Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформация смысла
Мы рассмотрим четырнадцать паттернов "словесной эквилибристики" в их классическом виде, в том, как они были впервые сформулированы авторами модели. Каждый из них представляет собой простую и одновременно необычайно мощную схему построения высказывания, которое можно противопоставить утверждению о причине и следствии или утверждению о комплексной эквивалентности, тем самым ослабляя, трансформируя или вовсе устраняя соответствующее ему ограничивающее убеждение. Прежде чем двигаться дальше, подберите, пожалуйста, два-три собственных убеждения о причине и следствии или эквивалентности. Таким образом, читая описание паттерна, вы сможете немедленно применить его на своем собственном убеждении. Можете еще раз посмотреть на примеры (именно их я буду использовать для пояснений, так что вам придется взять что-то свое). Вот как они называются.
Переопределение (Redefine) Переопределение бывает трех видов: -У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю. Вы помните схему утверждения о причине и следствии: "Причина А ведет к явлению Б"? Тогда общая схема переопределения причины будет выглядеть как "Это не А приводит к Б. Б вызывает другая причина, В." Мы демонстрируем собеседнику, что в действительности у каждого явления может быть множество причин, и каждое явление может вызвать множество разных последствий. Тем самым мы помогаем человеку снять ограничивающее его убеждение, расширяем доступный ему выбор действий. Аналогично мы поступаем и с убеждением об эквивалентности, показывая, что этот критерий, этот признак может означать и нечто совершенно другое. Схема этого переопределения: "А не означает Б. А может означать В, из чего следует Г, Д..." Теперь возьмите выбранное вами убеждение и примените к нему паттерн переопределения. Задайте себе наводящий вопрос: "Какие другие причины могли вызвать это явление? А к каким другим явлениям могла бы привести эта причина?" В случае убеждения об эквивалентности задайте вопрос: "Что еще может означать этот признак?" Отметьте, как меняется ваше отношение к выбранному убеждению. Последствия (Consequence) Убеждения, даже незначительные на первый взгляд, самым непосредственным образом определяют наше поведение. Зачастую человек не осознает, к каким последствиям приводит его вера в то или иное утверждение. -Рак приводит к смерти. -Второе место - это все равно, что последнее. Примените паттерн последствий к вашему собственному убеждению. Спросите себя, к чему, к каким последствиям ведет вас это убеждение? Позитивные это последствия или негативные? Отметьте, как меняется ваше отношение к выбранному убеждению. Намерение (Intention) "У каждого поведения есть позитивное намерение". Как известно, так формулируется одно из основных положений нейро-лингвистического программирования. В этом паттерне мы привлекаем внимание человека к намерению, которое лежит за его убеждением. Является ли данное убеждение самым эффективным способом достижения цели? -Меня огорчает то, что он себя так ведет. -Ты нахмурилась, а значит, сердишься на меня. Примените паттерн намерения к другим убеждениям. Каково позитивное намерение этого убеждения? Чего вы хотите достичь, придерживаясь данного убеждения? Какие еще есть способы достижения этой цели? Снова отметьте, как меняется ваше отношение к выбранному убеждению. Детализация (Chunk down) и укрупнение (Chunk up) Эти два паттерна связаны с широко используемым в нейро-лингвистическом программировании понятием "логических уровней". Любой объект, любое явление в нашем мире можно представить состоящим из многих отдельных частей. Вот, например, сейчас вы, очевидно, смотрите на экран компьютера. Из чего состоит тот объект, что мы называем "компьютером"? Из монитора, клавиатуры, системного блока... которые, в свою очередь, составлены из корпусов, различных деталей... продолжить вы сможете сами. Такое разделение на составные части в НЛП называется детализацией, или движением вниз по логическим уровням. И в то же время каждый объект сам является частью какого-то большего объекта, частью более широкой системы (и, добавим, не одной). Ваш компьютер, вероятно, включен в компьютерную сеть вместе со множеством других компьютеров и, таким образом, вовлечен во множество сложных информационных процессов. Но кроме того, его можно рассматривать, например, как часть обстановки помещения, где вы находитесь, вместе со столом, стульями и прочими предметами. Это помещение, в свою очередь - часть здания... продолжите сами. Такой процесс называется укрупнением, или движением вверх по логическим уровням. В паттерне детализации мы берем компоненты исходного убеждения, детализируем их и