Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Виды корпораций 7 page





 

Стремясь максимально удовлетворить требования аграрного лобби, законодатель пошел на беспрецедентную меру: согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ о КФХ (в редакции ФЗ от 25 декабря 2012 г. N 263-ФЗ) статус КФХ как юридических лиц, созданных по Закону РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 о КФХ, был продлен до 1 января 2021 г., но с распространением на него вновь принятых правил ст. 86.1 ГК РФ (в редакции ФЗ от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ). Согласно новой норме абз. 2 п. 1 ст. 86.1 ГК РФ крестьянским (фермерским) хозяйством как особым, самостоятельным видом юридического лица "признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов". Из этого определения ясно следует корпоративная природа данной организации, построенной на началах членства ее участников (граждан) и объединения ими имущественных вкладов. Остается, однако, вопрос о том, в чем заключается специфика этой корпорации, якобы "не укладывающейся" в традиционные корпоративно-правовые формы.

Поскольку КФХ предполагает личное участие своих членов в его деятельности, закон (п. 3 ст. 86.1 ГК РФ) разрешает гражданину быть участником только одного КФХ, созданного в качестве юридического лица. Это положение совпадает со статусом товарища с полной ответственностью (п. 2 ст. 69 и п. 3 ст. 82 ГК РФ). Более того, все члены КФХ несут по его обязательствам неограниченную субсидиарную ответственность личным имуществом (абз. 2 п. 4 ст. 86.1 ГК РФ), что при отсутствии каких-либо требований к его уставному или складочному капиталу фактически превращает КФХ в разновидность полного товарищества. Не случайно правила о КФХ помещены законодателем в завершение подраздела о товариществах (подразд. 3.1 § 2 гл. 4 ГК РФ), что прямо говорит о рассмотрении им этого нового вида юридических лиц в качестве одной из разновидностей товариществ.

При этом, впрочем, остаются неустранимыми сомнения в практической целесообразности появления нового вида товариществ, принципиально ничем не отличающегося от известной конструкции полных товариществ. Правда, законодатель в конечном счете отверг первоначально предлагавшееся непосредственное включение норм о КФХ в подраздел о полных товариществах (справедливо опасаясь применения к ним общих правил о неограниченной ответственности товарищей по долгам такой корпорации). Однако установленная им субсидиарная ответственность членов КФХ по его долгам в отсутствие каких-либо ограничений ничего не меняет по существу в их фактическом статусе полных товарищей.

Все это свидетельствует об отсутствии каких-либо реальных юридических особенностей в статусе как члена КФХ, так и самого КФХ как юридического лица. При этом закон сохранил возможность создания и действия КФХ без прав юридического лица - как разновидности юридических общностей (объединений лиц), основанных на общей совместной собственности (п. 5 ст. 23, п. 1 ст. 86.1 и ст. 257 ГК РФ). Таким образом, КФХ по-прежнему может функционировать как в качестве юридического лица, так и в качестве неправосубъектного объединения граждан (разновидности простого товарищества).

 

§ 5. Некоммерческие корпорации

 

1. Некоммерческие корпорации

в континентальном европейском праве

 

В западноевропейском праве почти все некоммерческие корпорации имеют унифицированную форму объединения (союза, ассоциации) - Verein, association. Таковыми считаются объединения лиц, преследующие в своей деятельности главным образом идеальные, неэкономические цели; они не вправе ставить своей целью получение дохода, что принципиально отличает такие союзы (объединения) от преследующих чисто коммерческие цели товариществ и обществ (объединений с капиталистической целью). Например, в Австрии с 2002 г. прямо запрещено создание ранее разрешавшихся экономических союзов (wirtschaftliche Vereine), преследовавших предпринимательские цели, и разрешено создавать только идеальные союзы (Idealvereine), т.е. союзы с некоммерческими целями, в результате чего союз стал исключительной формой для некоммерческих корпораций. При этом членство в союзах носит строго личный характер и потому непередаваемо и неотчуждаемо (если только иное прямо не предусматривает устав конкретного союза). Участниками союзов могут быть как физические, так и юридические лица.

Самостоятельную правосубъектность и статус юридического лица приобретает только зарегистрированное объединение (союз) - eingetragene Verein, e.V. В отсутствие регистрации союз рассматривается в качестве разновидности неправосубъектного простого товарищества (товарищества гражданского права) и его участники несут неограниченную солидарную ответственность по общим долгам своим личным имуществом. Члены зарегистрированного союза, напротив, не отвечают по его долгам (если только иное прямо не предусмотрено в уставе конкретного объединения, который может также установить необходимость внесения участниками дополнительных взносов для покрытия образовавшихся убытков).

Подсчет результатов голосования в союзе происходит "по головам", однако это правило диспозитивно: уставом конкретного объединения может быть предусмотрен отход от этого принципа. Члены союза (объединения) в большинстве случаев обязываются их уставами к периодической уплате членских взносов. Однако при выходе или исключении из него бывшие участники лишены каких-либо имущественных прав требования в отношении такой корпорации.

Осуществляя свою деятельность в неэкономических целях и исключая возможность получения своими членами каких-либо имущественных выгод, идеальный союз (объединение) тем не менее вправе заниматься некоторой хозяйственной деятельностью, если таковая не становится его главной целью, а остается средством достижения идеальных целей. Таким образом, союз наряду с главными (идеальными) целями может преследовать в своей деятельности и дополнительные, вспомогательные цели экономического характера ("привилегия побочной цели" - Nebenzweckprivileg). Доходы от такой вспомогательной деятельности не могут распределяться между участниками союза (объединения) и должны направляться на достижение его основных (идеальных) целей.

При этом различаются две ситуации: союз непосредственно использует какое-либо предприятие (например, открывает ресторан или платный спортзал) либо, не делая этого прямо, косвенно включается в экономическую деятельность в интересах своих членов (например, координируя их деятельность как участников картельного соглашения или используя принадлежащие им доли участия и (или) акции других коммерческих организаций). В первом случае союз обязан зарегистрироваться в торговом реестре; на него распространяются законодательство о банкротстве (неплатежеспособности) и особые требования к отчетности (в том числе обязанность публичного ведения дел). Во втором случае никаких принципиальных изменений в статусе объединения не происходит, что способствует появлению многочисленных профессиональных и экономических союзов (объединений), фактически оформляющих существование организаций картельного или холдингового типа.

Важной особенностью законодательства, регулирующего статус некоммерческих объединений (союзов), является его по преимуществу диспозитивный характер. Он дает возможность создания гражданами различных объединений для достижения политических, религиозных, научных, культурных, спортивных и иных идеальных целей без сложного аппарата управления. В этой организационно-правовой форме функционируют разнообразные политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, но также и предпринимательские объединения, например банковские союзы и союзы работодателей.

Законодательству и практике известны также объединения (союзы) союзов как самостоятельный подвид такой корпорации - "главный союз", или "крышевой союз" (Hauptverein, Dachverein). При этом возможна "проникающая ответственность" (Durchgriffshaftung) членов такого союза (самостоятельных союзов) по долгам "главного союза", например, при недостаточности его имущества для покрытия долгов перед кредиторами (недокапитализации).

Для объединений адвокатов, налоговых консультантов, врачей, архитекторов и других лиц свободных профессий в ряде континентальных европейских правопорядков широко используется корпорация в форме партнерства. Таково, например, германское партнерство лиц свободных профессий (Partnerschaftsgesellschaft), введенное специальным Законом 1994 г. фактически по модели английского LLP. По своей организационно-правовой форме оно принципиально совпадает с полным (открытым) товариществом (нормы о котором субсидиарно применяются к статусу партнерства и его участников), в частности, может приобретать и осуществлять права и обязанности от своего имени. Однако при этом его участники (партнеры) несут неограниченную солидарную ответственность по общим долгам (кроме случаев причинения вреда контрагенту партнерства профессиональной ошибкой одного из партнеров, за результаты которой он несет неограниченную личную ответственность). В отличие от полного товарищества партнерство не является субъектом торгового права, не осуществляет предпринимательскую деятельность и регистрируется в особом реестре партнерств, что дает возможность указанным физическим лицам объединяться для некоммерческой деятельности и иметь определенные налоговые льготы.

Европейскому праву также известна специальная модель некоммерческой корпорации - европейское экономическое объединение по интересам ( Wirtschaftliche Interessenvereinigung, EWIV, или European Economic Interest Grouping, EEIG). Эта форма корпорации была введена Постановлением ЕЭС от 25 июля 1985 г. N 2137/85, допустившим возможность ее различного оформления национальным законодательством отдельных государств. В ее основу была положена французская конструкция группы по экономическим интересам (groupement t economique, YIE), предназначенная для организации трансграничного сотрудничества между корпорациями различных стран Евросоюза. Европейское экономическое объединение по интересам, будучи некоммерческой корпорацией, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью; оно вправе лишь содействовать развитию предпринимательской активности своих участников, осуществляя необходимую для этого вспомогательную деятельность. Участниками такого объединения могут быть юридические и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Европейское экономическое объединение по интересам по сути представляет собой полное товарищество, участники которого несут неограниченную солидарную ответственность по его долгам. Однако его существование не зависит от изменения состава участников; более того, в отличие от других торговых товариществ оно может быть наделено правами юридического лица. Таковы, например, английские европейские экономические объединения по интересам, которые являются юридическими лицами в отличие от аналогичных объединений, созданных в Германии и в большинстве других западноевропейских правопорядков. Это дает основание считать такую корпорацию промежуточной формой между неправосубъектными объединениями лиц и корпоративными юридическими лицами.

Названные объединения могут управляться одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами, в том числе не являющимися членами этой корпорации. Поэтому в западноевропейской корпоративной доктрине европейское экономическое объединение по интересам обычно характеризуется как полное товарищество с чужеродным органом управления (OHG mit ) или полное товарищество под управлением ООО (OHG mit ). Общее количество таких объединений во всех странах Евросоюза также весьма невелико - менее 1900 (в Великобритании на начало 2011 г. было зарегистрировано 238 таких объединений).

 

2. Некоммерческие корпорации в российском праве

 

Формирующаяся российская доктрина корпоративного права обычно уделяет первостепенное внимание корпоративным отношениям, складывающимся внутри хозяйственных обществ, в меньшей мере уделяя его товариществам и кооперативам, и практически почти не занимается статусом некоммерческих корпораций (а нередко даже прямо или косвенно отрицает корпоративную природу различных общественных объединений и ассоциаций (союзов) граждан или юридических лиц). В этом сказывается несомненное влияние отчасти американского корпоративного права, а отчасти сомкнувшейся с ним в этом вопросе отечественной концепции предпринимательского права. Оба этих подхода концентрируются на предпринимательской деятельности корпораций, необоснованно оставляя в стороне давно известные объединения граждан (а впоследствии и юридических лиц), преследующие не материальные, а различные идеальные цели.

Прежде всего необходимо иметь в виду, что в число некоммерческих корпораций входят потребительские кооперативы, корпоративная природа которых не вызывает сомнений. В отличие от производственных кооперативов у нас и сейчас развиваются классические потребительские кооперативы граждан - жилищные (и жилищно-строительные), дачные, гаражные, кредитные, страховые и др. На их участников российский закон теперь возлагает обязанность покрывать с помощью дополнительных взносов образовавшиеся в деятельности кооперативов убытки (что в значительной мере равнозначно установлению их субсидиарной ответственности по общим долгам). Кроме того, Жилищный кодекс 2004 г. допустил возможность участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах юридических лиц, а проект изменений в ГК РФ предполагает распространить ее также на сельскохозяйственные потребительские кооперативы и общества взаимного страхования (абз. 2 п. 1 ст. 116.2).

Следует также учитывать, что к числу потребительских кооперативов относятся, например, такие во всех отношениях перспективные корпорации финансовой сферы, как общества взаимного страхования и общества взаимного кредита (которые действующим законодательством необоснованно рассматриваются в качестве самостоятельных видов юридических лиц). К сожалению, действующие в этой области законодательные акты разрозненны, несогласованны и противоречивы по содержанию, а их количество чрезмерно. Законодательство о потребительских кооперативах явно нуждается в унификации, которая позволит устранить указанные недостатки.

Что касается других видов некоммерческих корпораций, то необходимо подчеркнуть, что в таких организациях также складываются корпоративные (членские) правоотношения на базе известного объединения их участниками определенного имущества (как минимум вступительных и членских взносов) для достижения общей цели. Они не обязательно ведут к формированию паевых отношений, т.е. к появлению у участников объединения долей, паев и аналогичных им прав на общее имущество корпорации (которые затем по общему правилу можно передать другим лицам, реализовать при выходе из корпорации путем получения определенного имущества и т.д.), поскольку они не преследуют материальную цель увеличения общего имущества и соответственно стоимости своих долей в нем.

Однако участие в некоммерческих корпорациях во всяком случае предполагает возникновение отношений членства, в том числе участия в управлении их имуществом для достижения совместных целей (например, в виде права на управление делами корпорации, включающего право ее участников определять на общем собрании принципы образования и использования ее имущества, утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы корпорации, получать информацию о ее имущественной деятельности и обжаловать решения ее органов, влекущие гражданско-правовые последствия, оспаривать совершенные корпорацией сделки и требовать возмещения причиненных ей убытков и т.д.) (ср. п. 2 ст. 65.1, п. 1 ст. 65.2 и п. 2 ст. 65.3 проекта новой редакции ГК РФ). Вместе с тем участники корпорации обязаны участвовать в образовании ее имущества (п. 3 ст. 65.2 проекта). Все это говорит о том, что и в некоммерческих корпорациях неизбежно возникают имущественные корпоративные отношения, правовой режим которых принципиально сходен с режимом аналогичных отношений, возникающих в рамках коммерческих корпораций (не говоря уже о прямо закрепленной законом возможности участия некоммерческих корпораций в предпринимательской деятельности).

Вместе с тем количество разновидностей (организационно-правовых форм) некоммерческих корпораций в современном российском праве достигает 30 и является явно избыточным. Как отмечено в Концепции развития гражданского законодательства РФ, их обособление "нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности" <1>. Так, объединения работодателей, торгово-промышленные, адвокатские и нотариальные палаты в действительности являются не самостоятельными видами юридических лиц (как формально следует из посвященных им отдельных федеральных законов), а лишь разновидностями объединений (ассоциаций, или союзов), политические партии и профессиональные союзы - разновидностями общественных организаций (объединений), а все они вместе с позиций гражданского права вполне укладываются в одну давно и хорошо известную организационно-правовую форму объединения, или союза (Verein, или Verband, association). Общества взаимного страхования (как и общества взаимного кредита, в советское время именовавшиеся кассами взаимопомощи), а также общины коренных малочисленных народов не имеют принципиальных отличий от потребительских кооперативов и фактически являются их разновидностями.

--------------------------------

<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 67.

 

Таким образом, гражданско-правовая унификация отдельных видов коммерческих корпораций в российском гражданском праве давно назрела. Ее предполагалось осуществить в порядке реализации положений Концепции развития гражданского законодательства РФ в разработанной на ее основе новой редакции ГК РФ. К сожалению, сделать это в полной мере не удалось; напротив, в ходе законопроектных работ число таких корпораций вновь увеличилось.

Во-первых, появилась идея объединения товариществ собственников жилья (в которых отсутствуют свойственные кооперативам паевые отношения), садоводческих, садово-огороднических и дачных объединений граждан (в которых паевые отношения прекратились с момента приватизации их членами земельных участков и находящихся на них строений и преобразования садоводческих и дачных товариществ - кооперативов в объединения по совместному использованию оставшегося общим имущества) и тому подобных организаций в новый вид юридического лица (некоммерческой корпорации) - товарищество собственников недвижимости.

Целесообразность этой идеи объясняется судьбой ряда потребительских кооперативов (жилищных и жилищно-строительных, гаражных, дачных, садоводческих и т.п.) после появления правила п. 4 ст. 218 ГК РФ (а ранее - п. 2 ст. 7 Закона о собственности в СССР и аналогичного ему п. 2 ст. 13 Закона о собственности в РСФСР), закрепившего возникновение права собственности отдельных граждан на соответствующие части кооперативного имущества (жилые квартиры, гаражи, дачи) по мере выплаты паевых взносов, а позднее - и возможности бесплатной приватизации садовых и дачных земельных участков. Реализация этих правил привела к юридическому исчезновению объектов собственности соответствующих потребительских кооперативов и необходимости их реорганизации (преобразования) в объединения (товарищества) граждан по совместной эксплуатации оставшегося общим имущества (по типу товариществ собственников жилья, создаваемых для совместной эксплуатации общего имущества жилого дома). При этом имущественные права на такие объекты не имеют самостоятельного характера, оформленного долей (паем и т.п.), а неразрывно связаны с правом собственности на соответствующий объект недвижимости (квартиру, садовый дом, земельный участок и т.д.).

Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях в качестве самостоятельных видов юридических лиц (некоммерческих корпораций) в законопроект о новой редакции ГК РФ были включены положения о казачьих обществах и общинах коренных малочисленных народов РФ <1>. Признание их особыми видами юридических лиц в свое время было вызвано чисто субъективными причинами и не имело под собой никаких разумных юридических или экономических оснований. Очевидно, что казачьи общества, как и другие подобного рода объединения, в действительности являются типичной разновидностью общественных объединений граждан, а общины коренных малочисленных народов, как вытекает из действующего законодательства <2> и уже отмечалось выше, представляют собой разновидность потребительского кооператива (с присущими ему паевыми отношениями).

--------------------------------

<1> В названный Федеральный закон в 2007 г. была включена специальная ст. 6.1, посвященная статусу общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 300-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6061), а в 2009 г. - ст. 6.2, посвященная статусу казачьих обществ (Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2762).

<2> См.: Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.

 

Предложения признать их разновидностями названных типов юридических лиц натолкнулись на активное противодействие высших органов публичной власти. Однако принятый в первом чтении проект новой редакции ГК РФ в п. 3 ст. 50 оба этих вида некоммерческих корпораций отнес к общественным организациям. Названный проект исходил из деления некоммерческих корпораций на три вида: 1) потребительские кооперативы (включая товарищества собственников жилья и садово-огороднические объединения граждан); 2) общественные организации, основанные на членстве граждан (включая казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ); 3) ассоциации и союзы, допускающие одновременное членство граждан и (или) юридических лиц (п. 3 ст. 50, абз. 2 п. 1 ст. 116).

Более того, он обособил специальный подраздел, содержащий общие положения обо всех некоммерческих корпоративных организациях (ст. ст. 116 и 116.1). В них не только устанавливался целевой характер правоспособности этих видов юридических лиц, но и подчеркивалось нераспространение норм ГК РФ об их гражданско-правовом статусе на отношения по осуществлению ими своей основной (уставной) деятельности (п. 3 ст. 116). Иначе говоря, было вновь прямо указано, что статус юридического лица отражает только гражданско-правовой (имущественный) аспект деятельности таких некоммерческих корпораций, основное содержание которой не относится к предмету гражданско-правового регулирования.

Статус ассоциаций и союзов как особого типа некоммерческих корпораций получил окончательное законодательное закрепление в новой редакции ст. 121 ГК РФ, предусмотренной Федеральным законом от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ <1>. Согласно абз. 3 п. 1 данной нормы в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) создаются, в частности, "объединения юридических лиц и (или) граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов" (например, торгово-промышленные палаты, объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий, объединения саморегулируемых организаций). Вместе с тем в такой организационно-правовой форме не могут создаваться профессиональные союзы работников, политические партии и общественные организации, допускающие исключительно индивидуальное членство граждан, а также создаваемые гражданами разнообразные общества по интересам, или клубы (спортивные, литературно-художественные, филателистические и т.д.), поскольку все они должны относиться к общественным организациям граждан.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2013. N 7. Ст. 609.

 

Важную особенность гражданско-правового статуса ассоциаций (союзов) составляет возможность установления законом или уставом субсидиарной ответственности их членов по долгам такой некоммерческой корпорации (абз. 2 п. 4 ст. 121 ГК РФ в редакции Федерального закона от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ). При этом вступление в ассоциацию (союз) нового члена также может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по ранее возникшим обязательствам ассоциации (союза) (п. 4 ст. 123 ГК РФ). При выходе или исключении из ассоциации (союза) ее бывший участник несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода (подп. 6 п. 1 и 3 ст. 123 ГК РФ).

Сравнение гражданско-правового статуса ассоциаций (союзов) и общественных организаций граждан приводит к выводу о том, что оба этих вида некоммерческих корпораций фактически являются разновидностью все того же единого типа - объединения (союза, или Verband, association). Европейский путь правового развития показывает целесообразность унификации статуса всех некоммерческих корпораций в две организационно-правовые формы - потребительский кооператив и объединение (союз). Он остается вполне приемлемой перспективой и для действующего в данной сфере отечественного корпоративного законодательства.

 

Date: 2015-10-21; view: 230; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию