Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О или Ё после непарных по твёрдости-мягкости
1.Не под ударением? + + –2.После Ц? _ 3. В корне после шипящего? – + –4. В глагольных суффиксах и окон чаниях, в суффиксе причастий + ен(н)-, в суффиксе -ёр сущ.?
I II III IV V В составе существительных пишут жог, в составе глаголов жёг: поджог сарая – поджёг сарай, изжога – зажёг, пережог стали – пережёг нитку. Обычно О пишется на месте беглого гласного в суффиксоподобных частях: зрачок, порошок, сверчок, сморчок, стручок, черешок, рожон – и по аналогии в кишок, крыжовник, трущоба; хрущоба (ср. княж-он, смеш-он, чащоба). Беглость гласного, возможно, влияла и на написание корней жом, жор, шов, чох, однако корни (с)чёт-, жёв-, шёл с беглым гласным пишутся с Ё. О корне жёг см. выше. Обычно пишутся с О, обозначающим как ударный, так и безударный звук, заимствованные корни: анчоус, боржоми, джонка, жокей, мажор, офшор, пижон, харчо, шоп, шорты, шотландка, шоу, джокер, жолне́р, жонглёр и т. п. Запомнить надо также наречие вечор ‘вчера’. Есть с О устаревшие слова: жох ‘игральная кость в особом положении’, ‘плут’, жолкнуть ‘желтеть, вянуть’, шоркать ‘стегать’, шоры [30]. Существительных, образованных с помощью суффикса -к- от глаголов на -ева-, немного, их иногда дают на запоминание: (раз)межёвка, ночёвка, кочёвка, корчёвка, тушёвка, лущёвка и некоторые другие – связывая их с производящими глаголами межевать и т. п.[31] Труднее запомнить отпричастные существительные: их значительно больше, здесь часты разговорные, случайные (окказиональные) образования (напряжёнка, незавершёнка, обручёнка, гашёнка, кручёнки и т. п.), есть параллельные производные (напряжённость, напряжение). Но главное в том, что запоминание не позволяет объяснить, почему, например, внешне сходные распашонка, пушонка, квашонка, долго колебавшиеся в написании речовка, мелочовка следует писать всё-таки с О [32]. Вы легко это сделаете, если уяснили, что важнее всего устанавливать, какое слово образовал суффикс с интересующим нас гласным, чей он. Например, ночёвка образовано от ночев-а-ть с помощью суффикса -к-, а с помощью суффикса ева-, в котором находится интересующий нас гласный, образовался глагол от существительного ночь. В суффиксах глаголов пишется Ё. Известь становится пушонкой, то есть «как пух», в результате того, что её гасили, а не «пушили». Поэтому ясно, почему гашёнкой и пушонкой называют одно и то же, но пишут по-разному. Квашонка – сосуд для закваски (от квашня), а нечто кваш ен ое – квашёнка (капуста). Помните, что словообразовательный анализ – изюминка многих орфографических решений. В школе правила представлены разными орфограммами, в ряде случаев изучаемыми в разное время и поэтому часто смешиваемыми. В старших классах целесообразно обобщить всё в едином алгоритме, сопоставив все изученные правила[33]. Вопросы для самопроверки 1. Каковы причины возникновения графико-фонематических орфограмм? 2. Когда (в каких позициях) после непарных по твёрдости-мягкости пишется Ы? Какая морфема, забытая в некоторых школьных учебниках, пишется после непарных с Ы вопреки обычному её написанию после парных? 3. Почему алгоритм нагляднее, чем формулировка правила? Какие деления и сколько их в приведенном алгоритме правописания О и Ё после непарных по твёрдости-мягкости? Какие позиции (и морфемы) противопоставляются в алгоритме? 4. Что получится, если изменять последовательность делений в алгоритме? Попробуйте создать такой алгоритм. 5. У каких вариантов орфограммы есть исключения? Назовите эти варианты и исключения. 6. Какие недостатки в подаче материала вы бы могли отметить для учебника, по которому учились? Проследите, какие орфограммы будут трудными для вас при выполнении упражнений. Упр. 23. Вставьте О или Ё, обосновывая выбор разбором слов по составу и распределяя слова по пяти выборочным признакам (см. схему на с. 34). Алыч..вка, беч..вка, боч..нок, веч..р, дж..нка, жж..нка, зарубц..вывать, изж..га, мелоч..вка, нож..вка, печ..нка, раскорч..вка, распаш..нка, реч..нка, рубц..вать, сгущ..ка, танц..р, тренаж..р, трущ..ба, трещ..тка, чеч..тка, чащ..ба, ш..стой. Упр. 24. Вставьте О, Е, или Ё и найдите строки, в которых последовательность примеров не соответствует их последовательности в схеме орфограммы «О или Ё после непарных по твёрдости-мягкости». 1. Солнц.., берц..вый, ч..рный, жж..ный, пуш..к. 2. Сло́ж..н, лиц.., деш..вка, стереж..т, плеч..м. 3. Пальц..м, танц..р, реш..тка, стаж..р, медвеж..нок. 4. Греш..н, конц..вка, сверч..к, уч..ба, ноч..вка. Упр. 25. Вставьте О или Ё и, выделяя нужные морфемы, о бъясните, почему в парах слов в а) по-разному пишутся одинаково произносимые части, а одинаковые написания в б) соответствуют разным правилам. а)Беч..вка и алыч..вка, ноч..вка и плащ..вка, деш..вка и груш..вка, напряж..нка и распаш..нка, туш..нка и душ..нка, маж..р и стаж..р, нож..вка и размеж..вка, танц..р и стаж..р. б) Ж..нка и жж..нка, беч..вка и ноч..вка, печ..нка и копч..нка, маж..р и танц..р. Упр. 26. Спишите слова, выделяя морфемы и указывая, какой пункт схемы(вариант орфограммы)соответствует написанию. Подчеркните повторяющиеся в строке примеры на один и тот же пункт правила (или исключение из него). 1. Девч..нка, печ..нка, сгущ..нка, нищ..нка, реч..вка. 2. Распаш..нка, напряж..нка, пш..нка, дж..нка, ц..коль. 3. Раскорч..вка, беч..вка, уч..ба, нож..вка, перц..вка. 4. Реч..вка, коч..вка, вальц..вка, танц..р, кош..лка. 5. Харч.., горяч.., поч..т, теч..т, мелоч..вка. 6. Горш..к, снаряж..н, печ..т, пощ..чина, ц..ликом. Упр. 27. Образуйте от данных слов существительные с суффиксами ок(-ек, -к), или онок(енок), или -онк(енк). Подчеркните буквы чередующихся фонем. Бумага, верблюд, возок, галка, горох, друг, дух, душа, заяц, жук, казак, квашня, колпак, кулак, лесок, медведь, мышь, нога, одежда, распахнуть, река, рубашка, старуха. Упр. 28. От данных существительных образуйте творительный падеж единственного числа и, где возможно, прилагательные с суффиксом ов(ев). Бомж, грош, груша, камыш, ключ, межа, парча, плац, крыльцо, прыщ, плач. Упр. 29. Образуйте наречия на -о/е от прилагательных. Беспокоящий, горячий, жгучий, общий, певучий, свежий, хороший, тягучий. Упр. 30. От данных слов образуйте существительные с помощью суффикса -к, -овк/евк- или -онк/енк-. Алычовый, бочка, жжёный, квашня, кляча, кочевать, коптить, незавершённый, ночевать, размежевать, распахнуть, сгустить, сгущённый, речь, тушёный, мелочь. Упр. 31. Вставляя О или Ё, выпишите слова, соответствующие правилу, затем слова-исключения с О в корне распределите по типам: заимствования, слова с беглым О, другие традиционные случаи. Амикош..нство, артиш..к, бесш..вный, беч..вка, герц..г, дж..нка, изж..га, ж..рнов, ж..нглёр, ж..стче, ж..м, капричч.., киш..к, княж..н, кош..лка, на рож..н, пож..лкнуть, реш..тка, скерц.., сморч..к, трущ..ба, уч..ба, харч.., хрущ..ба, ч..ткий, ч..боты, чеч..тка, ч..порный, ч..хом, ш..ры, ш..кировать, ш..роховатый, ш..рох, щ..голь, щ..лочка, щ..тка. Упр. 32. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначая или указывая выборочные признаки орфограммы. 1. Пришёл доктор, перевязал мне ож..ги (М. Г.). 2. Строился гр..мадный мост. Из деревни был виден его реш..тч..тый остов (Ч.). 3. Жалкий улов Алёша прикрыл плащ..м. «Хорош.., что она не видит». (Пермитин). 4. Слышался сухой ш..рох – это летел снаряд (Кож.). 5. Нет! Никогда с собой я не полажу. Себе, любимому, чуж..й я человек (Ес.). 6. Не ходил туда я с к..раваном. Не возил я ш..лк туда и хну (Ес.). 7. После трудного боя группа солдат осталась в том же селе с ноч..вкой (Злоб.). 8. Зеленокосая, в юбч..нке белой стоит берёза над прудом (Ес.). 9. – Ты смотри, собач..нка, не пугай мово [моего] внуч..нка (М. Г.). 10. Спит ковыль. Равнина дорогая и свинц..вой свеж..сти полынь. (Ес.). 11. Вечер морозный, как волк, темно-бур... Кличет ц..плят и нахохленных кур: «Ц..пушки-ц..пы, свет-петуш..к!..» Крепок в руке роговой гребеш..к (Ес.). 12. Что ж..лать под житейскою нош..ю, проклиная удел свой и дом? (Ес.). 13. – У меня мучиц.. на одну кваш..нку осталось – и всё, потом хоть всем в один меш..к завязывайся и в Ангару... А они хоть капельку ч..-нить [= чего-нибудь] понимали (Расп.). 14. Он ож..г руку о крапиву. Наколол пятку колючкой (Гайдар). 15. – Жиром надо каким-нибудь смазать, – сказал отец, исследовав ож..г (Шукш.). 16. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар уш..л ещ.. вч..ра со двора во время обеда; ч..рная кухарка и куч..р просили расч..та (Л. Т.).
Date: 2015-10-21; view: 538; Нарушение авторских прав |