Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Регулирование миграции ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Международная трудовая миграция возникает как стихийное явление, но постепенно масштабы и последствия миграции становятся настолько ощутимыми, что создаются организации, правовые нормы и финансовые механизмы регулирования этого процесса. Можно выделить следующие уровни регулирования: - глобальный (ООН и другие международные организации); - региональный (региональные экономические организации); - национальный (отдельные государства). Каждая страна суверенна в своем праве определять собственную миграционную политику, но признано целесообразным придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством. Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом. Во многом интересы тех и других стран оказываются тесно связанными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. В настоящее время значительное число учреждений и организаций прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами миграции населения, в том числе и трудовой. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Международная организация труда (МОТ) одной из своих задач считает регулирование миграции. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. Растет роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной международной миграции и организация и обмен опытом и информацией по разным вопросам миграционного процесса. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). При формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций. Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Защита прав трудящихся обеспечивается: - организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией; - принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов; - организация соответствующих медицинских служб; - разрешение переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов. Конвенция включает приложения, которые касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, а также вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. Международными стандартами предусматривается возможность для мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления. Для рассмотрения регулирования миграции на региональном уровне отметим деятельность Европейского союза, В ЕС принята "Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС" (подписана 9 декабря 1989 г.). В "Хартии"записано: 1. "Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем"; 2. "Свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране". В рамках ЕС действует Европейский социальный фонд, который, согласно его уставу, обеспечивает адаптацию рабочей силы к новым условиям Общего рынка, облегчает ее перемещение и профессиональное обучение. В то время как большинство стран мира придерживается пути либерализации своей внешней торговли, практически все страны принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Положительные экономические эффекты от миграции могут перекрываться отрицательными, это в первую очередь касается финансового бремени, которое иммигранты возлагают на бюджеты принимающих стран. Особенно ярко это проявляется, когда развитые страны близко расположены с менее развитыми. Например, США и Мексика, ФРГ и Турция. Такое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требует финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находятся около 4 млн., а в Западной Европе - около 3 млн. нелегальных иммигрантов. Проблемы, которые несет с собой миграция, привели к созданию широкой системы государственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. В течение XIX в. многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц. Миграционная политика - политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов - включает два направления - иммиграционную политику, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах. Законодательства большинства стран, регулирующие миграцию, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами - людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами - людьми, приезжающими в страну временно. Большинство стран-импортеров использует селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Регулирование проводится по количественным и качественным параметрам. Нормативно-правовая основа регулирования представляет большое количество законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие: - Требования к уровню образования, стажу работы по специальности, прохождение процедуры признания документов мигранта об образовании и профессиональной подготовке; приоритет отдает специалистам новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры), представителям редких профессий; специалистам с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, врачи), бизнесменам, инвестирующим капитал в принимающую страну; страна готова принимать работников, готовых за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную работу. - Ограничения личного характера включают жесткие требования к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например в США, "национального равновесия. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых, претендентов. Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным, но по таким характеристикам, как возраст, здоровье, обладание определенной профессией, требования достаточно устойчивы во времени. - Инструментом количественного регулирования иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты. Большинство стран устанавливает большое количество разнообразных квот. При введении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (пол, возраст, образование). Количественные квоты могут вводится в рамках всей экономики в целом, в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии. Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. принято было следующее распределение иммиграционной квоты: 71 % - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, 9 % - прочие группы иммигрантов. Количественное квотирование является жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых следят правоохранительные органы. - Страны проводят экономическое регулирование, вводя определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Также частные лица имеют право въехать в страну, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. - Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить разрешение на продление своего пребывания в ней. - Страны могут устанавливать географическую структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона. - Наконец страны вводят явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, что содержится в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено; запрещается передвижение, изменение специальности, смены места работы и т.п. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования реэмиграции иностранцев. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. Эффективность программ реэмиграции остается низкой. Правительства некоторых стран (Франции, ФРГ, Швейцарии) в качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, реализацию программ профессиональной подготовки иммигрантов. По логике этих программ, получив профессиональную подготовку в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу и престижную работу, что побудит их вернуться на родину. Интерес к таким программам со стороны иммигрантов невысок, так как приобретение профессии не является гарантией получения работы. Развитые страны заключают соглашения со странами экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятия в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия в форме кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ получили наибольшее распространение в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. Как видно из названного выше, обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ. Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования. Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран- экспортеров рабочей силы, использующих следующие методы и средства: - Регулирование масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов. Большинство стран демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Но некоторые страны сдерживают эмиграцию, особенно если это касается выезда высококвалифицированных специалистов, нехваткой рабочей силы или неблагоприятной демографической ситуацией. - Ряд государств обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения часть полученной заработной платы. Национальные банки открывают эмигрантам валютные счета под более высокую ставку и другие льготы для привлечения ресурсов в экономику страны. - Использование двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, что обеспечивает определенные экономические и социальные гарантии (зарплата, жилье, медицинское обслуживание и т. д.) - Организация учреждений, фондов, представительств с целью контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав. Специальные фонды не только выполняют функции контроля, но и накапливают средства, предназначенные для медицинского обслуживания, строительства жилья, школ и т.п. для возвращающихся на родину мигрантов. - Введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение правом посредничества при трудоустройстве только тех организаций, которые компетентны в этих вопросах и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности.
|