Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические Советы по подготовке к сдаче экзамена
Экзамен – проверочное испытание по какому-либо учебному предмету. (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1991. – С. 903). Это своеобразный «венец», конечная форма изучения какого-либо предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель экзамена – завершить курс обучения по конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и оценить степень полученных знаний. Тем самым, экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов. Основные функции экзамена: обучающая, оценивающая и воспитательная. Обучающее значение экзаменов состоит в том, что студент во время сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники информации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экзамена «старые» знания обобщаются и переводятся, тем самым, на качественно новый уровень – на уровень системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет студенту понять логику предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т. п.) и нормативной базы (законов и т. п.). Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям студентов (что выражается в конкретной оценке), так и в определенной степени – всей работе по данному предмету. Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке и преподавателям. В процессе подготовки к экзамену, прежде всего, необходимо запоминать определение понятий, ибо именно в них фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других. Кроме того, студент в процессе заучивания определений конкретных понятий «наращивает» свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической практикой. Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и юридическую действительность, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли. Следует иметь в виду, что некоторая учебная информация поддается, так называемому, «условно-гарантированному» запоминанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных учебно-методических средств и приемов. Речь, например, идет о той информации, которая содержится в программе курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдельных, наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.). Учитывая, что программа курса должна обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необходимо научиться максимально полно использовать сведения, содержащиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный минимум. Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод», когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы «свалить» экзамен. Однако они не могут сформировать в своем сознании прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочны и надежны. Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания. При подготовке к экзамену следует особое внимание уделить конспектам «живых» лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и т.п. печатной продукции. Дело в том, что «живые» лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, иллюстрированы и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую «свежую» научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студенту вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации. При подготовке к экзамену важно, наряду с «живыми» лекциями, учебниками и т.п., максимально использовать и программу курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых формируются вопросы для экзамена. Поэтому студент, заранее просмотрев программу курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему поможет программа и в какой последовательности (чтобы структурировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы. На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли, высказанной студентом при ответе на вопрос билета. Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене: 1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.); 2) полнота и одновременно лаконичность ответа; 3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников; 4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям; 5) логика и аргументированность изложения; 6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий; 7) культура речи. Оценка знаний студентов осуществляется на основе критериев, указанных в разделе 6.1 настоящего учебно-методического комплекса. Если экзамен проводится в форме тестирования, оценка выставляется по следующей методике: – если студент абсолютно верно ответил более, чем на 90% от числа поставленных вопросов, ему выставляется оценка «отлично»; – если студент абсолютно верно ответил более, чем на 80% от числа поставленных вопросов, но этот уровень не превышает 90%, ему выставляется оценка «хорошо»; – если количество абсолютно верных ответов попадает в пределы 70–80% от числа всех поставленных вопросов, студенту выставляется оценка «удовлетворительно»; – если количество абсолютно верных ответов не превысило 70% от числа всех поставленных вопросов, то по результатам тестирования студенту выставляется оценка «неудовлетворительно», которая пересдается по направлению учебной части. При получении двух неудовлетворительных оценок за экзамен, он (экзамен) пересдается комиссии. Ориентиром для подготовки к устному экзамену может служить следующий примерный перечень контрольных вопросов: 1. Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими неюридическими и юридическими гуманитарными науками. 2. Функции теории государства и права как науки: понятие, виды, их характеристика. 3. Методология теории государства и права: понятие, классификация, характеристика основных методов. 4. Понятие и признаки государства. 5. Характеристика основных теорий происхождения государства и права. 6. Власть и социальные нормы в первобытном обществе. Отличие государства от социальной организации родовой общины. 7. Сущность государства: классовый и общесоциальный подходы. 8. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы 9. Понятие, признаки и виды функций государства. 10. Характеристика внутренних функций современного государства. 11. Характеристика внешних функций современного государства. 12. Формы и методы реализации функций современного государства. 13. Форма правления: понятие, виды и их характеристика. 14. Форма государственного устройства: понятие, виды и их характеристика. 15. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды и их характеристика. 16. Механизм государства: понятие, признаки, элементы. 17. Принципы организации и деятельности механизма государства. 18. Государственный орган: понятие, признаки, классификация. 19. Краткая характеристика законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов власти. 20. Понятие и элементы политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества. 21. Основные концепции правопонимания (позитивистская, нормативистская, естественноправовая, социологическая и др.). 22. Понятие и признаки права с точки зрения нормативного подхода. 23. Сущность и назначение права. Классовые и общесоциальные начала в сущности права. Ценность права. 24. Взаимосвязь государства и права. 25. Право и экономика: взаимосвязь и взаимовлияние. 26. Принципы права: понятие, классификация, значение. 27. Функции права и их характеристика. 28. Система нормативного регулирования общественных отношений. Место права в системе нормативного регулирования. 29. Взаимодействие норм права и морали. 30. Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие. 31. Понятие и виды форм (источников) права. 32. Договор нормативного содержания: понятие и виды. 33. Правовой прецедент как источник права. 34. Нормативно-правовые акты как основная форма (источник) права. Классификация нормативно-правовых актов по их юридической силе. 35. Правотворчество: понятие, принципы и основные виды. 36. Стадии законотворческого процесса. 37. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона. 38. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по 39. Законодательная техника как разновидность юридической техники. Классификация правил и средств законодательной техники. 40. Юридическая терминология и юридические конструкции. Требования, предъявляемые к юридическим терминам. 41. Особые средства юридической техники: правовые презумпции, фикции, символы, аксиомы. 42. Понятие и признаки нормы права. 43. Нормы – правила поведения: понятие и виды. 44. Отправные (исходные) нормы права: понятие и виды. 45. Структура юридической нормы и характеристика ее элементов. 46. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта. 47. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отрасли. 48. Отрасль права: понятие и виды. Краткая характеристика базовых отраслей российского права. 49. Понятие и виды институтов права. 50. Соотношение национального (российского) и международного права. Имплементация международно-правовых норм. 51. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды, значение. 52. Инкорпорация нормативных правовых актов: понятие, виды и их характеристика. 53. Кодификация: понятие, виды и их характеристика. 54. Правовые отношения: понятие, признаки и юридические предпосылки возникновения. 55. Виды правоотношений и их характеристика. 56. Субъекты права: понятие и классификация. 57. Правосубъектность индивида. Правовой статус личности. 58. Коллективные субъекты правоотношений, их компетенция. Государство в целом как субъект права. 59. Субъективное право: понятие, признаки, структура. 60. Юридическая обязанность: понятие, признаки, структура. 61. Объекты правоотношений: понятие, монистический и плюралистический подходы к классификации. 62. Юридические факты: понятие, виды и их характеристика. 63. Понятие и основные формы реализации норм права. 64. Применение норм права как форма их реализации: понятие, признаки, необходимость и место в системе иных форм реализации норм права. 65. Стадии процесса применения норм права. Требования к правоприменительной деятельности. 66. Пробелы в праве: понятие и виды. Институт аналогии в праве. 67. Акты применения норм права: понятие, признаки и виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов. 68. Понятие, необходимость и значение толкования норм права. 69. Способы (приемы) толкования норм права: понятие, виды и их характеристика. 70. Виды толкования норм права по субъекту. 71. Виды толкования норм права по объему. 72. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация. 73. Правосознание: понятие, признаки, виды и функции. 74. Структура правосознания: гносеологический и социологический подходы. 75. Правовая культура общества: понятие и основные показатели. 76. Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы. Система правового воспитания. 77. Деформация правосознания: понятие, виды и их характеристика, социальная опасность. 78. Правомерное поведение: понятие и виды. Правовая активность граждан. 79. Понятие, признаки и виды правонарушений. 80. Состав правонарушения: понятие и характеристика его элементов. 81. Причины совершения правонарушений в российском обществе. 82. Государственное принуждение: понятие и виды. 83. Понятие и функции юридической ответственности в российском обществе. 84. Виды юридической ответственности. 85. Цели и принципы юридической ответственности. 86. Освобождение от юридической ответственности и ее исключение по российскому законодательству. 87. Законность: понятие и принципы. 88. Законность: понятие и принципы. Соотношение законности и целесообразности. 89. Гарантии законности в Российском государстве: понятие и виды. 90. Правопорядок: понятие, принципы, структура. Соотношение правопорядка и законности. 91. Типология основных правовых систем современности. Особенности российской правовой системы. 92. Правовое государство: понятие, признаки. Перспективы развития правового государства в России. 93. Понятие и элементы гражданского общества и перспективы его развития в России.
Date: 2015-10-21; view: 683; Нарушение авторских прав |