Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Sup1;54È î÷åíü ïðîñòî. 3 page





 

¹58Ðóñü êîëîêîëüíàÿ

Ëþáèëà Ðóñü êîëîêîëüíûé çâîí. Óæå â XIV веке (а может, и раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись гласит, что в 1342 году архиепископ Василий повелел отлить колокол для Софии и привел мастера Бориса из Москвы. Этот же Борис, по свидетельству летописей, отливал колоêîëà äëÿ Ìîñêâû è äðóãèõ ãîðîäîâ. Âûñêàçûâàþòñÿ ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî èìåííî Áîðèñ, îñâîèâ íîâîå ìàñòåðñòâî, ñòàë îñíîâîïîëîæíèêîì êîëîêîëüíîãî äåëà íà Ðóñè. Çâîí êîëîêîëîâ, çâó÷àâøèé íà äåñÿòêè êèëîìåòðîâ, áûë ñâîåîáðàçíîé ìóçûêîé äëÿ âñåõ. Êîëîêîëà çâó÷àëè «во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал жизни людей: оповещал о приближении врагов или опасности, приветствовал победоносные полки, приносил в праздни­ки торжественность и веселье.

Ðàäîñòíûì çâîíîì âñòðåòèëà Ìîñêâà âîèíîâ ñ Êóëèêîâñêîé áèò­âû. Ïîä êîëîêîëüíûé çâîí øåñòâîâàëè ïî Ìîñêâå îïîë÷åíöû Ìèíè­íà è Ïîæàðñêîãî, èçãíàâøèå èíòåðâåíòîâ èç ñòîëèöû. Êîëîêîëüíûé çâîí ñîáèðàë íîâãîðîäöåâ íà âå÷å, ãäå ðåøàëàñü ñóäüáà Îòå÷åñòâà.

Áîëüøèå êîëîêîëà îáû÷íî èçãîòàâëèâàëè â ïóøå÷íûõ ìàñòåð­ñêèõ, à ìàëåíüêèå çâîíû è áèëû îòëèâàëè êîëîêîëüíèêè. Ëèòüå êî­ëîêîëîâ áûëî ïî÷åòíûì äåëîì. Êîãäà îòëèâàëñÿ áîëüøîé êîëîêîë, ëåòîïèñåö çàíîñèë ýòî ñîáûòèå â ëåòîïèñü, íå çàáûâàÿ óïîìÿíóòü î åãî ñîçäàòåëå.  êîëîêîëüíûé ñïëàâ, ñîñòîÿâøèé èç ìåäè è îëîâà, äîáàâëÿëè ñåðåáðî — äëÿ áëàãîçâó÷íîñòè. Îòñþäà è ïîøëî âûðàæå­íèå «ñåðåáðÿíûé çâîí».

Ñ êîëîêîëàìè áûëè ñâÿçàíû ðàçëè÷íûå ïîâåðüÿ. Íàïðèìåð, êîãäà ïðèíèìàëèñü îòëèâàòü êîëîêîë, íàðî÷íî ðàñïóñêàëè ëîæíûé è ìàëî­âåðîÿòíûé ñëóõ. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ÷åì äàëüøå ðàñïðîñòðàíèòñÿ ýòîò ñëóõ, òåì ñèëüíåå áóäåò ãóäåòü êîëîêîë.

Ñ÷èòàëîñü ïëîõîé ïðèìåòîé, åñëè êîëîêîë çàçâîíèò íî÷üþ ñàì ïî ñåáå. ×åëîâåê, êîòîðûé óñëûøèò íî÷üþ çâîí, äîëæåí áûë æäàòü âñÿ­÷åñêèõ íåñ÷àñòèé. Òàê, â Ìîñêâå âèñåë íàáàòíûé êîëîêîë, êîòîðûé â ïðîñòîíàðîäüå íàçûâàëè âñïîëîøíûì. Âñåì áûëî èçâåñòíî, ÷òî çà êîëîêîëîì ÷èñëèëàñü êðàìîëà: äî 1478 ãîäà îí áûë âå÷åâûì êîëîêî­ëîì Âåëèêîãî Íîâãîðîäà, ïîòîì åãî ó íîâãîðîäöåâ îòîáðàë÷ è ïåðå­âåçëè â Ìîñêâó. Íî â 1681 ãîäó öàðü Ôåäïð Àëåêñååâè÷ ïðîñíóëñÿ íî÷üþ: åìó ïîêàçàëîñü, ÷òî âñïîëîøíûé êîëîêîë çâîíèò. Óòðîì öàðü äåðæàë ñîâåò ñ áîÿðàìè. Êîëîêîë îòïðàâèëè â ññûëêó â ãëóõóþ è ëåñèñòóþ Êàðåëèþ. Òàê íîâãîðîäñêèé «áóíòîâùèê» è íå ïðèæèëñÿ â Ìîñêâå.

Î êîëîêîëàõ ñëàãàëîñü ìíîãî ïðèò÷, ïîñëîâèö, øóòîê. Êîëîêîë áûë äëÿ ñåëüñêèõ æèòåëåé ñâîåãî ðîäà ÷àñàìè. Ïîýòîìó è áûëà ïîãî­âîðêà: ïåðâûé çâîí — ïðîïàäàé ìîé ñîí, âòîðîé çâîí — çåìíîé ïî­êëîí, òðåòèé çâîí — èç äîìó âîí.

Î êîëîêîëüíûõ çâîíàõ ïîâåñòâîâàëè ìåòàôîðè÷íî, íàïðèìåð, ñè­äèò ïåòóõ íà âîðîòàõ.

Òðóäíîå äåëî — îòëèâêà êîëîêîëîâ. Êîëîêîë — ýòî îãðîìíûé ìóçûêàëüíûé èíñòðóìåíò. Ó êàæäîãî êîëîêîëà ñâîè ïåðåëèâû, ó êàæäîãî çâîíà ñâîå íàçíà÷åíèå.

Êàê âû ïîíèìàåòå çíà÷åíèå ñëîâ «íàáàòíûé» è «âå÷åâîé»?

Íàáàòíûé è âå÷åâîé çâîíû èñïîëüçîâàëèñü íà Ðóñè äëÿ ñáîðà íà­ðîäà. Íî íàáàòíûé óäàð â êîëîêîë — ýòî òàêîé óäàð, êîòîðûé ïðè­çûâàë ëþäåé ñîáðàòüñÿ âî âðåìÿ êàêîãî-íèáóäü áåäñòâèÿ, íàïðèìåð, ïîæàðà èëè íàâîäíåíèÿ.  êîãäà çâó÷àë âå÷åâîé óäàð, ýòî çíà÷èëî, ÷òî ëþäåé çâà÷è äëÿ ðåøåíèÿ ïðîáëåìû èëè êàêîãî-íèáóäü ñïîðíîãî âîïðîñà.

¹59Ó÷èòåëü

Çàìå÷àòåëüíûé ÷åëîâåê, âñòðåòèâøèéñÿ ìíå â ñàìîì íà÷àëå æèç­íåííîãî ïóòè, áûë Èãíàòèé Äìèòðèåâè÷ Ðîæäåñòâåíñêèé, ñèáèðñêèé ïîýò. Îí ïðåïîäàâàë â íàøåé øêîëå ðóññêèé ÿçûê,, è ëèòåðàòóðó Ïåðâîå, ÷åì îí ïîðàçèë âåñü êëàññ, áûëà åãî áëèçîðóêîñòü. Ó÷èòåëü ïðèáëèæàë áóìàãó ê ëèöó, âîäèë ïî íåé íîñîì è, ñëîâíî ðàçãîâàðè­âàÿ ñàì ñ ñîáîé, òâåðäèë: «×óäî! Äèâíî! Òîëüêî ðóññêîé ïîýçèè ýòî äàíî!»

Ìîé ïÿòûé «Á» ðåøèë, ÷òî òàêîãî ìàëîõîëüíåíüêîãî îí áûñòðî «ñøàìàåò».

Íî íå òóò-òî áûëî! Íà óðîêå ëèòåðàòóðû îí çàñòàâèë êàæäîãî èç íàñ ÷èòàòü ïî äâå ìèíóòû èç «Äóáðîâñêîãî» èëè «Áîðîäèíà». Ïî­ñëóøàâ, îí áåñöåðåìîííî ãîâîðèë: «Íåäîðîñëü! Ïîä ïîòîëîê âûìà­õàë, à ÷èòàåøü ïî ñëîãàì!»

Íà óðîêå ðóññêîãî ÿçûêà íàø ó÷èòåëü òàê ðàçîøåëñÿ, ÷òî öåëûé ÷àñ ðàññêàçûâàë íàì î ñëîâå «ÿð». Êîãäà æå íà÷àëàñü ïåðåìåíà, îí ìàõíóë ðóêîé è ñêàçàë, ÷òî íàïèøåì äèêòàíò çàâòðà.

ß î÷åíü õîðîøî çàïîìíèë, ÷òî íà òîì óðîêå íèêòî íå áàëîâàëñÿ è äàæå íå øåâåëèëñÿ. Ìåíÿ ïîðàçèëî, ñêîëüêî çíà÷åíèé ìîæåò èìåòü îäíî ìàëåíüêîå ñëîâî, ÷òî ÷åëîâåê ìîæåò âñå ïîñòè÷ü ñ ïîìîùüþ ñëîâà è ÷òî ÷åëîâåê, âëàäåþùèé ñëîâîì, åñòü ÷åëîâåê áîëüøîé è áîãàòûé.

Âïåðâûå çà âñþ èñòîðèþ íàøåãî êëàññà äàæå ó îòïåòûõ îçîðíè­êîâ â ãðàôå «ïîâåäåíèå» ñòàëè ïîÿâëÿòüñÿ ïÿòåðêè. Êîãäà ìû ñòàëè èíòåðåñîâàòüñÿ ëèòåðàòóðîé, Èãíàòèé Äìèòðèåâè÷ ñòàë ïðèíîñèòü íàì íîâûå æóðíàëû или книжки и читал их нам по десять-пятнадцать минут на каждом уроке. Мы все чаще и чаще стали про­сиживать перемены, слушая его.

Î÷åíü ìû ïîëþáèëè ñàìîñòîÿòåëüíóþ ðàáîòó, íî íå ñòèõè ó÷èòü è íå èçëîæåíèÿ ïèñàòü, à ïèñàòü ñî÷èíåíèÿ, òâîðèòü ñàìèì.

Îäíàæäû Èãíàòèé Äìèòðèåâè÷ âîøåë â êëàññ è âåëåë íàì ïèñàòü ñî÷èíåíèå î òîì, êàê ìû ïðîâåëè ëåòî. Êëàññ çàñêðèïåë ðó÷êàìè.

Íå áîëåå ìåñÿöà íàçàä ÿ çàáëóäèëñÿ â òàéãå è ïðîâåë òàì ÷åòûðå äíÿ. Ñíà÷àëà ÿ èñïóãàëñÿ, íî ïîòîì âçÿë ñåáÿ â ðóêè è âåë ñåáÿ ïî-òàåæíîìó ñìåëî è ñòîéêî, äàæå íå ïðîñòóäèëñÿ. ß íàïèñàë îá ýòîì â ìîåì ñî÷èíåíèè è íàçâàë åãî «Æèâ».

Íèêîãäà åùå ÿ òàê íå ñòàðàëñÿ â øêîëå, ÿ ñ òàéíûì âîëíåíèåì æäàë ðàçäà÷è òåòðàäåé. Ìíîãèå ñî÷èíåíèÿ ó÷èòåëü ðóãàë çà ïðèìè­òèâíîñòü èçëîæåíèÿ, çà îòñóòñòâèå ñâîèõ ñëîâ è ìûñëåé. Êèïà òåò­ðàäåé íà ó÷èòåëüñêîì ñòîëå ñòàíîâèëàñü âñå ìåíüøå, è âîò, íàêî­íåö, ñèðîòëèâî çàãîëóáåëà ìîÿ òîíåíüêàÿ òåòðàäî÷êà. Èãíàòèé Äìèòðèåâè÷ áåðåæíî ðàçâåðíóë ìîþ òåòðàäü, ïðî÷èòàë ìîå ñî÷è­íåíèå âñåìó êëàññó, ïîòîì ïîäíÿë ìåíÿ, ïðèñòàëüíî ïîñìîòðåë íà ìåíÿ è ñêàçàë òàêóþ ðåäêóþ è îòòîãî îñîáåííî äîðîãóþ ïîõâàëó: «Ìîëîäåö!»

Êîãäà â 1953 ãîäó âûøëà ìîÿ ïåðâàÿ êíèãà ðàññêàçîâ, ÿ ïîñòàâèë ñâîé ïåðâûé â æèçíè àâòîãðàô ÷åëîâåêó, êîòîðûé ïðèâèë ìíå óâà­æèòåëüíîñòü ê ñëîâó, ïðîáóäèë æàæäó òâîð÷åñòâà.

Êàê óäàëîñü ó÷èòåëþ ïðèâèòü ñâîèì ó÷åíèêàì «óâàæèòåëüíîñòü ê ñëîâó», ïðîáóäèòü ó íèõ æàæäó òâîð÷åñòâà?

Ó÷èòåëþ óäàëîñü ïðèâèòü ñâîèì ó÷åíèêàì «óâàæèòåëüíîñòü ê, ñëîâó», ïðîáóäèòü ó íèõ æàæäó òâîð÷åñòâà, ïðåæäå âñåãî èíòåðåñ­íûìè ôèëîëîãè÷åñêèìè ôàêòàìè. Îí ñìîã ïîêàçàòü ó÷åíèêàì, ÷òî çíà÷åíèå ñëîâà — ýòî óâëåêàòåëüíàÿ òåìà. Òàêæå ó÷èòåëü ÷èòàë èì îòðûâêè èç íîâûõ êíèã è æóðíàëîâ íà êàæäîì óðîêå. Ïîìèìî ýòî­ãî, ó÷èòåëü äàë âîçìîæíîñòü ðåáÿòàì ñàìèì òâîðèòü. Îí îòêàçàëñÿ îò çóáðåæêè è çàó÷èâàíèÿ ÷óæèõ ìûñëåé. Îí ðóãàë ó÷åíèêîâ, êîãäà îíè ïîâòîðÿëè ÷óæèå ñëîâà è ìûñëè. ×åëîâåê ðîæäåí, ÷òîáû òâî­ðèòü, è ó÷èòåëü это хорошо понимал, поэтому и остановил свой выбор именно на таком виде преподавания русского языка и лите­ратуры.

 

Date: 2015-10-21; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию