Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как род духовной деятельности человека

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

Существует разные виды знаний, так как знание – это результат познания, а познает окружающий мир человек очень по-разному. Он проживает, осуществляет свою биологиче­скую и социальную жизнь – в результате возникает и накапливается обыденное, бытовое знание; он осваивает эстетическую действительность, воплощенную в произведениях искус­ства и художественной литературы, развивая в себе способность к сопереживанию и пости­жению «другой», воссозданной человеком художественной реальности - так формируется эстетическое знание. Возможно также изучение как реальной, так и воссозданной человеком действительности с точки зрения собственно научного подхода - таким путем формируется фонд научного знания. Каждый тип знания, входя в общий массив Знания человеческого, характеризуется своими специфическими признаками. Остановимся на некоторых из них, присущих именно научному знанию.

Научное знание из всех форм знания наиболее объективировано и имеет общезначимый характер. Иными словами, каким бы индивидуальным путем ни шел ученый к получению определенного научного результата, сам результат отражает не этот индивидуальный путь, а некий объективный факт, ставший элементам научного сознания вне зависимости от спосо­бов, места и времени его обнаружения. Известность или безвестность автора научного от­крытия, сопутствующие этому открытию обстоятельства ничего не добавляют и не убавляют в самой сути полученного знания. Являясь результатом деятельности одного исследователя (или группы исследователей), новое знание становится достоянием науки в целом. Обще­значимость и объективированность научного знания отличают его от знания эстетического, в котором индивидуальное, связанное с личностью создателя, составляет одну из основ­ных ценностей. Так, например, «всю безмерность, прихотливость, причудливость, непред­сказуемость любовного чувства человечество способно познать в силу того, что это чувство было и остается одной из вечных тем искусства, и каждый художник, в зависимости от меры и силы дарования, своеобразия творческой натуры, времени, страны, национальности, ху­дожественной традиции и еще множества других факторов внес нечто неповторимое, свое в это знание» (Кац 1994, с. 17).

Еще одна особенность научного знания заключается в том, что ему присущ теорети­ческий, концептуальный характер. Это свойство отчетливо осознается при сопоставлении бытового и научного знания. Например, в нашем обыденном существовании мы знаем, что день (светлое время суток) сменяется ночью (темным временем суток), и в быту это знание не нуждается ни в особом обосновании, ни в специальных теоретических концепциях. В то время как различные теории, объясняющие этот факт с позиций знания научного, сущест­венно менялись на протяжении веков, а знание самого этого факта существовало задолго до появления самой науки как способа познания мира и продолжает существовать сейчас в том же элементарном виде, независимо от объема накопленного по этому поводу научного зна­ния.

Чтобы продемонстрировать рассматриваемый признак научного знания на лингвисти­ческом материале, воспользуемся примером, который приводит Л.В. Кац в одной из своих книг. Рассмотреть языковую единицу в качестве фразеологизма, т.е. просто назвать какое-либо словосочетание фразеологизмом, мы можем лишь разделяя определенную фразеоло­гическую концепцию.

Разделяя концепцию профессора, А.И. Молоткова, автора «Фразеологического словаря современного русского языка», мы включим в состав фразеологизмов стандартные предложенно-падежные формы с переносным значением – типа «под носом», 'очень близко, на ви­ду'. В соответствии же с фразеологической концепцией академика В. В. Виноградова подобные формы к фразеологизмам не относятся, поскольку этот ученый относит к устойчивым сочетаниям лишь такие, которые образованы двумя и более знаменательными словами. Сле­довательно, определяя статус выражения «под мухой» – 'слегка пьяный', мы можем назвать его фразеологизмом лишь в соответствии с концепцией А. И. Молоткова.

Научное знание отличается также рациональностью и верифицированностью, т.е. до­казуемостью и проверяемостью с точки зрения разума и логики. Не все виды знаний могут быть проверены, да и не все они в такой проверке нуждаются. Например, проверить досто­верность лирического стихотворения нельзя. При его восприятии механизм познания мира иной, он построен на сопереживании, на факте присутствия (или отсутствия) общности эмоционального у автора и читателя, на совпадении или несовпадении их образного мыш­ления. Даже с точки зрения чисто содержательной радикальной проверки как таковой целые жанры, а то и роды литературы и искусства, такой проверки «не выдержали бы»: фантасти­ка, высокая трагедия, лирика и др.; в то время как в познании мира все они безусловно иг­рают свою немаловажную роль.

Наконец, от других форм знания знание научное отличается рефлексивностью, т.е. постоянным стремлением не только расширять изучаемый круг явлений, но и осмысливать сами методы, приемы и способы добывания знания. Обыденное знание ограничивается на­сущными потребностями быта и нередко тяготеют к сокращению, а не к расширению ряда познаваемых объектов, и уж тем более не стремится познать самого себя. Многие знают о закономерности: как бы хорошо ни владел человек иностранными языками или языком, ес­ли условия его жизни не вынуждают к использованию этих знаний, языки быстро им забы­ваются. Носитель бытового знания, в роли которого выступает любой человек, и носитель эстетического знания (художник в широком смысле слова) никогда не стремятся найти ос­нования своих знаний, более того, представители искусства, писатели или поэты, обычно избегают размышлений над основами своих знаний - даже в тех случаях, когда пытаются осознать какие-либо стороны собственного творчества. Так и в обыденной жизни: зная, как включить в комнате электрическое освещение, мы никогда не задумываемся, какие процес­сы определяют суть данного явления. Психологи сделали интересное наблюдение: даже если человек обладает научными представлениями о природе электричества, они никогда не ак­туализируются в его сознании при протягивании руки в выключателю.

Развитию науки свойственен кумулятивный (накопительный) характер. Иными слова­ми на каждом этапе своего развития она суммирует в сгущенном виде свои прошлые дости­жения, и каждый полученный результат «...входит неотъемлемой частью в ее общий фонд, не перечеркиваясь последующими успехами познания, а лишь переосмысляясь и уточняясь» (Большая советская энциклопедия, т. 17, с. 325).

Наука по-разному вписывается в жизнь общества на каждом этапе своего развития, отыскивая свое особое место в сложном переплетении родов человеческой деятельности. Причем в каждый период наука перестраивается и внутри себя, актуализируя определенные проблемы, методы исследования, способы организации научного знания. Так, к примеру, весь XVIII век, вошедший в историю как Век Просвещения, Век Разума, Век Рационализма, проходил под знаком бурного расцвета естественных наук. Базой для накопления новых зна­ний была постановка опыта – эксперимент; научными, следовательно, признавались лишь те знания, которые подтверждались экспериментально. Исследователь ставил перед собой цель дойти в своем поиске до первоэлементов, подвергая объекты аналитическому расчленению на отдельные компоненты, формы, аспекты; объектом науки по преимуществу являлись отдельные факты, феномены. В XVIII веке, таким образом, из двух постоянно проис­ходящих в науке процессов – дифференциации (разделения) и интеграции (объединения) – безусловно преобладала дифференциация. Происходило вычленение предметных областей, т.е. определенных участков действительности), на базе изучения которых формировались самостоятельные научные дисциплины, в том числе и языкознания, окончательное станов­ление которого относят к первой половине XIX столетия.

Развитие науки в XIX и XX столетия утвердило представление о ней как об одном из самых важных двигателей цивилизации и в то же время продемонстрировало, к каким страшным последствиям может привести взлет научной мысли (достаточно вспомнить, что принесло человечеству изобретение атомной бомбы). Научный поиск в области естествен­ных наук вышел на такие уровни познания, что практически результаты исследований ока­зались способными изменить естественную среду обитания человека: были обнаружены пу­ти и средства трансформации генных основ живого существа; открытые факторы разнооб­разного воздействия на интеллектуальную и эмоционально-психическую сферы личности; созданы мощные искусственные источники энергии и многое другое.

Однако именно с завоеванием естественными науками невиданных высот, нисколько не умаляя значения этих наук, человечество в полной мере осознало необходимость наук гуманитарных, направленных на изучение человека – как существа общественного и мысля­щего. Глобальные достижения наук естественных не только не разрешили принципиально важных проблем человеческого бытия, но в ряде случаев привели к их осложненности и не­обратимому запутыванию. Выход из этого положения многие ученые современности видят в антропоцентризме научного знания, т.е. ориентации проводимых научных исследований прежде всего на человека. Безусловно, для этого необходимо познать самого человека во всей безграничной сложности его мыслей, наклонностей и способностей, сделав затем такое знание основой для превышения разума и воспитания чувств. Решение всех проблем подоб­ного рода возможно лишь гуманитарными науками.

В современной науке сложно отдать приоритет какому-либо из методов, поскольку спектр их чрезвычайно широк и разнообразен. Качественные сдвиги в характере научных исследований связаны с такой наукой, как информатика, на результаты изысканий которой опирается любая современная научная дисциплина. Информатика возникла в середине XX столетия, когда человечество пережило так называемый информационный взрыв и возникла настоятельная потребность специального изучения структуры и общих свойств самой ин­формации, чтобы, оперевшись на полученные знания, организовать процесс накопления и функционирования информации наиболее оптимально.

Отражением специфичности современного научного знания является и возникновение в XX веке такой специальной науки, как науковедение. В современном мире очень усложня­лась сама наука, ее членение на отдельные дисциплины, принципы и способы организации научной деятельности, неоднозначно стала восприниматься роль науки обществом и т.д. Существующее положение уже не могло быть осознано до конца представителями отдель­ных наук, каждая из которых имеет собственный объект изучения. Содержание науковеде­ния составили «поиски оптимальной структуры научных учреждений и наиболее эффектив­ных методов организации науки; определение скорости развития и прогнозирования буду­щих путей науки, анализ тенденций роста численности людей науки, затрат на ее развитие и результативости научных исследований, изучение частоты последующего использования однажды выполненных работ; определение индивидуальной и коллективной производи­тельности труда ученых; поиски методов планирования и наиболее эффективного управле­ния научным процессом» (Добров 1989, с. 6-7).

Из двух процессов научного знания – дифференциации и интеграции - приоритет пере­ходит в XX веке к интеграции. Интегративный процесс может проявляться в разных фор­мах; например, одна из наиболее часто встречающихся форм взаимодействия – изучение объекта одних наук методами других: в лингвистике это, среди прочего отражение в приме­нении статистических и математических методов. Широко распространен и другой путь взаимопроникновения, «стыковки» наук - воздействия одной из наук на традиционный объ­ект исследования другой. В процессе такого взаимодействия родилась, в частности, знаковая теория языка (основатель этой концепции – швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр, из­вестный сегодня всему лингвистическому миру), когда язык, традиционный объект лингвис­тики, был рассмотрен с точки зрения теории знака, разрабатываемой особой наукой семиотикой; в результате возникла лингвосемиотика, т.е. наука о языке как системе знаков, которая сегодня является одним из самых популярных направлений в языкознании. Воз­можна, наконец, еще одна форма объединения наук: изучение одного и того же объекта раз­ными науками, но во взаимодействии. Например, возникшая в XX веке психолингвистика определяется как «наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и фор­мирования речи в их соотнесенности с системой языка» (Русский язык: Энциклопедия 1979, с. 242). Психолингвистика, возникшая «на стыке» психологии и языкознания, разрабатывает модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека, про­веряя их путем психологических экспериментов. Таким образом, по предмету (объекту) ис­следования психолингвистика близка, к языкознанию, а по методам – к психологии. К числу наук, возникших на основе внимания разных наук к одному и тому же объекту, относится и социолингвистика, о которой шла речь в одном из разделов первой части. «Лингвистиче­ский энциклопедический словарь» определяет социолингвистику как «научную дисциплину, развивающуюся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающую широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его об­щественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ро­лью, которую играет язык в жизни общества» (Лингвистический энциклопедический сло­варь 1990, с. 486).

