Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологическое исследование по вопросу смысла жизни человека


В мае 2014 г. участники Международного общественного движения «АЛЛАТРА»
из г. Кировоград (Украина) провели в общеобразовательных школах города
анкетирование школьников. Опрос проводился в рамках реализации таких
целей МОД «АЛЛАТРА», как создание благоприятных условий для формирования
общества с новым форматом мышления, основанного на высоких духовных,
моральных и культурных принципах, развитие и популяризация духовных
ценностей в обществе.
В ходе письменного анкетирования были
опрошены дети начальных, средних и старших классов в четырёх школах
областного центра (возраст детей – 8-9, 11-12 и 16-17 лет
соответственно).
С детьми был проведён урок в форме обсуждения рассказа «Самый главный и трудный вопрос» из книгиАндрианова М. А. «Философия для детей в сказках и рассказах». В конце урока детям было предложено ответить на несколько вопросов:
1. Кем ты себя считаешь, кто ты?
2. Что такое жизнь? В чём смысл жизни человека?
3. Как ты понимаешь духовный мир? Что такое душа?
Результаты анализа ответов показали следующую картину.
42-45 % школьников всех возрастов в ответах отразили услышанное на
уроке. 55-58 % детей выразили собственное мнение по данным вопросам.

Из этой статистики можно сделать выводы, что почти половина детей
информацию, предлагаемую системой образования, дублируют, не вникая в её
суть. Следовательно, знания, полученные в школе, они не склонны
использовать для собственного развития. Чтобы у детей не было проблем с
оценками и отношениями с учителями и родителями, они вынуждены
приспосабливаться к системе, быть как все, не проявлять
исследовательского интереса. То есть услышал материал, запомнил, выдал.
Эта схема работает на получение выгодной оценки. Таким образом, сама
оценочная система в школе препятствует исследовательскому интересу
детей, постепенно снижает мотивацию к самостоятельному познанию мира.
Дальнейший анализ ответов показал – из 55-58 % школьников большая часть детей склонна к материальному мышлению (32-34%), меньшая – к духовному (23-24%).
К материальному мышлению
мы отнесли стандартные ответы учащихся, которые отражают предлагаемые
обществом стереотипы, модели поведения, ценности жизни. Итак, третья
часть всех тестируемых детей не понимают, что такое духовный мир или пишут, что это мир снов, мечтаний, желаний и чувств человека. Стандартно отвечают, что душа
– это то, что внутри человека. Некоторые дети (особенно старшего
возраста) вообще отрицают существование души, называют это невозможным,
полагают, что человеком руководят мозг и инстинкты.
На вопрос «кем ты себя считаешь?» отвечают стандартно – человек (мальчик, девочка), ученик (ребёнок), танцор, каратист и т.д.
Смысл
жизни эти дети видят в том, чтобы работать на хорошей работе, стать
хорошей мамой (женой), отцом (мужем), размножаться (продолжить род),
стать начальником (директором), наслаждаться и радоваться, стать лучше
всех, купить машину, квартиру, жить в богатстве и быть материально
обеспеченным. Некоторые дети выражают желание продублировать жизнь своих
родителей (стать как папа, мама).
У современной системы
образования нет гибкости. Она фрактально повторяется: загоняет в рамки
учителей, учителя загоняют в рамки детей. Соответственно, дети следуют
навязанным стандартам. Учитель, который отступил от рамок системы и
пошёл путём самопознания, может умелым воспитанием способствовать
раскрытию внутреннего мира ребёнка. Замечено, что в классах, где учитель
работал над раскрытием духовного потенциала детей в сотрудничестве с
родителями, в ответах детей прослеживается выражение собственного
мнения. Эти дети имеют представление о своей духовной природе, понимают
цель и смысл жизни. Они не боятся говорить о своих слабостях и не
осуждают товарищей. Это менее трети части опрошенных детей, но их ответы
заслуживают внимания. Вот несколько подробных примеров того, как дети
понимают духовный мир и своё место в нём.
- Смысл жизни - стать добрым ангелом, живу для души, чтоб сделать мир светлее, чтоб делать добро. (8 лет)
- Жизнь – это промежуток времени, который человек использует для развития души и преумножения света. (10 лет)

- Душа – это сфера, куда если заглянет человек и почувствует своё
предназначение, то будет жить настоящей жизнью и познает вечность. (10
лет)
- Жизнь создана для того, чтобы наша душа стала душой архангела. (10 лет)

- Духовный мир – это мир, который зависит от выбора человека. Если
человек будет добрым, в нём всегда будет лето, а если хмурым – в нём
всегда будет зима. Душа – это светлая часть человека, которая находится
возле его сердца. (10 лет)
- Жизнь – это «сложный механизм», в
котором человек – робот, усовершенствующий этот механизм. Человек
привносит в мир свои идеи, которые новые поколения будут развивать и
совершенствовать. А душа на этом пути – подсказка. (10 лет)
- Душа –
это то, что внутри, что-то хорошее. Иногда я слушаю её и делаю, как она
подсказывает. А иногда я делаю так, как хотят мои родители, чтоб быть
хорошим сыном. (12 лет)
- Я живу, чтоб сделать свою душу светлее. Душа – это самое главное в человеке. Тело выполняет желания души, служит ей. (12 лет)
- Душа – это то, что ты чувствуешь внутри себя, это нематериальная часть Бога. (12 лет)
- Когда ты слушаешься душу, то понимаешь других людей. (12 лет)
- Я человек, который живёт, творит, делает какие-то дела, а в мироздании я всего лишь песчинка. (12 лет)

- Я живу, чтоб внести что-то хорошее в этот мир. Душа – это сущность
человека. Никто не может повлиять на духовный выбор человека. (12 лет)
- Душа – это солнечный лучик в человеке, где нет места злу. (12 лет)

- Я считаю себя временным телом. Я часть мира, в котором существуют все
возможные существа и предметы. Я считаю себя человеком, который должен
познать себя и мир. Душа – это то, что внутри нас, что даёт ответы на
вопросы, помогает сделать правильный выбор. Без души мы не люди, а
звери. (15 лет)
- Я никто. А живу для того, чтобы узнать кто я.
Духовный мир – это место, где видно, что человек сделал и не сделал за
свою жизнь. (15 лет)
- Душа – это не органы, не мышцы, но то, что
заполняет наше тело. Она движет человеком и подталкивает к добрым
поступкам. (17 лет)
Проведённый опрос показал, что современная
педагогика, как и жизнь общества в целом, стремительно лишаются
нравственного фундамента. Цель гуманной педагогики - комплексное
воспитание гармоничного и образованного человека, человека с развитой
душой, всесторонне познающего и открывающего не только внешний, но и
свой внутренний мир. И ещё не поздно каждому из нас взять на себя
ответственность за свою жизнь, своё духовное развитие, чтоб помочь
взойти тем добрым всходам, которые ещё остались в наших детях.

Источник: http://sensei.org.ua/znaniya/articles/soul/31-dusha/99-sociologicheskoe-issledovanie-o-smysle-zhizni


<== предыдущая | следующая ==>
Проектирование детских досуговых центров в современных условиях | Дорогие друзья, уважаемые партнеры!

Date: 2015-10-21; view: 255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию