Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники права Республики Беларусь





Основным источником права Беларуси является нормативный правовой акт. Наряду с нормативными правовыми актами в качестве источников права в республике признаются нормативные договоры и правовые обычаи, которые также характеризуются нормативным содержанием. Это значит, что при решении конкретных юридических дел правоприменительные органы вправе ссылаться на нормативные положения этих трех источников права.

Не являются источниками права в Беларуси судебные и иные решения по конкретным делам, юридические доктрины, религиозные писания.

Основные виды нормативных правовых актов страны определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся:

  • законы;
  • декреты и указы Главы государства;
  • постановления палат Парламента;
  • постановления Правительства;
  • нормативные акты Конституционного Суда (заключения). Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (постановления пленумов этих судов), Генерального прокурора Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции;
  • постановления республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, принимаемые коллегиально;
  • регламенты, принимаемые Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления, определяющие процедуру деятельности соответствующих органов;
  • инструкции, правила, уставы (положения), приказы;
  • решения органов местного управления и самоуправления.

Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Законы подразделяются на Конституцию (Основной Закон), программные законы, обычные законы. Высшей юридической силой в Республике Беларусь обладает Конституция. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента, Совета Министров, Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам. Законы, декреты, указы и постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь. Установлено, что кодексы как кодификационные нормативные акты, обеспечивающие полное системное регулирование определенной области общественных отношений, имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Более того. Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются.

Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица). Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица). Все возрастающее значение в современном мире приобретает определение места и роли международных нормативных правовых актов в национальном законодательстве. В Республике Беларусь эта проблема получила свое первоначальное решение в ст. 8 действующей Конституции; «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» это положение получило дальнейшее развитие; «Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора» (ст. 10). Правовой обычай как источник права Республики Беларусь используется лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения урегулированы нормативными актами не полностью и возможность применения обычая оговаривается в законодательстве. Беларусь как субъект международного права руководствуется также обычаями, сложившимися в международно-правовых отношениях, во внешней торговле, в морских перевозках и др. В последние годы заметно возрастает роль нормативного договора как источника права Республики Беларусь. Поскольку ее внешние связи неуклонно активизируются, все более широко применяются нормы международных договоров, о которых говорилось выше. Нормативные договоры в качестве источников права используются и для регулирования внутринациональных отношений (при заключении коллективных договоров в сфере трудовых и социально-экономических отношений; в сфере предпринимательства в связи с развитием рыночных отношений). Положения нормативных договоров являются обязательными для сторон соглашений, но в случае возникновения споров между ними реализация этих положений обеспечивается компетентными правоприменительными органами.

 







Date: 2015-10-21; view: 913; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию