Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социологическое исследование как средство познания социальной
реальности: виды, основные этапы (подготовительный, основной, Завершающий) и их характеристика. Программа социологического исследования, ее назначение и структурное содержание. «Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают использование общих положений социологической теории к изучению конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире. Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Как и любое научное исследование, прикладное социологическое исследование содержит в себе определенный набор элементов, присущих научной деятельности. Во-первых, само социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения. Например, перед республикой Беларусь в современных условиях все более острой становится проблема энергетического обеспечения производства и всех других сфер общественной жизни, поскольку она не обладает достаточными ресурсами собственных энергоносителей. Эта проблема порождает необходимость проведения целого комплекса научных исследований возможных путей и средств увеличения энергообеспечения республики, в том числе и конкретных социологических исследований отношения населения страны к различным его вариантам, включая и возможность строительства атомных электростанций. Именно этим и было обусловлено проведение Институтом социологии Национальной Академии наук прикладного социологического исследования об отношении населения республики к различным вариантам развития энергетики, проведенного в два этапа, в 1995 и 1997 годах. Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик- государственный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т.п. - вместе с исполнителем исследования — научной организацией - определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика. Для того, чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуется определенные средства- финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата — нового знания об исследуемом объекте. Таким образом, процесс исследования конкретного социологического исследования представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: что же такое программа конкретного социологического исследования? Программа социологического исследования - это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными г/елями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Программа должна отвечать на вопросы: 1. Что надо делать? 2. Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных 3. Как выполнить задуманное? Программа конкретного социологического исследования выполняет три основные функции: 1. Теоретико-методологическая функция призвана опреде- 2. Методическая функция заключается в определении спо 3. Организационная функция состоит в планировании дея Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является методологическое обеспечение прикладного социологического исследования, постольку и первая часть ее является методочогиче-ской. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ради которой проводится намечаемое исследование. Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы -первый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема - это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование. Например, при исследовании экономического поведения различных групп населения в качестве проблемы выделяется основной вопрос: как, каким образом, какими путями и средствами можно повысить активность людей, учитывая, что она формируется и развивается в современных условиях становления рыночных отношений. При выделении и осмыслении проблемы исследования необходимо принимать во внимание несколько различных, хотя и тесно связанных друг с другом аспектов. Первый из таких аспектов — гносеологический (познавательный), заключающийся в том, что существует осознание общественной потребности (как активизировать экономическое поведение), при незнании способов и путей се решения. Второй аспект проблемы - предметный. Его суть состоит в том, что в обществе существует некоторое противоречие, которое должно быть разрешено. В рассматриваемом нами случае предметный аспект проблемы выражается в том, что становление рыночной экономики предполагает активизацию экономического поведения наемных работников, но эта общественная потребность наталкивается на противоречие. Сущность его в следующем: существующая на современном этапе развития постсоветского общества система заработной платы при неоправданно низком уровне последней утратила свою мотивирующую и стимулирующую роль в активизации трудовой деятельности, а занятся частным предпринимательством большинство населения не может по разным причинам - отсутствие стартового капитала и навыков для предпринимательства, высокие налоги, негативное отношение в обществе к предпринимателям как эксплуататорам и т.п. Возможные пути разрешения этого противоречия и должны быть определены в результате проведения намеченного исследования. Третий аспект проблемы - определение ее по носителю, т.е. по тому социальному субъекту, который в своей деятельности (или в силу отсутствия таковой) создает требующую своего решения проблему (в нашем случае- предприниматели, трудящиеся, государство, общественное мнение). Четвертый аспект проблемы - определение ее масштабности (глобальная, страновая, межстрановая, региональная, локальная). В рассматриваемом примере проблема активизации экономического поведения является межстрановой, ибо она существует во всех странах, в том числе и в Беларуси, совершающих трудный и противоречивый переход от жестко централизованной плановой экономики к социально ориентированной экономике рыночного типа. В процессе выяснения проблемы исследования социологу приходится осуществить две основные процедуры: 1) осмысление проблемной ситуации и 2) формулировку проблемы. Дело в том, что проблемная ситуация и проблема- не одно и то же. Рассматриваемая нами в качестве проблемы активизация экономического поведения различных групп населения представляет собой крупномасштабную проблему не только Беларуси, но и других стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, т.е. — носит межстрановый характер. Но в рамках этой проблемы могут суще ствовать несколько проблемных ситуаций. Например, одна из них, — как активизировать экономическое поведение предпринимательских структур, каким образом повысить их активность -снижением налогов, совершенствованием законодательства, поощрением через льготное кредитование мелкого и среднего бизне- са или что-либо другое? Каждая из названных проблемных ситуаций может составить относительно самостоятельный объект специального социологического исследования. Но проблемная ситуация может стать не только уже, но и шире социальной проблемы. Например, современное общество сталкивается с чрезвычайно серьезной проблемной ситуацией - нарастающие масштабы правонарушений и преступности среди молодежи. Эта проблемная ситуация порождает целый ряд проблем, требующих своего решения методами различных наук - психологии, социологии, криминалистики и др., каждая из которых при вычленении свойственной только ей стороны проблемы определяет для себя объект исследования в рамках данной проблемы. Скажем, проблема трудностей и противоречий в социализации подростков и юношества в условиях социально-экономического кризиса- это проблема прикладного социологического исследования. Проблема роста масштабов и разнообразия правонарушений и преступления, совершаемых подростками и молодыми людьми, — это проблема криминологии. Проблема социально-психологических механизмов (влияния старших, подражание и др.) - это проблема психологического исследования правонарушений и преступлений, совершаемых в подростковом и юношеском возрасте. Итак, проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между общественной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активи- зации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного социологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного: уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от гех, которые нуждаются во вполне определенных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания способного случае его практического применения привести к разрешению проблемной ситуации. Проблема же, стоящая перед разработчиками программы конкретного социологического исследования, - это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой жономической активности определенных групп населения (рабочих, служащих и др.) в современных социально-экономических условиях? Установка: найти возможности, способы и пути активизации экономического поведения работающих и других групп населения. Подлежащая решению проблема предполагает изучение реальных возможностей ее решения - кадровых, финансовых, технических, организационных. Наличие возможных альтернатив обуславливает желательность выбора оптимального решения поставленной проблемы. Это, в свою очередь, определяет необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это достигается путем: 1) выделения объекта и предмета исследования; 2) определения целей и задач исследования; 3) формулировки гипотез (предположений) и вариантов Проблема становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном социальном явлении или процессе (процессах), т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект- это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. В методической части программы, исходя из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать исходные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в прикладном отношении. Предмет исследования - это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы. Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель прикладного социологического исследования - это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе достигается выявление возможных направлений решения данной проблемы, определение объема работ, временных, финансовых затрат, кадровых и материально-технических ресурсов, методического и процедурного обеспечения достижения ожидаемого результата. Это позволяет четко установить взаимоотношения заказчика и исполнителя и обязанности сторон, отраженные в нормативной части программы как специального документа, определяющего форму исследования и представления результатов исследования. Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить четкие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду, исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соответствует определенный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования. Это позволяет: 1) координировать разнородные виды деятельности исследовательского коллектива (разработка программы, конструирование инструментария, проведение опросов, интервью и т.п.; математическая обработка эмпирических материалов, их теоретическое осмысление, формулирование выводов и научно обоснованных рекомендаций); 2) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; 3) подводить все, полученное различным путем (данные статистики, контент-анализа документов, результаты опросов, интервьюирования и т.д.), к единому знаменателю, к формулировке общих выводов и результатов проведенного исследования; их предоставление заказчику. Все это обуславливает необходимость уточнения и применения определенного понятийного аппарата. Поэтому значительное место в программе исследования занимает предварительное рассмотрение основных понятий, в которых описывается изучаемая социальная проблема (например, в случае прикладного социологического исследования путей активизации экономического поведе ния различных групп населения в условиях становления рыночных отношений определяются понятия: активность, поведение, стимулирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточнению понятий, поскольку речь идет о прикладном исследовании, следует дать их эмпирическую интерпретацию, т.е. перевести их смысловые содержание на язык, поддающийся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей (например, количественно измеряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.). Поскольку операционализация понятий в прикладном социологическом исследовании вызывает наибольшие трудности, покажем сущность этой процедуры на примере операционализации понятия «экономическое поведение», составляющего ключевой термин в прикладном исследовательском проекте, осуществленном Институтом социологии Национальной Академии наук Беларуси в 1998-2000 гг. Первым шагом этой процедуры является установление связи исследуемого объекта, выражаемого данным понятием, с определенным показателем. Экономическое поведение как специфический социальный процесс может быть выражено в нескольких взаимосвязанных показателях. В их совокупность входят: отношение к производству, отношение к труду, отношение к собственности, отношение к рыночной экономике, отношения между участниками процесса воспроизводства- предпринимателями, работниками, потребителями и др.; отношение к управленческим структурам. В качестве примера рассмотрим операционализацию понятия «экономическое поведение» через соотнесенность с показателем «отношение к труду». Этот показатель включает в себя ряд переменных. Они таковы: субъективное восприятие труда как источника благ; оценка труда как неприятной, но необходимой обязанности; понимание труда как мерила человеческого достоинства и т.п. Следовательно, индикаторами, т.е. доступными эмпирическому наблюдению и количественному измерению характеристиками, изучаемого социального объекта- экономического поведения - станут мотивы, установки, оценки участниками экономического поведения (в данном случае трудовой деятельности) степени удовлетворенности или неудовлетворенности ею, качество работы, дисциплинированность, заработок работника. Посредством установления связи изучаемого объекта (в нашем случае экономического поведения) с соответствующими ему взаимосвязь. В этой же части программы должно быть определено отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по подобной тематике, пибо показано, что намечаемое к осуществлению исследование не имеет аналогов. Заключительной операцией при разработке методологической части программы конкретного социологического исследования становится формулирование рабочих гипотез в качестве обоснованных предположений о сущности, структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социальной действительности. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, особенностях экономического поведения различных групп населения, об основных тенденциях его развития, о различных взаимосвязях с другими объектами. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы — это предположение о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени интенсивности взаимодействия (функциональные). Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы-следствия — предположения менее широкой общности. Рассмотрим это на примере некоторых гипотез, сформулированных при разработке программы прикладного социологического исследования по проблеме активизации экономического поведения различных групп населения Беларуси. Центральная из выдвинутых гипотез гласит: «Экономически активное поведение является объективно ведущим фактором жизнедеятельности личности и социальных групп, определяющим социальный статус в обществе». Эта гипотеза- описательная, поскольку она содержит предположение о существенных свойствах объекта (ведущий фактор), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (между экономической активностью и социальным статусом), о степени тесноты взаимодействия (предполагается, что более высокая экономическая активность предопределяет более высокий социальный статус). Вторая гипотеза: «Чем выше активность экономического ведения личности или группы, тем выше ее социальный статус обществе», является объяснительной, так как она предполагает ого ределенные причинно-следственные зависимости между эконом» ческим поведением и социальным статусом. Третья из сформулированных в приведенном для примера исследовании гипотез гласит: «Активность экономического поведения различных групп населения зависит от степени мотивации и стимулирования этого поведения». Она является гипотезой - следствием, вытекающей из первой из названных гипотез, выступающей в качестве не только описательной, но и одновременно гипотезы - основания. Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второму, методико-процедурному разделу ис следовательской программы. Он включает в себя: 1) определение общего плана исследования; 2) построение требуемого планом типа выборки; 3) определение основных процедур сбора и анализа исход В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте разрабатывается стратегический план проведения конкретного социологического исследования. Это мо жет быть монографическое исследование, ориентированное на изу чение социального явления или процесса на одном объекте, взято в качестве представителя целого класса подобных объектов. В зависимости от масштабности и сложности решаемых за|дач в методически процедурной части программы может был предусмотрено проведение пилотажного (разведывательного) исследования. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупи сти и имеет своей целью проверить и оценить качество проведен ной операционализации основных понятий, уточнить применяв мый инструментарий, скорректировать в случае необходимость границы намеченной для основного исследования выборной сово купности. Основное исследование планируется как ориентированное н получение обширного комплекса эмпирических сведений, дающи: относительно целостное представление об изучаемых процессах явлениях, их структурных элементах и взаимосвязях.
Основное исследование планируется как ориентированное на получение обширного комплекса эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемых процессах явлениях, их структурных элементах и взаимосвязях. В соответствии с целями и задачами основного исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объем выборочной совокупности, т.е. численность респондентов — участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изу- чаемых явлениях и процессах. В методически-процедурной части программы определяется метод исследования, т.е. система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта, а также методика — система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации. Здесь же выбирается и обосновывается тип инструментария, т.е. определенного набора методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.). В этой же части программы формулируется процедура прикладного исследования, т.е. определяются основные этапы проведения исследования, содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов, предполагаемые результаты действий на каждом из этих этапов. Кроме того, здесь же конструируется и техника исследования, представляющая собой сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа (посредством использования ЭВМ) эмпирической социологической информации. Подготовка программы требует высокой квалификации и существенных затрат времени. Поэтому к ее разработке привлекаются ведущие специалисты, а от качества программы в решающей степени зависит качество проводимого социологического исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов» [1, c.526-537].
Date: 2015-10-18; view: 964; Нарушение авторских прав |