выясняем, какие детали достаточно важны для того, чтобы изменить исходное убеждение. -У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю. -Забыть дату нашей свадьбы - то же самое, что забыть нашу любовь. В паттерне укрупнения мы, напротив, обращаем внимание на то, частями какой более крупной системы являются компоненты исходного убеждения и как это на него влияет. -Рак приводит к смерти. -Вы часто заглядываете в книгу, значит, плохо знаете предмет. Поупражняйтесь в применении паттернов детализации и укрупнения. Из каких деталей состоят элементы данного убеждения? Частью чего большего являются эти элементы? Отмечайте, как меняется ваше отношение. Контрпример (Counter-Example) В этом паттерне мы отыскиваем и представляем собеседнику ситуацию, в которой присутствуют оба компонента исходного убеждения, но связаны они другим отношением. Когда вы будете практиковаться в отыскании контрпримеров, для вас может оказаться удивительным то, что, оказывается, найти противоположный пример можно практически к любому утверждению. Мир в действительности бесконечно разнообразен... Запишем еще раз схему исходного убеждения: "Причина А ведет к явлению Б" или "Явление А означает явление Б". Возможны следующие ситуации:
-Меня огорчает то, что он себя так ведет. -У этого человека много денег, значит, он вор. Используйте паттерн контрпримера с выбранными вами убеждениями. Как и раньше, отмечайте, как меняется ваше отношение. Другой результат (Another Outcome) Используя паттерн другого результата, мы, вместо того, чтобы непосредственно опровергать или нейтрализовывать исходное убеждение, привлекаем внимание к другим, позитивным, возможным результатам, следующим из ситуации, к которой это убеждение относится, возможностям, которых человек прежде не осознавал. -Я не могу свободно заговаривать с незнакомыми людьми, потому что меня так воспитали. -Забыть дату нашей свадьбы - то же самое, что забыть нашу любовь. Практикуйтесь в применении паттерна другого результата на своем примере. Какие позитивные следствия можно вывести из описываемой в вашем исходном убеждении ситуации? Отмечайте, как меняется ваше отношение. Метафора, или аналогия (Analogy) Наверное, каждому из нас известен эффект, какой производит хорошо, к месту, рассказанный анекдот, история из жизни, притча.Об искусстве создания и использования метафор написаны целые книги. Можно применять метафоры и работая с убеждениями о причине и следствии и комплексной эквивалентности. Для этого вспомните или придумайте короткую историю, сказку, любую реалистичную или фантастическую ситуацию, в начале развития которой ее элементы находились бы между собой в том же отношении, как и элементы исходного убеждения. Затем, по мере развития истории, измените отношение между ее элементами. -Ты нахмурилась, а значит, сердишься на меня. Попробуйте придумать или подобрать метафору к своим убеждениям. Рекурсия или применение к себе (Apply To Self) В этом очень интересном паттерне мы берем условие или критерий, сформулированный в исходном утверждении и применяем это условие к самому утверждению. Таким образом, мы как бы устраиваем словесное "короткое замыкание" - теперь убеждение сталкивается с самим собой! -У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю. -Рак приводит к смерти. -Второе место - это все равно, что последнее. Вам потребуется некоторая тренировка, чтобы научиться быстро и эффективно конструировать рекурсии. Приступайте. Иерархия ценностей (Hierarchy of Criteria) Вероятно, любой человек имеет набор определенных критериев, с помощью которых мы оцениваем себя, свои поступки, поступки других людей. Какие-то вещи мы делаем охотно - это значит, что они соответствуют этим критериям, какие-то нам неинтересны (они не отвечают нашим ценностям), к некоторым мы относимся двойственно: с одной стороны, считаем, что они нужны и важны, но делать мы их не желаем - здесь, возможно, наши ценности конфликтуют. Ценностей у каждого из нас может быть много и формулировать их мы можем по-разному. Кто-то считает важным "получать удовольствие от жизни", кто-то больше ценит "возможность учиться", кому-то важно "здоровье", "материальная независимость", "благополучие" - вариантов может быть множество. Важным для нас сейчас является то обстоятельство, что ценности, как правило, расположены иерархично. И это, естественно, в значительной степени определяет наше поведение. Если вы цените свое здоровье выше, чем возможность получения удовольствия "прямо сейчас", то, наверное, ваш образ жизни несколько отличается от образа жизни кое-кого из моих знакомых! Зная об иерархии ценностей (критериев), мы можем применить к одному из компонентов исходного утверждения более общий, более высокий в иерархии критерий. Таким образом, исходное утверждение будет представлено в свете более высоких ценностей, что не может не изменить наше отношение к нему. -Меня огорчает то, что он себя так ведет. -Забыть дату нашей свадьбы - то же самое, что забыть нашу любовь. Примените паттерн иерархии ценностей к другим убеждениям. Какие ценности в них задействованы? Какие ценности являются по отношению к ним более высокими? Отмечайте, как меняется ваше отношение. Изменение контекста (Change Frame) Утверждение имеет смысл, только если оно находится в определенном контексте. "Мужчина посмотрел на женщину и сказал: "сыр". Что значит эта фраза? Все зависит от контекста, в котором она находится. Может быть, дело происходит на кухне? Он хочет обидеть ее? Рассказывает анекдот? Делает фотографию? А может быть, это просто пример неоднозначной фразы, которую я придумал, чтобы проиллюстрировать свое утверждение? У слов нет смысла без рамки, которая их окружает. Уберите смыслообразующий контекст - и вы в ответ сможете лишь недоуменно пожать плечами. (Дж.О'Коннор, в предисловии к Mind Lines Б.Боденхаймера и М.Холла, 1997) Помещая убеждение, с которым мы работаем, в другой контекст, мы фактически трансформируем его смысл. Можно менять следующие компоненты контекста: а) временную рамку -Я не могу свободно заговаривать с незнакомыми людьми, потому что меня так воспитали. б) расширить/сузить контекст -У этого человека много денег, значит, он вор. в) личность говорящего -Второе место - это все равно, что последнее. Примените паттерн изменения контекста к вашему собственному убеждению. Мета-рамка (Meta Frame) В этом паттерне мы встречаемся еще с одним понятием нейро-лингвистического программирования - позициями восприятия. Всего принято выделять три позиции:
Сейчас нас интересует третья позиция. Вирджиния Сатир, выдающийся психолог и терапевт, часто задавала клиентам вопрос: "Что вы испытываете по отношению к своим чувствам?" Чтобы ответить на этот вопрос, человек должен занять мета-позицию. Аналогично поступаем и мы, используя паттерн мета-рамки. -Меня огорчает то, что он себя так ведет. -У этого человека много денег, значит, он вор. Теперь примените паттерн мета-рамки к выбранному вами убеждению. Отмечайте, как меняется ваше отношение. Модель мира (Model of the World) Поистине удивительно, как могут различаться восприятия одной и той же ситуации в культурах разных народов. В иных племенах человек не мог есть, если ему не с кем было разделить пищу. Некоторые авторы даже утверждают, что, очутившись на необитаемом острове, верный заветам предков член такого общества просто умер бы с голоду. А во многих местах Азии и Африки чрезвычайно долго сохранялся обычай, согласно которому человек должен был есть совершенно один, и, если бы даже родной сын случайно увидел его в это время, это стоило бы тому жизни. (Р.Подольный, "Связь времен". М, 1969) Еще удивительнее, что нам даже не обязательно отправляться за примерами к африканским зулусам и австралийским бушменам. Каждый человек имеет свою собственное восприятие, свою модель мира. Кто-то вырос в семье, где было не принято "сюсюкать и миндальничать". Он считает подобное выражение чувств проявлением слабости. Кто-то другой будет воспринимать его как черствого, бездушного человека. Вы легко можете отыскать множество других примеров. Именно это мы делаем, когда используем паттерн модели мира. Полезно представить, как бы воспринял убеждение, с которым вы работаете, человек с другой моделью мира -- австралийский абориген, индеец, японец... профессиональный психолог, священник, чемпион мира по боксу... ваш сосед, наконец. -Вы часто заглядываете в книгу, значит, плохо знаете предмет. -Рак приводит к смерти. Хорошая эрудиция, знание других культур поможет вам эффективно использовать паттерн модели мира. Стратегия реальности (Reality Strategy) Паттерн, который мы рассмотрим в заключение, представит нам еще одно понятие нейро-лингвистического программирования - стратегию реальности. Каждый человек обладает способом отделять реальность от вымысла, решать, какое утверждение соответствует действительности, а какое нет. (Ладно, я вас обманул. Не каждый человек обладает таким способом. Однако те, кто не может отличить реальность от собственных фантазий, скорее всего находятся сейчас под присмотром специалистов и вряд ли будут читать эту статью). Но что это за способ? Как именно этот человек пришел к выводу, что его убеждение верно? Прочитал где-то? Видел по телевизору? Услышал от знакомого? Но как он определил, что этому источнику можно доверять? -Я не могу свободно заговаривать с незнакомыми людьми, потому что меня так воспитали. А какую стратегию реальности используете вы сами?
|