Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Благодарности. Идея позитивной психологии зародилась в беседе трех энтузиастов во время отдыха на Юкатане в начале января 1998 года и постепенно воплотилась в научное





 

Идея позитивной психологии зародилась в беседе трех энтузиастов во время отдыха на Юкатане в начале января 1998 года и постепенно воплотилась в научное движение. Эта книга была закончена через четыре года после рождения позитивной психологии и, по сути дела, представляет собой ее манифест.

Слова Никки (см. главу 2) все еще звенели у меня в ушах, я был растерян, но ясно осознавал: моя миссия — создание ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Еще не до конца понимая, что таят в себе эти слова, я знал, к кому обратиться за помощью. Первый звонок — Майку Чиксентмихали.

— Майк, — начал я, — конечно, вы с Изабеллой уже решили, куда ехать на Новый год. Но, может, вы все-таки откажетесь от этих планов и поедете с нами на Юкатан? Мы сняли домик на Акумале, там найдется место и для вас. Я хотел бы поговорить с тобой о создании нового научного направления — «позитивной психологии»…

Затем я позвонил Рею Фаулеру:

— Рей, я знаю, что вы с Санди уже решили, куда ехать на Новый год…

В первые дни января 1998-го на Акумале мы просыпались рано утром, «кофейничали» до полудня, потом заносили в ноутбуки результаты этих обсуждений, а после обеда шли купаться и гулять вместе с детьми. К концу недели вырисовалась основа: содержание, методы, инфраструктура.

Новое направление включало в себя три области. Первая — изучение положительных чувств. Эд Динер согласился взять эту сферу на себя. Вторая — изучение позитивного характера, достоинств и добродетелей, вызывающих положительные чувства. Майк Чиксентмихали изъявил готовность возглавить эту часть исследований.

Далее мы решили, что позитивные характеры нуждаются в классификации — подобно тому, как в былые времена, до появления диагностического справочника, нуждались в классификации расстройства психики. Справочник позитивных характеров поможет специалистам ориентироваться в достоинствах личности. Эта классификация не обязательно должна оставаться неизменной: грядущие поколения ученых наверняка ее дополнят.

Когда мы уразумели, что этот вопрос не обойти, пришлось разработать критерии оценки различных свойств характера. Руководить научными изысканиями в этой области взялись Крис Петерсон и Джордж Вайан. Психиатрия, как известно, — наука о болезнях и отклонениях, позитивной же психологии под руководством Петерсона и Вайана надлежало позаботиться о здоровье и благополучии нормальных людей.

И наконец, третья, крайне важная область, оставшаяся, увы, за рамками этой книги, — изучение позитивных явлений и институтов. Какие общественные установления в действительности способствуют развитию позитивного характера и стимулируют положительные чувства? Крепкая семья, здоровое окружение, демократия, гражданские свободы, экономическая стабильность — все это примеры позитивных институтов. Их изучением должны бы заниматься социология, политология, антропология и экономика, но эти дисциплины (подобно академической психологии) в настоящее время заняты в основном явлениями отрицательными — расизмом, дискриминацией полов, макиавеллизмом, монополизмом и т. п. Эти общественные науки выполняют грязную работу — ищут средства для борьбы с явлениями, затрудняющими нашу жизнь, — ну а пока, в лучшем случае, учат, как избежать подобных явлений или свести их действие к минимуму. Майк, Рей и я пришли к выводу, что людям необходима позитивная наука, изучающая явления положительные. Кэтлин Хол Джэмисон согласилась возглавить исследования в этой области. Покойный ныне Роберт Нозик обещал помочь нам в разработке философского обоснования концепции.

В итоге мы решили создать Общество позитивной психологии, объединяющее известных ученых. Эту работу возглавил я, а Питер Шульман стал координатором проекта.

Спасибо вам, Рей, Майк, Эд, Крис, Джордж, Кэтлин, Боб и Питер!

Майк, Рей и я использовали традиционные научные методы. Те, кто думает, что позитивная психология совершила революцию в науке, будут разочарованы. Однако я считаю, что нужно называть вещи своими именами, не преувеличивая их значения. Мы рассматриваем позитивную психологию как особое направление традиционной науки, изучающее не болезни и расстройства, а положительные явления. Позитивная психология не заменяет традиционную, а дополняет ее.

Наконец, нам, умудренным практическим опытом, следовало подумать и об инфраструктуре нового направления. Мы знали, что интересного содержания и проверенных научных методов совершенно недостаточно. Необходимы рабочие места, фанты, конкурсы, горящие энтузиазмом исследователи. И мы решили активно работать над этой проблемой. Особенно мы нуждались в молодых научных силах, но нужно было привлечь и уже состоявшихся ученых, создать вакансии для помощников преподавателей, аспирантов и студентов.

Все это требовало значительных средств, и их поиск стал моей обязанностью. Большую часть 1998 года я провел в разъездах, читая доклады во всевозможных фондах с расчетом получить от них финансовую поддержку. Я опытный оратор, на моем счету сотни выступлений и докладов о приобретенном оптимизме и приобретенной беспомощности. Тем не менее даже я оказался готовым к той бурной реакции, которую вызвали мои рассуждения. Впервые в жизни слушатели аплодировали мне стоя, впервые в жизни я видел слезы на их глазах.

— Позитивная психология у меня в крови, а я вместо этого потратила годы на изучение всякой ерунды вроде психических заболеваний, — сказала мне женщина-психолог с дрожью в голосе.

Другой известный психотерапевт признался:

— История Никки — очень хороший пример. Я тоже лечу пациентов, помогая им выработать защитные положительные качества. Я пришел к этому интуитивно.

У меня — большой опыт добывания исследовательских грантов. В свое время мне часто поручали договариваться с разными организациями и фондами о финансировании какого-нибудь проекта. С моей точки зрения, это довольно унизительная и тяжелая работа. Но теперь, когда трудился во имя позитивной психологии, я не чувствовал ни усталости, ни досады — я был просто окры лен. Харви Дейл, Джим Спенсер и Джоэль Фляйшман из Atlantic Philanthropies охотно согласились оплачивать наши исследования, проявив удивительную щедрость. Нил и Донна Майерсон из Фонда Мануэля и Роды Майерсон спонсировали разработку классификации достоинств и добродетелей человеческого характера, под сокращенным названием «ДВД: Добродетели в Действии». Сэр Джон Темплтон и его помощники Чак Харпер и Артур Шварц из Фонда Джона Темплтона учредили высокие премии за лучшие исследования в области позитивной психологии, а также научные фанты для молодых специалистов.

