Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность процесса самовоспитания





 

Как уже было сказано выше, главным субъектом воспи­тания является сам ребенок, поэтому в качестве важного фактора его развития выступает самовоспитание. Самовос­питание — это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных ка­честв и преодолению отрицательных. Оно предполагает це­ленаправленное освоение человеком социального опыта.

Самовоспитание — это управляемое человеком самораз­витие. Однако саморазвитие и самовоспитание — не одно и то же. Самовоспитание — высшая форма саморазвития, так как оно осуществляется осознанно и последовательно.

Воспитание — лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно только тог­да, когда следствием этого воздействия является самовос­питание. Оно представляет относительно самостоятельный процесс и является в основном результатом воспитатель­ных воздействий.

Таким образом, самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой под влиянием педаго­гов и социальной среды и на основе индивидуальных ка­честв человека. Формирование качеств человека проис­ходит под влиянием как воспитания, так и самовоспита­ния (схема 2).

Схема 2

Как считает П. Н. Осипов, движущей силой самовоспи­тания является ряд противоречий:

■ между требованиями, предъявляемыми к учащимся, и их реальным поведением;

■ между желанием и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания.

Педагогам необходимо учитывать, реализация каких тре­бований посильна для детей. При этом самовоспитание во многом зависит от соответствующей психолого-педагогичес­кой подготовки учащихся к работе над собой. Основой само­воспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формиро­вать в себе необходимые качества. Важно, что осуществля­ется это на основе коррекции своих привычек, своих взгля­дов, своих поступков.

В развитии самоуправления прослеживают ряд этапов.

Первый этап — мотивационный. На этом этапе должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости применяемых усилий. Необходимо рассмат­ривать формирование мотивов самовоспитания как непре­рывно реализуемую педагогическую задачу. Эффективность самовоспитания учащихся находится в определенной зави­симости от того, насколько они осознают перспективы сво­его роста и испытывают при этом радость успеха.

Второй этап — программны й. Это определение програм­мы самовоспитания, последовательности работы по самосо­вершенствованию.

Третий этап — поисковый. Дети стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности сво­их действий.

Четвертый этап — рефлексивный (рефлексия — отраже­ния своего поведения и своих отношений с окружающими). На этом этапе происходит оценка своего саморазвития, про­ектируются новые задачи и пути их решения.

Самовоспитание требует познания человеком самого себя, адекватной самооценки и волевых усилий, направленных на изменение определенных черт личности.

Следует, однако, помнить, что самовоспитания не всесиль­но и не может изменить те черты, которые даны человеку от природы. В то же время возможна самокоррекция про­явлений своего индивидуального стиля отношений с окру­жающими.

Н. М. Таланчук разработал свою модель процесса само­воспитания \ в которой отражены функции, методы само­воспитания, соответствующие им, и необходимые качества, отражающие культуру воспитанника. Эта модель приводит­ся ниже в табл. 3.

Таблица 3







Date: 2015-10-21; view: 1922; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию