Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шотландия
О хулиганстве в Шотландии может сложиться несколько неверное представление, если принимать во внимание только комплименты, отпускаемые по адресу «Тартановой армии» <уважительное название шотландских болельщиков, употребляемое большей частью ими самими, а также доброжелательно настроенными газетчиками и производителями атрибутики. (Тартан — клетчатая материя, «шотландка»)> после каждого международного турнира с участием шотландцев. По традиции футбольного болельщика этой страны представляют как слегка подвыпившего весельчака в килте или даже полностью вырядившегося в национальную горскую одежду, страстно желающего вовлечь в атмосферу праздника всех остальных. То есть как резкую противоположность привычному образу английского фаната, оказавшегося за границей. Об английских болельщиках сложилось стереотипное представление лишь как о хулиганах (то, что это далеко не так, мы увидели на чемпионате мира в Японии и Корее). Шотландская и английская фан‑культуры не сильно отличаются друг от друга. Обе они, к примеру, основаны на непомерном употреблении алкоголя, непременной оккупации центра города и привлечении к себе внимания с помощью нагнетания шума. Единственное, что отличает обычное поведение двух лагерей британских футбольных фанатов, так это гораздо меньший уровень насилия на играх шотландской сборной. Однако так было далеко не всегда. Об этом вам могут рассказать очевидцы матча сборных Англии и Шотландии на «Уэмбли» либо те из болельщиков «Манчестер Юнайтед», «Астон Виллы», «Сандерленда», «Тоттенхэм Хотспур» и других клубов, которым «посчастливилось» побывать на играх против «Селтика» или «Рейнджерс» в 70‑80‑х годах. В те годы англичане были не единственными, кому пришлось познакомиться с темной стороной фан‑культуры шотландцев. Беспорядки с их участием вспыхивали и за границей. Особо памятны столкновения с франкистской милицией прямо на футбольном поле, вспыхнувшие сразу же по окончании финального матча розыгрыша Кубка обладателей кубков в Барселоне в 1972 году, завершившегося победой «Рейнджерс» <полуфинальный матч того же турнира «Рейнджерс»‑«Динамо» (Москва) был также отмечен массовыми беспорядками. После того как динамовцы в конце второго тайма сократили счет до 3:2, громадная толпа шотландских фанатов, прорвав кордоны, оккупировала поле, не позволив завершить игру. УЕФА сохранила результат в силе, а штрафные санкции против «Рейнджерс» распространила на следующий сезон>. Или погромы в Клифтонвилле, устроенные фанатами «Селтика» (хотя матчи в Ирландии с участием «Старой фирмы» <укоренившееся в хулиганской среде общее название болельщиков гранд‑клубов из Глазго — «Селтика» и «Рейнджерс»> заходят намного дальше простого футбольного насилия на почве религиозных разногласий). Уже двух этих примеров достаточно для того, чтобы в полной мере увидеть и негативные стороны поведения шотландских футбольных фанатов. Ни одно печатное издание, занимающееся проблематикой хулиганства, не упустило из виду события, развернувшиеся на отборочном матче чемпионата мира между сборными командами Уэльса и Шотландии на «Энфилд Роуд» <стадион футбольного клуба «Ливерпуль»> в 1977 году. Футбольная ассоциация Уэльса перенесла встречу на эту арену, рассчитывая заработать на большом десанте шотландцев, и не была разочарована, так как на игру приехало аж 40 тысяч представителей «Тартановой армии», которые составили 80% всех зрителей на стадионе. Однако, в отличие от сегодняшних дней, их поведение было просто ужасным. Жители Ливерпуля стали свидетелями широкомасштабных беспорядков, вызванных пьяными шотландцами, которые бесчинствовали в городе на протяжении всего дня. На стадионе дела обстояли ничуть не лучше, когда шотландские и валлийские болельщики устроили массовые драки на трибунах с применением различного рода оружия. Только чудом никто не был убит. Что же изменилось с тех пор? Прежде всего, другим стало отношение шотландских средств массовой информации и футбольных властей. Тогда как их южные соседи продолжают поливать своих фанатов грязью, шотландцы поступают иначе. Перед проведением любых международных матчей шотландские СМИ буквально бомбардируют принимающую сторону прессой положительного содержания, в результате чего местные власти и болельщики тепло и дружелюбно относятся к своим гостям. Англичане же делают все с точностью до наоборот. Все разговоры ведутся только вокруг запретов на выезд и разворачивания специальных подразделений полиции — в духе полной нетерпимости. Однако в той же Японии англичане продемонстрировали, что при теплом приеме, который обычно повсюду встречают шотландцы, они тоже могут быть приняты доброжелательно. И если бы шотландцам когда‑нибудь пришлось столкнуться с такой же враждебностью, с которой принимают англичан, то беспорядки были бы неминуемы. Я достаточно поездил с шотландскими болельщиками, и, поверьте мне, среди них найдутся лишь единицы, кто не пойдет в решительное наступление под натиском противника. Все это подводит нас к разговору о видах футбольного фанатизма. Негативная общественная оценка, дававшаяся англичанам долгие годы, только усугубляла положение. Огромные заголовки и крикливые предсказания кровавых побоищ перед каждым приездом английских фанатов служили таким же эффективным вербовочным инструментом, как знаменитый плакат времен Первой мировой войны «Ты нужен своей стране». Такой подход, по сути дела, был не чем иным, как призывом вооружаться, повсеместно объединяющим хулиганов. В Шотландии все обстоит несколько иначе. Из‑за сложившегося положительного имиджа шотландцев лишь очень немногие шотландские хулиганы проявляют интерес к выездам за рубеж вслед национальной сборной. Тем не менее, если от хозяев начинает исходить враждебность, они тут же меняют свою модель поведения. Если не принимать во внимание матчи против англичан, наиболее показательным примером может явиться товарищеская встреча со сборной Голландии в Утрехте в 1994 году. Тогда две наиболее сильные на тот момент хулиганские группировки — «Абердин Соккер Кэшлс» (ФК «Абердин») и «Капитал Сити Сервис» (ФК «Хайберниан») — договорились о перемирии и сообща отправились в Голландию. В Амстердаме и Утрехте они приняли самое активное участие в стычках с голландскими хулиганами, приведя в уныние остальную часть «Тартановой армии». История знает много инцидентов, связанных с участием шотландских клубов на международном уровне. В качестве наиболее показательных примеров следует привести игры «Андерлехт»‑«Хайберниан», «Стандард»‑«Хартс» и «Пари Сен‑Жермен»‑«Рейнджерс», которые, как ни странно, не нанесли никакого вреда имиджу «Тартановой армии» в глазах общественности. В основном те же самые страсти, которые бушуют на английских стадионах, кипят и на шотландских. Но если с различиями в национальном менталитете ничего не поделать, то имидж определенных фанатских групп, создаваемый в средствах массовой информации, являет собой большое поле для работы. Забегая вперед, отметим, что есть довольно веские основания утверждать, что именно шотландцы являются родоначальниками футбольного насилия. Хулиганские фирмы «Рейнджерс» и «Селтика» доминируют на шотландской футбольной арене с небольшими перерывами с конца XIX века по сей день. Некоторый спад наблюдался в 50‑е годы, когда в полный голос заявили о себе клубы из Эдинбурга, и в первой половине 80‑х, с выходом на арену группировок «Абердина» и «Данди Юнайтед». Гиганты из Глазго по сравнению с другими шотландскими клубами имеют огромную аудиторию поклонников, и именно по этой причине им никто не может составить серьезной конкуренции. Помимо преимуществ, предоставляемых крупнейшим городом Шотландии, оба клуба благодаря своим культурным традициям имеют сильную общенациональную поддержку в ущерб остальным командам. Футбольный клуб «Селтик», подобно «Хайберниану» из Эдинбурга, был образован крупнейшей в Шотландии общиной ирландских католиков, чтобы он представлял их интересы среди местных протестантов. В свою очередь, «Рейнджерс» всегда считался самым шотландским клубом, представляющим интересы протестантов из числа рабочего класса. Таким образом, обе команды стали заложниками жестокого противостояния в среде шотландского пролетариата, продолжающегося до сих пор. Сейчас эти клубы стараются публично дистанцироваться от религиозной нетерпимости своих фанатов, однако они могли бы сделать гораздо больше для решения этой проблемы. Например, клубы из Эдинбурга также имеют некоторое религиозное наследие. «Хайберниан» изначально представлял интересы ирландских иммигрантов, тогда как «Хартс» был основан протестантской общиной. При этом Эдинбург более един, в отличие от Глазго. И когда оба столичных клуба увидели, что среди их болельщиков стали возникать проблемы, особенно во время волнений в Северной Ирландии в 70‑80‑х годах, то приложили максимум усилий для их решения. Например, на их домашних стадионах «Истер Роуд» и «Тайнкасл» было запрещено вывешивать плакаты с провоцирующей символикой, а также ирландские триколоры, флаги Ольстера и Великобритании. Тех же, кто выкрикивал лозунги религиозного характера, быстро задерживали и удаляли со стадиона. Однако «Рейнджерс» и «Селтик», несмотря на провозглашаемое стремление отделить себя от сектантских движений, не смогли принять таких очевидных мер. Как уже отмечалось, в начале XX века рабочие Глазго и всей восточной и центральной Шотландии размежевались на религиозной основе. Все это, наряду с высоким уровнем преступности, который тогда наблюдался в городских трущобах, превратило футбольные стадионы в главное место проведения досуга для рабочего класса и одновременно в арену жестоких побоищ. Начиная с 90‑х годов XIX века и до настоящего времени массовые беспорядки в Глазго не затихают. Конечно, подобного рода инциденты, по британским меркам, не были чем‑то необычным, и столкновения болельщиков команд из одного города случались повсюду. Однако самые жестокие стычки имели место именно в Глазго. Так, в газете «Mercury» сообщалось о крупных беспорядках, произошедших на стадионе «Хэмпден Парк» после финала Кубка Шотландии 1909 года между «Селтиком» и «Рейнджерс». Вооруженные ножами и учинившие погромы на трибунах фанаты вырвались на поле и устроили на нем баррикады, которые они подожгли перед атакой полицейских. В столкновениях, которые продолжались более двух часов, несколько полицейских скончались от полученных ножевых ранений. Это был, пожалуй, самый серьезный инцидент того времени, однако уровень футбольного насилия оставался в Шотландии гораздо выше, чем в Англии, особенно в период между двумя мировыми войнами. В большинстве случаев это можно объяснить тем фактом, что многие клубы располагались довольно близко друг от друга. Другим существенным фактором, обусловившим высокий уровень жестокости, стало появление так называемых брэйк‑клубов. Они явились предшественниками саппортерских группировок и стали практически первыми организациями, взявшими на себя ответственность за выездные турне болельщиков. Помимо чисто футбольных пристрастий, членство в подобных клубах зачастую определялось религиозными взглядами фанатов. Только теперь это стало проблемой уже не одних лишь «Рейнджерс» и «Селтика», так как образованные в Эдинбурге брэйк‑клубы также отличались религиозной нетерпимостью. Глазго, являясь крупнейшим промышленным центром страны, обрел часть своей печальной известности благодаря жестокой культуре уличных банд, существовавших в городе на протяжении долгого времени. Многие из них были сформированы на основе религиозных взглядов, а самой известной, если говорить о футболе, стала группировка под названием «Бриджтон Билли Бойз». Основанная в середине 20‑х годов, она взяла это имя в честь своего лидера Билли Фуллертона и, согласно легенде, была способна собрать под свои знамена на матчи с участием «Рейнджерс» более 800 человек. По иронии судьбы район Бриджтон, объявленный ими своей вотчиной, находится в опасном соседстве с домашней ареной «Селтика» — «Паркхэд Стэдиум», и очень часто многие фанаты этого клуба становились жертвами нападения «Билли Бойз» даже в те дни, когда «Рейнджерс» не играл. По сей день этот район является чисто протестантским, и недавнее убийство молодого болельщика «Селтика», возвращавшегося с игры домой, говорит о том, что в современном Глазго изменилось немногое. Фанаты «Рейнджерс» по‑прежнему регулярно воспевают подвиги Билли Фуллертона и его последователей:
Привет, привет, мы «Билли Бойз», Привет, привет, вы узнаете нас по нашим крикам, Мы по колено в фенианской крови, Сдавайся или умрешь, Так как мы — «Бриджтон Билли Бойз». <Фений — член тайного общества, боровшегося за освобождение Ирландии от владычества англичан.>
Послевоенный период, включая вторую половину 60‑х годов, по общему мнению, считается золотым веком британского футбола. Это было время, когда футбол еще не знал дельцов от спорта, а матчи, которые проходили без каких‑либо серьезных беспорядков, посещало огромное количество зрителей. После шести лет войны британское общество устало от крови. Именно из‑за этого долгого периода мира и спокойствия многие плохо информированные комментаторы называют футбольное хулиганство проблемой современности, тогда как на самом деле насилие среди болельщиков так же старо, как сам футбол. Хотя к середине 60‑х ситуация снова стала меняться. Движение «модов» <дословно — «модников». Это движение — своего рода противопоставление миролюбивым хиппи. Наиболее ярко оно проявило себя в мире рок‑музыки, когда и сами группы, и их поклонники привнесли в атмосферу концерта нешуточную агрессию. До сих пор памятны выступления группы «The Who», сопровождавшиеся разгромом аппаратуры, равно как и хулиганские выходки «модов», приучивших благовоспитанную публику шарахаться при виде вроде бы прилично одетых молодых людей. Одежда «модов» также представляла собой нечто парадоксальное. Их униформой стали особого покроя пиджаки с узкими лацканами, брюки‑дудочки с непременно высовывающимися из‑под них носками кричащего цвета и галстуки‑селедки. Добавьте к этому специальным способом взъерошенные волосы, длинные челки и непременный атрибут «модов» — серьги, и вам станут ясны истинные намерения этих любителей хорошо позабавиться.> захватило большинство британской молодежи и во многих местах стало приобретать бандитскую окраску. И снова Глазго быстро завоевал печальную известность, а его знаменитые модс‑группировки «Флитс» и «Тонгс» <«Резвые» и «Шипы»> (обычные названия для банд) постоянно сходились в драках в центре города и на стадионах, так что кровавые столкновения фанатов «Рейнджерс» и «Селтика» стали привычным для всех явлением. Бандитское влияние способствовало тому, что эти столкновения частенько выливались в драки фанатов между собой, однако с ростом благосостояния рабочего класса количество выезжающих на гостевые игры стало увеличиваться. До того времени всем хулиганским движением в Шотландии заправляли гиганты из Глазго, так же как и две первые строчки турнирных таблиц оставались исключительным предметом спора двух этих команд. Теперь уже остальные клубы пустились за ними в погоню. Превосходившие силы болельщиков «Рейнджерс» и «Селтика» стали встречать растущее сопротивление со стороны фанатов других клубов, и уже очень скоро некоторые из таких храбрецов стали давать бой «Старой фирме» на ее же территории. С началом 70‑х годов шотландский футбол вступил в самый тяжелый период своей истории. Не только потому, что из‑за проблем в Северной Ирландии возросла напряженность в отношениях между «Селтиком» и «Рейнджерс». Появление крупных хулиганских группировок у других шотландских клубов («Хартс» и «Данди»), наряду с их все более сильным увлечением политикой, повергло шотландский футбол в депрессию, от которой тот полностью так и не смог оправиться. 70‑е годы стали для Шотландии эпохой «мальчиков в тяжелых ботинках». Так как движение «модов» просуществовало в Шотландии гораздо дольше, чем в Англии, скинхеды не появлялись на трибунах шотландских стадионов вплоть до начала 70‑х, тогда как в Англии их движение начало переживать период упадка. Но уже к концу 1972 года неотъемлемыми атрибутами шотландского футбольного хулигана стали высокие ботинки с утяжеленным носком, сигнальные ракеты, рубашки со стоячим воротником, толстовки с изображением знаменитостей и длинные волосы. Такая мода сохранялась на большей территории Шотландии до 1977 года, когда ей на смену пришла панк‑культура. Мода на оружие, используемое в дни футбольных матчей, также достигла своего апогея в 70‑х годах—теперь фанаты сражались на трибунах с ножами, мачете и даже топорами в руках. Колотые раны стали обычным явлением во время подобных столкновений, особенно на матчах «Рейнджерс» и «Селтика». Во всяком случае, ненависть между двумя лагерями фанатов становилась все сильнее, хотя после трагических событий на стадионе «Айброкс» в 1971 году, когда большое количество болельщиков обеих команд погибло под обломками рухнувшего лестничного ограждения, наступило некоторое затишье. Какое‑то время всем казалось, что эта трагедия несколько утихомирит противоборствующие стороны, однако вскоре война между ними разгорелась вновь. До этого момента все наше внимание было приковано к «Рейнджерс» и «Селтику». И хотя их фанаты являлись самой большой проблемой на протяжении 70‑х годов и в меньшей степени 80‑х, необходимо более близко познакомиться с другими шотландскими командами, чьи сторонники также шокировали общественность своим поведением. Это относится к фанатам «Хартс» 70‑х годов, а также «Абердина» и «Хайберниана» в эпоху движения казуалов в 80‑е годы. В начале 70‑х «Хартс» был далек от успехов 50‑х и начала 60‑х, когда оба клуба из Эдинбурга, «Хартс» и «Хайберниан», добились того, что на короткий период главная расстановка сил в шотландском футболе переместилась на восток, то есть в сторону столицы. Первому из mix пришлось пережить два провала во второй половине 60‑х. Тогда, в последний день сезона 1964‑1965 годов, он уступил в чемпионской гонке «Килмарноку» лишь по уникальному коэффициенту разницы забитых и пропущенных голов — 0,042, а в 1968 году проиграл в финале Кубка Шотландии «Данфермлайну». Похоже, что два этих события нанесли сильный психологический удар но команде и привели к спаду, продолжавшемуся около 15 лег. Сократилось и количество зрителей, приходивших на игру своей команды, что отразило общую картину снижения посещаемости футбольных матчей по всей Шотландии. На трибунах стадиона «Тайнкасл» стали появляться огромные пустоты, а недовольство болельщиков в то время достигло пика. В 70‑х годах, как и Глазго, Эдинбург, а с ним большинство других крупных городов, столкнулся со стремительным ростом бандитизма. Причем многие из этих банд утратили всякую связь с религией и футболом. Территория Эдинбурга была четко разделена на основе клубной принадлежности, и вы вряд ли бы встретили фаната «Хартс» в такой банде, как, скажем, «Янг Лоченд Шэмрок», а поклонника «Хайберниана» — среди членов «Янг Клери Дерри». Однако уличные банды с западных районов города, такие как «Клермистон», «Вестер Хэйлс», «Сайтхилл», «Брумхауз» и «Джорджи», практически всегда воевали не за футбольные интересы, хотя на трибунах они чаще всего забывали о вражде и объединялись в драках за свой клуб. Ключевым здесь является выражение «чаще всего», так как «Хартс» завоевал себе дурную славу благодаря дракам своих фанатов между собой, что и отличало их от хулиганских группировок противника. В книге С. Фергюсона «Надевайте защитные шлемы — „Хартс“ идет» упоминается противостояние между хулиганами из Эдинбурга и поклонниками «Хартс» из города Ливингстон, вылившееся в массовые драки на матчах команды в начале 80‑х. Поначалу развивающееся движение фанатов «Хартс» направляло все силы на защиту своего дома от нашествий столичных оккупантов. Хотя, как ни странно, серьезные проблемы возникали с фанатами обеих команд из Глазго (следует принять во внимание протестантские корни многих болельщиков «Хартс»), но наиболее ожесточенные схватки, что еще более странно, всегда происходили с поклонниками «Рейнджерс». Те приходили на стадион заранее и пытались занять «законные» места болельщиков «Хартс» — открытые сектора трибуны «Джорджи Роуд», равно как и защищенные от дождя места напротив главной трибуны. Фанаты «Хартс» обычно отвоевывали свои сектора на «Джорджи Роуд», однако сражения за места под козырьком (так называемый «Шед») не могли выявить победителя до конца сезона 1976‑1977 годов, когда в одной из самых ожесточенных битв в истории «Тайнкасла» местным болельщикам все же удалось обратить в бегство столичных гостей. В те годы развитие движения фанатов «Хартс» достигло своего пика, несмотря на нестабильные выступления команды, то выбывавшей из высшей лиги, то возвращавшейся вновь. Можно сказать, что с того времени и до сезона 1982‑1983 годов у «Хартс» были самые «прославившиеся» фанаты в Шотландии, пока the new kids on the block <автор использует название известной поп‑группы,которое можно перевести как «Новая малышня из нашего квартала»> из Абердина не выхватили из их рук пальму первенства. Однако прошли долгие годы хаоса и беспорядков, прежде чем «Хартс» достиг высот. На протяжении 70‑х фанаты этого клуба одерживали одну выездную победу за другой. Начиная с «Эйр Юнайтед», когда фанаты «Хартс», пересекшие футбольное поле, обратили в бегство хозяев, и заканчивая «Абердином», матч с которым был отмечен непрекращавшимися драками в центре города, продолжавшимися весь вечер. Водители автобусов гостей дожидались тогда своих пассажиров вплоть до полуночи. Когда же «Хартс» приехал на игру с командой моего города <имеется в виду Уотфорд, родной город Дуги Бримсона>, все только и говорили о предстоящих беспорядках и погромах. И гости полностью оправдали наши ожидания. Казалось, что на играх с такими командами, как «Хайберниан», «Рейнджерс» и «Селтик», фанаты «Хартс» разыгрывали настоящие спектакли, однако многие провинциальные команды находили их просто смешными. Беспорядки с участием фанатов этого клуба случались постоянно, особенно в конце 60‑х‑начале 70‑х годов, когда «Хартс» приезжал в гости к «Сент‑Джонстону» и его банде «Перт Пэк», тогда как игры против «Мадеруэлла» и «Килмарнока» сопровождались массовыми беспорядками на протяжении всех 70‑х. Единственным местом, где хулиганы «Хартс» потерпели несколько поражений, был город Данди, где против гостей чаще всего выступала банда ФК «Данди», именовавшая себя «Хиллтаунскими гуннами». Стадионы обоих клубов, ФК «Данди» и «Данди Юнайтед», располагались недалеко от района Хиллтаун, обитатели которого отличались крутым нравом. Большую часть фанатов «Данди», подобно «Хартс» и «Рейнджерс», составляли лоялисты, и команды, приезжавшие в сопровождении порядочной аудитории, всегда встречали самый «радушный» прием хозяев. Фанаты городского конкурента «Хартс», «Хайберниана», также часто вызывали общественные беспорядки во время выездных матчей клуба, а когда команды сходились в дерби, атмосфера доходила до крайнего напряжения. И хотя в 70‑х «Хайберниан» не мог на равных состязаться с «Хартс» (время «хибсов» <прозвище болельщиков ФК «Хайберниан»> пришло в 80‑е), игры на его домашнем стадионе всегда превращались в шоу, в котором на стороне хозяев принимали участие все криминальные авторитеты из района Лит. История знает большое количество инцидентов, произошедших на «Истер Роуд» с участием фанатов «Хартс». Самый серьезный из них случился в конце 70‑х, когда хулиганы «Хартс», лишенные возможности добраться до своих оппонентов через полицейское оцепление, вышли со стадиона в перерыве между таймами и через открытые ворота вломились на трибуны хозяев, сметая все на своем пути. Как я уже отмечал, в то время атмосфера в Эдинбурге, когда встречались две городские команды, была исполнена ненависти. Помимо ожесточенной борьбы друг с другом на стадионах, противоборствующие стороны поддерживали различные военизированные группировки из Северной Ирландии. В таких сражениях поклонники «Хартс» выступали под флагами Соединенного Королевства и Ольстера, тогда как фанаты «Хайберниана» несли в своих руках ирландские триколоры. Это было очень политизированное время. Проблемы в Ирландии достигли своего пика, что, конечно же, не могло не сказаться на футбольных фанатах Эдинбурга. Наиболее интересными событиями в жизни фанатов «Хартс», как мне кажется, являются их выезды в Англию на матчи Кубка «Тексако», разыгрывавшегося между английскими и шотландскими командами. В книге Карла Спайерса «Мы известные футбольные хулиганы», посвященной фанатам клуба «Олдхэм Атлетик», описана классическая история визита «Хартс» на матч розыгрыша Кубка «Тексако» в 1974 году. С середины 60‑х и до начала 70‑х годов «Олдхэм» имел репутацию самого хулиганского клуба первого английского дивизиона. Ребята из «Джорджи Бойз» знали об этом и взяли с собой большую группу поддержки. Карл Спайерс рассказывает: «Нам выпал жребий играть против „Хартс“, команды из Шотландии. Конечно же, мы и не думали, что с его фанатами могут возникнуть какие‑нибудь серьезные проблемы. Но как же мы ошибались! Это была одна из самых жестоких игр, что мне приходилось наблюдать на „Баундери Парк“. Далее следует описание событии вокруг игры и говорится о том, что представляли собой хулиганы „Хартс“ в 70‑е годы; автор подробно рассказывает о массовой драке, разгоревшейся на трибуне хозяев и продолжавшейся на протяжении всего матча. Несмотря на значительное превосходство местных болельщиков, атаковавших в течение всей игры, фанатам „Хартс“ удалось выстоять. Спайерс сообщает, что многие гости были вооружены тяжелыми битами и даже ходили слухи о том, что якобы у одного эдинбургского фаната имелось двуствольное ружье! Во время другой поездки в Англию «Хартс» приезжал в гости к «Ньюкаслу», во время игры с которым шотландским фанатам также удалось продержаться в течение всех 90 минут, несмотря на настойчивые попытки «джордиз» <прозвище поклонников «Ньюкасла», используемое и в отношении обычных болельщиков, и хулиганов> смять оборонительные порядки гостей. Однако фортуна не всегда была благосклонна к ним. Так, во время игры против «Эвертона» фанатам «Хартс» пришлось откатиться аж на футбольное поле после неудачного штурма сектора хозяев. А в 1976 году, после предсезонной товарищеской встречи с «Мидлсбро», гости были вынуждены скрываться в городе от разбушевавшихся англичан. Большинство проблем на выездных матчах «Хартс» в 70‑х годах связаны с именами нескольких группировок, завоевавших себе достойную репутацию в хулиганских кругах. Такие группы, как «Пивот», «Мэйнор» и образовавшаяся чуть позже, но самая известная из всех «Джорджи сане оф Вильям», всегда были в центре событий. Это подтверждает то, что фанаты «Хартс» были представлены различными локализованными бандами, стремившимися на протяжении всей своей истории оставаться независимыми. Еще одной довольно необычной чертой, характеризовавшей поведение шотландских фанатов, резко отличавшей их от фанатов других стран, было их нежелание путешествовать на поездах. Конечно же, для выездов на матчи высокого уровня назначались даже дополнительные поезда, и фанаты, путешествующие таким образом, становились причиной различных проблем. Однако подобная практика стала обычной только в конце 70‑х годов, когда при «Хартс» появилось специальное агентство, сумевшее превратить подобные путешествия в другие города в регулярное явление. Агентство получило название «Хартс Сервис Крю». Именно в то время, то есть в 1977‑1979 годы, большую часть фанатов клуба составляли панки и новая волна скинхедов. Но лишь с появлением казуалов крупные и организованные хулиганские группы стали в полной мере пользоваться этим маршрутом. Скинхеды из числа фанатов «Хартс» также успели отличиться. Так как большинство из них были страстными приверженцами движения лоялистов, неудивительно, что они всегда выступали на стороне ультраправых и, в частности, «Национального фронта». «Бульдог», газета партийной молодежи, открыто продавалась у входа на стадион, а о подвигах расистов из числа воинствующих фанатов «Хартс» и их «коллег» из «Рейнджерс» постоянно рассказывалось в специальной колонке под названием «На футбольном фронте». Чтобы завершить разговор о «Хартс», хочу предложить вам прочесть небольшой отрывок из клубного журнала болельщиков «Без пустой болтовни», который достаточно хорошо характеризует атмосферу 70‑х годов: «Во второй половине 70‑х годов практически ни одна игра не обходилась без насилия, как внутри стадиона, так и за его пределами. Заряды типа „Мы всмятку расшибем ваши гребаные бошки!“ звучали даже в тех случаях, когда на трибунах присутствовала лишь жалкая горстка гостей. Особо запоминающимся оказался выезд в Дамфрис на матч против „Куин оф Саут“ в апреле 1978 года. Все знали о нашей репутации и нашем приезде, поэтому в толпе встречающих мелькало множество шарфов с символикой „Рейнджерс“. Один из фанатов „Хартс“ зарезал кого‑то в городе, что послужило толчком к насилию и массовым беспорядкам на игре. Что же касается стычек с фанатами „Рейнджерс“, то они всегда граничили с кровавыми побоищами. В апреле 1976 года, когда вопрос о нашем вылете из лиги был уже решен, мы весь матч выдавливали фанатов „Рейнджерс“ из‑под козырька. Линия фронта начиналась от буфета и заканчивалась возле туалетов. Один раз на стадионе „Айброкс“ мы оказались запертыми в огражденном секторе, и фанаты „Рейнджерс“, расположившиеся сверху, стали методично забрасывать нас всем, что попадалось под руку. Такое развитие событий не могло не привести к ответным действиям с нашей стороны. Но, пожалуй, самая впечатляющая битва на стадионе состоялась на игре против „Килмарнока“ в 1978 году. Громадное сборище фанатов и немногочисленные полицейские силы — такое соотношение привело к тому, что драки на трибунах продолжались весь матч. Наиболее грандиозное уличное сражение, которое приходит на память, имело место в Фалкирке то ли в сезоне 1981‑1982, то ли 1982‑1983 годов, длившееся почти целый час после игры и напоминавшее дополнительный тайм. Другой крупный инцидент произошел в Клайдбанке, когда решался вопрос о попадании клуба в высшую лигу. Однако наш последний домашний матч против „Мадеруэлла“ похоронил все надежды. Тогда добро победило зло, но полицейские получили хороший урок, и вплоть до демонтажа „Шеда“ (в сезоне 1995‑1996 годов) в наших секторах блюстителей порядка не наблюдалось». После финала Кубка Шотландии 1980 года стало ясно, что кризис национального футбола достиг своего апогея. Вся страна наблюдала по телевидению драку с участием сотен фанатов «Рейнджерс» и «Селтика» на поле стадиона «Хэмпден», проходившую под градом летящих с трибун бутылок и банок. Только привлечение сил конной полиции помогло успокоить разъяренных фанатов. Футбольная Ассоциация Шотландии полагала, что этот матч станет украшением сезона, однако из‑за хулиганов ее надеждам не суждено было сбыться. Помимо самих беспорядков, шокировавших мировую общественность, фактом стало то, что шотландцы по‑прежнему, даже в 1980 году, все еще наматывают шарфы на запястья и носят юбки! В итоге привлекательный некогда имидж шотландцев пострадал самым серьезным образом, и что‑то обязательно должно было измениться. А чтобы увидеть это «что‑то», давайте‑ка отправимся в гранитный город Абердин. В Абердине в 70‑е годы всегда находились парни, которые были не прочь подраться, однако, по их собственному признанию, обычно они терпели поражения от «Старой фирмы». Тем не менее в 1980‑м году команда занялась обустройством своего стадиона, и на матчи стали приходить тысячи болельщиков, среди которых было множество тех, кто больше не хотел мириться с вторжениями извне. Фанаты начали выезжать со своим клубом на матчи европейских турниров, и во время игры против «Ливерпуля» на стадионе «Энфилд Роуд» хулиганы «Абердина» впервые познакомились со стилем и манерой поведения своих английских «коллег». Вскоре после этого матча родилась одна из наиболее известных хулиганских группировок в истории шотландского футбола — «Абердин Соккер Кэшлс» (АСК). Если трибуны «Тайнкасла» стали пристанищем для бритоголовых и панков, то стадион «Абердина» «Питтодри» стал домом родным для коротко подстриженной молодежи, носящей свитера «Slazenger» и «Pringle», вельветовые брюки и джинсы «Lois», ветровки и бросающиеся в глаза спортивные костюмы фирмы «Adidas». Это было своего рода продолжением движения «модов» образца 60‑х годов, причем гораздо более близкими к их первоначальным идеалам, если сравнивать с тем, чем увенчалось возрождение этого движения в 1979 году. С учетом того, что сама мода постоянно менялась, во главу угла теперь ставилось умение превзойти других. В связи с отсутствием какой‑либо конкуренции на рынке одежды фанаты «Абердина» приняли самое активное участие в словесной перепалке, разразившейся на страницах в разделах читательской почты музыкальных газет «The Face» и «Sounds», где в разделах читательской почты казуалы со всей Британии старались обругать друг друга. С ростом такого вида конкуренции в борьбу за футбольных фанатов вступили наиболее дорогие брэнды. Фирмы‑производители спортивной одежды, ношение которой приветствовали казуалы, чаще всего заявляли о себе на трибунах центральных кортов Уимблдона. Такие марки, как «Fila», «Ellesse» и «Sergio Tachinni», стали неотъемлемыми атрибутами фан‑культуры, на смену которым пришли изделия от «Burberry», «Armani», «Aquascutum», «Stone Island» и т. д. Конечно, если вы носите одежду стоимостью в сотни фунтов, вам очень хочется продемонстрировать ее другим людям. Поэтому фанаты из АСК стали выезжать на гостевые игры на обычных поездах, чтобы не сразу попадать на стадион, а иметь возможность погулять по городу и покрасоваться перед местной молодежью. Такой подход оказался довольно эффективным и в плане введения в заблуждение полицейских. Они по старинке отслеживали прибытие автобусов и специальных составов, выделенных под болельщиков, но только не обычных поездов. Внимание властей по традиции привлекали скинхеды, разукрашенные в цвета своих клубов, тогда как казуалы, никогда не являвшиеся сторонниками традиционной фан‑культуры, не носили ничего такого, что выдавало бы их клубные пристрастия. Это привело к возникновению определенных проблем в клубах с уже устоявшимся стилем поведения их фанатов (в основном в «Хартс», «Селтике» и в несколько меньшей степени «Рейнджерс»), так как нежелание носить цвета своей команды до поры до времени считалось малодушием. Тем не менее отсутствие одетой подобным же образом оппозиции не помешало АСК завоевать определенную репутацию. Да и многим скинхедам импонировало живое общение с этими странно одетыми парнями с Севера. Однако в 1983 году на хулиганской сцене внезапно объявилась еще одна группировка казуалов, образовавшаяся вокруг команды, от которой ничего подобного не ждали. Все знали Мадеруэлл как достаточно буйный город, но ввиду его близости к Глазго большинство городских хулиганов принимали участие в драках на «Айброкс» и «Паркхэд». Поэтому у местных фанатов никогда не было какой‑либо организации. Такое положение дел сохранялось до появления группировки «Сатеди Сервис», участники которой были одеты в модельную спортивную одежду итальянского производства. Практически тут же возникло противостояние между самопровозглашенной группировкой, «одетой во все лучшее с Запада», и АСК, что привело к ряду столкновений. Наиболее крупное из них произошло в феврале 1984 года, когда сторонники АСК вторглись в сектора болельщиков «Мадеруэлла» на их домашнем стадионе «Фёр Парк». Беспорядки на трибунах вылились в то, что местные казуалы оказались вытесненными на поле, а другая часть АСК вступила в схватку с полицией уже в секторах болельщиков «Абердина». Игра была прервана на 10 минут, и из‑за последовавшей за этими событиями истерии в прессе казуалы попали на первые страницы всех центральных газет Шотландии. Случившееся оказало шокирующее воздействие на все клубы, а шотландская газета «Санди мэйл» даже сообщила о том, что руководство ФК «Мадеруэлл» запретило допускать на стадион фанатов, одетых в спортивные костюмы фирмы «Kappa Kagoules». К концу сезона 1983‑1984 годов небольшие группы казуалов стали появляться у других клубов, а по ходу турнира 1984‑1985 годов их количество продолжало увеличиваться. Хулиганы «Данди» и «Данди Юнайтед» образовали единую группировку, получившую название «Ютилити». При «Рейнджерс» была сформирована «Интер Сити Ферм» (ИСФ), нареченная в честь легендарной фирмы «Вест Хэма». У «Селтика» появилась группировка «Роман Католик Кэшлс», позже переименованная в «Селтик Соккер Крю». Фанаты «Хартс» образовали «Кэшл Соккер Ферм» (КСФ), «Хайберниана» — «Капитал Сити Сервис» (КСС). Последняя группировка в ходе сезона 1984‑1985 годов разрослась настолько, что стала главным конкурентом соперников из «Абердина» в борьбе за хулиганский престол Шотландии. И, вне зависимости от клубных пристрастий, многие пришли к выводу, что фанатам «Хайберниана» в конце 80‑х все‑таки удалось стать главной силой движения казуалов Шотландии. Подобно крупным клубам, команды низших лиг также обзавелись пусть и малочисленными, но своими собственными последователями казуалов. Вот всего лишь несколько примеров. «Эрброут Соккер Сэсайети», «Монтроуз Соккер Юнит», позже ставшая «Портленд Биллз Сисайд Трендиз», «Лав Стрит Дивижн» (ЛСД) клуба «Сент‑Миррен» и, наконец, печально известная «Секшн Би» клуба «Эйрдри», которая первоначально, в конце 70‑х годов, состояла из панков и бритоголовых, а к 1985 году примкнула к движению казуалов. Даже у такого незначительного клуба, как «Мидоубэнк Тистл» была своя группировка «Тистл Соккер Бойз» (ТСБ), состоявшая максимум из 15 участников в возрасте около 19 лет. Слава пришла к ним после одной воскресной игры в гостях против «Гамильтона», когда ТСБ выдержала натиск соперника, отстояв свои позиции. С первыми серьезными трудностями казуалам пришлось столкнуться в сезоне 1984‑1985 годов, когда полиция арестовала 47 человек из состава АСК, планировавших устроить засаду на гостей из «Мадеруэлла». Произведенные аресты, некоторые из которых были проведены по обвинениям в планировании актов насилия, привели в бешенство средства массовой информации, которые уже на протяжении многих лет держали футбольных хулиганов за безмозглых кретинов, не способных написать даже собственного имени. Теперь общество столкнулось с аккуратно одетыми, невраждебно выглядящими молодыми людьми, которые с легкостью могли организовать умелую засаду на противника. Скоро фанатов стали сопровождать журналисты в надежде запечатлеть наиболее волнующие сцены их выездов. Так, газета «Санди пост» подробно описала визит АСК в гости к «Селтику», придав своему повествованию необходимую сенсационную окраску. Как я уже говорил, КСС «Хайберниана» вскоре стала главным соперником АСК из Абердина, придя на смену «Сатеди Сервис» «Мадеруэлла». Первое столкновение между ними произошло во время посещения АСК стадиона «Истер Роуд». Тогда, во время драки, развернувшейся перед игрой, молодой фанат «Хайберниана» получил серьезные травмы и едва остался жив. Также интересен факт, упоминаемый в замечательной книге Джея Аллана «Кровавые казуалы». После того как раненый фанат «Хайберниана» полностью выздоровел, хулиганы из АСК вздохнули с облегчением, так как никому не нужны были жертвы, связанные с футбольным насилием. Однако это не остановило «хибсов», продолжавших и далее трубить на всю страну о произошедшем инциденте. Стремительный рост движения казуалов вокруг «Хайберниана» стал полной неожиданностью для каждого, кто интересовался в то время шотландским футболом. Поскольку «Хартс» всегда отличался полезной фанатской активностью (еще до появления казуалов фанаты наладили движение специального поезда, назвав свою организацию «Интер Сити Флит»), располагая при этом наиболее многочисленной и деятельной армией хулиганов, многие полагали, что именно он, а не «Хайберниан» станет главным оплотом движения казуалов в Эдинбурге. Однако этого не произошло по одной простой причине. На ранних этапах своего развития казуалам «Хартс» часто приходилось сталкиваться с оппозицией в лице уже существующих вокруг клуба хулиганских группировок. Та же участь постигла и их коллег из «Селтика». В результате ни один клуб не смог противостоять «Абердину» и «Хайберниану», когда футбольное насилие в Шотландии стало исключительной прерогативой казуалов. На самом деле многие хулиганы из числа болельщиков «Хартс», пожелавшие перенять новый стиль поведения, стали все чаще появляться на «Истер Роуд», стремительно пополняя ряды КСС. Как только молва об этом обошла весь Эдинбург, в ряды КСС влилось большое число фанатов, и вскоре она стала реальной силой. Фанаты «Хайберниана» также любили доводить вещи до крайностей. В середине 80‑х годов в один из субботних дней они бросили бутылку с зажигательной смесью в противников из «Абердина», прогуливавшихся по главной торговой улице Эдинбурга. Несколькими годами позже они атаковали один из ночных клубов в Данфермлайне, как говорят, вооруженные топорами и мачете. Помимо всего прочего, они развязали кампанию террора против своих оппонентов из «Хартс», выслеживая их на улицах Эдинбурга 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Масштабы насилия, сопровождавшие эти столкновения, зачастую превращали центр города в настоящую зону боевых действий. В ходе баталий, разворачивавшихся практически каждую субботу ближе к вечеру, обычным делом стали атаки на пабы, которые фанаты разносили буквально вдребезги. Постепенно такие акции КСС стали основным занятием участников этой группировки. «Хибсы» же пошли еще дальше, успев создать себе репутацию в Англии благодаря участию в массовых беспорядках, сопровождавших различные товарищеские матчи с английскими клубами. «Олдхэм», «Астон Вилла» и даже «Миллуолл» — все они сразу складывали оружие, когда им приходилось сталкиваться с представителями КСС. Игра против «Миллуолла» проходила на «Дене» перед самым стартом сезона 1990‑1991 годов. Несмотря на принятые полицией меры, направленные на недопущение приезда в Лондон хулиганов из Эдинбурга и включавшие даже запрет на продажу билетов транспортными компаниями, лидерам КСС все‑таки удалось собрать под своими знаменами на «Олд Кент Роуд» около 150 парней. Распаленные ненавистью, по дороге они разгромили несколько пабов, занятых местными болельщиками. Небольшая фирма «Миллуолла», покинувшая бар «Корона и Якорь», попыталась противостоять им, но в ту же секунду была рассеяна. Интересная деталь: фанаты «Милуолла» всегда оспаривали заявления «хибсов» о их поражении, выдвигая в качестве аргумента тот факт, что они просто не знали о готовящемся визите КСС и потому не выставили своих основных сил. Однако вряд ли стоит винить за это гостей из Эдинбурга. Они приехали, показали себя, осуществили задуманное, делали все, что хотели, так что сторонникам «Милуолла» остается укорять только самих себя. Члены КСС еще сильнее упрочили свою репутацию после европейских туров на матчи против «Андерлехта» и ФК «Стандард» (Льеж) в рамках розыгрыша Кубка УЕФА, когда снова обратили на себя внимание всех шотландских СМИ. Хотя движение казуалов продолжает существовать в Шотландии до сих пор, после пика своего развития, пришедшегося на сезоны 1984‑1985 и 1985‑1986 годов, оно стало постепенно угасать. Жесткие полицейские меры и суровые наказания заставили многих его участников уйти, другие же просто потеряли интерес. Определенное воздействие на этот процесс оказала смена моды, так как многие подростки стали увлекаться клубными тусовками, ставшими популярными под влиянием пришедшей из Америки музыки в стиле хип‑хоп и хаус. Такие клубы, как «Тоннель» в Глазго и «Хуч» в Эдинбурге, стали пользоваться огромной популярностью и среди казуалов. И если многие пытались совмещать увлечение футболом с клубными тусовками, остальные просто забывали о спорте, полностью посвящая себя экстази и музыке. Конечно же, подобные вечеринки, состоявшие из смеси музыки и наркотиков, были довольно привлекательными мероприятиями, и некоторые парни стали их завсегдатаями. Ходили даже слухи о том, что некоторые участники КСС полностью отдались увлечению культурой андерграунда. Хотя справедливости ради следует отметить, что далеко не все фанаты «Хайберниана» были в восторге от такого поворота событий. Вопрос, что носить, всегда являвшийся существенным для движения казуалов, также потерял свою актуальность в 90‑х годах. Действительно, в былые времена на первое место выходило умение превзойти других в мире стремительно меняющейся моды. Современная же спортивная одежда способна изменить до неузнаваемости экипировку футбольного фаната, одетого некогда в привычные «Stone Island», «Burberry», «Aquascutum» и «Adidas». Представители старой школы со всем их обыденным, неприметным видом выглядят сегодня достаточно блекло на фоне английских «метателей кресел», приезжавших в свое время в Шарлеруа. И в глубине души они вынуждены признать поражение приверженцев какого‑то определенного стиля. Им остается тешить себя воспоминаниями о том, что одеваться соответствующим образом когда‑то было достаточно тяжело, так как магазины, торгующие стильной спортивной одеждой, встречались крайне редко, хотя спрос на нее постоянно возрастал. В обычный субботний вечер, направляясь в местный диско‑бар, ты встречал на своем пути массу людей, одетых в новинки от «Burton». В то же время благодаря куртке от «Tachinni», вельветовым брюкам «Lois» или спортивным штанам «Diadora», ювелирным изделиям и спортивной стрижке ты резко выделялся на фоне серой толпы. Но пришли новые времена, и практически каждый юнец, стремящийся выглядеть, как наркодилер из Торри, Деннистауна, Хилтауна или Лита, стал носить одежду марки «Stone Island» с обязательной бейсболкой «Burberry» на голове. Но кто же из футбольных болельщиков, находясь в здравом уме, захочет быть похожим на такого типа? Несмотря на ожесточенное противостояние АСК и КСС, отношения между обеими группировками отличались взаимным уважением, а они сами считали себя двумя единственно приличными фанатскими объединениями Шотландии. Разве что во второй половине 80‑х они еще считались с болельщиками «Рейнджерс» из ИСФ, но обращать внимание на остальных считали напрасной тратой времени. Поэтому казалось вполне нормальным, когда другие шотландские хулиганские группировки примыкали к ним в преддверии игр с участием национальной сборной, чреватых всевозможными столкновениями. Чаще всего это, конечно, относилось к встречам с англичанами, так как, несмотря на достаточно мирный имидж армии шотландских болельщиков, стычки с соседями случались постоянно, и нет ничего удивительного в том, что казуалы сами того хотели. Я хорошо помню, как небольшие группы фанатов «Хайберниана» и «Абердина» решительно действовали отдельно друг от друга во время таких матчей на стадионах «Хэмпден» и «Уэмбли» в первой половине 80‑х годов. Однако история знает две игры между национальными сборными Англии и Шотландии в 80‑х годах, когда фанаты «Хайберниана» и «Абердина» достаточно успешно сражались с противником, находясь в одном строю. Наиболее показательным примером альянса двух группировок казуалов является их совместный выезд в голландский Утрехт на матч против сборной Нидерландов. Тогда шотландские фанаты сошлись в схватке с местными хулиганами и одержали верх, в результате чего 50 гостей было арестовано. Другие фирмы, хоть и в меньшем составе, также смогли отметиться своим присутствием в Голландии. Например, «Данди» и «Эйрдри». Во время чемпионата Европы 1996 года на игре со сборной Англии шотландцы снова выступили единым фронтом. Тогда, перед началом турнира, все материалы различных информационных средств были посвящены одному вопросу: смогут ли хулиганы Германии, Италии, Голландии и других стран проучить зарвавшихся англичан. Неудивительно, что никто из них так и не появился, и шотландцам вновь пришлось доказывать, что они единственные, кто может выступить против английских хулс. Численность объединенного шотландского моба составила около 300‑350 человек, представлявших различные клубы, но большинство их представляло, конечно же, «Абердин». Полем битвы была выбрана Трафальгарская площадь, на которой шотландские хулиганы сумели завязать драку и с английскими фанатами и с полицией одновременно. Кроме того, незадолго до начала игры группа из 200 шотландцев организовала нападение на заполненный до предела англичанами бар, расположенный на Лестерской площади. После событий чемпионата Европы 1996 года, при усиливающемся полицейском контроле на матчах национального футбольного первенства, некоторые лидеры фанатов «Хайберниана», «Хартс» и «Рейнджерс» попытались сформировать Шотландскую ассоциацию футбольных фанатов (ШАФФ). Цель ее заключалась во внезапных вылазках на матчи английского первенства и сопровождении сборной во время международных встреч. Однако, несмотря на имевшие место столкновения с оппонентами из «Манчестер Сити» и «Мидлсбро», эта идея никому не понравилась. Споры вокруг этого вопроса привели к расколу лагеря фанатов «Хайберниана» и членов КСС. Когда же Ассоциация предложила вступить в свои ряды лидерам АСК, те ответили решительным отказом, приведшим к серьезной напряженности в отношениях между двумя группировками. Ее кульминацией стали массовые драки, когда «Абердин» в финале Кубка Шотландии играл на «Тайнкасле». Тяжелые ранения, нанесенные нескольким рядовым фанатам «Абердина», только усугубили положение, и противостояние дошло до того, что на чемпионате мира во Франции в 1998 году обе группировки назначили друг другу стрелку, которая выпала на день игры со сборной Норвегии в Бордо. Однако двум этим членам ШАФФ не удалось реализовать свои планы. Благодаря совместной операции шотландских, испанских и французских органов правопорядка полиции удалось задержать 50 фанатов, следовавших из Испании к месту встречи на автобусе. После принудительного возвращения на испанский курорт Салу они отметились стычками с местной молодежью и в конечном счете были выдворены из страны. Их прибытие домой стало главной темой первых страниц шотландских таблоидов. Ближе к концу 90‑х и в начале нового тысячелетия случилось лишь несколько серьезных инцидентов. Даже члены АСК успокоились и стали более разборчиво подходить к посещению футбольных матчей. Несколько стычек имели место накануне предсезонной товарищеской встречи с «Эвертоном» на стадионе «Питтодри». Кроме того, фанаты из АСК совершили турне на товарищеские игры в Шеффилд на встречу с местным «Юнайтед» (где в центре города устроили драку с группировкой местных болельщиков «Блэйдз Бизнес Крю») и в Хартлпул, подравшись с хозяевами прямо на стадионе. Визит в гости к «Килмарноку» на последнюю игру сезона 1996‑1997 годов также ознаменовался массовыми беспорядками, когда около 70 бойцов АСК атаковали паб, принадлежащий одной из фирм «Килмарнока», а затем завязали драку с полицией. Другой инцидент произошел в Глазго, когда по дороге домой хулиганам из АСК пришлось повстречаться с фанатами «Рейнджерс», возвращавшимися с гостевой игры против «Хартс». Стоит сказать, что с недавнего времени отношения представителей АСК с их оппонентами из ИСФ «Рейнджерс» резко обострились. После ряда незначительных стычек кульминация наступила в начале 2002 года, во время матча, трансляция которого велась по телевидению. Когда фанаты «Рейнджерс» стали швырять монеты на поле, нанеся травмы одному из игроков «Абердина», фанаты клуба из АСК вырвались с трибун и атаковали гостей из ИСФ, находившихся в выделенном для них секторе. Прямая трансляция матча снова вызвала крайне резкую реакцию СМИ. Этот факт наряду с беспорядками во время игр «Хартс» и «Селтика», «Эйрдри» и «Мадеруэлла», а также погромами, учиненными фанатами «Рейнджерс» в Брэдфорде, заставил прессу вновь заявить о возвращении черных дней. Тем не менее реальность свидетельствовала об ином. При зарождении движения казуалов у его истоков стояли тинейджеры. У современных же подростков нет никакого интереса к дракам друг с другом на футбольных матчах. В основном участниками околофутбольных баталий становятся люди в возрасте 30 лет, то есть именно те, кто вырос в эпоху становления этого движения. Как результат этой тенденции, количество столкновений фанатов сокращается, хотя я не склонен думать, что нам удастся полностью от них избавиться. Футбол пробуждает у толпы животные инстинкты, которые в любой момент могут спровоцировать насилие. Тогда как будущее неизвестно, прошлое является морем страстей, разгоревшихся вокруг шотландского футбола. И немалая «заслуга» в этом принадлежит его болельщикам, которые наделе представляют собой нечто большее, нежели просто дружелюбная «Тартановая армия», столь часто появляющаяся на экранах наших телевизоров. Попытки говорить о них как о некой группе религиозных фанатиков также далеки от правды. Как и любое фанатское движение, шотландские фанаты — лишь часть футбольной культуры, которая имеет свою собственную долгую историю и у которой все еще впереди.
Date: 2015-09-25; view: 347; Нарушение авторских прав |