Объединение наук позволяет охватить объект исследования в его многообразии, уло­вить те его стороны, которые до недавнего времени вообще не могли быть обнаружены. Подобный подход в корне меняет не только внутреннюю структуру науки и ее соотношения с изучаемым объектом, но и стереотипы поведения исследователя. Во многих отраслях на­учного знания становится малопродуктивной, а нередко и попросту невозможной работа в одиночку. Это приводит к сознанию различного рода сообществ - от небольших временных коллективов соавторов до стабильно существующих крупных научно-исследовательских ин­ститутов. Потребность ученых в общении удовлетворяется и другими способами: проведе­нием симпозиумов, конференций, семинаров; изданием разного рода специальных научных публикаций; а с недавних пор – организацией региональных, национальных и транснацио­нальных банков данных и информационных сетей на основе системы ЭВМ.

Итак, мы убедились в том, что современная наука отличается необыкновенно высоким уровнем, требующим от человека принципиально нового мышления и профессионализма. Однако не менее важно, чтобы современный ученый обладал и высокой духовностью, осоз­навая лежащую на нем нравственную ответственность. Отношения науки и этики – одна из актуальных проблем современности, и в той или иной степени с нею, сталкивается каждый ученый независимо от того, какую научную сферу он представляет.

Остановимся на некоторых понятиях, без осмысления которых принципиально невоз­можно понимание осознания сути научного исследования (в определениях приводимых по­нятий мы опираемся на пособие А.В. Кац «Азбука лингвистического исследования», где представлен научный терминологический аппарат, необходимый начинающему филологу-исследователю).

Каждая наука в отдельности, и наука как специфическая область человеческой мысли имеет объект и предмет научного исследования (в некоторых случаях эти понятия макси­мально сближаются, взаимозаменяя друг друга).

Объект познания – это тот объект (объекты) действительности или те его стороны, на которые направлено внимание исследователя и которые доступны наличным средствам и методам наблюдения.

Предмет исследования – отражение объекта в сознании исследователя, то, как иссле­дователь понимает этот объект. Если объект исследования целиком объективен, находится вне исследователя, то предмет исследования формируется а) влиянием объекта исследова­ния (объективный фактор) и б) под влиянием сознания исследователя (субъективный фак­тор). Когда объектом исследования является природа, наука, изучающая данный объект, относится к классу естественных. Иногда человек может рассматриваться как природный объ­ект – в этом случае он также будет объектом изучения естественных наук (например, физио­логии). Однако человека можно рассматривать как члена общества, наделенного разумом, волей, определенными социальными признаками. В этом случае он будет являться объектом общественных наук, иначе называемых гуманитарными.

Научная проблема – неоднозначно воспринимаемая (противоречивая) ситуация, вы­ступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая соответствующей (более адекватной) теории для ее разрешения. Научная тема – направление, в котором организуется исследование. Научная теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолко­вание, объяснение каких-либо явлений, высшая, самая развитая организация научного зна­ния, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях опреде­ленной области действительности – объекта данной теории.

Научная концепция – основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

Научное исследование – относительно законченный этап процесса познания, разви­вающий определенную тему, связанный с определенной проблематикой, имеющий специ­фические цели и задачи, дающий определенные теоретические и практические результаты и зафиксированный в виде научного текста.

Цель исследования – то, ради чего производится изучение объекта. Если целью работы является расширение научного знания как такового, исследование относится к фундамен­тальным; оно направлено на открытие и изучение новых законов природы, общества и мыш­ления, на создание новых принципов исследования. Если же цель работы – установить, как можно использовать научные знания в практической деятельности человека, исследование относится к прикладным и направлено на нахождение способов использования имеющегося знания для создания новых и усовершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности.

Задачи исследования – те вопросы, которые надо сформулировать и на которые надо дать ответы в ходе движения к цели исследования.

Научное исследование невозможно проводить без опоры на определенный Метод или Методы познания, организующих любую исследовательскую деятельность.

Метод – это способ (или система способов и приемов) достижения цели; так как це­лью в науке является новое знание, то научный метод – это система способов и при полу­чения нового знания. Метод состоит из ряда открытых в прошлом (чаще) или открывае­мых в настоящем (реже) умственных и физических операций, ведущих к формированию, на­хождению, проверке и использованию ответов на общие вопросы, которые заслуживают постановки и могут быть разрешены на той или иной стадии развития науки. Метод явля­ется неотъемлемым элементом любого рода деятельности, в том числе и научной, посколь­ку, производя любые действия, человек действует определенным образом, способом, мето­дом. В то же время тесная связь деятельности и метода затрудняет его выделение и осмыс­ление. В науке изучение метода может идти гораздо медленнее, чем развитие самой науки. Иногда ученые вначале находят нечто, констатируют что-то, а затем уже размышляют о способах, которыми это было открыто. Однако, вне всякого сомнения, осмысление метода, осознанный подход к его выбору способствуют повышению качества научной работы, по­зволяет более точно прогнозировать результаты.

Среди методов выделяют общенаучные, применение которых возможно в любой нау­ке, и частные, обращение к которым обусловлено спецификой отдельной науки или группы родственных наук; среди частных можно назвать филологические методы, используемые в группе родственных – филологических наук; лингвистические методы, которыми опериру­ет языкознание; литературоведческие методы, применяемые в литературоведении, и др. Остановимся на рассмотрении сущности ряда общенаучных методов.

Наблюдение – метод познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства исследова­теля в ход наблюдаемых событий.

Сравнение – установление различий между объектами материального мира или нахож­дение в них общего, осуществляемое при помощи органов чувств или специальных уст­ройств, а также при помощи определенных логических операций.

Счет (один из элементарных статистических методов) – нахождение числа, опреде­ляющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характери­зующих те или иные свойства.

Измерение – физический процесс определения численного значения некоторой вели­чины путем сравнения с эталоном.

Эксперимент – целенаправленная проверка истинности выдвигаемых предположений или выявление закономерностей объективного мира. В процессе эксперимента исследова­тель вмешивается в изучаемое явление, меняет его «естественное» течение, изолируя одни условия опыта, исключая другие, усиливая или ослабляя третьи и т.д. Преимущество эксперимента перед наблюдением состоит в том, что он позволяет изучать явление в «чистом» виде, устраняя побочные факторы. Результаты эксперимента считаются достоверными, если они могут быть воспроизведены другим исследователем независимо от первого. Обобщепие – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, ос­новное, характеризующее объекты данного класса, Данный метод широко используется для формирования новых научных понятий, формулировки законов и теорий.

Абстрагирование 1– мысленное отвлечение от несущественных в данных условиях и в свете поставленных задач свойств, связей, отношений и выделение только сторон, интере­сующих исследователя.

Моделирование – рассмотрение объекта не непосредственно, а через построение и изу­чение другого, специально сконструированного объекта, подобного основному, однако бо­лее доступного для изучения - модели. По свойствам модели оказывается возможным су­дить о свойствах изучаемого объекта – однако не обо всех, а лишь о тех, которые аналогич­ны и в модели, и в объекте и при этом важны для исследования (такие свойства называются существенными).

Анализ и синтез – два взаимосвязанных (обратных) метода исследования. Анализ за­ключается в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения) для изу­чения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе, а также для об­наружения принципов организации системы. В дальнейшем изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углу­бить исследование системы. Синтез состоит в объединении отдельных частей изучаемой системы, ее элементов, в единую систему таким образом, чтобы эта система обрела структу­ру, обеспечивающую реализацию определенных функций.

Научные методы используются для описания и разъяснения научных фактов

Научный факт – явление объективной действительности, знание о котором считается достоверным, научно доказанным.

Научная идея – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основе которого делается вывод. Ее научность обеспечивается тем, что она базируется на уже имеющемся знании. Особенность научной идеи заключается в том, что, хотя она и строится на уже имеющемся знании, ома позволяет вскрыть ранее не замеченные закономерности.

Принцип (в научной теории) – самое абстрактное определение идеи, начальная форма систематизации знаний.

Понятие – мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета и явления. Наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания, образованы как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики.

Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отри­цается что-либо. Обычно в речи, в тексте суждения оформляются как предложения.

Умозаключение – прием мышления, с помощью которого из некоторого предыдущего знания, выраженного в суждении, выводится новое знание. Оно состоит из исходного зна­ния (посылок), правил вывода и самого вывода.

Рассуждение – ряд суждений, относящихся к определенному предмету или вопросу, следующих друг за другом таким образом, что из предшествующих суждений вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос.

Определение (дефиниция) – логический прием, позволяющий объяснить неизвестное через известное, сформулировать критерии отличия изучаемого объекта от других, а также специфические способы его построения и употребления.

Объяснение – обоснование наличия у предметов присущих им свойств структуры, функций, связей через выявление и указание обусловливающих их закономерных факторов.

Обоснование – процесс оценки как защищаемого тезиса, так и опровергаемого антите­зиса, средств доказывания опровержения, установление целесообразности выбора из истин­ных утверждений именно тезиса аргументации, оправдание цели аргументации и т.п.

Аргументация – это способ рассуждения, в процессе которого выдвигается некоторое положение в качестве доказываемого тезиса: рассматриваются доводы в пользу его истин­ности и возможные противоположные доводы; создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и у оппонентов, обосновывается це­лесообразность принятия тезиса с целью реализации определенной программы действий. Аргументы могут быть не только собственно доказательного характера; аргументация может опираться на ярко выраженную эмоцию, с помощью которой можно убеждать оппонента в своей правоте; в качестве аргументов возможно использовать ссылку на авторитет, которая собственно доказательной силы не имеет (авторитет тоже может ошибаться), но будет спо­собствовать приведению оппонента к желаемой точке зрения. Таким образом, цель аргу­ментации – убедить оппонента, прибегая к самым различным приемам, допустимым с точ­ки зрения научной этики.

Доказательство – процедура, с помощью которой устанавливается истинность како­го-либо суждения. Суть доказательства - в соотношении суждения, истинность которого до­казывается, либо с реальным положением вещей в действительности, либо с другими суж­дениями, истинность которых несомненна или уже доказана. Доказательство состоит из доказываемого суждения (тезиса), оснований или аргумента и способа доказательства.

Прогноз (предсказание) – объяснение тех объектов и событий, которые существуют, но неизвестны и еще не наблюдались исследователями, опирающееся на найденную при объяс­нении сущность объектов и процессов.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о причине, которая вызывает следст­вие. Гипотеза всегда должна проверяться. Проверка состоит, во-первых, в установлении того, что следствие, вытекающее из гипотезы, действительно совпадает с наблюдаемыми явлениями; во-вторых, что вся совокупность наблюдаемых явлений с ее помощью находит достаточное объяснение, и, в-третьих, что данная гипотеза не противоречит тому, что счи­тается в науке уже доказанным.

Аксиома – положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого (очевид­ного без доказательства) в данной теории, из которого выводятся все остальные положения и выводы теории по заранее фиксированным правилам.

Парадокс (в широком смысле) – утверждение, резко расходящееся с общепринятым, установившимся мнением, отрицанием того, что представляется «безусловно правильным»;

(в узком понимании) – два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются представляющиеся убедительными аргументы.

Закон – существенное, необходимое, устойчивое, повторяющееся отношение (связь) между явлениями в природе и обществе, присущее всем явлениям соответствующего класса. {Научное определение закона нельзя смешивать с законом юридическим!)

Правило – положение, выражающее определенную закономерность, постоянное соот­ношение каких-либо явлений.

Закон и правило сходны по своим существенным признакам, однако не менее важны их различия. Закон всегда объективен, отражает то, что существует вне зависимости от че­ловека (например, закон всемирного тяготения). Правила могут фиксировать и объектив­ные, придуманные человеком закономерности (например, правила поведения за столом). Закон – это такая взаимосвязь явлений, которая существует и проявляется независимо от то­го, открыл ее человек или нет; связи, зафиксированные правилами, существуют лишь тогда, когда человек им обучен, т.е. знает о них и определенным образом соотносит с ними свое поведение.

Терминология – система номинальных средств языка, фиксирующая понятия и катего­рии соответствующей науки, в их взаимодействии и соотнесенности.

Терминология составляет важнейший компонент аппарата научного описания, особой знаковой системы, в которую помимо терминологии входят еще клише – выражения, харак­терные для языка науки, структурные схемы построения определенных научных жанров, системы формул, условных обозначений и т.д., и т.п.

Все описанные понятия и категории взаимодействуют друг с другом, причем пере­чень их вне всякого сомнения, может быть расширен и уточнен. Эти взаимодействия достаточно сложны, поэтому чтобы представить их в обозримом виде, можно вос­пользоваться приводимой ниже схемой:

Каждая научная дисциплина в качестве основных компонентов содержит научные фак­ты, теории, методы и методики, эмпирические и теоретические исследования, направленные на постановку и решение проблем и написанные на определенную тему. Понятия и катего­рии каждой науки представляют собой результат обобщения научных фактов. На основе по­нятий и категорий формируются суждения, умозаключения, принципы и законы, в совокуп­ности образующие теорию. Теория объясняет суть изучаемых явлений, опираясь на резуль­таты исследований, проведенных с помощью различных методов анализа. Рождению теории обычно предшествует рождение гипотезы, ядром которой является определенная научная идея. Гипотеза превращается теорию, когда ее основные положения доказаны.

В процессе обдумывания и описания объекта исследования ученый формулирует свои суждения, выстраивает рассуждения, делает определенные умозаключения, которые могут иметь как нормативный, так и парадоксальный характер.

Помимо задачи поиска объективного знания, ученый ставит перед собой задачу убе­дить в правильности своей точки зрения оппонентов, т.е. исследователей, придерживаю­щихся других взглядов, опирающихся на другие теории. Обосновывая свою точку зрения, исследователь вступает в дискуссию, стремясь максимально убедительно аргументировать свое мнение, доказать правильность своих предположений.

В ходе научного поиска ученый обнаруживает новые факты, определяет и классифици­рует их; выявляет закономерности, открывает законы, формулирует правила; разрабатывает новые методики постановки эксперимента, создает новые методы исследования и описывает полученные результаты средствами определенной терминологической системы.

Приведенная схема представить в целостном виде процесс научного исследования, осуществляемый представителем любой научной области., в том числе и исследователем-филологом, а также лингвистом как одним из представителей филологической науки.

 

Высказывания о науке из­вестных ученых и деятелей культуры разных эпох. Предлагаем поразмыслить над заключенным в при­веденных словах смысле, соотнести его с собственным – пусть небольшим – научным опы­том:

«Наш разум по природе своей наделен неутомимой жаждой познавать истину», (Цице­рон – оратор, адвокат, писатель и политический деятель Древнего Рима)

«В системе мира нам дан короткий срок пребывания - жизнь; дар этот прекрасен и вы­сок. Бодрствование, чувствование, мышление – высшие блага, исполненные наслаждения... Мышление – верх блаженства и радость в жизни, доблестнейшее занятие человека» (Ари­стотель, древнегреческий философ).

«Наука – дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов» (Монтень, французский писатель и философ XVI в.).

«Если бы наука сама по себе не приносила никакой пользы, то и тогда нельзя было бы назвать ее бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нем порядок» (Френ­сис Бэкон, английский философ XVI–XVІI вв.).

«Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен» (Паскаль, французский математик и философ XVII в.).

«...Каждый момент развития науки, проходя, как односторонний и временный, непре­менно оставляет и вечное наследие... Призвание мышления в том и состоит, чтобы разви­вать вечное из временного!». (А.И. Герцен, русский революционный демократ, писатель, публицист XIX в.).

«Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.

На этот счет у нас не все в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как всем известно, с самых давних дней»

(И.В. Гете, немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель XVIII–XIX вв.).

«Великая поэзия нашего века – это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтобы удесятерить его деятельность» (Э. Золя, французский писатель XIX в.).

«Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подпора, строительница городов, полков крепость, утеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник» (М.В.Ломоносов, русский ученый-энциклопедист, мыслитель, поэт XVIII в.).

«Здание науки требует не только материала, но и плана, воздвигается трудом, необхо­димым как для заготовки материала, так и для кладки его, для выработки самого плана, для гармонического сочетания частей, для указания путей, где может быть добыт наиполезней­ший материал. Узнать, понять и охватить гармонию научного здания с его недостроенными частями - значит получить такое удовлетворение, какое дают только высшая красота и прав­да» (Д. И.Менделеев, русский химик Х1Х–ХХ вв.).

«Очарование, сопровождающее науку, может победить свойственное людям отвраще­ние к напряжению ума и заставить их находить удовольствие в упражнении своего разума, что большинству людей представляется утомительным и скучным занятием» (Монж, фран­цузский математик XVIII–XIX в.).

«Науки должны быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех наро­дов первым будет всегда тот, что опередить других в области мысли и умственной деятель­ности» (Пастер, французский микробиолог и химик XIX в.).

«Кто раз полюбил науку, тот любит ее всю жизнь и никогда не расстанется с нею доб­ровольно» (Д.И. Писарев, русский публицист и литературный критик XIX в.).

«Что такое наука? Наука, как это понималось всегда и понимается и теперь большин­ством людей, есть знание необходимейших и важнейших для жизни человеческой предме­тов знания» (Л.Н. Толстой, русский писатель XIX–XX вв.).

«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека» (А.П. Чехов, русский писатель XIX-XX вв.).

«Над буйным хаосом стихийных сил

Сияла людям Мысль, как свет в эфире.

Исканьем тайн дух человека жил,

Мощь разума распространялась в мире.

Во все века жила, затаена,

Надежда – вскрыть все таинства природы.

К великой цели двигались народы

(В. Брюсов, русский писатель XIX–XX вв.).

«Как всегда в жизни, здесь в науке действуют два начала – созидательное и разрушаю­щее и всегда они будут действовать, пока мир будет существовать!» (Н.И. Вавилов, русский биолог, ботаник, генетик, растениевод XX вв.).

"Наука – слово многозначное. Наука – совокупность систематизированных знаний о Вселенной, совокупность закономерностей, свойственных материи, существующей в про­странстве и времени и раскрытых человеческой мыслью. Наука – форма творческой общест­венной Деятельности человека. Наука – явление мировой культуры, связанное со всем ходом ее исторического развития. Наука – научение, воспитание; вспомним старое «отдать в нау­ку» (MB. Волькенштейн, советский биохимик - XX в.).

«Наука – творчество, а творчество дарит счастье и самим творцам, и тем, кто этому творчеству внимает» (Д.С. Лихачев, русский литературовед и историк культуры - XX в.),

«Наука не могла обанкротиться, не могла оказаться несостоятельной, потому что не принимала на себя никаких обязательств» (К.П. Тимирязев, русский естествоиспытатель XIX–XX вв.).

"Наука приносит ученому удовлетворение, но ее интеллектуальная ценность этим не исчерпывается. Наука – величайшее достижение свободного человеческого ума – представ­ляет собой пробный камень для всех человеческих теорий и понятий (Джордж Томсон, анг­лийский физик XX в.).

«Наука вовсе не является коллекцией законов собранием несвязанных фактов. Она яв­ляется созданием человеческого разума, с его свободно изобретенными идеями и понятия­ми» (Эйнштейн, физик-теоретик XX в., создатель теории относительности).

«Настоящая наука – это порой драматизм и такой накал страстей, какой не под силу самому яростному спортивному состязанию. Спор, дискуссия – это диалектика самой жизни, диалектика науки» (К.В. Станюкович, советский ученый в области технических наук).


<== предыдущая | следующая ==>
А какие желания хочешь исполнить ты? | Октября впервые в Красноярске

Date: 2015-10-18; view: 437; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию