимание вовнутрь и сконцентрируйтесь на сублично­сти.

Как вам хочется ее назвать? Где и когда вы обычно встречаетесь с этой субличностью?

Осознайте ваши телесные ощущения и чувства. От чего вас защищает эта субличность? Какие у нее иска­женные качества? Какие качества являются противопо­ложными? Какие у нее скрытые качества?

Как изменится ваша жизнь, если вы сможете полностью проявить эти скрытые качества? Как бы это изме­нило ваши взаимоотношения с людьми вообще, с парт­нером, с семьей и с вашим окружением?

Позвольте себе ощутить эту возможность в вашем теле и увидеть себя проявляющим это качество.

В этом упражнении индивид дает имя субличности после того, как осознает ее присутствие в своей жизни. Далее происходит раскрытие искаженных и скрытых качеств субличности. Скрытые качества усиливаются и переживаются в теле, как определенная данность. Это переживание становится более ярким, если предста­вить, какой эффект скрытые качества произведут на нашу жизнь, наши взаимоотношения и окружение. Этот вид работы с субличностями акцентирует сущест­вование искаженных, противоположных и скрытых ка­честв.

Упражнение 13. Углубление работы с субличностями: 1

Это упражнение направлено на аутистико-симбио-тическую стадию (16 месяцев). Оно способствует обна­ружению основных паттернов личности, которые фор­мируются на ранней стадии развития. Любящее приня­тие чувств и эмоций, содержащихся в психодинамиче­ских структурах, позволяет заново пережить, прожить и высвободить эти чувства. Клиента всячески поддержи­вают в выработке собственного плана исцеления и ре­гулярном его применении. Таким образом, он сам берет на себя ответственность за собственный рост и разви­тие.

Детские переживания, соответствующие аутисти-ко-симбиотической стадии развития, локализуются в телесных ощущениях. Каждая клетка тела содержит в себе эти эмоциональные и структурные воспоминания. Следовательно, и освобождаться от них должна каждая клетка.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох и позвольте себе оказаться в прошлом. Позвольте вашим телесным ощущениям перенести вас в то время, когда вы лежали у материнской груди или на руках у няни. Позвольте себе пережить эти ощущения. Может, как раз сейчас вы сосете грудь?

Какие это вызывает у вас чувства и ощущения? Что вы чувствуете? Комфорт или дискомфорт? Как ощуща­ется физическая близость матери? Достаточно ли у вас времени? Чувствуете ли вы себя в безопасности? Удов­летворены ли вы?

Медленно возвращайтесь назад, ощутите свое те­ло и сделайте глубокий вдох леред тем, как откроете глаза.

Опишите кратко то, что произошло с вами во время упражнения.

Какие конкретно чувства и ощущения того времени пробудили в вашем теле какие-нибудь реакции? Какая из нынешних осознаваемых вами субличностей являет­ся результатом этого? Что должно произойти с вашим «Внутренним Ребенком», чтобы он стал испытывать иные чувства?

Упражнение 14. Углубление работы с субличностями: 2

Телесные ощущения и эмоции страха, защищенности и свободы являются самыми важными на стадии на­чальной независимости (10—18 месяцев). Это период, в течение которого ребенок обучается ходьбе. Чтобы трансформировать психодинамические структуры, с ними необходимо работать на этапе их первичного возникно­вения. Поскольку их первичное распознавание проис­ходит через телесные ощущения и эмоции, то преобра­зование и исцеление также предполагают работу с те­лесными ощущениями и эмоциями. Психотерапевти­ческая работа должна быть непосредственно направле­на на высвобождение энергии, хранящейся в клеточных структурах. Ниже приводится перечень вопросов, от­крывающих доступ к вышеупомянутым структурам.

Закройте глаза и позвольте себе возвратиться к тому моменту вашего детства, когда вы впервые пошли.

• Где вы находитесь? Где ваша мать (няня)?

• Каково это — стоять на ногах и пытаться ходить?

• Какие это вызывает чувства и ощущения?

• Что ощущает ваше тело?

• Какие у вас отношения с матерью (няней)?

Запишите кратко то, что произошло с вами во вре­мя упражнения.

Какие реакции вызваны какими чувствами? Узнаете ли вы субличность, которая порождена тем временем?

Что должно произойти для того, чтобы чувства ва­шего «Внутреннего Ребенка» стали иными?

Техника 2. Постижение своего истинного Я. Упражнение 1. Что есть я?

Данное упражнение составлено таким образом, что­бы помочь вам достичь высокого уровня самосознания и открыть свое подлинное Я. Оно основано на допуще­нии, что каждый из нас подобен луковице, то есть со­стоит из различных пластов, скрывающих самое глав­ное: нашу сущность. Эти пласты могут иметь положи­тельный или отрицательный характер. Они отражают различные аспекты нашей личности и наши взаимоот­ношения с окружающим миром. Некоторые из этих пластов подобны фасаду или маске, скрывающим то, что нам не нравится в самих себе. За другими прячутся какие-то положительные качества, которые мы не спо­собны осознать до конца. В любом случае где-то за эти­ми пластами, в глубине каждого из нас находится центр творчества и вибрации — наше подлинное Я, сокровен­ная сущность нашей личности. Упражнение, заключаю­щееся в ответе на вопрос «Что есть Я?», легко и нена­вязчиво подводит нас к постижению этой сущности, пониманию и осознанию себя как личности, тождест-ненности самому себе.

1. Выберите место, где вы сможете остаться наедине с собой и где вас никто не потревожит. Возьмите лист бумаги, напишите число и заголовок «Что есть Я?». За­тем постарайтесь дать письменный ответ на этот во­прос. Будьте как можно более раскованны и откровен ны. Периодически останавливайтесь и вновь задавайте себе этот вопрос.

2. Расслабьтесь, закройте глаза, очистите голову от посторонних мыслей. Снова задайте себе вопрос «Что есть Я?» и понаблюдайте за образом, который предста­нет перед вашим мысленным взором. Не пытайтесь размышлять или делать какие-то выводы, просто на­блюдайте. Затем откройте глаза и детально опишите все, что вы видели. Охарактеризуйте ощущения, испы­танные вами в связи с образом, и его значение.

3. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно свободного места. Закройте глаза и вновь спросите се­бя: «Что есть Я?» Вы почувствуете колебания вашего те­ла. Доверьтесь его мудрости, движение должно развора­чиваться до тех пор, пока у вас не возникнет чувства его завершенности. Возможно, вам следует сопроводить происходящее каким-то звуком или пением. По окон­чании изложите на бумаге пережитое вами.

Рекомендуется выполнять это упражнение в течение какого-то периода времени. Его действие усиливается при повторных занятиях.

Упражнение 2. Психосинтетическая автобиография

Цель написания автобиографии

Главная цель заключается в выявлении того, как по­влияло и до сих пор влияет наше прошлое на настоя­щее. Это помогает выйти за рамки сложившегося под влиянием обстоятельств стереотипа поведения, кото­рый уже не отвечает вашим потребностям. Здесь перво­степенное значение имеет простое перечисление событий ради них самих, а не «автобиография» внутренних процессов, изучение тех условий, ситуаций и людей, которые оказали влияние на нашу жизнь, а также путей нашего взаимодействия с ними. Для предоставления информации специалистам, которые будут работать с вашей автобиографией, необходимо кратко указать та­кие чисто формальные данные, как дата и место рожде­ния, национальность, социально-экономический ста­тус, семья, где вы воспитывались, число братьев и сес­тер, ваше место в семье, социальное окружение и естественные условия, в которых вы проживали. Попы­тайтесь указать влияние факторов на ваше развитие. Включая в автобиографию чисто внешние данные, ука­жите, какое воздействие, по вашему мнению, они ока­зали на вас как на личность.

Манера изложения

Обычно пути изложения автобиографии варьируют от человека к человеку. Некоторые люди используют хронологический подход, рассматривая год за годом. Другие начинают с тех событий, которые кажутся им наиболее заслуживающими внимания. Каждый из этих подходов может принести пользу и оказаться эффек­тивным. Иногда наилучший результат приносит их со­четание, то есть сначала описание основных моментов в хронологическом порядке, а затем их рассмотрение в зависимости от желания. Хронологический перечень служит здесь в качестве справочного указателя, не даю­щего пропустить что-то главное. Желательно, чтобы за­пись велась в свободной и наиболее простой форме, да­же если это повлечет за собой нарушение грамматиче­ских правил и повлияет на стиль. Самое важное — отразить поток мыслей, а не форму этого отражения. Запись должна как бы фиксировать «поток сознания», где будут выделены какие-то главные моменты и темы, а не являться отражением попытки классифицировать данные по какой-то предопределенной схеме.

Попытайтесь описать свою жизнь честно и беспри­страстно, не выбрасывая ничего, что, по вашему мне­нию, может представить вас в невыгодном свете. Необ­ходимо отметить все, чего вы стыдитесь, а также ука­зать ваши слабые места и болезненные точки. Попытка дать наиболее честное и объективное описание помо­жет вам вжиться в него и использовать его самым кон­структивным образом.

Если вы вдруг обнаружите, что написанная автобио­графия очень объемна и запутанна, то желательно пора­ботать над ней еще какое-то время, чтобы создать более сокращенный и упорядоченный вариант. Это позволит, во-первых, более отчетливо увидеть проблемы, во-вто­рых, иметь в распоряжении руководство, определяющее направление психосинтеза. Очень подробный вариант помогает излить накопившееся, выразить себя. Он больше подходит для личного пользования. Краткое из­ложение может стать основой для работы в контакте с другими людьми, а также упорядочивает мысли и кон­кретизирует их.

Описание этапов развития

Каким человеком вы были в различные периоды жизни? Изменились ли вы? Воспринимают ли вас окру­жающие таким, каким вы представляетесь себе? Какие маски вы носите в обществе? Меняетесь ли вы каким-то образом, если хотите понравиться окружающим или защитить себя от них?

Постарайтесь проиллюстрировать все положения с помощью рисунков.

Как вы разрешили психологическую проблему тождественности своему полу? Какие чувства вы испытыва­ли в связи с тем, что вы женщина или мужчина, изме­нились ли ваши взгляды на этот счет? Что вам нравится или не нравится в вашей половой принадлежности? Представьте себе, что вы лицо противоположного пола: каковы, по вашему мнению, преимущества и недостатки?

К каким моделям вы возвращались в жизни не­сколько раз? Бывали ли случаи стереотипного кон­фликтного поведения, которое неоднократно повторя­лось в самых различных ситуациях? Извлекали ли вы какие-то уроки из вашего жизненного опыта?

Частные вопросы

Каково ваше самое раннее воспоминание (то, на­сколько оно реально или вымышленно, не имеет значе­ния)? Опишите любой из детских снов, который вы видели несколько раз.

Укажите любое травматическое событие, например болезнь, несчастный случай, смерть, разлуку, насилие, сексуальные проблемы и т. д. Как это повлияло на вас?

Модель и смысл жизни

Какую разновидность архетипическои модели отра­жает описываемая вами жизнь? Напишите мифическое произведение или сказку, повествующую о вашей жиз­ни. Нарисуйте иллюстрации главных персонажей, изо­браженных в архетипическои форме. Какие названия или подписи вы бы хотели использовать в сочетании с рисунками? Принимаете ли вы ваш жизненный опыт или отвергаете его? Каковы, по вашему мнению, глу­бинный смысл и цель вашей жизни?

Упражнение 3. Разотождествление

На нас влияет все, с чем идентифицирует себя наше Я. Мы можем укротить, контролировать и использовать все, с чем мы себя не отождествляем.

Примите удобное положение, расслабьтесь, сделай­те несколько медленных и глубоких вдохов (в качестве подготовительного этапа можно использовать любую из методик релаксации). Затем медленно и вдумчиво про­изнесите следующее:

1. У меня есть тело, но я не есть это тело. Мое тело может пребывать в различных состояниях: оно может быть здоровым или больным, отдохнувшим или уста­лым. Но оно не имеет ничего общего с моим подлин­ным Я. Я отношусь к своему телу как к драгоценному инструменту, позволяющему осуществлять какие-то действия во внешнем мире, но это только инструмент. Я хорошо обращаюсь с ним, стараюсь делать все, чтобы оно было здорово. Тем не менее это не я. У меня есть те­ло, но я не есть это тело.

Теперь закройте глаза и повторите про себя основ­ные моменты приведенного выше утверждения. Затем сконцентрируйтесь на самом главном положении: «У меня есть тело, но я не есть это тело». Постарайтесь по возможности сильнее закрепить этот факт в вашем соз­нании. Затем откройте глаза и проделайте все в той же последовательности с двумя следующими этапами.

2. Я испытываю какие-то эмоции, но я не есть эти эмоции. Мои эмоции многообразны, они могут изме­няться, становиться своей противоположностью. Лю­бовь может перейти в ненависть, спокойствие в гнев, радость в печаль. При этом моя сущность, мое подлин­ное Я остаются неизменными. Я всегда Я. Хотя волна гнева может на время захлестнуть меня, я знаю, что это пройдет, потому что я не есть этот гнев, поскольку я способен наблюдать за своими эмоциями и понимать их истоки, я могу научиться управлять ими и гармони­зировать их. Итак, совершенно ясно, что они — это не я. Я испытываю какие-то эмоции, но я не есть эти эмо­ции.

3. У меня есть разум, но я не есть мой разум. Мой разум — ценное средство познания и выражения, но он не является сущностью меня самого. Приобретая новые знания и опыт, впитывая прогрессивные идеи, он нахо­дится в непрерывном развитии. Иногда разум отказыва­ется подчиняться мне, поэтому он не может быть мной, моим Я. С точки зрения как внешнего, так и внутрен­него мира это орган познания, но это не я. У меня есть разум, но я не есть мой разум.

Теперь начинается этап отождествления. Повторите медленно и вдумчиво:

4. После отделения своего Я от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что Я — центр абсо­лютного самосознания, Я — центр воли, способный на­блюдать и подчинять себе все психологические процес­сы и свое тело, а также управлять ими.

Сосредоточивайте внимание на ведущем положении:

«Я — центр абсолютного самосознания и воли». Попы­тайтесь по возможности глубже проникнуться этой мыслью и закрепить ее в своем сознании.

Поскольку цель настоящего упражнения заключает­ся в достижении особого состояния сознания, то при овладении ею можно значительно изменить технику его выполнения. Так, после определенной тренировки (не­которым людям удается сделать это с самого начала) можно модифицировать упражнение путем быстрого и динамичного прохождения этапов разотождествления, что подразумевает концентрацию только на ведущих положениях:

У меня есть тело, но я не есть мое тело. Я испыты­ваю эмоции, но я не есть эти эмоции. У меня есть ра­зум, но я не есть мой разум.

В подобном случае целесообразно несколько расши­рить и углубить этап самоотождествления, который бу­дет выглядеть следующим образом:

5. Тогда что есть я? Что остается после того, как я отделил себя от тела? Мои ощущения, чувства, жела­ния, поступки? Остается моя сущность — центр само­сознания. Это постоянный фактор в постоянно меняю­щемся потоке моей личной жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равнове­сия. Я подтверждаю свою идентичность этому центру и осознаю его постоянство и энергию. (Пауза.) Я при­знаю и подтверждаю то, что являюсь центром абсолют­ного самосознания и творческой динамической энергии. Я понимаю, что, находясь в центре подлинной тождест­венности, я могу наблюдать за всеми психологическими процессами и своим физическим телом, а также управ­лять ими и гармонизировать их. Я хочу, чтобы осозна­ние этого факта никогда не покидало меня в суете по­вседневной жизни, помогало мне и придавало ей опре­деленный смысл и направление.

После того как вы научились концентрировать вни­мание на состоянии сознания, можно несколько сокра­тить этап отождествления. Главная задача — достиже­ние определенного навыка, позволяющего быстро и ди­намично пройти все стадии разотождествления, а затем оставаться в состоянии сосредоточения на своем Я в те­чение какого-то периода времени, зависящего от ваше­го желания. Это даст возможность в любой момент от­делить подлинное Я от переполняющих эмоций, навяз­чивой мысли, неустраивающей роли и т. д. и оценить ситуацию, ее значение и истоки, а также наиболее эф­фективные пути выхода из нее с позиции стороннего наблюдателя.

Наилучшие результаты приносят ежедневные заня­тия, которые желательно проводить в самом начале дня, то есть непосредственно после сна. Таким обра­зом, выполнение упражнения можно рассматривать как символическое второе пробуждение. Важно также по­вторять его в редуцированной форме несколько раз в день, возвращаясь в состояние разотождествленного Я.

Упражнение может быть видоизменено и приспо­соблено к нуждам и целям индивидуума путем добавле­ния этапов разотождествления или включения каких-то других аспектов, кроме перечисленных фундаменталь­ных (физического, эмоционального и ментального).

Оно может начинаться с разотождествления, целью ко­торого является отделение себя от чувств и желаний, порождаемых стремлением к накоплению материаль­ных ценностей, или от ролей, которые мы играем в по­вседневной жизни.

Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами.

Я испытываю какие-то желания, но я не есть мои желания. Они возникают как следствие внутренних по­буждений эмоционального или физического характера или под воздействием других причин. Желания часто меняются, вступают в противоречие друг с другом, ме­няют свою полярность, сдвигаясь от любви в сторону неприятия или ненависти, и наоборот. Таким образом, мои желания — это не я. Я испытываю какие-то жела­ния, но я не есть эти желания. (Лучше всего использо­вать данную модификацию упражнения между эмоцио­нальным и ментальным этапами, описанными выше.)

Я занимаюсь различными видами деятельности и играю в жизни самые разнообразные роли. Я должен играть их и стараюсь делать это наилучшим образом, будь это роль сына или отца, жены или матери, учителя или студента, художника или администратора. Но я есть нечто большее, чем просто сын, отец, художник. Это только отдельные роли, которые я играю добровольно и за исполнением которых я могу наблюдать со стороны. Таким образом, я — это не мои роли. Я тождествен са­мому себе, я не только актер, но и режиссер спектакля. Данное упражнение можно успешно и эффективно использовать при работе с группой. Проводящий заня­тия зачитывает все положения, а его участники слушают его с закрытыми глазами, стараясь как можно глуб­же осознать значимость слов.

Примечание. Широко используются два варианта фразы: «У меня есть...» Они звучат следующим образом:

1. У меня есть... но я не есть...

2. У меня есть... но я есть нечто большее, чем...

Упражнение 4. Самоотождествление

Данная методика была разработана с целью опреде­ления положения внутреннего Я относительно высшего Божественного Я. В ее основе лежат определенные кон­цепции, которые могут помочь в осуществлении кон­такта между этими Я. Однако они также могут и пре­пятствовать ему, здесь нет гарантий. Задача упражне­ния — сориентировать ваше сознание в нужном направлении.

Положительный результат достигается при постоян­ной и длительной тренировке. Она способствует неук­лонному усилению связи с Я и росту осознания беспредельности бытия.

1. В качестве подготовительного этапа выполните упражнение «Разотождествление», которое следует вы­полнять в течение ряда дней, выбрав любую, наиболее подходящую его форму.

2. Научившись достигать состояния стороннего на­блюдателя, следящего за потоком ощущений в физическом теле, а также за эмоциями и мыслями, сфокуси­руйте все свое внимание на процессе наблюдения, то есть постарайтесь «пронаблюдать» его и понять его суть.

3. Представьте себе какой-то период времени, на­пример, один час. Постепенно увеличивайте его до од­ного дня, недели, месяца, десяти, сотни и тысячи лег и т. д. Теперь, когда вы удерживаете в сознании огром­ный промежуток времени, постарайтесь раздвинуть его до вечности. Зафиксируйтесь на возникшем ощущении, запомните его.

4. Затем представьте себе сферическое пространст­во диаметром около 30 см. Постепенно увеличивайте диаметр до метра, пятисот метров, километра, не­скольких десятков тысяч километров и т.д. Выбор пространства и его дальнейшее увеличение также абсо­лютно произвольны. Пусть все идет так, как складыва­ется само. Теперь, когда вы удерживаете в сознании огромное пространство, раздвиньте его до бесконечно­сти. Зафиксируйтесь на возникшем ощущении.