Фонды Анненберга и Пью щедро спонсировали изыскания в направлении, возглавляемом Кэтлин Холл Джэмисон, в пер вую очередь, касающемся позитивных аспектов общественной деятельности. Джим Хови согласился финансировать ежегодные научные конференции в Акумале. Дон Клифтон и Джим Клифтон — отец и сын, управляющие общества Gallup, — выра зили готовность заняться организацией и финансированием ежегодных встреч ведущих ученых.

Спасибо вам, Харви, Джоэль, Нил, Донна, сэр Джон, Чак, Артур, Анненберг, Пью, три Джима и Дон!

Ричард Пайн, мой давний литературный агент и друг, мечта любого автора, подкинул мне мысль написать книгу — своего рода манифест нового научного направления. Его правая рука, Лори Андиман, установила необходимые связи за рубежом. Филип Раппаиорт, мой замечательный редактор и советчик, взялся довести рукопись до ума и предложить ее издательствам Free Press и Simon & Schuster. Он дважды внимательно прочитал рукопись и сделал много удивительно ценных дополнений.

Спасибо вам, Ричард, Лори и Филип!

Все, кого я назвал, помогли мне в работе над книгой, и особенно — Чиксентмихали, Динер и Петерсон. Две группы исследователей серьезно повлияли на мою работу. Это Эми Резневски, Моника Ворлайн и Джейн Даттон, изучавшие психо логию труда, и Дэвид Шкаде, Кен Шелдон и Соня Любомирски, рассмотревшие феномен «погони за счастьем» (материалы их трудов частично использованы в книге).

Кроме них у меня оказалось неисчислимое множество и дру гих помощников: кто-то давал прочесть свои статьи еще до их публикации, кто-то любезно разрешал перепечатать результаты проведенных опросов, кто-то спорил со мной дома, на работе или по электронной почте. Многие из этих невольных помощников, вероятно, уже забыли, какие ценные замечания они в свое время внесли в наш общий труд.

Спасибо вам, Кэтрин Далсгаард, Марта Стаут, Терри Канг, Каррисса Гриффинг, Гектор Агилар, Кэтрин Пейль, Боб Эммонс, Майк МакКаллоу, Джон Хайдт, Барбара Фредриксон, Давид Любински, Камилла Бенбоу, Рена Суботник, Джеймс Павельскли, Лаура Кинг, Дачер Келтнер, Крис Риели, Дан Чирот, Барри Шварц, Стив Хайман, Карен Рейвич, Джейн Гиллхэм, Эндрю Шатт, Касс Санштайн, Рон Левант, Фил Зимбардо, Хазел Маркус, Боб Зайонц, Боб Райт, Дороти Кантор, Дик Суинн, Мариса Лашер, Сара Лавипор, Деннис МакКарти, студенты 262-й и 709-й групп отделения психологии Пенсильванского университета, Роб Дерубейс, Стив Холлон, Лестер Люборски, Николь Курцер, Курт Зальцингер, Дейв Барлоу, Джек Ракман, Ханс Эйзенек, Маргарет Балтес, Тим Бек, Дэвид Кларк, Дэвид Розенх: ан, Элейн Уокер, Джон Дурбин, Дрейк Макфили, Роберт Сейфарт, Гари Ванденбос, Питер Натан, Дании Канеман, Гарри Рейс, Шелли Гейбл, Боб Гейбл, Эрни Стек, Боб Олкотт, Фил Стоун, Би-vw Робертсон, Терри Уилсон, Шейла Кеарни, Мэри Пеннер-Ловсси, Дэйв Майерс, Билл Хоуэлл, Шарон Брем, Клод Стил, Горд, он Боуэр, Шарон Боуэр, Соня Любомирски, Дэвид Шкаде, Кен Шелдон, Элис Айзен, Джереми Хантер, Майкл Айзенк, Джинн Накамура, Пол Томас, Билли Корен, Чарли Есниг, Дэйв Гросс, Рейз Миллер, Джон Келлерман, Фэй Келлерман, Даррин Лезман, Фред Бриант, Джозеф Верофф, Боб Гейбл, Джон Туби, Леда Кюсмидес, Вероника Хута, Илона Бонивел, Дебра Либерман, Джерри Клоре, Лорен Аллой, Лин Абрамсон, Лиза Асинуолл, Марвин Левин, Ричи Дэвидсон, Кэрол Двек, Кэрол Рифф, Джон Диболио, Кори Кейес, Рослин Картер, Моника Ворлайн, Джейн Даттон, Эми Резневски, Джон Барон и Джон Барон, Джон Сабини, Рмк Макколей, Мел Коннер, Роберт Бисвас-Динер, Кэрол Динер» Томас Джойнер, Том Брэдбери, Фрэнк Финчем, Хайден Эллис, Норман Брэдбери, Синди Хазан, Фил Шейвер, Эверетт Вортингт он, Дэвид Ларсен, Мэри Энн Мейерс, Вероника Хута, Джэк Хот, Фред Ванфлетерен, Рэнди Галлистел, Ева Кларк, Джим Глейк, Марти Эппл, Артур Яффе, Скотт Томпсон, Дэнни Хиллис, Марта Фарах, Алан Коре, Том Чилдерс, Дейв Хантер, Рик Снайдер, Шейн Лопес, Лесли Секерка, Тайаб Рашид, Стив Волин, Стиве Линкер, Роберт Пломин, Кен Кендлер, Джошуа Ледерберг, Сибил Волин, Тодд Кашдан, Пол Веркюль и Джуди Родин.

Год работы над этой книгой стал самым лучшим в моей жизни, и за это я глубоко благодарен моей жене Манли и детям — Аманде, Дэвиду, Ларе, Никки, Даррилу и маленькой Карли.

 

Библиография

 

1. Marvin Levine. Look Down from Clouds, 1997 r.

2. Seligman, M.E.P. (1994). What you can change and what you can't. New York: Knopf.

3. Freud, S. (1923). Civilization and its discontents. New York: Norton (1962 edition, translated by J. Strachey).

4. Goodwin, D.K. (1994). No ordinary time: Franklin and Eleanor Roosevelt: The home front in World War II. New York: Simon and Schuster.

5. Fredrickson, B. (2001). The role of positive emotions in Positive Psychology: The broaden-and-build theory of positive emotions. American Psychologist, 56, 218–226.

6. Masten, A. (2001). Ordinary magic: resilience processes in development. American Psychologist, 56, 227–238.

7. Danner, D, Snowdon, D., and Friesen, W. (2001). Positive emotions in early life and longevity: Findings from the nun study. Journal of Personality and Social Psychology, 80), 804–813.

8. Redelheimer, D., and Singh, S.(2001). Social status and life expectancy in an advantaged population: A study of Academy Award-winning actors. Annals of Internal Medicine, 134, 56.

9. Harker, L, and Keltner, D. (2001). Expressions of positive emotion in women's college yearbook pictures and their relationship to personality and life outcomes across adulthood, journal of Personality and Social Psychology, 80, 112–124.

10. R. Nozick (1997), Socratic puzzles (pp. 93–95). Cambridge, MA: Harvard University.

11. Kahneman, D. (2000), Experienced utility and objective happiness: A moment-based approach. D. Kahneman and A. Tversky, (Eds) Choices, values and frames. New York: Cambridge University Press and the Russell Sage Foundation.

12. F.W. Irwin (1971). Intentional behavior and motivation: A cognitive theory. Philadelphia: Lippincott.

13. Redelmeier, D., and Kahneman, D. (1996). Patients memories of painful medical treatments: Real-time and retrospective evaluations of two minimally invasive procedures. Pain, 116,3–8.

14. Schkade, D., and Kahneman, D. (1998). Does living in California make people happy? A focusing illusion in judgments of life satisfaction. Psychologicl Science, 9, 340–346.

15. Nozick, R. (1974). Anarchy, state, and Utopia (pp.. 42–45). New York: Basic Books.

16. Haidt, J. (2001). The emotional dog and the rationai tail: A social intuitionist approach to moral judgment. Psychological Review, 108, 814–834.

17. Maruta, Т., Colligan, R., Malinchoc, M, and Of ford, K.(2000). Optimists vs. Pessimists: Survival rate among medical patients over a 30-year period. Mayo Clinic Proceedings, 75,140–143.

18. Allport, G. W., and Odbert, H.S. (1936). Trait-narrLes: A psycholexical study. Psychological Monographs, 47 (Whole No. 211), 1-171.

19. Buckingham, M., and Clifton, D. (2001). Now, discover your strengths. New York: Free Press.

20. Fordyce Emotions Questionnaire: Fordyce, M. (19*88). A review of research on the happiness measures: A sixty second index of happiness and mental health. Social Indicators Research, 20, 355–381.

21. Keltner D., Bonanno, G.A. (1997). A study of laughter and dissosiation: The distinct correlates of laughter and smiling during bereavement. Journal of Personality and Social Psychology, 73, 687–702.

22. Isen, A. M., Rosenzweig, A. S., and Young, M. J. (1991). The ifluence of positive affect on clinical problem solving. Medical Decision Making, 11,221–227.

23. Aspinwall, L, and Brunhart, S. (2000). What I don't know won't hurt me. In J. Gillham (Ed.), The science of optimism and hope: Research essays in honor of Martin E. P. Seligman (pp. 163–200). Philadelphia: Templton Foundation Press.

24. Fredrickson, B. (1998). What good are positive emotions? Review of General Psychology, 2, 300–319.

25. Peil, K. (2001). Emotional intelligence, sensory self-regulation, and the organic destiny of the species: The emotional feedback system. Unpublished manuscript, University of Michigan; ktpeil_aol.com.

26. Clore, G. L. (1994). Why emotions are felt. In P. Ekman, and R. Davidson, (Eds.), The nature of emotion: Fundamental questions (pp. 103–111). New York: Oxford University Press.

27. Tellegen, A., Lykken, D. Т., Bouchard, T.J., Wilcox, K.J., Segal, N.L., and Rich, S. (1988). Personality similarity in twins reared apart and together. Journal of Personality and Social Psychology, 54,1031–1039.

28. Watson, D., Clark, L.A., and Tellegen, A. (1988). Development and validation of brief measures of positive and negative affect: The PANAS scales. Journal of Personality and Social Psychology, 54,1063–1070.

29. Isen, A.M. (2000). Positive affect and decision making. In M. Lewis and J.M. Haviland-Jones (Eds.), Handbook of emotions (2d ed, pp. 417–435). New York: Guilford Press.

30. Estrada, C, Isen, A., and Young, M. (1997) Positive affect facilitates integration of information and decreases anchoring in reasoning among physicians. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 72,117–135.

31. Masters, J., Barden, R., and Ford, M. (1979) Affective states, expressive behavior, nd learning in children. Journal of Personality and Social Psychology, 37,380–390.

32. Peirce, C.S. (1955). How to make our ideas clear. In J. Buchler (ed.), Philosophical writings of Peirce. New Yorkir Dover.

33. Headey, В., and Wearing, A. (1989). Personality, liiFre events and subjective well-being: Toward a dynamic equ.: ilib «JM» ium model. Journal of Personality and Social Psychology, 57, 731–739.

34. Weinstein, N. (1980). Unrealistic optimism a boi_ait future life events. Journal of Personality and Social Fisycsohology, 39, 806–820.

35. Alloy, L.B., and Abramson, L.Y. (1979). Judg: meitmt of contingency in depressed and non-depressed students. Sadder but wiser. Journal of Experimental Psychology — eneral, 108, 441–485.

36. Alloy, L. and Clements C. (1992). Illusi on of control: Invulnerabilty to negative affect and depresisiv — symptoms after laboratory and natural stressors. Joura-al czzsf Abnormal Psychology, 101,234–245.

37. Ackermann, R., and DeRubeis, R. (1991). Is de*jpre; sive realism real Clinical Psychology Review, 11, 365–384.

38. Aspinwall, L. C, Richter, L., and Hoffmann, JR.R. (2001). Understanding how optimism works: An «xa. ^mination of optimists adaptive moderation of belief and behavior. In E. C. Chang (Ed.), Optimism and pessimism: Jimp lications for theory, research, and practice (pp. 217–238). VAfa&- hington DC: American Psychological Association.

39. Davidson, R. (1999). Biological bases of ^per sonality. In V. Derlega, B. Winstead, et al. (Eds.), Personality: cczr>ntemporary theory and research. Chicago: Nelson-Hall.

40. Ostir, G., Markides, K., Black, S., and Goodwin, J(200* <0). Emotional well-being predicts subsequent functional indep-*endL» ence and sur vival. Journal of the American Geriatrics Society^. 4Si, 473–478.

41. Stone, A., Neale, J., Cox, D., Napoli, A., et al. (199-4). Daily events are associated with secretory immune respr3on±=es to an oralantigen in men. Health Psychology, 13 (5), 44t J-4-Л6.

42. Segerstrom, S., Taylor, S., Kemeny, M., and IFahb «ey, J. (1998). Optimism is associated with mood, coping, ai_ Jid immune change in response to stress. Journal of Personality and Social Psychology, 74,1646–1655.

43. Kamen-Siegel, L., Rodin, J., Seligman, M.E.P., and Dwyer, С (1991). Explanatory style and cell-mediated immunity. Health Psychology, 10, 229–235.

44. Staw, В., Sutton, R., and Pelled, L. (1994)Employeepositiveemotion and favourable outcomes at the workplace. Organization Science, 5, 51–71.

45. Marks, G., and Fleming, N. (1999). Influences and consequences of well-being among Australian young people: 1980–1995. Social Indicators Research, 46,301–323.

46. Horn, H., and Arbuckle, B. (1988). Mood induction effects upon goal setting and performance in young children. Motivation and Emotion, 12,113–112.

47. Weisenberg, M., Raz, Т., and Hener, T. (1988). The influence of film-induced mood on pain perception. Pain, 76, 365–375.

48. Fredrickson, В., and Levenson, R. (1998). Positive emotions speed recovery from the cardiovascular sequelae of negative emotions. Cognition and Emotion, 12,191–220.

49. Matas, L, Arend, R., and Sroufe, A. (1978). Continuity of adaptation in the second year: The relationship between quality of attachment and later competence. Child Development, 49, 547–556.

50. Deiner, E., and Seligmn, M.E.P. (2002). Very happy people. Psychological Science, 13, 81–84.

51. Diener, E., Suh, E., Lucas, R., and Smith, H. (1999). Subjective well-being: Three decades of progress. Psychological Bulletin, 125, 276–302.

52. Diener, E. Lyobomirsky, S., and King, L. (2002). TK.

53. Lyubomirsy, S., and Lepper, H. S. (1999). A measure of subjectve happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, 46, 137–155.

54. Brickman, P., Coates, D., and Janoff-Bulman, R. (1978). Lottery winners and accident victims: Is happiness relative? Journal of Personality and Social Psychology, 36, 917–927.

55. Smith, S., and Razzel, P. (1975). The pools winners. London: Caliban Books.

56. Silver, R. (1982), Coping with an undesirable life event: A study of early reactions to physical disability. Unpublished doctoral dissertation, Northwestern Univeersity. Evanstone, II.

57. Hellmich, N. (1995, June 9). Optimism often survives spinal chord injuries. USA Today, p. D4.

58. Lykken, D, and Tellegen, A. (1996). Happiness is a stochastic phenomenon. Psychological Science, 7,186–189.

59. Обзор литературы см. в книге: Diener, E. (2000). Subjective well-being. American Psychologist, 55,34–43.

60. Lehman, D., Wortman, C, and Williams, A. (1987). Long-term effects of losing a spouse or child in a motor vehicle crash. Journal of Personality and Social Psychology, 52,218-31.

61. Vitaliano, P.P., Russo.}., Young, H.M., Becker.}., and Maiuro, R. D. (19991). The screen for caregiver burden. Gerontologist, 31, 76–83.

62. Diener, E., Diener, M. and Diener, C. (1995). Factors predicting the subjective well-being of nations. Journal of Personality and Social Psychology, 69,851–864.

63. Diener, E, Suh, E., Lucas, R., and Smith, H. (1999). Subjective well-being: Three decades of progress. Psychological Bulletin, 125,276–302.

64. Diener, E., and Diener, C. (1995). Most people are happy. Psychological Science, 7, 181–185.

65. Wilson, W. (1967). Correlates of avowed happiness. Psychological Bulletin, 67, 294–306.

66. World values study group (1994). World values survey, 1981–1994 and 1990–1993. (Computer file, ICPSR version). Ann Arbor, MI: Institute for Social Research.

67. Diener, E., and Suh, E. (1997). Measuring quality of life: Economic, social and subjective indicators. Social Indicators, 40,189–216.

68. Myers, D. (2000). The funds, friends and faith of happy people. American Psychologist, 55, 56–67.

69. Positive Psychology: An Introduction. (Special issue). American Psychologist, 200, 55, 5-14.

70. Ibid, and Diener, E., Horwitz, J., and Emmons, R. (1995). Happiness of the very wealthy. Social Indicators, 16, 263–274.

71. Biswas-Diener, R., and Diener. E. (2001). Making the best of a bad situation: Satisfaction in the slums of Calcutta. Social Indicators Research.

72. Biswas-Diener, R. (2002). Quality of life among the homeless. (In press).

73. Richins, M. L, and Dawson, S. (1992). A consumer values orien tation for materialism and its measurement: Scale development and validation. Journal of Consumer Research, 19, 303–316.

74. Sirgy, M.J. (1998). Materialism and quality of life. Social Indicators Research, 43, 227–260.

75. Ibid, and Mastekaasa, A. (1994). Marital status, distress, and wellbeing. Journal of Comparative Family Studies, 25,183–206.

76. Ibid, and Mastekaasa, A. (1995). Age variations in the suicide rates and self-reported subjective well-being of married and never married persons. Journal of Community and Applied Social Psychology, 5, 21–39.

77. Bradburn, N. (1969). The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine; Watson, D. and Clark, L.A. (1992). Affects sep arable and inseparable: On the hierarchical arrangement of the negative affects. Journal of Personality and Social Psychology, 62, 489–505.

78. Larsen, J., McGraw, A., P., and Cacioppo, J. (2001). Can people feel happy and sad at the same time? Journal of Personality and Social Psychology, 81, 684–696.

79. Wood, W., Rhodes, N., and Whelan, M. (1989). Sex differences in positive well-being: A consideration of emotional style and marital status. Psychological Bulletin, 106, 249–264.

80. Nolen-Hoeksema, S., and Rusting, С L. (2000). Gender differences in well-being. In D. Kahneman, E. Diener, and N. Schwarz (Eds.), Well-being: The foundations of hedonic psychology. New York: Russell Sage Foundation.

81. Solomon, R., and Corbit, J. (1974). An opponent process theory of motivation. Psychological Review, 81,119–145.

82. Diener, E., and Suh, E. (1998). Age and subjective well-being: An international analysis. Annual Review of Gerontology, 17, 304–324.

83. Mroczek, D.K., and Kolarz, C.M. (1998). The effect of age on positive and negative affect: A developmental perspective on happiness. Journal of Personality and Social Psychology, 75,1333–1349.

