Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии социализации
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ Понятие и сущность социализации Теоретические подходы к проблеме социализации Стадии социализации 4. Механизмы социализации 5. Институты социализации
Одним из важнейших в сфере социальной психологии является вопрос о том, как человек развивается и как он входит в социальную жизнь. Обычно данная проблематика ассоциируется с категорией «социализация»; в наиболее общем смысле это процесс, посредством которого индивид приобретает знания ценности, усваивает язык, социальные умения и социальную чувствительность, позволяющие ему интегрироваться в общество и адаптивно вести себя в нем». Понятие это было введено в социальную психологию в работах Бандуры и Коулмана, изучавших особенности формирования социального опыта личности. В разных научных школах оно получило различную трактовку: в поведенческой психологии – как социальное научение; в символическом интеракционизме – как результат социального взаимодействия; в гуманистической психологии – как актуализация самости; в психоанализе – как стадиальный процесс биосоциального созревания и т.д. В советской психологии проблема социализации развивалась в основном в рамках иерархии диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения в зависимости от включенности в общественные отношения. К сожалению, отечественные исследования в области социализации существенно идеологизированы и сегодня находятся в глубоком кризисе. Не менее важной проблемой является природа социализации. О наличии какого-либо общепризнанного подхода тут говорить рано, поэтому рассмотрим ее в контексте широкого спектра подходов в разных традициях. Казалось бы процесс социализации достаточно прост по своему содержанию, и в то же время довольно трудно определить, как он осуществляется непосредственно. Можно проследить, как люди пытаются социализировать других (например, как родители обучают, направляют или корректируют своих детей), но способы воздействия, как правило, интернализируются и могут быть выведены лишь из внешне проявляемых действий и поступков, а о том, что происходит во внутреннем мире человека, можно только догадываться, что не исключает многообразных, зачастую взаимоисключающих друг друга, теоретических подходов. В процессе социализации осуществляется включение индивида в общественные отношения, благодаря чему происходит изменение его психики. Л.С. Выготский, рассматривая проблему перехода ребенка на более высокий уровень развития, подчеркивал необходимость специального обучения; суть его – в ознакомлении с системой знаков, универсальным выражением которых выступают слова. Будучи взаимосвязанными, развитие психики и социализация не являются тождественными понятиями. Первое является более широким, включающим в себя и спонтанные процессы, обусловленные созреванием, и социальное развитие. Социализация, начинающаяся в большинстве своем в детстве, не заканчивается никогда, включая приобретение новых социальных ролей, вовлечение в новые отношения и институты, приспособление к изменениям в сообществе и массе других. Стало быть, понимание ее особенностей связано с многими теоретическими подходами. Сторонники природного подхода считают, что ребенок генетически запрограммирован на обладание позитивной (или негативной) природой. Сторонники приобретенного подхода, наоборот, уподобляют новорожденного «белому листу», на котором общество пишет желаемое. Существует и третья линия, пытающаяся найти компромисс между природным и приобретенным в развитии личности. Познакомимся со спецификой предлагаемых подходов к развитию личности. Наиболее характерными из них являются психодинамический, поведенческий, когнитивный, гуманистический, деятельностный, системный и эклектический подходы. Начнем с психодинамического. В самом широком смысле в отечественной традиции понятие социализации трактуется как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Человек, постепенно усваивая социальный опыт, использует его в целях адаптации к социуму. Такое усвоение происходит и стихийно, и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций. Стихийность – многообразными аспектами жизни, свидетелем которых является человек. Как отмечает Е.В. Андриенко, [2000], в системе отечественной психологии употребляются два термина в качестве синонимов социализации: развитие личности и воспитание. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщения его к системе социальных связей и т.д. Определение же социализации как совокупности социальных процессов вызывает ряд возражений у отечественных исследователей, а именно: если личность изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться старый тезис, что новорожденный не есть еще человеческое существо. Как известно, Л.С. Выготский решительно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще надо гоминизироваться. Родившись, он уже задан как элемент определенной культуры и определенных социальных связей. Сегодня общепризнано, что новорожденные обладают рефлексами, способностью и преддиспозициями, позволяющими изучать этот мир, реагировать на него, на людей и предметы. Исследования новорожденных, основанные на выявлении ситуативных предпочтений, продемонстрировали их предрасположенность к определенным сенсорным ощущениям. Например, они скорее предпочитают родителей движущихся и говорящих, нежели родителей, не подающих признаков своего присутствия, внемлют активнее голосовым звукам, нежели другим. Исследования взаимоотношений в системе родитель - ребенок, основанные на использовании микроаналитических техник анализа моментальных срезов экспрессивного и коммуникативного поведения родителей и новорожденных, показали наличие взаимных усилий на создание максимально оптимальных условий взаимодействия. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Это двусторонний процесс не только из-за диалектического единства усвоения и воспроизводства социального опыта, но и из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на становление человека как субъекта общественных отношений. Социально-контролируемые аспекты воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении. Стихийное, спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и другие факторы. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания. Внешнее – совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Внутреннее – формирование целостной личности. Социализация может изучаться в филогенетическом плане (родовых свойств человечества) и онтогенетическом (конкретных типов личности). В процессе усвоения и воспроизводства социального опыта человек выступает как объект и как субъект социализации. Б.Г. Ананьев определяет человека как объект в отношении социальных воздействий, направленных на него; и прежде чем рассматривать личность с точки зрения ее внутреннего содержания, т.е. как субъекта общественных отношений, необходимо сначала охарактеризовать совокупность всех социальных сил и влияний, которые воздействуют на нее извне. Иными словами, определив человека как объекта общественного развития, можно понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. Социализация имеет свои культурно-исторические особенности, зависит от ее реализации на данном отрезке времени, обладает рядом специфических особенностей, определяемых соотношением общекультурного и культурно специфического аспектов. Различные общества поддерживают радикально отличные системы ценностей и поведенческой практики даже в отношении таких, казалось бы, фундаментальных вопросов, как мораль, отношение к агрессии, полу, возрастным группа, групповым и индивидуальным целям.. Сегодня социализация рассматривается как направленная и контролируемая эволюция, сопровождаемая ростом осведомленности личности о включенности в социальную активность, посредством которой осуществляется репродуцирование системы ценностей. Отказ от универсальных представлений и осознание эволюционной природы социализации обусловливают необходимость переосмысления ее на современного этапе развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни. В современной социализации заметно возрастание ее временной продолжительности по сравнению с прошлым. Детство как первичный период социализации значительно увеличилось; изменился сам статус детства. Если раньше оно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особой среде жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека; появляются даже законы, охраняющие права детей, на межгосударственном уровне например, Конвенция о правах ребенка от 2.09.1990 г. История знает немало примеров достаточно жесткого обращения с детьми – от хладнокровного уничтожения слабых в древней Спарте до сдачи детей чужим людям на подсобные работы, и массовых убийств при дефиците питания на ранних стадиях развития общества. Примерно с XV века отношение общества к детям постепенно меняется. Сначала ребенок рассматривается как исходный пластичный материал, из которого воспитатель может лепить, что угодно, при этом всякая детская самостоятельность, инициатива и независимость пресекается. С XVIII века наблюдается более мягкое отношение к детям, конечно, при полном контроле со стороны родителей. Постепенно общество начинает стремиться к развитию интеллекта, воли, социальных качеств у детей средствами воспитания и обучения, а сегодня наблюдается целенаправленный процесс массовой социализации, активная помощь детскому развитию и воспитанию. В.М. Бехтерев отмечал, что для нормального развития такие организации, как школа или семья не только должны, но и вынуждены заботиться об устранении порабощения духа, которое легко прививается к человеку с молоком матери.. Ребенок – это не маленький взрослый; это человек определенной стадии развития и культуры. В большинстве развитых стран современная социализация характеризуется гуманизацией детства – ребенок выступает там в качестве главной ценности семьи и общества. Чтобы быть полноправным членом общества, способным оптимально функционировать среди других, человеку требуется много времени, короче – приходится социализироваться всю жизнь. Перманентное состояние переходного периода со всеми его издержками приводит к тому, что усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро. Меняются не только технологии, другими становятся ценности, нормы, идеалы. Процесс изменения ставших неадекватными отношений получил название ресоциализации. Однако существуют ценности, которые являются неизменными, выработанными человечеством в веках: это справедливость, совесть, истина, красота, любовь, простота, совершенство и др. – уникальные источники взаимопонимания людей разных культур, разных экономических и общественно-политических систем и религий. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Поскольку смена новых поколений техники быстро опережает смену новых поколений работников, человеку приходится добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько он самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, в чем сможет достигнуть более высокого профессионализма, поскольку сложнейшее производство требует и соответствующих специалистов. Профессиональные ошибки при современных технологиях все дороже обходятся обществу, а иногда платой за них является гибель людей (при технических авариях, катастрофах). Развитие образования как обязательного условия современной социализации связано с многообразием общественных и личностных проблем. Во-первых, все большее количество молодых людей стремится получить высшее образование, связывая с ним надежды на успешную карьеру, оптимальный уровень жизни и социальной адаптации. Во-вторых, качественное образование является весьма дорогостоящей процедурой не только для общества, но и для конкретного индивида, и сегодня заметна явная тенденция к повышению его стоимости. Чем больше возможностей предлагает человеку общество, тем большие сложности он испытывает в профессиональном выборе. Более того, сегодня работа уже не рассматривается только как средство высокого жизненного уровня, она становится еще и своеобразным источником удовольствия – таким же, как досуг. Эти относительно новые тенденции современной социализации охватывают все большую часть населения, в то время как в предшествующие эпохи такой взгляд на образование и профессиональную деятельность был свойствен лишь слоям элиты. Сочетание разнонаправленных характерологических черт, иначе – амбивалентность, обеспечивает взаимную компенсацию их проявлений в поведении человека. Кроме того, сложность и динамика социализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессе развития, предполагающей единство противоположных начал: пластичности и устойчивости, экстернальности – интернальности, конформности – нонконформизма, экстраверсии – интроверсии, мобильности – ригидности и т.д. Если такая гармонизация невозможна, необходима, по крайней мере, компенсация слабовыраженных или чрезмерно доминирующих качеств. Д.В. Ярцев, исследуя особенности социализации современного подростка, сформулировал в этой связи ряд выводов: 1. У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной тому служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и как следствие – ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка. 2. В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, предпочитая более легкие, ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения. 3. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но данная потребность сегодня в значительной степени снижена ввиду неспособности современной школы транслировать такой опыт. 4. Возникшая на современном этапе развития социально-экономических отношений потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности не находит своего полного удовлетворения. Негативные проявления, сопровождающие раннюю включенность подростка в экономические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного и адекватного удовлетворения данной потребности, с другой – несформированностью соответствующих культурных традиций (Вопросы психологии,1999, № 6). Технократия и прагматизм общества, сопровождаемые ростом индивидуализма, приводит к актуальности проблем гуманизма и духовности. Социальная сущность индивида обусловливает проблему гармоничного сосуществования людей на основе идеалов общечеловеческой культуры. Идея толерантности, способности признавать ценности другого, учитывать их во взаимодействии с ним суть приоритеты сегодняшнего дня. Date: 2015-10-21; view: 767; Нарушение авторских прав |