Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РелигиозностьУточнение и развитие понятия «религия» проводится с помощью теоретического и эмпирического обоснования, в том числе на основе конкретного социологического исследования. Предпосылкой и условием конкретных социологических исследований является операциональная интерпретация теории и в первую очередь понятия «религиозность». Религиозность – социокультурное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков) (И.Яблоков). Конкретизация представления о религиозности требует введения понятий «степень», «распространенность» (уровень), «состояние», «динамика» религиозности. Социологическое исследование религиозности предполагает выяснение критериев. В зарубежной и отечественной социологии религии в качестве критериев предлагаются: наличие религиозной веры («мистичность»), информированность о религии («фидеистичность»), принадлежность к религиозной группе («конфессиональность» или «церковность»), религиозное поведение («ритуалистичность»). При изучении религии недостаточно одной группы критериев. Классический пример – результаты прямого опроса и тестирования студентов в эксперименте Г.Вернона (США). Традиционный прямой опрос выявил гораздо большую степень религиозности (97,8%), чем тест самоидентификации (72%). В отечественной социологии религии были выработаны исходные принципы социологического исследования религиозности. Среди них: основание типологии – степень религиозной веры; реализация основания в двух видах признаков, относящихся к сфере сознания и к сфере поведения. Конкретные эмпирические исследования позволили определить уровень религиозности и атеистичности населения страны, типологические группы верующих и нерелигиозных, уровень и характер религиозности и светскости в различных социальных, этнических и демографических группах, в регионах, специфику конфессиональной религиозности и другое. В процессе исследований совершенствовались инструментарий, квалификация советских социологов религии. Теоретическое осмысление эмпирических результатов существенно корректировало понятие религии, ее роли в духовной сфере советского общества, содействовало принятию управленческих решений. Виды религий христиане (православие, католицизм, протестантизм) — верующих 2,31 млрд. человек (33 % населения в мире) мусульмане — верующих 1,58 млрд (23 % населения в мире) индуизм — верующих 0,95 млрд (14 % населения в мире) буддизм — верующих 0,47 млрд (6,7 % населения в мире) традиционные китайские религии — верующих 0,46 млрд (6,6 % населения в мире) сикхи — верующих 24 млн (0,3 % населения в мире) иудеи — верующих 15 млн (0,2 % населения в мире) язычество и приверженцы местных верований — около 0,27 млрд (3,9 % населения в мире) не религиозные — около 0,66 млрд (9,4 % населения в мире) атеисты — около 0,14 млрд (2 % населения в мире За свою историю человечество создало более пяти тысяч различных религий. Естественно, они были и остаются весьма разнообразными. Поэтому и возникла необходимость в их классификации по различным признакам. В зависимости от количества богов религии разделяют на монотеистические и политеистические. К монотеистическим (единобожию) относят христианство, ислам, иудаизм и другие. Кполитеистическим (многобожию) относят буддизм, индуизм, синтоизм и т.д. В зависимости от сферы распространения религии разделяют на три группы: 1. Мировые – охватывают людей различной национальности. Их всего три – христианство, ислам, буддизм. 2. Национальные – распространены только среди представителей одного народа. Например, иудаизм у евреев, синтоизм у японцев, даосизм у китайцев, индуизм у индусов, зороастризм у древних персов. 3. Родоплеменные – распространены среди племен, которые еще не трансформировались до уровня народов. К этому виду относятся: - шаманизм – вера во взаимодействие с миром духов; - тотемизм – вера в воображаемый родственный союз с тотемом (природным объектом), в роли которого может выступать животное, растение, природное явление; - анимизм – вера в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей; - фетишизм – вера в сверхъестественную силу предметов; - магия – вера в возможность достижения определённой цели сверхъестественным путём. В зависимости от отношения к Библии религии разделяют на две группы: 1. Авраамические религии – относятся к ветхо- и новозаветной традиции. Это иудаизм, христианство и ислам. 2. Неавраамические религии – все остальные.
|