5. Теперь попытайтесь удержать в вашем сознании одновременно два ощущения: вечности и бесконечно­сти, сконцентрируйте внимание на чувстве, которое возникает, и запомните его.

Сосредоточьтесь на дыхании, затем мыслях, фи­зическом теле. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что полностью осознаете себя и свое привычное окружение. Затем попытайтесь быстро и на короткое время вызвать ощущение того, что вечность и беско­нечность тоже «здесь, рядом», и понаблюдайте, что происходит при этом. Отдохните, прислушиваясь к ритму дыхания, откройте глаза и подключитесь к окружаю­щему через органы чувств. Определенную пользу может принести запись впе­чатлений, образов инсайтов и ощущений, возникающих в процессе тренировки.

Упражнение 5. Внутренний диалог

Внутри каждого из нас заключен источник знания и мудрости, благодаря которому известно, кто мы такие, |де пребывали и куда идем. Он как бы настроен на стоящие перед нами цели и способен точно предугадать еe шаги, которые следует предпринять для воплощения. Вступая в контакт с этим источником, мы можем глуб­же осознать трудности на пути его развития. С его по­мощью мы получаем возможность направить весь наш разум и волю на разрешение стоящих перед нами про­блем. Правильное использование этого источника спо­собствует достижению целостности в повседневной лизни и объединению личностных и трансперсональных параметров, присущих нашей жизни внутри одной реальности.

Источник внутреннего руководства ассоциируется с целым рядом образов. Наиболее распространенные из них — это солнце, алмаз, звезда или луч света, ангел, прел, голубь, феникс, Христос или Будда. В разных обстоятельствах рождаются различные образы. Однако наиболее часто этот источник ассоциируется с образом мудрого и полного любви пожилого человека (мужчины или женщины). Это два самостоятельных архетипа, имеющих как сходство, так и вполне определенные раз личия. Следует осуществлять контакт с каждым из них. Это поможет лучше узнать их и составить четкое пред­ставление о том, к кому из них лучше обратиться в том или ином случае. Обычно старец подбадривает, стиму­лирует и вдохновляет, тогда как женщина, напротив, успокаивает, воспитывает и хвалит нас.

Данное упражнение способствует установлению связи с внутренним источником мудрости. Самый про­стой способ заключается в следующем: закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз, представьте себе лицо мудрого старца (пожилой женщины), чей взгляд полон любви. Если вы испытываете трудности в воссоздании этого образа, то сначала представьте себе пламя свечи, горящее ровно и спокойно, а затем в центре его поста­райтесь увидеть лицо.

Вступите в разговор со старцем (женщиной), ис­пользуйте его присутствие, избрав для этого наиболее подходящий способ, чтобы с его помощью разобраться в происходящем, получить ответ на интересующие вас вопросы. Этот диалог может проходить как на вербаль­ном, так и невербальном (визуальном) уровне. Затрать­те на него необходимое количество времени. Когда вы закончите разговор, опишите все, что происходило, в своем дневнике, по возможности давая оценку всем инсайтам.

После определенного периода тренировки необхо­димость создания образа может отпасть совсем, по­скольку появляется возможность осуществлять контакт в другой форме. Это может быть внутренний голос (здесь уместно вспомнить Сократа). Информация мо­жет также приходить в виде прямого знания того, как следует вести себя в той или иной ситуации. С течени­ем времени контакт с внутренним гидом может стать настолько прочным, что его любовь и мудрость будут играть все большую роль в вашей жизни.

Работа с данным упражнением требует подключе­ния двух процессов, протекающих на ментальном уров­не: установления различия и интерпретации происходя­щего. Мы должны уметь видеть разницу между теми об­разами, которые подлинны и несут информацию, и химерами. Например, иногда может появляться образ критически настроенного и авторитарного человека, который не испытывает к вам искренней любви. Это может быть одна из ваших субличностей или образ зна­комого человека. Таким образом, вам следует устано­вить разницу, узнать, кто предстал перед вами, и со­рвать с него маску. Кроме того, вы иногда можете ус­лышать то, что хотели бы слушать, а не подлинное сообщение.

Во-вторых, полученная информация не всегда имеет четкий и ясный смысл и часто нуждается в правильной интерпретации.

Наконец, следует помнить; что при всей важности подобного контакта не следует злоупотреблять им. Сна­чала необходимо как можно глубже понять проблему, стоящую перед вами, и, лишь если вы действительно не можете найти пути ее разрешения, обратиться за помо­щью к гиду.

Только с учетом всего вышесказанного метод внут­реннего диалога может стать эффективным и мощным средством продвижения на пути развития личности и духовности с помощью психосинтеза.

Техника 3. Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез)

Упражнение 1. Пробуждение и развитие желаемых качеств

Цель данного упражнения — создание внешних и внутренних условий, которые бы способствовали разви­тию того или иного качества по желанию занимающе­гося. Оно предназначается для ежедневных занятий. Здесь мы будем говорить о воспитании спокойствия. Однако упражнение можно легко видоизменить и на­править на формирование таких качеств, как мужество, терпеливость, оптимизм и т. д. Очень важно, чтобы вы­бор качества и решение о необходимости его формиро­вания обусловливались не категорией долженствова­ния, а свободным волеизъявлением индивидуума, стре­мящегося сделать еще один шаг на пути своего развития.

1. Расслабьтесь и глубоко вдохните и выдохните не­сколько раз. Сосредоточьтесь на понятии «спокойст­вие», постарайтесь постичь его смысл и ответить на следующие вопросы: каковы характер, значение и суть этого качества. Записывайте все инсайты, идеи или об­разы, появляющиеся в процессе занятий, в ваш психо­логический дневник.

2. Углубите степень сосредоточения и проследите, какие еще идеи и образы, связанные с понятием «спокойствие», порождает ваше подсознание. Опишите на­блюдения в дневнике.

3. Осознайте значение этого качества, его цель, воз­можности применения и ту важность, которую оно приобретает в нашем бурлящем современном мире. Превозносите это качество в мыслях, возжелайте его.

4. Попытайтесь достичь спокойствия на физическом уровне. Расслабьте все мышцы, дышите медленно и ритмично. Придайте вашему лицу выражение спокойст­вия. Здесь может помочь визуализация себя, пребываю­щего в данном состоянии.

5. Пробудите в себе это чувство. Представьте себе, что вы находитесь на пустынном берегу, в храме, на по­росшей зеленью поляне или в любом другом месте, где вы в прошлом пережили ощущение спокойствия. По­вторите несколько раз слово «спокойствие». Позвольте этому ощущению проникнуть в каждую клетку организ­ма, постарайтесь идентифицировать себя с ним.

6. Воспроизведите мысленно те ситуации из вашей жизни, которые раздражали вас или лишали покоя. Возможно, это было пребывание в обществе враждебно настроенного человека, необходимость решить трудную проблему, обязанность быстро выполнить сразу не­сколько дел, столкновение с опасностью. Представьте себе, а главное, попытайтесь почувствовать, что на этот раз вы абсолютно спокойны. (К. выполнению данного этапа следует приступать после овладения предыдущи­ми ступенями упражнения.)

7. Примите твердое решение сохранять спокойствие в течение дня, быть его воплощением и источником.

8. Напишите слово «спокойствие» на табличке, ис­пользуя шрифт и цвета, которые, по вашему мнению, наиболее отражают его смысл. Поставьте табличку на такое место, где вы сможете видеть ее каждый день и по возможности в тот момент, когда вам больше всего нужно быть спокойным. При каждом взгляде на нее по­пытайтесь вспомнить ощущение спокойствия и воспро­извести его.

Это упражнение по развитию желаемых качеств мо­жет стать основой достаточно обширной программы. Вы можете прибегнуть к помощи поэзии, музыки, дра­матического искусства, фотографии, танца, живописи, личных воспоминаний, то есть всего, что ассоциируется у вас со спокойствием. В подобном окружении вам бу­дет легче пробудить и сформировать глубокое чувство спокойствия или любое другое качество. Вы можете ис­пользовать все,







Date: 2015-10-21; view: 453; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.096 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию