Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научное и вненаучное познание
Познавательной деятельности человека присуща способность и возможность универсального (всестороннего, полного) познания окружающего мира. Таков уж человек, что он нуждается во многом – не только в истинах науки, но и в художественных образах, религиозных представлениях, житейской мудрости.
Для современного человека основной формой познавательной деятельности является научное познание (наука).
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - в отличие от обыденного протекает не стихийно, а целенаправленно и представляет собой развивающуюся систему достоверного знания.
По выражению К.Маркса, наука есть «хитрость, имеющая целью подчинить природу человеческим потребностям». В наше время наука достигла впечатляющих успехов, вызывая к себе всеобщее уважение и доверие.
Наука – специфическая сфера деятельности человека, где целью и результатом выступает система объективных и достоверных знаний об окружающем мире и путях его практического освоения, о самом человеке. Это особая форма интеллектуального труда, система деятельности по производству достоверного (точного) знания.
Объект науки:
| - система «человек – мир». В этом объекте частные науки выделяют и исследуют отдельные фрагменты (биосферу планеты, физиологию человека, историю общества и т.д.);
| Предмет науки:
| - наиболее важные и существенные стороны объекта, его признаки и свойства, которые вызывают интерес для данной отрасли научного познания и практики человека.
|
Признаки присущие научному познанию:
| - наука нацелена на получениеобъективного (достоверного) знания о своём объекте и предмете. Она не допускает привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта (предвзятого, тенденциозного отношения к объекту и предмету). Для науки окружающий мир – реальность, которая дана человеку в ощущениях его и которая должна быть беспристрастно исследована;
| - научное познание всегда являетсяабстрактно-аналитическим и конструктивно-синтетическим. Это означает, что с помощью анализа изучаемый предмет мысленно расчленяется на отдельные составляющие (свойства, стороны, функции и т.д.). А благодаря синтезу из знания отдельных сторон предмета складывается его целостный и объёмный образ. Таким путём формируется конкретное, т.е. развёрнутое, знание о предмете;
| - научному познанию присущсистемныйхарактер. Возникшие в ходе отражения вещей их чувственно-наглядные образы соединяются и подвергаются рациональной обработке (осмыслению). В итоге формируется совокупность различных идей и представлений о предмете и его объективных свойствах. В дальнейшем складываются такие сложные системы знания, как научная теория, научная картина мира;
| - науке присуще применение специальныхметодов исследования. Они представляют собой правила и приёмы, принципы и процедуры, которыми владеет и пользуется субъект познания;
| - наука представляет собойспециализированный вид деятельности, который реализуется в итоге всегда коллективно. Научное познание – это особого рода деятельность, требующая от человека соответствующих качеств. Ею занимаются специальные группы людей – учёные, научные коллективы и сообщества;
| - подлинная наука всегда есть и футурология («взгляд в будущее»), которая предвещает грядущие события и процессы, что особенно важно применительно к общественной жизни. Т.е. научное познание по своей природе нацелено на изучение не только того, что есть в настоящем, но и того, что будет или может быть.
|
Возникнув на волне практики и порывов человеческого духа, научное познание стало неотъемлемой стороной бытия человека и общества.
Социкультурная роль науки:
| - наука представляет собой мировоззренческую силу. Достоверные знания являются необходимым инструментом и способом теоретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя. Без таких знаний невозможны получение убедительных ответов на вопросы о сущности мира и бытии человека в нём и соответственно формирование мировоззрения;
| - наука является производительной силой. В своём развитии она создаёт необходимые предпосылки для изготовления человеком орудий труда и техники. Без науки были бы невозможны промышленность, создание разнообразных технологий по производству человеком вещей. Решая эти задачи, она тем самым становится органическим элементом производительных сил человека и общества. В XXв. наука оказала колоссальное воздействие на развитие общества, и прежде всего на формирование его совокупного интеллекта. Очевидно, что она имеет прямое отношение ко многим богатствам и достижениям человеческой цивилизации;
| - наука является важной социальной силой. Это значит, что её развитие способствует крупным изменениям в социальной структуре общества. Так, в XXв. резко возросли численность и влияние интеллектуальных слоёв общества. Появились профессии, которые связаны с получением, обработкой и хранением научной информации. Научное знание также широко применяется при решении проблем социального характера, и наука даёт обществу соответствующие рекомендации – в политике, в экологии, в деле образования и воспитания человека.
|
Наука – это не спонтанная деятельность. Она имеет свою внутреннюю логику движения, законы и тенденции развития.
Закономерности научного познания:
| - дифференциация – расчленение совокупного научного поиска на ряд направлений, которые со временем становятся относительно самостоятельными. В рамках этого процесса возникают всё новые и новые науки, что особенно примечательно для нашего времени;
| - интеграция научного познания предполагает сближение и взаимодействие смежных областей знания. В XXв. сложились тесные связи между физикой и химией, физикой и философией, астрономией и механикой. В итоге на основе этой тенденции формируется целостная и развёрнутая картина мира, отдельных её фрагментов. Частные же науки отражают различные грани и оттенки этого многообразного мира;
| - относительная самостоятельность науки как специальной сферы деятельности человека по производству достоверного знания. Наука сегодня – это многоликий мир людей, их интересов и отношений. В XXв. наука стала особого рода профессией, и нередко весьма престижной. Одновременно она являет собой сложный мир технических устройств и сооружений, приборов и лабораторий, инструментов как орудий познания. Благодаря быстрому развитию информационных технологий и активному сотрудничеству учёных мира наука стала международным явлением;
| - преемственность – особого рода связь с прошлым, когда накопленный потенциал знаний не отбрасывается за ненадобностью, а наследуется путём критического переосмысления. Без этого невозможно поступательное, прогрессивное развитие науки;
| - постоянное ускорение темпов развития, что обусловлено ростом потребностей и расширением масштабов деятельности человечества. Сегодня наука – базис современного общества, в огромной мере определяющий прогресс и дальнейшую судьбу цивилизации.
| Научное познание предполагает применение методов, т.е. специальных правил и приёмов познавательной деятельности.
|