Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Понятие трудового права и предмет трудового права





 

Трудовое право – отрасль права, регулирующая трудовые отношения работников и работодателей.

 

Определение предмета трудового права связано с общетеоретической проблемой установления критериев образования системы национального права. Ее суть, как известно, состоит в том, что составляющие право юридические нормы, несмотря на их качественное своеобразие, взаимосвязаны и образуют целостную систему. Причем характеру указанной связи присущи признаки единства и внутренней согласованности.

 

Общая теория права выделяет ряд системообразующих факторов, детерминирующих согласованность и внутреннее единство юридических норм, которые позволяют классифицировать их в определенные группы, элементы, составные части системы. Эти элементы определены как отрасли (подотрасли) и институты права.

 

В юридической науке нет единства взглядов по поводу принципов построения системы права, т.е. оснований дифференциации юридических норм на отрасли и институты. Однако в настоящее время доминирует позиция, в соответствии с которой основными критериями такой дифференциации признаются предмет и метод правового регулирования.

 

Под предметом правового регулирования понимаются качественно однородные группы общественных отношений, являющиеся объектом регулирования юридических норм. Следовательно, для определения предмета той или иной отрасли права необходимо установить, какой круг общественных отношений подвергается правовому регулированию.

 

Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования. Объективно складывающиеся многообразные общественные отношения обладают общими признаками, поскольку представляют собой социальные связи по удовлетворению различных интересов и потребностей людей и их коллективов, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вместе с тем им присущи и отличия, обусловленные содержанием и характером этих социальных связей. Относительно обособленные группы общественных отношений, обладающие устойчивыми отличиями и однородными свойствами, и образуют предмет правового регулирования определенной отрасли права.

 

Для обособления соответствующей группы юридических норм в качестве отрасли права необходим и другой важный системообразующий фактор - метод правового регулирования. Метод правового регулирования рассматривается как обусловленный характером соответствующей группы общественных отношений (предмет правового регулирования) способ воздействия права на участников этих общественных отношений. При этом каждая крупная группа юридических норм для признания ее отраслью права должна проявляться наличием собственного метода правового регулирования.

 

Отсюда отрасль права можно определить как совокупность объективно обособленных взаимосвязанных юридических норм, регулирующих специфическим методом обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, качественно однородными свойствами.

 

Следовательно, для точного определения круга юридических норм, составляющих соответствующую отрасль права, необходимо проанализировать содержание общественных отношений, регулируемых этими нормами, установить их взаимосвязь и признаки однородности, а также выявить специфику метода правового регулирования.

 

Названные научные подходы относятся и к определению предмета отрасли трудового права.

 

Определение предмета трудового права представляет известную сложность, поскольку с трудом связаны многочисленные общественные отношения, любая сфера человеческой деятельности. Между тем к предмету трудового права относится лишь часть этих отношений, а именно те, которые складываются по поводу применения труда. Их предметом является сам процесс труда, его организация и условия.

 

В сферу трудового права не попадают отношения, сам процесс трудовой деятельности в которых выступает как средство осуществления определенных договорных обязательств имущественного или иного характера - договорные отношения подряда, поручения и др. Эти отношения относятся к предмету гражданского права и существенно отличаются правовой формой регулирования. В них не регламентируется порядок организации и осуществления трудовой деятельности по выполнению договора, поскольку здесь важен конечный результат труда. Они осуществляются не на постоянной основе и оканчиваются сроком выполнения договорных обязательств, достижения целей соглашения. Причем работник в процессе выполнения работ сам организует свой труд, обеспечивает его безопасность и т.д.1

 

1.1 Объектом же трудовых отношений выступает сам труд, различные аспекты его применения, способность осуществлять определенный вид трудовой деятельности.

 

В процессе трудовой деятельности возникают многоаспектные отношения по поводу использования труда между его носителями (трудящимися) и собственниками средств производства (нанимателями). Предмет трудового права, как видно, образует группа общественных отношений по применению и организации наемного труда. В этих отношениях правовому регулированию подвергается сам процесс труда, различные формы его организации и условия осуществления.

 

Трудовые отношения обладают рядом характерных, специфических признаков, особенностей, позволяющих отличать их от других видов отношений, возникающих в связи с осуществлением различной трудовой деятельности.

 

Специфика проявляется,

 

· во-первых, в том, что выполнение работником своих обязанностей, как правило, обусловливается включением его в состав коллектива работников организации. Обычно это осуществляется на основе распорядительных актов нанимателя путем зачисления работника в штат организации (ст. 25 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее также - ТК);

 

1Трудовое право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. 2-е издание., перераб. и доп.-Мн.:Амалфея, 2002.-672с.

 

· во-вторых, зачисленный в штат работник должен осуществлять трудовую функцию сам лично, своим собственным трудом, поскольку возникающие отношения связаны с применением именно его способности к определенному виду трудовой деятельности. Важной особенностью трудовых отношений;

 

· в-третьих, является то, что наемный работник включается в существующую у нанимателя систему организации труда и обязан подчиняться установленным правилам внутреннего трудового распорядка, выполнять распоряжения нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным актам (ст. 53 ТК).

 

К признакам трудовых отношений следует отнести возмездный характер осуществляемой работы, реализуемый путем выплаты нанимателем работнику установленного размера заработной платы (ст. 55 ТК), а также длящуюся во времени трудовую функцию, не завершающуюся выполнением определенной производственной операции или изготовлением конечной продукции. При этом трудовая функция предполагает выполнение работы по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям (ст. 19 ТК) и др. Эти отношения предполагают также обязательное социальное страхование нанимателем работника от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 224 ТК).

 

Таким образом, трудовые отношения представляют собой волевые общественные отношения, связанные с реализацией индивидами своих способностей к труду. Они складываются между собственниками средств производства (нанимателями), с одной стороны, и трудящимися (наемными работниками) - с другой.

 

1.2 Содержанием трудовых отношений является организация труда по осуществлению в интересах нанимателя наемными работниками за заработную плату определенной трудовой функции с условием включения их в списочный состав нанимателя и подчинения установленному там внутреннему трудовому распорядку.

 

Этим и отличаются трудовые отношения от других общественных отношений, связанных с различными видами трудовой деятельности людей, в этом и проявляется их специфика, качественное своеобразие.

 

Таким образом, к сфере регламентации трудового права относятся те общественно-трудовые отношения, которые складываются преимущественно на основе трудового договора между нанимателями, действующими на базе различных форм собственности, и наемными работниками. Кроме того, в соответствии с законодательством под действие норм трудового права подпадают не только те отношения, которые возникают по поводу найма и использования рабочей силы на государственных и частных предприятиях и в организациях, но также трудовые отношения, складывающиеся на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм.

 

Указанная форма трудовой деятельности имеет существенные отличительные особенности и в организации, и в оплате труда. Так как трудовые отношения возникают не между нанимателем и наемным работником, а между коллективом собственников, осуществляющих определенный вид деятельности, и каждым отдельным собственником, обладающим своей долей в совместной собственности и участвующим своим трудом в совместной деятельности.

 

Все эти организации функционируют на основе принципов самоуправления и демократии. Каждый член коллектива в соответствии с уставными документами принимает участие в решении всех вопросов их деятельности, как правило, через создаваемые органы самоуправления, и прежде всего через общие собрания (конференции) членов организации, в том числе и по организации труда, распределению доходов и т.п. Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения только в том случае, если в актах этих организаций не установлены нормы, регулирующие те же отношения по-иному, т.е. в случае отсутствия локальных норм соответствующих организаций. Вместе с тем в соответствии с законодательством в учредительских документах и актах локального регулирования этих организаций не могут устанавливаться нормы, ухудшающие положение их членов (участников) по сравнению с законодательством о труде

 

(ст. 4 ТК).

 

 

В соответствии с законодательством (ст. 6 ТК) не подпадают под действие трудового права отношения по поводу осуществления:

 

· обязанностей членов наблюдательных и иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений;

 

· обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством.

 

Индивидуальные трудовые отношения, основанные на договоре, являются основой предмета трудового права. Вместе с тем сфера действия трудового права не ограничивается регулированием договорных отношений по применению труда наемных работников. Трудовые отношения являются ядром более широкого комплекса социальных отношений, которые связаны с собственно трудовыми отношениями, не могут быть от них оторваны и также входят в предмет трудового права, поскольку обеспечивают реализацию трудового договора, стабильность трудовых отношений, создают благоприятные условия для осуществления его сторонами прав и обязанностей. Законодательство и наука трудового права выделяют ряд групп общественных отношений, связанных с трудовыми и входящих в сферу действия трудового права. Отношения по профессиональной подготовке работников на производстве

 

Подготовка новых рабочих кадров непосредственно на производстве проводится по курсовой и индивидуальной формам обучения. Таким путем осуществляется подготовка лиц, ранее не имевших профессий. Возникающие в этих случаях отношения по обучению по своему содержанию отличаются от трудовых. Их непосредственная цель -подготовка ученика по определенной профессии. Они предшествуют трудовым отношениям, тесно с ними связаны, поскольку после завершения обучения и присвоения ученику определенной квалификации наниматель предоставляет ему работу в соответствии с полученной квалификацией.

 

Повышение квалификации работников - это обучение, направленное на совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям в соответствии с требованиями производства в новых условиях.

 

Повышение квалификации осуществляется в различных формах.

 

В соответствии с законодательством наниматели обязаны поощрять работников, повышающих свою квалификацию, обеспечивать надлежащую организацию и условия для обучения кадров.

 

Как видно, отношения по повышению квалификации возникают с лицами, уже работающими у нанимателя, поэтому они хотя и отличаются от трудовых, но сопутствуют им и тесно с ними связаны.

 

Отношения, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей

 

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. Это конституционное положение закреплено и в Трудовом кодексе Республики Беларусь (ст. 11). В свою очередь и наниматели имеют право создавать и вступать в объединения нанимателей (п. 3 ст. 12 ТК).

 

Основной целью профсоюзов как добровольной организации, объединяющей граждан, имеющих общность интересов в сфере трудовой деятельности, является защита трудовых и социально-экономических прав своих членов. Профсоюзы имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде (ст. 463 ТК). В случае возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов) профсоюзы от имени своих членов осуществляют переговоры и в рамках, определенных законодательством, принимают все меры по защите законных интересов трудящихся и разрешению возникшего конфликта. 2

 

Порядок разрешения коллективных споров регулируется ст. 377-399 ТК.

 

Важной сферой отношений, обеспечивающих трудовые интересы работников и интересы нанимателей, являются отношения по заключению и осуществлению коллективных договоров и соглашений (ст. 356-376 ТК).

 

2Трудовое право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. 2-е издание., перераб. и доп.-Мн.:Амалфея, 2002.-672с.

 

Переговоры с нанимателями по заключению коллективных договоров и соглашений трудящиеся осуществляют через соответствующие профсоюзы (их объединения), хотя интересы работников могут представлять и иные их представительные органы (ст. 354 ТК). Интересы нанимателей представляют их соответствующие объединения (ст. 355 ТК).

 

Деятельность профсоюзов и объединений нанимателей может касаться обеспечения взаимных социально-трудовых интересов работников и нанимателей в связи с разработкой и осуществлением программ занятости, участием работников в управлении организацией и др.

 

Все они сопутствуют трудовым отношениям и обеспечивают их реализацию.

 

Отношения, связанные с ведением коллективных переговоров.

 

Отношения обусловлены необходимостью разрешения в духе социального партнерства (ст. 352-355 ТК) различных вопросов и возможных разногласий, возникающих в процессе заключения, изменения или дополнения соглашений и коллективных договоров. В качестве инициаторов и участников этих переговоров выступают представительные органы работников и нанимателей. Предметом переговоров с целью заключения соглашений и коллективных договоров является широкий круг вопросов, относящихся к развитию сотрудничества, основанного на принципах социального партнерства, определению критериев жизненного уровня работников и членов их семей, касающихся занятости, заработной платы, организации труда, размеров тарифных ставок (окладов), трудового распорядка и т.п.

 

В Трудовом кодексе подробно регламентируется порядок организации и ведения коллективных переговоров в связи с заключением соглашений и коллективных договоров, определяются все аспекты этих важных актов (см. соответствующую главу).

 

Общественные отношения, о которых идет речь, выходят за рамки отношений, основанных на трудовом договоре. Однако несомненно, что они предопределяют полнокровное и стабильное осуществление трудового договора, поскольку именно в коллективных договорах и соглашениях отражается баланс интересов работников и нанимателей в социально-трудовой сфере.

 

Отношения, связанные с различными аспектами взаимодействия между работниками (их представителями) и нанимателями

 

Здесь имеются в виду те сферы взаимоотношений, которые находятся за пределами содержания собственно трудовых отношений. Это в первую очередь отношения, вытекающие из основных прав работников и нанимателей - на участие в управлении организацией, на участие в собраниях, на объединение в профсоюзы и др. В частности, работникам предоставляется право на участие в управлении организацией независимо от формы собственности, на основании которой она действует. Это участие осуществляется на основе социального партнерства с нанимателями через общие собрания коллективов работников, через профсоюзы и другие органы, создаваемые в соответствии с законодательством, уставом организации, коллективным договором и др. Наниматели обязаны обеспечивать участие работников в управлении организацией, своевременно рассматривать критические замечания работников и сообщать им о принятых мерах.

 

Работники (их представители) взаимодействуют с нанимателями и в связи с ведением коллективных переговоров по поводу заключения коллективных договоров, в процессе разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и др.

 

Эти отношения связаны прежде всего с решением вопросов организации и управления коллективным трудом. Они существенно влияют на стабильность трудовых отношений, на улучшение условий труда, повышение заинтересованности работников в качественном выполнении трудовых обязанностей, что и предопределяет их включение в сферу трудового права.

 

Отношения, связанные с обеспечением занятости

 

В соответствии со ст. 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд. Государство создает условия для полной занятости населения.

 

В демократическом обществе принудительный труд запрещается, поэтому граждане самостоятельно решают вопрос о виде своей занятости, т.е. не запрещенной законом, общественно полезной деятельности, приносящей им заработок (доход) (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. «О занятости населения Республики Беларусь»3). Это может быть работа на основе трудового договора (контракта), предпринимательская деятельность, работа в соответствии с авторским договором, договором подряда, на основе членства в кооперативах, коллективных и арендных предприятиях и т.п.

 

В период экономических преобразований, изменения структуры хозяйства меняется и структура занятости населения, происходит высвобождение рабочей силы, появляется безработица. Поэтому в случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

 

Возникают также другие отношения, связанные с оказанием содействия незанятым лицам в начале или при возобновлении трудовой деятельности, т.е. отношения по трудоустройству.

 

В Республике Беларусь создана государственная служба занятости, которая осуществляет комплекс мер в сфере своей деятельности. Эта организация собирает информацию о наличии свободных рабочих мест, а также о предстоящем высвобождении рабочей силы, ведет учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказывает им помощь в подыскании подходящей работы. Служба занятости проводит профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных, их регистрацию и выплату пособий, участвует в создании рабочих мест для отдельных категорий граждан и т.д.

 

В процессе обеспечения занятости населения возникают группы общественных отношений:

 

3Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 30 мая 1991 года с последующими изменениями и дополнениями Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., №3.

 

· во-первых, между гражданами и органами государственной службы занятости по поводу подбора работы и выдачи направлений к нанимателю, а в случае отсутствия возможностей трудоустройства регистрации в качестве безработного и выплаты пособия;

 

· во-вторых отношения между органами службы занятости и нанимателями по поводу сбора информации о наличии свободных мест и направления к нанимателям лиц, ищущих работу, для заключения трудового договора;

 

· в-третьих, между гражданами, получившими в органах службы занятости направления на работу, и нанимателями по поводу заключения трудового договора.

 

Как видно, в сфере обеспечения занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения граждан подходящей работой, а нанимателей - необходимой рабочей силой, т.е. направлены на возникновение трудовых отношений, и поэтому входят в предмет трудового права.

 

Отношения по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства

 

Законодательством Республики Беларусь устанавливается обязанность нанимателей создавать здоровые и безопасные условия труда и соблюдать в полном объеме все правоположения, регулирующие трудовые отношения. Но этим не ограничиваются функции трудового права по обеспечению гарантий выполнения нанимателями указанных требований.

 

В законодательстве определяется система органов, в обязанность которых входит осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. К их числу относятся органы, осуществляющие эти обязанности наряду с другими функциями, и органы, для которых названная деятельность является основной, т.е. специальные органы. К последним относится, например. Департамент по инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Одна из главных задач этого органа - надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, наложение на нанимателей и должностных лиц санкций за его нарушение. Функции контроля и надзора осуществляют и иные специальные государственные органы.

 

Определенную роль в обеспечении соблюдения нанимателями трудового законодательства играют профсоюзы. В соответствии с законодательством (ст. 463 ТК) им предоставлено право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Наниматели, соответствующие государственные органы обязаны предоставлять профсоюзам необходимую информацию для осуществления общественного контроля. При осуществлении надзора и контроля специально уполномоченные государственные органы взаимодействуют между собой и с профсоюзами.

 

Общественные отношения, складывающиеся в сфере контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, по своему характеру и целям направлены на обеспечение безопасных для здоровья и жизни трудящихся условий труда, лучшей организации трудовой деятельности, т.е. сопутствуют трудовым отношениям, неразрывно с ними связаны, что предопределяет их вхождение в сферу трудового права.

 

Отношения, связанные с государственным социальным страхованием

 

В соответствии со ст. 47 Конституции гражданам гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.

 

В развитие этого конституционного положения в Беларуси принят ряд нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в этой жизненно важной сфере. Так, в Законе Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного социального страхования» сказано, что государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов. Для финансирования расходов на государственное социальное страхование образован Фонд социальной защиты населения. Средства фонда состоят из обязательных взносов нанимателей и граждан, а также из добровольных пожертвований и других поступлений. Для осуществления выплат в связи с безработицей создан Государственный фонд содействия занятости. Социальное обеспечение некоторых категорий граждан (государственных служащих, военнослужащих и др.) осуществляется за счет средств государственного бюджета.

 

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

 

• пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

 

• пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

 

• пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;

 

• пособиями по безработице;

 

• пособиями на погребение.

 

Как видно, почти все группы общественных отношений, возникающих в сфере государственного социального страхования, органически связаны с трудовыми отношениями, вытекают из них, обеспечивают их стабильность и поэтому относятся к предмету регулирования трудового права.

 

Отношения по рассмотрению трудовых споров

 

В процессе осуществления трудовых правоотношений между их субъектами (сторонами) нередко возникают разногласия, т.е. трудовые споры. Причины таких споров различны. Они могут быть вызваны нарушениями одной из сторон законодательства о труде, условий трудового или коллективного договора, нечеткими формулировками некоторых норм трудового права, обнаруживающимися пробелами в законодательстве и т.п. Трудовые споры могут носить индивидуальный и коллективный характер. На практике они возникают как по поводу применения уже установленных условий труда, так и по поводу их изменения или установления новых.

 

В законодательстве Республики Беларусь регламентирован порядок разрешения возникающих между участниками трудовых отношений разногласий. В первую очередь определены органы, рассматривающие индивидуальные и коллективные трудовые споры, их компетенция, установлены юридические процедуры принятия заявлений о предмете спора, их рассмотрения, вынесения решения и его исполнения и т.п. (ст. 233-251, 377-399 ТК).

 

Порядок разрешения трудовых споров, круг субъектов, правомочных их рассматривать, имеют определенные особенности в зависимости от того, является спор индивидуальным или коллективным и по поводу чего он возник.

 

Особенностью современного законодательства Республики Беларусь, регулирующего разрешение разногласий в сфере трудовых отношений, является установление демократического порядка разрешения коллективных споров и расширение рамок судебной защиты трудовых прав и интересов работника.

 

Общественные отношения, складывающиеся при разрешении возникающих трудовых споров, играют важную роль в обеспечении надлежащих условий труда, устойчивости трудовых связей, они не могут быть оторваны от трудовых, поэтому включаются в сферу трудового права.

 

 

Таким образом, предмет отрасли трудового права составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу применения труда граждан, основанные на трудовом договоре и возникающие в организациях всех форм собственности, а также отношения, тесно связанные с организацией и применением труда.

Date: 2015-10-21; view: 416; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию