Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука после XVIII в.: классическая, неклассическая, постнеклассическая





Классическая наука (XIX – XX вв.) – антитеологизм, однозначный детерминизм, объективный метод исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории. Дисциплинарная организация науки, превращение в социальный институт (научные учреждения, исследовательские лаборатории, институты, академии, политехнические и естественнонаучные вузы, испытательные стенды, научные сообщества, научные журналы, связь с производством, технические науки, прикладные исследования).

Неклассическая наука ХХ века, пик – 70-е годы – теория относительности, квантовая механика, конструктивная логика и математика, психоанализм Фрейда и др. Релятивизм пространства, времени, массы в теории относительности, индетерминизм в квантовой механике, статистические системы, системность, структурность, организованность, эволюционность систем изучения. Методология: отсутствие универсального научного метода, плюрализм методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Полифундаментализм, интегративизм, синергизм, когерентность больших и малых систем, нелинейная детерминация и нелинейное мышление, утрата наглядности, интертеоретичность. Социология науки: ячеечность научного сообщества, многообразие форм научной кооперации, экономическое, правовое, государтвенное регулировние науки, многообразие форм научного сообщества (этоса).

Постнеклассическая наука конца XX – нач. XXI вв. – лидеры: биология, экология, синергетика, глобалистика, антропология. Предмет исследования – сверхсложные системы, включающие в себя человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития. Новая установка: знание, не только отражение, но знание-инструмент для утверждения человека в мире. Цель познание – не знание бытия, а творение нового бытия, согласно человеческим запросам. Сдвиг с субстанциальной завершенности мира на креативность мира, с онтологиина телеологию. Новое: синкретизм – увязывание фундаментальной науки с прикладной для социальной работоспособности знания, мегасистем – с микросистемами, космологии – с квантовой механикой. Телеономия: раскрытие антропоморфной определенности космоса, целеобразно-смыслового начала в мире. Новая рациональность в виде понимания бытия как сгустка ценностно-целевых воплощений и как подсказка для выживания человечества. Принципы: системность, структурность, органицизм, нелинейный (многовариантный) эволюционизм, телеологизм, антропологизм. Гносеология: проблемная предметность, коллективность познавательной деятельности, экологическая и гуманистическая ценность научной информации. Ее полезность и товарная форма. Методология: плюрализм методологии, конструктивизм, эффективность, целесообразность научных решений.

в процессе развития выделились 4 класса наук: (1) логико-математические, (2) естественно-научные, (3) инженерно-технические и технологические, (4) социально-гуманитарные.

Общим у этих видов является то, что все они – рациональные формы сознания, цель одна – построение мысленного, идеального предмета, мысленной модели предмета на основе внешнего опыта.

Различают 4 типа рациональности:

логико-математическая: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость, проверяемость;

естественно-научная рациональность – эмпирическая (опытная) предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность, опытная подтверждаемость и фальсифицируемость;

инженерно-технологическая рациональность – вещная предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность;

Социально-гуманитарная рациональность – социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность.

 

Литература

Бессонов Б. Н. История и философия науки [Текст]: учебное пособие для магистров [Гриф УМО] / Б. Н. Бессонов; Моск. гор. психолог.-пед. ун-т. - Москва: Юрайт, 2014. - 394 с.

История и философия науки [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / [А. С. Мамзин и др.]; под общ. ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014. - 360 с.

Лебедев С. А. Философия науки: учебное пособие для магистров [Гриф Российской академии образования] / С. А. Лебедев; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва: Юрайт, 2014. - 296 с.

 

Date: 2015-10-21; view: 442; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию