Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
для студентов вечернего отделения и ОЗО⇐ ПредыдущаяСтр 76 из 76
Темы занятий и примерное содержание курсовых работ. 1. Предмет социологии массовых коммуникаций. В работе следует раскрыть основные подходы к определению предмета социологии массовых коммуникаций существующие в современных исследованиях. Обратить внимание на типы коммуникаций и место массовой коммуникации в системе коммуникаций. Рассмотреть предмет социологии массовых коммуникаций с позиции основных теоретико-методологических направлений социологии. 2. Массовая коммуникация как социальная подсистема. Необходимо обратить внимание на медиа-ориентированные и социально-ориентированные подходы изучения массовой коммуникации, функциональный подход; роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума; коммуникации как способ формирования целей социального развития, преимущества и недостатки структурно-функционального анализа в исследовании массовых коммуникаций. 3. Сущность и функции массовой коммуникации. Следует рассмотреть подробно информационную, регулирующую, культурологическую функции массовой коммуникации. При этом особое внимание необходимо уделить раскрытию сущности этих функций и различным трактовкам этих функций в социологии массовой коммуникации. Также следует уделить внимание технологическим и социальным революциям как факторам изменения в средствах и функциях массовой коммуникации. 4. Теоретические направления изучения массовой коммуникации. Теории «политического контроля». Здесь следует подробно изложить основные положения теорий изучения массовой коммуникации, уделяющих внимание прежде всего аспекту социально-политического контроля, как выражению концентрации политической власти. Следует рассмотреть теорию массового общества, политико-экономическую теорию, критическую теорию и другие. Особое внимание следует уделить анализу сущности социально-политического контроля в различных обществах с различными политическими и социально-экономическими системами. 5. Теоретические направления изучения массовой коммуникации. Теории «духовного контроля». Здесь следует подробно изложить основные положения теорий изучения массовой коммуникации, уделяющих внимание прежде всего аспекту духовного контроля. Теории гегемонии СМИ, исследования Н. Пулантзаса и Л. Альтюссера. Особое внимание следует уделить методологии структурно-функционального анализа в исследовании духовного контроля. Также следует учесть разработки советской социологической школы, исследования Б. А. Грушина и других. 6. Теоретические направления изучения массовой коммуникации. Культурологические теории массовой коммуникации. Здесь следует подробно изложить основные положения теорий изучения массовой коммуникации, уделяющих внимание прежде всего социокультурному аспекту. Особое внимание следует уделить трудам представителей поздней франкфуртской школы, бирингемской школы в исследовании массовой коммуникации. Также следует обратить внимание на структуралистский подход к изучению массовой коммуникации, в частности на труды П. Бурдье. Также следует рассмотреть постструктуралистсткий подход к изучению массовой коммуникации, в частности труды М. Фуко и его последователей. 7. Теоретические направления изучения массовой коммуникации. Теории «информационного общества». Здесь следует подробно изложить основные положения теорий изучения массовой коммуникации, уделяющих внимание прежде всего информационной компоненте массовой коммуникации. Следует обратить внимание на основы этих теорий, разработанных Д. Беллом и А. Туреном. Также следует обратить внимание на современные постмодернистские исследования массовых коммуникаций, в частности на особенности функционирования системы массовых коммуникаций в «обществе потребления» и на исследования проблем управления потреблением в постиндустриальном, информационном обществе. 8. Динамика представлений социологов о роли средств массовой коммуникации в жизни индивида. Обратить особое внимание на тоталитарную и демократическую модель взаимоотношений, на теоретические модели воздействия средств массовой коммуникации на индивида - одноступенчатую и двухступенчатую, понятие «лидера мнений», соотношение проблемы формирования и выражения общественного мнения. Здесь же следует обратить внимание на структуру средств массовой коммуникации и особенности их функционирования в системе социальных коммуникаций. 9. Современная проблематика социологии массовых коммуникаций. Написать о современной интерпретации сущности и функций массовой коммуникации, изучении механизма обратной связи, изучении роли социальных доминант в массовой коммуникации, исследованиях влияния массовой коммуникации на социальную нормативность речи. Рассмотреть основные проблемы изучения массовой коммуникаций в различных сферах политической, экономической и социокультурной жизни современных обществ индустриально развитых и развивающихся стран. 10. Влияние форм собственности на деятельность информационных органов. Пресса: эволюция становления форм собственности. Телеорганизации: общественные формы владения. Также следует рассмотреть формы частного владения средствами массовой коммуникации. Обратить внимание на регламентирующую деятельность государства. Изучить влияние факторов отбора информации в реальной деятельности информационных органов: профессиональные факторы, факторы групп интересов. Исследовать деятельность средств массовой информации как реализации интересов разных социальных субъектов. Также рассмотреть основные формы регуляции отношений: законодательство, профессиональные кодексы этики, неформализованные способы регуляции. Особое внимание обратить на возможности реализации гарантий плюрализма мнений в системе массовой коммуникации, проблему финансовой свободы и зависимости информационного канала. 11. Коммуникатор и социологические способы его изучения. Здесь необходимо рассмотреть средства массовой коммуникации как субъект деятельности по производству и распространению массовой информации, структуру коммуникатора, характеристики коммуникатора: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Также необходимо обратить внимание на содержание информации и методику ее анализа, на основные аспекты исследования аудитории – соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов, электронные способы измерения аудитории, а также на проблемы изучения рейтинга аудитории. Особое внимание следует уделить проблеме определения соотношения эмпирического и теоретического анализа коммуникатора и аудитории. 12. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации. Рассмотреть соотношения понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации», также роль СМИ в механизме функционирования общественного мнения и управления массовой коммуникацией; взаимодействие межличностной и массовой коммуникации в процессе формирования общественного мнения. Также необходимо обратить внимание на роль и возможности различных видов СМИ влиять на процессы формирования и трансформации системы массовой коммуникации в различных обществах, различных политических и социально-экономических системах. Особое внимание уделить понятию «информационной безопасности». 13. Моделирование массовой коммуникации Особое внимание здесь следует уделить рассмотрению соотношения традиционного и современного подходов к моделированию массовой коммуникации. Формирование новых элементов модели. Решение проблемы отображения процесса обратной связи в моделировании массовой коммуникации. Также следует обратить внимание на основные подходы к моделированию и изучению массовой коммуникации включающие анализ основных компонентов социального окружения, социальной (социоинституциональной) среды осуществления массовой коммуникации. 14. Моделирование и изучение факторов, способствующих воздействию массовой коммуникации. Описать процесс воздействия социопсихологических, информационных и коммуникативных факторов, основные требования к получателю и отправителю информации, критерии отбора информации коммуникаторами, изучение и моделирование процессов кодирования и декодирования информации в системе массовой коммуникации. Особое внимание следует уделить изучению объективных и субъективных факторов влияющих на адекватность восприятия информации получателем в ходе осуществления процесса массовой коммуникации. Также внимание следует уделить анализу процесса подготовки информации и методов ее передачи аудитории. 15. Методология и методы изучения массовой коммуникации в социологии. Рассмотреть общенаучные и частнонаучные методы социологии. Представить описание основных методологических подходов в социологии массовой коммуникации и основные методики изучения массовой коммуникации, использующиеся в их рамках. Представить описание процедуры использования опросов общественного мнения для изучения массовой коммуникации, профессиональные требования к публикации опросов, влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решения индивида. 16. Содержание информации и методика ее анализа. Рассмотреть основные проблемы использования качественного анализа в социологии массовых коммуникаций. Обратить внимание на контент-анализ, семиотический подход к изучению содержания массовой коммуникации. Рассмотреть мифологическое сознание и символизм, визуальные и вербальные метафоры, их роль в системе массовых коммуникаций. Рассмотреть возможности использования методики фокус-группы для изучения массовой коммуникации. Рассмотреть возможности использования различных видов социологического наблюдения и эксперимента в социологии массовой коммуникации. 17. Методы исследование аудитории. Представить соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов, обратить внимание на электронные способы измерения аудитории, проблема рейтинга аудитории. Обратить внимание на социально-психологические методы исследования аудитории. Изучить особенности измерения коммуникативного и потребительского поведения. Рассмотреть возможности использования различных электронных средств измерения поведения аудитории, а также возможности использования методов моделирования ситуации (игровых методов) для анализа поведения аудитории в разных условиях. 18. Эффекты массовой коммуникации. Обратить внимание на дифференцированное воздействие массовой коммуникации, средства массовой коммуникации как инструмент социальной мобилизации, убеждения, эффекты массовой коммуникации на уровне личности, группы и общества. 19. Социология массовых коммуникаций и рекламная деятельность. Обратить внимание на современные прикладные исследования рекламной деятельности в социологии массовой коммуникации, на проблемы получения информации о клиенте, знании целевой аудитории, выборе каналов информации и современных способах управления потреблением с помощью рекламной деятельности. 20. Социология массовой коммуникации и современный менеджмент. Рассмотреть возможности использования современных достижений социологии массовых коммуникаций в решении проблем внутрифирменного управления, прежде всего управления персоналом. Изучить проблемы управления корпоративной культурой и возможности использования исследований массовых коммуникаций для их решения. 21. Социология массовых коммуникаций и связи с общественностью. Указать основные функции социологических исследований массовой коммуникации в системе PR. Связи с общественностью и средства массовой информации. Социальные технологии и PR. Изучение стереотипов социально значимых норм коммуникации в социологии массовых коммуникаций, их использование в технологиях PR. Список литературы Основная литература 1. Науменко Т. В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М., 2003. 2. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М. А. Василика. М., 2003. 3. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособ. СПб., 2002. 4. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов / Л. Н. Федотова. СПб., 2003. 5. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации: Учеб. для вузов. М., 2003. 6. Шарков Ф. И., Родионов А. А. Социология массовой коммуникации: Учеб пособ в 2-х частях. М., 2003-2004.
Дополнительная литература 7. Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. 8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. 9. Горшков М. С. Общественное мнение. М., 1988. 10. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967. 11. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.,1987. 12. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1989 13. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995. 14. Гавра Д. П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб., 1995. 15. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М., 1996. 16. Зверинцев А. Б. Коммуникативный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб., 1997. 17. Конецкая В. П. Социология коммуникации. Учебник. М., 1997. 18. Крылов И. В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций. М., 1998. 19. Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978. 20. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996. 21. Общественное мнение населения крупного города/ Под ред. О. И. Иванова, СПб., 1992. 22. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998. 23. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н.Лавриненко.-М.,2000. 24. Социология: Учебник/ Отв.ред. П.Д.Павленок.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 25. Трескова С. И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989. 26. Язык и массовая коммуникация. М., 1984. 27. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- М.,1999. 28. Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. СПб., 1995.
Также рекомендуется использовать материалы и информацию, публикуемую в журналах «Социологические исследования», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Телескоп» и другие периодические социологические издания. Date: 2015-10-21; view: 392; Нарушение авторских прав |