Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозность





Уточнение и развитие понятия «религия» проводится с помощью теоретического и эмпирического обоснования, в том числе на основе конкретного социологического исследования. Предпосылкой и условием конкретных социологических исследований является операциональная интерпретация теории и в первую очередь понятия «религиозность». Религиозность – социокультурное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков) (И.Яблоков). Конкретизация представления о религиозности требует введения понятий «степень», «распространенность» (уровень), «состояние», «динамика» религиозности. Социологическое исследование религиозности предполагает выяснение критериев. В зарубежной и отечественной социологии религии в качестве критериев предлагаются: наличие религиозной веры («мистичность»), информированность о религии («фидеистичность»), принадлежность к религиозной группе («конфессиональность» или «церковность»), религиозное поведение («ритуалистичность»). При изучении религии недостаточно одной группы критериев. Классический пример – результаты прямого опроса и тестирования студентов в эксперименте Г.Вернона (США). Традиционный прямой опрос выявил гораздо большую степень религиозности (97,8%), чем тест самоидентификации (72%).

В отечественной социологии религии были выработаны исходные принципы социологического исследования религиозности. Среди них: основание типологии – степень религиозной веры; реализация основания в двух видах признаков, относящихся к сфере сознания и к сфере поведения. Конкретные эмпирические исследования позволили определить уровень религиозности и атеистичности населения страны, типологические группы верующих и нерелигиозных, уровень и характер религиозности и светскости в различных социальных, этнических и демографических группах, в регионах, специфику конфессиональной религиозности и другое. В процессе исследований совершенствовались инструментарий, квалификация советских социологов религии. Теоретическое осмысление эмпирических результатов существенно корректировало понятие религии, ее роли в духовной сфере советского общества, содействовало принятию управленческих решений.

Виды религий

христиане (православие, католицизм, протестантизм)

— верующих 2,31 млрд. человек (33 % населения в мире)

мусульмане — верующих 1,58 млрд (23 % населения в мире)

индуизм — верующих 0,95 млрд (14 % населения в мире)

буддизм — верующих 0,47 млрд (6,7 % населения в мире)

традиционные китайские религии — верующих 0,46 млрд (6,6 % населения в мире)

сикхи — верующих 24 млн (0,3 % населения в мире)

иудеи — верующих 15 млн (0,2 % населения в мире)

язычество и приверженцы местных верований — около 0,27 млрд (3,9 % населения в мире)

не религиозные — около 0,66 млрд (9,4 % населения в мире)

атеисты — около 0,14 млрд (2 % населения в мире

За свою историю человечество создало более пяти тысяч различных религий. Естественно, они были и остаются весьма разнообразными. Поэтому и возникла необходимость в их классификации по различным признакам.

В зависимости от количества богов религии разделяют на монотеистические и политеистические.

К монотеистическим (единобожию) относят христианство, ислам, иудаизм и другие.

Кполитеистическим (многобожию) относят буддизм, индуизм, синтоизм и т.д.

В зависимости от сферы распространения религии разделяют на три группы:

1. Мировые – охватывают людей различной национальности. Их всего три – христианство, ислам, буддизм.

2. Национальные – распространены только среди представителей одного народа. Например, иудаизм у евреев, синтоизм у японцев, даосизм у китайцев, индуизм у индусов, зороастризм у древних персов.

3. Родоплеменные – распространены среди племен, которые еще не трансформировались до уровня народов. К этому виду относятся:

- шаманизм – вера во взаимодействие с миром духов;

- тотемизм – вера в воображаемый родственный союз с тотемом (природным объектом), в роли которого может выступать животное, растение, природное явление;

- анимизм – вера в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей;

- фетишизм – вера в сверхъестественную силу предметов;

- магия – вера в возможность достижения определённой цели сверхъестественным путём.

В зависимости от отношения к Библии религии разделяют на две группы:

1. Авраамические религии – относятся к ветхо- и новозаветной традиции. Это иудаизм, христианство и ислам.

2. Неавраамические религии – все остальные.

Date: 2015-09-25; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию