- создавать ориентированный на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры, этикетные диалоги, газетно-информационный жанр
1 год обучения
| 2 год обучения
| 3 год обучения
|
Раздел 1. Искусство общения.
Тема 1. Введение в риторику.
|
Теория.
Для чего люди общаются, понятие о риторике. Чему учит риторика. Речевая ситуация: кто говорит (пишет)-кому (адресат) — что, с какой целью. Твои речевые роли. Твой адресат (кому ты говоришь-пишешь).
Практика.
Игры в предлагаемые обстоятельства на заданную тему.
| Теория.
Разные цели (задачи) общения. Твои цели (задачи) общения. Общение-общительный человек. Твоя общительность.
Практика.
Составление монологов и диалогов, игры в предлагаемые обстоятельства с учетом конфликтных ситуаций.
| Теория.
Разные речевые ситуации. Учет речевой ситуации для успешного общения.
Практика.
Тренинг взаимодействия с партнером с учетом понимания интересов партнера. Контроль над речью в рамках литературных норм произношения.
|
Тема 1.2. Виды общения.
|
Теория.
Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное, повседневное). Тон речи.
Практика.
Игры, упражнения, этюды на различные темы.
| Теория.
Общение в официальной (деловой) обстановке (класс, музей, кабинет директора школы и т.д). Уместность употребления несловесных средств.
Практика.
Игры, упражнения, этюды в предлагаемых обстоятельствах.
| Теория.
Общение для контакта и для сообщения информации. Особенность употребления несловестных средств.
Практика.
Групповые этюды в сложных предлагаемых обстоятельствах.
|
Тема 1.3. Речевой этикет
|
Теория.
Вежливая речь (словесная вежливость). Способы выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения. Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения просьбы. Вежливый отказ. Способы выражения согласия.
Практика.
Построение монологов и диалогов.
| Теория.
Вежливо-не вежливо-грубо.
Одобрение, похвала (комплимент). Приглашение, поздравление (устное и письменное). Способы выражения.
Практика.
Парные этюды в определенных ситуациях.
| Теория.
Вежливая оценка. Вежливое возражение. Утешение, сочувствие. Способы выражения.
Практика.
Групповые этюды в сложных (конфликтных ситуациях).
|
Тема 1.4. Речевая деятельность
|
Теория.
Говорим-слышим. Говорить — слушать, читать — писать (что общего, чем отличаются).
Слушание.
Учимся слышать учителя, его объяснения. Приемы слушания: фиксация заголовка и непонятных слов. Сигналы (словесные и несловесные) внимательного слушателя.
Говорение.
Голос, его окраска, громкость, темп говоримой (устной речи). Правила для говорящих (для собеседников). Основной тон, смысловое ударение.
Чтение.
Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой и журналом). Некоторые приемы ознакомительного чтения.
Изучающее чтение (учимся читать учебный текст). Приемы чтения: постановка вопроса к заголовку, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь.
Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем нам говорит шрифт). Способ правки пересказа и других текстов, вычеркивание ненужного (лишнего).
Практика.
Работа в тетради. Обсуждения, анализ услышанной речи.
| Теория.
Говорить-писать: слушать-читать (что общего, чем отличаются). Приемы слушания: составление плана. Запись ключевых опорных слов. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной речи. Способы подготовки к устному высказыванию (в разных ситуациях общения).
Приемы чтения: постановка вопросов к отдельным частям текста: к непонятным словам;составление плана.
Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, включение недостающего.
Практика.
Работа в тетради. Работа с текстом.
| Теория.
Основные виды речевой деятельности, их связь.
Приемы слушания: составление опорного конспекта (в форме таблицы, схемы, с использованием рисунков, символов).
Особенности говорения.
Приемы чтения: составление опорного конспекта и слушание).
Использование приемов взаимодействия.
Практика.
Работа в тетради.
Составление опорных конспектов услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы. Анализ устной живой речи, её особенностей.
Редактирование письменной речи.
|
Тема 1.5. Правильная и хорошая (эффективная) речь.
|
Теория.
Недочеты в речи.
Правильная и неправильная речь. Речь хорошая (эффективная).
Практика.
Тесты.
| Теория.
Нормы — это что такое. Зачем нужны нормы. Нормы произносительные, орфографические, нормы грамматические и д.р.
Практика. Тесты
| Теория.
Нормативные словари.
Практика. Тесты.
|
Раздел 2. Речевые жанры. Тема 2.1. Текст.
|
Теория.
Что такое текст. Темы и заголовки текста. Разные заголовки. Ключевые 9опроные слова). Красная строка для выделения смысловых частей текста. Тематическое единство как признак текста. Основная мысль текста. Основное структурно-смысловые части в разных текстах.
Практика. Анализ текстов.
| Теория.
Начальное (первое) и конечно (последнее) предложения разных текстов.
Практика.
Анализ текстов монологов, диалогов.
| Теория.
Основные признаки текста. Смысловая целостность и связность текста.
Практика.
Создание сжатого текста, пользуясь способом выделения исключения подробностей и способов обобщения.
|
Тема 2.2. Этикетные речевые жанры.
|
Теория.
Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Согласие. Просьба — отказ. Скрытая просьба. Приглашение.
Практика.
Этюды.
| Теория.
Комплимент (похвала). Поздравление.
Практика.
Парные этюды.
| Теория.
Возражение. Утешение — сочувствие. Запрет. Оценка.
Практика.
Групповые этюды.
|
Тема 2.3. Вторичные речевые жанры.
|
Теория.
Тема и основная мысль исходного текста. Особенности пересказа как вторичного текста. Подробный пересказ (устный). Сжатый пересказ (устный).
Практика.
Устный пересказ.
| Теория.
Сжатый пересказ (письменный). Выборочный (подробный) пересказ фрагмента текста.
Практика.
Письменный пересказ.
| Теория.
Сжатый пересказ сказанного собеседником.
Опорный конспект.
Практика.
Сжатый пересказ.
|
Тема 2.4. Типы текстов.
|
Теория.
Тексты отвечающие на вопрос «Почему?». Тексты отвечающие на вопрос «Какой?». Рассказ, сказочная история по сюжетной картинке, по началу. Рассуждение и его смысловые части.
Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Примеры рассуждений. Ссылки на правило, закон. Описание в учебной речи. Описание в объявлении. Описание-загадка. Невыдуманный рассказ о себе. Небылицы.
Практика.
Построение рассуждения на основе материалов сказок, мультфильмов, учебных текстов, используя в объяснительной части пример, ссылку правило.
| Теория.
Несколько доказательств (аргументов и рассуждений). Цитата в рассуждении. Сравнительное описание с задачей обобщения. Сравнительная характеристика (элементарная). Рисунки. Ключевые слова как приемы подготовки, создание и исполнение рассказа.
Практика.
Определение темы, основной мысли автора, определение описательного фрагмента в тексте. Описание хорошо знакомых предметов. Невыдуманный рассказ о себе. Объяснение роли правил и цитат в рассуждении, анализ сравнительного описания, их структуры, средств выражения, сходств и различий сравниваемых предметов и понятий.
| Теория.
Факты (научные, житейские, предметные, обобщенные) в рассуждении. Вступление и заключение в рассуждении. Деловое и художественное описание. Словарная статья. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности.
Практика.
Анализ выводов в рассуждении, убедительности доказательств. Создание текстов, рассуждений несколькими доказательствами. Анализ типичной структуры рассказа. Рассказ устный и письменный о памятных событиях своей жизни.
|
Тема 2.5. Речевые информационные жанры.
|
Теория.
Вывески. Объявления.
Практика.
Составление объявлений.
| Теория.
Аннотация.
Практика.
Работа с книгой.
| Теория.
Хроника, информационная заметка. Фотография в газетном тексте. Подпись к фотографии.
Практика.
Написание информационной заметки в газету «Что, где, когда и как произошло» «Письмо в редакцию».
|
Раздел 3. Техника речи.
Тема 3.1. Постановка звуков.
|
Теория.
Постановка звуков.
Практика.
Упражнения на правильную артикуляцию звуков.
| Теория.
Основные элементы выразительного слова.
Практика.
Работа с текстом.
| Теория.
Работа с текстом.
Логические ударения, логические паузы.
Практика.
Работа с текстом.
|
Тема 3.2. Дикция.
|
Теория.
Артикуляционная гимнастика. Скороговорки, загадки, считалки.
Практика.
Тренинг произношения упражнений, скороговорок.
| Теория.
Артикуляционная гимнастика, работа над скороговорками. Работа над стихотворным текстом.
Практика.
Тренинг произношения упражнений, скороговорок. Чтение стихов.
| Теория.
Артикуляционная гимнастика, работа над скороговорками. Работа над прозаическим текстом.
Практика.
Тренинг произношения упражнений, скорововорок. Чтение прозаического текста.
|
Тема 3.3. Произношение.
|
Теория.
Нормы литературного языка.
Практика.
Тестирование.
| Теория.
Нормы литературного языка.
Практика.
Тестирование.
| Теория.
Нормы литературного языка.
Практика.
Тестирование.
|
Раздел 4. Итоговое занятие.
|
Практика.
Помощь в проведении школьных мероприятий.
Тестирование.
| Практика.
Помощь в проведении школьных мероприятий.
Тестирование.
| Практика.
Помощь в проведении школьных мероприятий.
Тестирование.
|