84. Brief, A.P., Butcher, A. H., George, J.M., and Link, K.E. (1993). Integrating bottom-up and top-down theories of subjective well-being: The case of health. Journal of tk 646–653.

85. Breetvelt, I.S., and van Dam, F.S.A.M. (1991). Underreporting by cancer patients: The case of response-shift. Social Science and Medicine, 32, 981–987.

86. Verbrugge, L.M., Reoma, J.M., and Gruber-Baldini, A.L. (1994). Short-term dynamics of disability and well-being. Journal of Health and Social Behaviour, 35, 97-117.

87. Witter, R. A., Okun, M.A., Stock, W.A., and Haring, M.J. (1984). Education and subjective well-being: A meta-analysis. Education Evaluation and Policy Analysis, 6, 165–173.

88. Diener, E., Suh, E., Lucas, R and Smith, H. (1999). Subjective well-being: Three decades of progress. Psychological Bulletin, 125, 276–302.

89. Sigelman, L. (1981). Is ignorance bliss? A reconsideration of the folk wisdom. Human Relations, 34, 965–974.

90. Schkade, D., and Kahneman, D. (1998). Does living in California make people happy? Unpublished manuscript, Princeton University.

91. Myers, D. (2000). The funds, friends, and faith of happy people. American Psychologist, 55,56–67. He provides a review of this large and converging literature on the positive correlates of religious faith.

92. Julian of Norwich. Revelations of Divine Love, (Ch. 27, the thirteenth revelation and ch. 68). In Doyle, Brendan (1983). Meditations with Julian of Norwich. Santa Fe, NM.

93. Argyle, M. (2000). Causes and correlates of happiness. In D. Kahneman, E. Diener, and N. Schwarz (Eds.), Well-being: The foundations of hedonic psychology. New York: Russel Sage Foundation.

94. Diener, E., Emmons, R., Larsen, R., and Griffin, S. (1985) The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, 49, 71–75.

95. Pavot, W., and Diener, E. (1993). Review of the satisfaction with life scale. Psychological Assessment, 5,164–172.

96. Teasdale, J. (1997) The relationship between cognition and emotion: The mind-in-place in mood disorders. In D. M. Clark and С. Fairburn (Eds.), Science and practice of cognitive behaviortherapy (pp. 67–93). New York: Oxford University Press.

97. Schachter, S., and Singer, J. (1962). Cognitive, social, and physiological determinants of emotional state. Psychological Review, 69, 379–399.

98. Seligman, M.E.P.(1970). On the generality of the laws of learning. Psychological Review, 77, 406–418. См. обзор в книге Seligman, M.E.P. (1993). What you can change and what you can't. New York: Knopf.

99. См. обзор в книге Seligman, M.E.P. (1993). What you can change and what you can't. New York: Knopf.

100. Clark, D., and Clayboum, M. (1997). Process characteristics of worry and obsessive intrusive thoughts. Behaviour Research and Therapy, 35 (12), 1139–1141.

101. Beck, A.T. (1999). Prisoners of hate. New York: Harper Collins. This is an especially good argument for the cognitive basis of anger and violence, locked into interpretations of the past.

102. Forehand, R.(1992). Parental divorce and adolescent malad justment: Scientific inquiry vs. public information. Behaviour Research and Therapy, 30, 319–328.

103. Brown G., and Harris, T. (1978) Social origins of depression. London: Tavistock.

104. Galbraith, R. (1982). Sibling spacing and intellectual development: A closer look at the confluence models. Developmental Psychology, 18,151–173.

105. Clarke, Av and Clarke, A.D. (1976) Early experience: Myth and evidence. New York: Free Press.

106. Rutter, M. (1980). The long-term effects of early experience. Developmental Medicine and Child Neurology, 22, 800–815.

107. См.: Rutter, M. (1987). Continuities and discontinuities from infancy. In J. Osofsky (Ed.), Hadbook of infant development (2d ed…). (pp. 1256–1298). New York: Wiley.

108. Plomin, R., Chipuer, K, and Loehlin.}. (1990). Behavior genetics and personality. In L. Pervin (Ed.), Handbook of personality theory and research (pp. 225–243). New York: Guildford.

109. Plomin, R., and Bergeman, C. (1991). The nature of nurture: Genetic influence on environmental measures. Behavioural and Brain Sciences, 14, 373–427.

110. Bouchard, Т., and McGue, M. (1990). Genetic and rearing environmental influences on adult personality: An analysis of adopted twins reared apart. Journal of Personality, 68, 263–282.

111. Stattin, H., and Klackenberg-Larsson, I. (1990). The relation ship between maternal attributes in the early life of the child and the child's future criminal behaviour. Development and Psychopathology, 2, 99-111.

112. Van der Kolk, В., Perry, C, and Herman, J. (1991). Childhood origins of self-destructive behavior. Amercan Journal of Psychiatry, 148, 1665–1671.

113. Williams R., Barefoot J., and Shekelle R. (1985). The health consequences of hostility. In M. Chesney and R. Rosenman (Eds), Anger and hostility in cardiovascular and behavioral disorders. New York: McGraw Hill.

114. Hokanson, J., and Burgess, M. (1962). The effects of status, type of frustration, and aggression on vascular processes. Journal of Abnormal and Social Psychology, 65, 232–237.

115. Hokanson, J., and Edelman, R. (1966). Effects of three social responses on vascular processes. Journal of Abnormal and Social Psychology, 442–447.

116. McCullough, M., Emmons, R., and Tsang, J. (2002). The grateful disposition: A conceptual and empirical topography. Journal of Personality and Social Psychology, 82, 112–127.

117. Emmons, R., and McCullough, M. (2002). Counting blessings versus burdens: An experimental investigation of gratitude and subjective well-being in daily life. (Unpublished).

118. Wegner, D., and Zanakos, S. (1994). Chronic thought suppression. Journal of Personality, 62, 615–640.

119. Worthington, E. (2001). Five steps to forgiveness. New York: Crown.

120. McCullough, M., Rachal, K, Sandage, S., Worthington, E., Brown, S., and Hight, T. (1998). Interpersonal forgiving in close relationships: II. Theoretical elaboration and measurement. Journal of Personality and Social Psychology, 75, 1586–1603.

121. Harris, A., Thoresen, C, Luskin, F., Benisovich, S., Standard, S., Bruning, J., and Evans, S. (2001). Effects of forgiveness intervention on physical and psychosocial health. Paper presented at the annual meeting of the American Psychological Association, San Francisco, August, 2001.

122. Thoresen, C, Luskin, F., and Harris, A. (1998). Science and for giveness interventions: Reflections and recommendations. In E. Worthington (Ed.), Dimensions of Forgiveness: Psychological research and theological perspectives. Philadelphia: Templeton Foundation Press.

123. Van Oyen, C, Ludwig, Т., and Vander Laan, K. (2001). Granting forgiveness or harboring grudges: Implications for emotion, physiology, and health. Psychological Science, 12, 117–123.

124. Davies, R. (1976). What every girl should know. One-half of Robertson Davies. New York: Penguin.

125. Seligman, M.E.P. (1991). Learned optimism. New York: Knopf.

126. Seligman, M., and Pawelski, J. Positive Psychology: FAQs.

127. Cavafy, C.P. (1975). Collected poems (E. Keeley and P. Sherrard, Trans.). Princeton, NJ: Princeton University Press.

128. Shizgal, P. (1997). Neural basis of utility estimation. Current Opinion in Neurobiology, 7,198–208.

129. James Gleick (2000) Faster: The acceleration of just about everything. New York: Little, Brown.

130. Stewart Brand, The clock of the long now (New York: Basic Books, 2000).

131. Fred B. Bryant and Joseph Veroff, Savouring: A process model for positive psychology.

132. Bryant, F.B. (1989). A four-factor model of perceived control: Avoiding, coping, obtaining, and savouring. Journal of Personality, 57,773–797.

133. Tierjens, E. (1923). The most-sacred mountain. InJ. B. Rittenhouse (Ed.), The second book of modern verse. New York: Houghton-Mifflin.

134. Langer, E. (1997). The power of mindful learning. Cambridge, M. A: Perseus.

135. Jon Kabat-Zinn (1994). Wherever you go, there you are. New York: Hyperion.

136. Levine, M. (2000). The Positive psychology of Buddhism and yoga. Mahwah, NJ: Erlbaum.

137. Urmson, J.O. (1988). Aristotle's ethics. London: Basil Blackwell.

138. Ryan, R. and Deci, E. (2001). On happiness and human potential. Annual Review of Psychology, 51, 141–166.

139. Ryff, С (1995). Psychological well-being in adult life. Current Directions in Psychological Science, 4, 99-104.

140. Csikszentmihalyi, M. (1991). Flow. New York: Harper.

141. Seligman, M. (1996). The optimistic child. New York: Houghton-Mifflin.

142. Seligman, M., Walker, E., and Rosenhan, D. (2001). Abnormal Psychology. New York: Norton.

143. Kessler, R., McGonagle, K., Zhao, S, et al. (1994). Life-time and 12-month prevalence of DSM-IIIR psychiatric disorders in the United States: Results from the National Comorbidity Study. Archives of General Psychiatry, 51, 8-19.

144. Smith, L, and Elliot, С (2001). Hollow kids: Recapturing the soul of a generation lost to the self-esteem myth. New York: Form.

145. Csikszentmihalyi, M. (2002). The call of the extreme. In press.

146. Kuklick, B. (1985). Churchmen and philosophers. New Haven: Yale University, 1985.

147. Cuddihy J.M., (1987). The Ordeal of civility. Boston Press.

148. McCullough, M, and Snyder, C. (2000). Classical sources of human strength: revisiting an old home and building a new one. Journal of Social and Clinical Psychology, 19, 1-10.

149. Himmelfarb, G. (1996). The Demoralization of society: From Victorian virtues to modern values. New York: Vintage.

150. Wright, R. (1994). The moral: Evolutionary psychology and everyday life. New York: Pantheon.

151. Turndull, С (172). The mountain people. New York: Simon and Schuster.

152. Annual См. Ryan, R., and Deci, E. (2001). On happiness and human potential. Review of Psychology, 51.141–166.

153. Kashdan, T. (2002). Curiosity and interest. In C. Peterson, and M. Seligman (Eds.), The VIA classification of strengths and virtues.

154. Jahoda, M. (1958). Current concepts of positive mental health. New York: Basic Books.

155. Ellis, A. (1962). Reason and emotion in psychotherapy. New York: Stuart.

156. Sternberg, R.J., Forsythe, G.B., Hedlund, J., Horvath, J. A., Wagner, R. K., Williams, W.M., Snook, S.A., and Grigorenko, E.L. (2000). Practical intelligence in everyday life. New York: Cambridge University Press.

157. Garnder, H. (1983). Frames of mind: The theory of multiple intelligences. New York: Basic Books.

158. Mayer, J., and Salovey, P. (2002). Personal intelligence, social intelligence, and emotional intelligence: The hot intelligences. In С Peterson, and M. Seligman (Eds.), The VIA classification of strengths and virtues. См. сайт www.positivepsychology.org.

159. Goleman, D. Emotional intelligence. New York: Bantaumi.

160. Gallup Organization (2000). Strengths-finder® resourction guide. Lincoln, NE: Author; Buckingham, M.

161. Clifton, D. (2001). Now, discover your strengths. New York: Free Press.

162. Baltes, P.B., and Staudinger, U.M. (2000). Wisdom: /*=\ metaheuristic (pragmatic) to orchestrate mind and virtue toward excellence. American Psychologist, 55, 122–136.

163. Vaillant, G.E. (1993). The wisdom of the ego. Cambridge, MA: Harvard University Press.

164. Sternberg, R.J.(Ed.) (1990). Wisdom: Its nature, origiisns, and development. New York: Cambridge University Press.

165. Steen, T. (2002), Courage, in Peterson and Seligman, ib» — id.

166. Monica Worline, Via Classification: Courage (2002), in Pyterson and Seligman, ibid.

167. Putnam, D. (1997). Psychological courage. Philosophy, Psychiatry, and Psychology, 4, 1-11. Rachman, S. J. (1990). Fear and courage (2nd ed.). New York: W.H. Freeman.

168. O'Byrne, K.K., Lopez, S.J., and Petersen, S. (2000, August). Building a theory of courage: A precursor to change? Paj^zDer presented at the Annual Convention of the American Psychological Assosiation.

169. Washington, D.C. Shlep, E.E. (1984). Courage: A neglected virtue in the patient-physician relationship. Social Scier-*ce and Medicine, 18 (4), 351–360.

170. Sheldon, K. (2002). Authenticity/honesty/integrity. In C. Peterson, and M. Seligman (Eds.), The VIA classifica_ tion of strengths and virtues. См. сайт www.Positivepsycr~r» ology.org.

171. Post, S., Underwood, L., and McCullough M. (2002). Altmruism/ altruistic love/kindness/generosity /nurturance/care/cci^mpassion. In Peterson and Seligman, ibid.

172. Taylor, S., Klein, L., Lewis, B. et al. (2000). Biobehsavioral responses to stress in females: Tend-and-befriend, no*lt fightor-flight. Psychological Review. 107, 411–429.

173. Gilligan, С. (1982). In a different voice: Psychological theory and women's development. Cambridge, MA: Harvard University Press.

174. Kohlberg, L. (1984). Essays on moral development (vol.2): The nature and validity of moral stages. San Francisco: Harper and Row.

175. Baumeister, R., and Exline, J. (1999). Personality and social relations: Self-control as the moral muscle. Journal of Personality, 67, 1165–1194.

176. Haslam, N. (2002). Prudence. In С Peterson, and M. Seligman (Eds), The VIA classification of strengths and virtues.

177. Emmons, R.A., and King L.A. (1988). Conflict among personal strivings: Immediate and long-term implications for psychological and physical well-being. Journal of Personality and Social Psycology, 54, 1040–1048.

178. Friedman, H. S., Tucker, J. S., Schwartz, J.E., Tomlinson-Keasey, C, Martin, L.R., Wingard, D.L., and Criqui, M.H. (1995). Psychosocial and behavioral predictors of longevity: The aging and death of the «Termites». American Psychologist, 50, 69–78.

179. Haidt, J. (2001). The emotional dog and its rational tail: A social intuitionist approach to moral judgement. Psychological Review, 108, 814–834.

180. Emmons, R. (2002). Gratitude. In С Peterson, and M. Seligman (Eds), The VIA classification of strengths and virtues.

181. McCullough, M.E., Kilpatrick, S., Emmons, R.A., and Larson, D. (2001). Gratitude as moral affect. Psychological Bulletin, 127, 249–266.

182. Leonhardt, D. (2001) If richer isn't happier, what is? New York Times, May 19, B9-11.

183. Bellah, R. N., Madsen, R., Sullivan, W.M., Swidler, A., and Tipton, S.M. (1985). Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life. New York: Harper and Row.

184. Wrzesniewski, A., McCauley, C.R., Rozin, P., and Schwartz, B. (1997). Jobs, careers, and callings: People's relations to their work. Journal of Research in Personality, 31, 21–33.

185. Baumeister, R.F. (1991). Meanings of Life. New York Guilford Press.

186. Wrzesniewski, A., Rozin, P., and Bennett, G. (2001). Working, playing, and eating: Making the most of most moments. In C.Keyes and J. Haidt (Eds), Flourishing: The positive person and the good life. Washington, D.C.: American Psychological Association.

187. Wrzesniewski, A., and Dutton, J. (2001). Crafting a job: Revisioning employees as active crafters of their work. Academy of Management Review, 26, 179–201.

188. Cohen, R. C, and Sutton, R.I. (1998). Clients as a source of enjoyment on the job: How hairstylists shape demeanor and personal disclosures. In J. A. Wagner III (Ed.), Advances in qualitative organization research. Greenwich, CT: Jai Press.

189. Benner, P., Tanner, C.A., and Chesla, С. А. (1996). Expertise in nursing practice. New York: Springer.

190. Jacques, R. (1993). Untheorized dimesions of caring work: Caring as structural practice and caring as a way of seeing. Nursing Administration Quarterly, 17, 1-10.

191. Fine, G.A. (1996). Kitchens: The culture of restaurant work. Berkeley: University of California Press.

192. Csikszentmihalyi, M. (1997). Finding flow. New York: Basic Books.

193. Csikszentmihalyi, M. and Schneider, B. (2000). Becoming adult. New York: Basic Books.

194. Iyengar, S., and Lepper, M. (2000). When choice is demotivating. Journal of Personality and Social Psychology, 79, 995-1006.

195. Seligman, M., Verkuil, P., and Kang, T. (2002). Why lawyers are unhappy. Cardozo Law Journal, 23,33–53.

196. Hall, M. (1992) Fax poll finds attorneys aren't happy with work. L.A. Daily Journal, March 4,1992.

197. Schiltz, P. (1999). On being happy, healthy and ethical member of an unhappy, unhealthy and unethical profession. Vanderbilt Law Review, 52, 871.

198. Shop, J.G. (1994, April) New York poll finds chronic strain in lawers' personal lives, Association of Trial Lawers of America.

199. Heinz J. et al. (1999). Lawers and their discontents: findings from a survey of the Chicago bar. Indiana Law Journal, 74, 735.

200. Satterfield, J.M., Monahan, J., and Seligman, M.E.P. (91997). Law school performance predicted by explanatory style. Behavioral Sciences and the Law, 15,1-11.

201. Karasek, K., Baker, D., Marxer, F., Ahlbom, A., and Theorell, T. (1981). Job decision latitude, job demand, and cardiovascular disease: A prospective study of Swedish men. American Journal of Public Health, 71,694–705.

202. New York Times, Oct. 6,1999, Gl.

203. The Record of the Association of the Bar of the City of New York, 55, 2000.

204. Worline, M. (2002). Courage. In C. Peterson, and M. Seligman (Eds.), The VIA classification of strengths and virtues. См. сайт www.positivepsychology.org.

205. Van Boven, L., Dunning, D., and Lowenstein, G. (2000). Egocentric empathy gaps between owners and buyers: Misperceptions of the endowment effect. Journal of Personality and Social Psychology, 79, 66–76.

206. Tooby, J., and Cosmides, L. (1996). Friendship and the banker's paradox: Other pathways to the evolution of adaptations for altruism. In W.G. Runciman., J.M. Smith, and R.I.M. Dunbar (Eds.), Evolution of social behaviour patterns in primates and man. Proceedings of the British Academy, 88,119–143.

207. Diener, E., and Seligman, M. (2001). Very happy people. Psychological Science, 13, 81–84.

208. Myer, D. (2000). The American paradox. New Haven, CT: Yale University Press.

209. Reis, H. and Gable, S. (2001). Toward a positive psychology of relationships. In C. Keyes and J. Haidt (Eds.), Flourishing: The Positive person person and the good life. Wahington, D.C.: American Psychological Association.

210. Conger, R., and Elder, G. (1994). Families in troubled times: Adapting to change in rural America. Hawthorne, NY: Aldine de Gruyter.

211. Hazan, С. (2002). The capacity to love and be loved. In С. Peterson and M. Seligman, The VIA Classification of strengths and virtues. Washington, D.C.: American Psychological Association Press.

212. Sternberg, R. (1986). A triangular theory of love. Psychological Review, 93, 119–135.

213. Cutler, W., Garcia, C, Huggins, G., and Prett, G. (1986). Sexual behavior and steroid levels among gynecologically mature premenopausal women. Fertility and Sterility, 45, 496–502.

214. Hazan, C, and Zeifman, D. (1999). Modern evolutionary theory and patterns of attachment. Ibid., pp. 141–161.

215. Hazan, C, and Shaver, P. (1987). Romantic love conceptualized as an attachment proce3ss. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 511–524.

216. Kobak, R. (1999). The emotional dynamics of disruptions in attachment relationships. In. J. Cassidy and P. Shaver (Eds.), Hadbook of Attachment (21–43). New York: Guilford Press.

217. Weinfield, N., Sroufe, A., Egeland, В., and Carison, E. (1999). The nature of individual differences in infant-caregiver attachment. Ibid., pp. 68–88.

218. Kunce, L. and Shaver, P. (1994). An attachment-theoretical approach to caregiving in romantic relationships. См. К. Bartholomew and D. Perlman (Eds.), Advances in personal relationships, vol. 5: Attachment processes in adulthood (pp. 205–237). London: Jessica Kingsley.

219. Hazan, C, Zeifman, D., and Middleton, K. (1994, July). Adult romantic attachment, affection, and sex. Paper presented at 7th International Conference of Personal Relationships, Groningen, The Netherlands.

220. Mikulincer, M., Florian, V. and Weller, A. (1993). Attachment styles, coping strategies, and posttraumatic psychological distress: The impact of the Gulf War in Israel. Journal of Personality and Social Psychology, 64, 817–826.

221. Cafferty, Т., Davis, K., Medway, F., et al. (1994). Reunion dynamics among couples separated during Operation Desert Storm: An attachment theory analysis. См. К. Bartholomew and D. Perlman (Eds.), Advances in personal relationships, vol. 5: Attachment processes in adulthood (pp. 309–330). London: Jessica Kingsley.

222. A. Christensen and N. Jacobson (2000). Reconcilable differences. New York: Guilford Press.

223. J. Gottman with J. DeClair (2001). The relationship cure. New York: Crown.

224. J. Gottman with N. Silver (1999). The seven principles for making marriage work. New York: Three Rivers.

225. M. Markman, S. Stanley, and S. Blumberg (1994). Fighting for your marriage. New York: Jossey-Bass.

226. Gottman, J., and Levenson, R. (1992). Marital processes predictive of later dissolution: Behavior, physiology, and health, journal of Personality and Social Psychology, 63, 221–233.

227. Gable, S., and Reis, H. (2001). Appetitive and aversive social interaction. In J. Harvey and A. Wenzel (Eds.), Close romantic relationship maintenance and enhancement. In press.

228. Murray, S. (1999). The quest for conviction: Motivated cognition in romantic relationships. Psychological Inquiry, 10, 23–34.

229. Murray, S., Holmes, J., Dolderman, D., and Griffin, D. (2000). What the motivated mind sees: Comparing fiends perspectives to married partners' views of each other. Journal of Experimental Social Psychology, 36, 600–620.

230. Fincham, F., and Bradbury, T. (1987). The impact of attributions in marriage: A longitudinal analysis. Journal of Personality and Social Psychology, 53,510–517.

231. Karney, В., and Bradbury, T. (2000). Attributions in marriage: state or trait? A growth curve analysis. Journal of Personality and Social Psychology, 78,295–309.

232. Lincoln, f. (1859), Septemder to the Wisconsin State Agricultural Society, Milwaukee.

233. Kaslow, F., and Robinson, J. (1996). Long-term satisfying marriage: Perceptions of contributing factors. American Journal of Family Therapy, 24,153–170.

234. Bower, G. (1970). Organizational factors in memory. Cognitive Psychology, 1,18–46.

235. Fredrickson, В., and Joiner, T. (2002). Positive emotions trigger upward spirals toward emotional well-being. Psychological Science, in press.

236. Young-Bruehl E., and Bethelard, F. (2000) Cherishment: A psychology of the heart. New York: Free Press.

237. Seligman, M. (1975). Helplessness: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman. См. особ, главу 7.

238. Davies, R. (1977). One-half of Robertson Davies. New York: Viking.

239. Peterson, Maier, and Seligman (1993). Learned helplessness New York: Oxford University Press.

240. Seligman (1991), Helplessness New York: Freeman.

241. B. Campbell, R. Church (1969). Punishment and aversive behavior. New York: Appleton-Century-Crofts.

242. Seligman, M. (1968). «Chronic fear produced by unpredictable shock». Journal of Comparative and Physiological Psychology, 66, 402–411.

243. Vaillant, G., and Vaillant, С (1981). Work as a predictor of positive mental health. American Journal of Psychiatry, 138, 1433–1440.

244. Schwartz, R., and Garamoni, G. (1989). Cognitive balance and psychopathology: Evaluation of an information process ing model of positive and negative states of mind. Clinical Psychology Review, 9, 271–294.

245. Garamoni, G., Reynolds, C, Thase, M, and Frank, E. (1992). Shifts in affective balance during cognitive therapy of major depression. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 60, 260–266.

246. Vogel, G. (1975). A review of REM sleep deprivation. Archives of General Psychiatry, 32, 96–97.

247. Seligman, M.E.P., and Yellin, A. (1987). What is a dream? Behavior Research and Therapy, 25,1-24.

248. Wright, R. (2000). Nonzero: The logic of human destiny. New York: Pantheon.

249. Stegall, W. (1995). A guide to A. N. Whitehead's under standing of God and the universe. Claremont, CA: Creative Transformation, Center for Process Studies.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]В фигурных скобках указан номер библиографического источника в конце книги.

 

[2]4 мая 1886 года на Хеймаркет-сквер в Чикаго анархисты швырнули бомбу в полицейских, которые готовились разгонять демонстрацию рабочих, добивавшихся восьмичасового рабочего дня. — Прим. ред.

 

[3]Концепция, обосновывающая требование всеобщего равенства как принцип организации общественной жизни. — Прим. ред.

 

[4]Киссинджер, Генри Альфред (р. 1923) — американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международных отношений. — Прим. ред.

 

[5]Рассказ можно найти в журнале «Энергия», 1986, № 12 (с. 82–91), в книге «Новые миры Айзека Азимова», т. 2. (с. 325–337) или в его книге «Сны роботов» (с. 307–324). — Прим. ред.

 

Date: 2015-10-21; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.064 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию