Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МЕТОДИКА – это конкретные приёмы, средства получения и обработки фактического материала
Выбор метода и методики вытекает из природы изучаемого явления и из задач, которые ставит перед собой исследователь. В науке метод часто определяет судьбу исследователя. При различных подходах из одного и того же материала могут быть сделаны противоположные выводы. Говоря о роли правильного метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он образно сказал: «даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Нельзя рассчитывать на успех, идя ложным путём. Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха – важен не только метод, но и мастерство его применения.
Отличительная черта философских методов – их универсальность, они действуют всюду, указывая общий путь к истине. Каждый философский метод даёт возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта, т.е. каждый метод имеет определённые пределы своих познавательных возможностей. Поэтому их необходимо использовать в системе.
Сравнение
| - установление различия и сходства предметов. Сравнивать можно только действительно однородные или близкие по своей сущности вещи;
| Анализ
Синтез
| - мысленное разложение предмета на составляющие его части. Однако невозможно познать суть предмета, только разлагая его на элементы, из которых он состоит. Поэтому, когда составные части изучены, наступает следующая стадия познания – синтез.
- мысленное объединение в единое целое расчленённых анализом элементов. Синтез вскрывает то общее, что связывает части в единое целое;
| Абстрагирование
| - это мысленное выделение какого-либо предмета в его отвлечении от связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других свойств. Это движение вглубь предмета, выделение его существенных моментов. Результатом процесса абстрагирования являются понятия о предметах (растение, человек, материя и т.п.);
| Аналогия
| - это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов по какому-либо признаку на основании установленного их сходства в других признаках. Новое может быть понято, только через образы и понятия старого, известного. Первые самолёты были созданы по аналогии с тем, как ведут себя в полёте птицы. По аналогии и искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч.Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире;
| Историческое
Логическое
| - всякое явление может быть правильно познано лишь в его возникновении, развитии и гибели, т.е. в историческом развитии. История часто идёт скачками и зигзагами, и если следовать за ней повсюду, то придётся принимать во внимание много менее важного материала и часто прерывать ход мыслей. Поэтому необходим и логический метод исследования;
- в целом совпадает с историческим, это историческое, очищенное от случайного и взятое как закономерное;
| Индукция
Дедукция
| - процесс выведения общего положения из частного утверждения, единичных фактов;
- процесс рассуждения, идущий от общего к частному.
|
Научное познание – это динамичный и противоречивый процесс, который находит выражение в различных формах знания.
Научный факт
| - зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление как объективно существующее или же существовавшее. Пушкин погиб на дуэли, а Есенин – ушёл из жизни добровольно. Говоря словами И.П.Павлова факты – «воздух науки», её эмпирический источник и основа;
| Гипотеза
| - научно обоснованное предположение или же система предположений о причинах конкретных процессов и явлений. Гипотезы о возникновении жизни на Земле, о природе тунгусского метеорита и др. Гипотезы подталкивают поиск истины, но они, по выражению И.Гёте, «ещё не факт». Это как бы вероятностное знание, которое требует обоснование своей истинности;
| Идея
| - объясняет сущность (суть) предметов, процессов и явлений. Это диалектическая идея развития всего сущего, идея классовой борьбы, которую развивал классический марксизм и т.д.;
| Закон
| - фиксирует объективные и необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи между предметами и процессами материального мира;
| Теория
| - система обобщённого, достоверного и упорядоченного знания об объекте. Она описывает, объясняет и предсказывает его функционирование и развитие. Теория человека, теория атомного ядра, теория естественного отбора и т.д.
| Научная картина мира
| - целостный теоретический образ того, как мир устроен, движется и развивается. Она является сложным синтезом знаний, который достигается с участием многих наук. Существуют картины мира: философская, религиозная, мифологическая. Научная картина мира – этот тот идеал, к которому стремится в своём движении познавательная деятельность человека.
|
Кроме научного в духовном опыте человека существуют также и различные формы вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. В принципе вненаучное познание доступно всякому мыслящему индивиду. Оно обладает специфическими признаками и функциями в жизни человека и общества.
Многообразие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив.
Благодаря различным формам познания окружающий мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом учёного, но и сердцем верующего человека, чувствами и ухом музыканта, взором художника и скульптора, или просто с позиций обыкновенного человека, так называемого «обывателя».
Только так и постигается истина – при рассмотрении предмета в разных ракурсах, с помощью разных способов его истолкования.
Формы вненаучного познания:
| - обыденное познание:
- в нём отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей – природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включён ежедневно;
- оно вбирает в себя не только простейшие знания о внешнем мире, но убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора;
- оно «схватывает» простейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землёй – значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины – это к холодной зиме;
- в его рамках люди в состоянии приходить к глубоким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальными группам, к политическому строю в обществе, к государству;
- в настоящее время оно включает и элементы научных знаний и представлений, но в целом оно развивается стихийно и потому соединяет в себе не только здравый смысл, но всякого рода предрассудки, верования, мистику;
| - мифологическое познание:
- появилось в древнейшие времена, когда ещё не было свободной личности с развитым интеллектом;
- миф – это в основе своей эмоционально-образное восприятие мира, воплощённое в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. Из древней мифологии дошли до нас наивные представления о том, как мир возникал из тёмного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь, как появились первые живые существа – боги и люди;
- древние мифы оставили после себя не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие, но и дали богатую пищу для искусства, для развития других форм общественного сознания и культуры общества;
| - религиозное познание:
- это мышление догмами, которое включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире;
- сущность религии – вера в сверхъестественное - в Бога как творца мира, в его великие созидательные деяния; это богопознание;
- религиозное мышление основано на обладающих якобы безусловной истинностью догмах. В христианстве догмой является положение о сотворении всего сущего Богом и присутствии божественного начала во всём земном, включая и самого человека;
- в рамках богопознания сформировалась религиозная картина мира, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и культуру человечества;
- религия и мифология как формы духовного освоения мира очень близки. Они появились на почве социальной и иной слабости человека, поэтому содержат в себе вымысел, фантазию.
- между религией и мифологией есть различия: религия мысленно создаёт мир сверхъестественного и с этой позиции объясняет бытие природы, человека и общества, хотя в религии и присутствует рациональное мышление, но оно имеет ограниченное применение – в основном для обоснования бытия Бога. А мифология представляет собой бессознательно-художественную переработку людьми явлений окружающего мира и не создаёт мир сверхъестественного;
| - художественное познание:
- представляет собой «мышление образами», воплощённое в различных формах искусства и фольклора;
- основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идей является художественный образ;
- познание мира в искусстве осуществляется с помощью понятий: прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное;
- важнейший вид искусства - художественная литература, которая является тончайшим инструментом для постижения внутреннего мира человека. Она способна постигать общество, мир социальных отношений;
- каждый вид искусства имеет собственные средства познания: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, рисунок в графике и т.д.;
- благодаря искусству человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружающей действительности, научается творить новый мир по законам красоты;
| - философское познание:
- это органичное единство миоощущения, миропредставления и миропонимания;
- ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества;
- для него характерны: специфический язык, глубоко личностное отношение мыслителя к исследуемому объекту и другие черты;
- философия словно бы оживляет все проявления человеческого духа, сообщает им «человеческое» содержание. Она стремится привести все сведения о мире в стройную систему, понять всё сущее как единое и многообразное целое, Универсум;
- философия – это органическое единство знания и жизненной мудрости человека. Вот почему философствовать – значит не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и цели своей жизни;
- философия всегда пребывает в диалоге с иными формами познания – обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художественным. Её удел и призвание – постигать всеобщее в бытии (начала, законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на главные мировоззренческие вопросы.
|
|