Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Sup1;54È î÷åíü ïðîñòî. 3 page
¹58Ðóñü êîëîêîëüíàÿ Ëþáèëà Ðóñü êîëîêîëüíûé çâîí. Óæå â XIV веке (а может, и раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись гласит, что в 1342 году архиепископ Василий повелел отлить колокол для Софии и привел мастера Бориса из Москвы. Этот же Борис, по свидетельству летописей, отливал колоêîëà äëÿ Ìîñêâû è äðóãèõ ãîðîäîâ. Âûñêàçûâàþòñÿ ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî èìåííî Áîðèñ, îñâîèâ íîâîå ìàñòåðñòâî, ñòàë îñíîâîïîëîæíèêîì êîëîêîëüíîãî äåëà íà Ðóñè. Çâîí êîëîêîëîâ, çâó÷àâøèé íà äåñÿòêè êèëîìåòðîâ, áûë ñâîåîáðàçíîé ìóçûêîé äëÿ âñåõ. Êîëîêîëà çâó÷àëè «во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал жизни людей: оповещал о приближении врагов или опасности, приветствовал победоносные полки, приносил в праздники торжественность и веселье. Ðàäîñòíûì çâîíîì âñòðåòèëà Ìîñêâà âîèíîâ ñ Êóëèêîâñêîé áèòâû. Ïîä êîëîêîëüíûé çâîí øåñòâîâàëè ïî Ìîñêâå îïîë÷åíöû Ìèíèíà è Ïîæàðñêîãî, èçãíàâøèå èíòåðâåíòîâ èç ñòîëèöû. Êîëîêîëüíûé çâîí ñîáèðàë íîâãîðîäöåâ íà âå÷å, ãäå ðåøàëàñü ñóäüáà Îòå÷åñòâà. Áîëüøèå êîëîêîëà îáû÷íî èçãîòàâëèâàëè â ïóøå÷íûõ ìàñòåðñêèõ, à ìàëåíüêèå çâîíû è áèëû îòëèâàëè êîëîêîëüíèêè. Ëèòüå êîëîêîëîâ áûëî ïî÷åòíûì äåëîì. Êîãäà îòëèâàëñÿ áîëüøîé êîëîêîë, ëåòîïèñåö çàíîñèë ýòî ñîáûòèå â ëåòîïèñü, íå çàáûâàÿ óïîìÿíóòü î åãî ñîçäàòåëå.  êîëîêîëüíûé ñïëàâ, ñîñòîÿâøèé èç ìåäè è îëîâà, äîáàâëÿëè ñåðåáðî — äëÿ áëàãîçâó÷íîñòè. Îòñþäà è ïîøëî âûðàæåíèå «ñåðåáðÿíûé çâîí». Ñ êîëîêîëàìè áûëè ñâÿçàíû ðàçëè÷íûå ïîâåðüÿ. Íàïðèìåð, êîãäà ïðèíèìàëèñü îòëèâàòü êîëîêîë, íàðî÷íî ðàñïóñêàëè ëîæíûé è ìàëîâåðîÿòíûé ñëóõ. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ÷åì äàëüøå ðàñïðîñòðàíèòñÿ ýòîò ñëóõ, òåì ñèëüíåå áóäåò ãóäåòü êîëîêîë. Ñ÷èòàëîñü ïëîõîé ïðèìåòîé, åñëè êîëîêîë çàçâîíèò íî÷üþ ñàì ïî ñåáå. ×åëîâåê, êîòîðûé óñëûøèò íî÷üþ çâîí, äîëæåí áûë æäàòü âñÿ÷åñêèõ íåñ÷àñòèé. Òàê, â Ìîñêâå âèñåë íàáàòíûé êîëîêîë, êîòîðûé â ïðîñòîíàðîäüå íàçûâàëè âñïîëîøíûì. Âñåì áûëî èçâåñòíî, ÷òî çà êîëîêîëîì ÷èñëèëàñü êðàìîëà: äî 1478 ãîäà îí áûë âå÷åâûì êîëîêîëîì Âåëèêîãî Íîâãîðîäà, ïîòîì åãî ó íîâãîðîäöåâ îòîáðàë÷ è ïåðåâåçëè â Ìîñêâó. Íî â 1681 ãîäó öàðü Ôåäïð Àëåêñååâè÷ ïðîñíóëñÿ íî÷üþ: åìó ïîêàçàëîñü, ÷òî âñïîëîøíûé êîëîêîë çâîíèò. Óòðîì öàðü äåðæàë ñîâåò ñ áîÿðàìè. Êîëîêîë îòïðàâèëè â ññûëêó â ãëóõóþ è ëåñèñòóþ Êàðåëèþ. Òàê íîâãîðîäñêèé «áóíòîâùèê» è íå ïðèæèëñÿ â Ìîñêâå. Î êîëîêîëàõ ñëàãàëîñü ìíîãî ïðèò÷, ïîñëîâèö, øóòîê. Êîëîêîë áûë äëÿ ñåëüñêèõ æèòåëåé ñâîåãî ðîäà ÷àñàìè. Ïîýòîìó è áûëà ïîãîâîðêà: ïåðâûé çâîí — ïðîïàäàé ìîé ñîí, âòîðîé çâîí — çåìíîé ïîêëîí, òðåòèé çâîí — èç äîìó âîí. Î êîëîêîëüíûõ çâîíàõ ïîâåñòâîâàëè ìåòàôîðè÷íî, íàïðèìåð, ñèäèò ïåòóõ íà âîðîòàõ. Òðóäíîå äåëî — îòëèâêà êîëîêîëîâ. Êîëîêîë — ýòî îãðîìíûé ìóçûêàëüíûé èíñòðóìåíò. Ó êàæäîãî êîëîêîëà ñâîè ïåðåëèâû, ó êàæäîãî çâîíà ñâîå íàçíà÷åíèå. Êàê âû ïîíèìàåòå çíà÷åíèå ñëîâ «íàáàòíûé» è «âå÷åâîé»? Íàáàòíûé è âå÷åâîé çâîíû èñïîëüçîâàëèñü íà Ðóñè äëÿ ñáîðà íàðîäà. Íî íàáàòíûé óäàð â êîëîêîë — ýòî òàêîé óäàð, êîòîðûé ïðèçûâàë ëþäåé ñîáðàòüñÿ âî âðåìÿ êàêîãî-íèáóäü áåäñòâèÿ, íàïðèìåð, ïîæàðà èëè íàâîäíåíèÿ.  êîãäà çâó÷àë âå÷åâîé óäàð, ýòî çíà÷èëî, ÷òî ëþäåé çâà÷è äëÿ ðåøåíèÿ ïðîáëåìû èëè êàêîãî-íèáóäü ñïîðíîãî âîïðîñà. ¹59Ó÷èòåëü Çàìå÷àòåëüíûé ÷åëîâåê, âñòðåòèâøèéñÿ ìíå â ñàìîì íà÷àëå æèçíåííîãî ïóòè, áûë Èãíàòèé Äìèòðèåâè÷ Ðîæäåñòâåíñêèé, ñèáèðñêèé ïîýò. Îí ïðåïîäàâàë â íàøåé øêîëå ðóññêèé ÿçûê,, è ëèòåðàòóðó Ïåðâîå, ÷åì îí ïîðàçèë âåñü êëàññ, áûëà åãî áëèçîðóêîñòü. Ó÷èòåëü ïðèáëèæàë áóìàãó ê ëèöó, âîäèë ïî íåé íîñîì è, ñëîâíî ðàçãîâàðèâàÿ ñàì ñ ñîáîé, òâåðäèë: «×óäî! Äèâíî! Òîëüêî ðóññêîé ïîýçèè ýòî äàíî!» Ìîé ïÿòûé «Á» ðåøèë, ÷òî òàêîãî ìàëîõîëüíåíüêîãî îí áûñòðî «ñøàìàåò». Íî íå òóò-òî áûëî! Íà óðîêå ëèòåðàòóðû îí çàñòàâèë êàæäîãî èç íàñ ÷èòàòü ïî äâå ìèíóòû èç «Äóáðîâñêîãî» èëè «Áîðîäèíà». Ïîñëóøàâ, îí áåñöåðåìîííî ãîâîðèë: «Íåäîðîñëü! Ïîä ïîòîëîê âûìàõàë, à ÷èòàåøü ïî ñëîãàì!» Íà óðîêå ðóññêîãî ÿçûêà íàø ó÷èòåëü òàê ðàçîøåëñÿ, ÷òî öåëûé ÷àñ ðàññêàçûâàë íàì î ñëîâå «ÿð». Êîãäà æå íà÷àëàñü ïåðåìåíà, îí ìàõíóë ðóêîé è ñêàçàë, ÷òî íàïèøåì äèêòàíò çàâòðà. ß î÷åíü õîðîøî çàïîìíèë, ÷òî íà òîì óðîêå íèêòî íå áàëîâàëñÿ è äàæå íå øåâåëèëñÿ. Ìåíÿ ïîðàçèëî, ñêîëüêî çíà÷åíèé ìîæåò èìåòü îäíî ìàëåíüêîå ñëîâî, ÷òî ÷åëîâåê ìîæåò âñå ïîñòè÷ü ñ ïîìîùüþ ñëîâà è ÷òî ÷åëîâåê, âëàäåþùèé ñëîâîì, åñòü ÷åëîâåê áîëüøîé è áîãàòûé. Âïåðâûå çà âñþ èñòîðèþ íàøåãî êëàññà äàæå ó îòïåòûõ îçîðíèêîâ â ãðàôå «ïîâåäåíèå» ñòàëè ïîÿâëÿòüñÿ ïÿòåðêè. Êîãäà ìû ñòàëè èíòåðåñîâàòüñÿ ëèòåðàòóðîé, Èãíàòèé Äìèòðèåâè÷ ñòàë ïðèíîñèòü íàì íîâûå æóðíàëû или книжки и читал их нам по десять-пятнадцать минут на каждом уроке. Мы все чаще и чаще стали просиживать перемены, слушая его. Î÷åíü ìû ïîëþáèëè ñàìîñòîÿòåëüíóþ ðàáîòó, íî íå ñòèõè ó÷èòü è íå èçëîæåíèÿ ïèñàòü, à ïèñàòü ñî÷èíåíèÿ, òâîðèòü ñàìèì. Îäíàæäû Èãíàòèé Äìèòðèåâè÷ âîøåë â êëàññ è âåëåë íàì ïèñàòü ñî÷èíåíèå î òîì, êàê ìû ïðîâåëè ëåòî. Êëàññ çàñêðèïåë ðó÷êàìè. Íå áîëåå ìåñÿöà íàçàä ÿ çàáëóäèëñÿ â òàéãå è ïðîâåë òàì ÷åòûðå äíÿ. Ñíà÷àëà ÿ èñïóãàëñÿ, íî ïîòîì âçÿë ñåáÿ â ðóêè è âåë ñåáÿ ïî-òàåæíîìó ñìåëî è ñòîéêî, äàæå íå ïðîñòóäèëñÿ. ß íàïèñàë îá ýòîì â ìîåì ñî÷èíåíèè è íàçâàë åãî «Æèâ». Íèêîãäà åùå ÿ òàê íå ñòàðàëñÿ â øêîëå, ÿ ñ òàéíûì âîëíåíèåì æäàë ðàçäà÷è òåòðàäåé. Ìíîãèå ñî÷èíåíèÿ ó÷èòåëü ðóãàë çà ïðèìèòèâíîñòü èçëîæåíèÿ, çà îòñóòñòâèå ñâîèõ ñëîâ è ìûñëåé. Êèïà òåòðàäåé íà ó÷èòåëüñêîì ñòîëå ñòàíîâèëàñü âñå ìåíüøå, è âîò, íàêîíåö, ñèðîòëèâî çàãîëóáåëà ìîÿ òîíåíüêàÿ òåòðàäî÷êà. Èãíàòèé Äìèòðèåâè÷ áåðåæíî ðàçâåðíóë ìîþ òåòðàäü, ïðî÷èòàë ìîå ñî÷èíåíèå âñåìó êëàññó, ïîòîì ïîäíÿë ìåíÿ, ïðèñòàëüíî ïîñìîòðåë íà ìåíÿ è ñêàçàë òàêóþ ðåäêóþ è îòòîãî îñîáåííî äîðîãóþ ïîõâàëó: «Ìîëîäåö!» Êîãäà â 1953 ãîäó âûøëà ìîÿ ïåðâàÿ êíèãà ðàññêàçîâ, ÿ ïîñòàâèë ñâîé ïåðâûé â æèçíè àâòîãðàô ÷åëîâåêó, êîòîðûé ïðèâèë ìíå óâàæèòåëüíîñòü ê ñëîâó, ïðîáóäèë æàæäó òâîð÷åñòâà. Êàê óäàëîñü ó÷èòåëþ ïðèâèòü ñâîèì ó÷åíèêàì «óâàæèòåëüíîñòü ê ñëîâó», ïðîáóäèòü ó íèõ æàæäó òâîð÷åñòâà? Ó÷èòåëþ óäàëîñü ïðèâèòü ñâîèì ó÷åíèêàì «óâàæèòåëüíîñòü ê, ñëîâó», ïðîáóäèòü ó íèõ æàæäó òâîð÷åñòâà, ïðåæäå âñåãî èíòåðåñíûìè ôèëîëîãè÷åñêèìè ôàêòàìè. Îí ñìîã ïîêàçàòü ó÷åíèêàì, ÷òî çíà÷åíèå ñëîâà — ýòî óâëåêàòåëüíàÿ òåìà. Òàêæå ó÷èòåëü ÷èòàë èì îòðûâêè èç íîâûõ êíèã è æóðíàëîâ íà êàæäîì óðîêå. Ïîìèìî ýòîãî, ó÷èòåëü äàë âîçìîæíîñòü ðåáÿòàì ñàìèì òâîðèòü. Îí îòêàçàëñÿ îò çóáðåæêè è çàó÷èâàíèÿ ÷óæèõ ìûñëåé. Îí ðóãàë ó÷åíèêîâ, êîãäà îíè ïîâòîðÿëè ÷óæèå ñëîâà è ìûñëè. ×åëîâåê ðîæäåí, ÷òîáû òâîðèòü, è ó÷èòåëü это хорошо понимал, поэтому и остановил свой выбор именно на таком виде преподавания русского языка и литературы.
|