Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статусно-ролевая концепция личности
Статусно-ролевая концепция личности предполагает различение следующих понятий: 1 Индивид (как единичный представитель чего-либо целого) 2 Индивидуальность (то особенное, что отличает человека от других, включая как природные, так и социальные свойства). 3 Личность (совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии). Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек…) Статусы – некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью. Роль – нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами. Ролевая идентификация – усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той или иной статусной позицией. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т.д. Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей). Это дает возможность ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации. Процессы социальной мобильности обуславливают возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной из них. Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий. Личность в статусно-ролевой концепции предстает как репертуар социальных ролей, причем социальная роль – своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. Посредством ролей общество как бы “набирает персонал”. Это не исключает определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора – основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека. Исходя из видения будущего кадровых служб и опираясь на опыт успешных корпораций, можно определить ключевые роли для профессии менеджера по персоналу. 1. “Кадровый стратег” — член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (вице-президент по управлению персоналом). 2. “Руководитель службы управления персоналом” — организатор работы кадровых подразделений. 3. “Кадровый технолог” — разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и их эффективно использовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала). 4. “Кадровый инноватор” — руководитель, лидер—разработчик экспериментальных, инициативных или пилотажных проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации. 5. “Исполнитель” — специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику. 6. “Кадровый консультант” (внешний или внутренний) — профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта, для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала; Выделяют также следующие роли руководителя: / — первичные функции: 1) лидер как вдохновитель; 2) лидер формирует убеждения для группы; 3) как организатор (определяет цели, координирует групповые действия); 4) как «плановик» – планирует, решает, как группе достичь цели; 5) как политик — защищает интересы, права группы; 6) как контролер взаимоотношений в группе; 7) как распределитель благ и привилегий, как «раздавалыцик» наград и наказаний. // — дополнительные функции: 1) как пример для подражания; 2) как символ группы; 3) как искупительная жертва (может стать объектом агрессии при разочаровании группы). Руководитель учитывает одновременно 3 группы потребностей: 1) индивидуальные потребности; 2) потребности задачи — завершить работу; 3) потребности группы. Важно гармонизировать все потребности. Выделяют автократично-либеральный континуум стиля руководства: Автократичен Демократичен Либерален 1 — руководитель принимает решение сам и его объявляет; 2 — руководитель предлагает решение сотрудникам; 3 — руководитель представляет идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения; 4 — руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения; 5 — руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение; 6 — руководитель ставит определенные границы и предлагает группе найти решение; 7 — руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках. На основе континуума, где одна крайность — руководитель, ориентированный на задачу, работу, и другая крайность — руководитель, ориентированный на сотрудников. Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы лидерства: Система 1 Система 2 Система 3 Система 4 Эксплуататорско-авторитарная Благосклонно авторитарная Консультативно демократическая Основа на участии в управлении подчиненных Система 4 предполагает, что отношения между руководителем и подчиненными строятся на основе доверия. Date: 2015-10-21; view: 1020; Нарушение авторских прав |