Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жан Лабрюйер
Гг.
Мыслитель, писатель, сатирик‑моралист. Беда, когда у человека не хватает ума, чтобы хорошо сказать, или здравого смысла, чтобы осторожно промолчать. Богат тот, кто получает больше, чем тратит; беден тот, чьи траты превышают доходы. Большинство людей употребляют лучшую пору своей жизни на то, чтобы сделать худшую еще более печальной. Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, – иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись. Быть в восторге от самого себя и сохранять незыблемую уверенность в собственном уме – это несчастье, которое может стрястись только с тем, кто или вовсе не наделен умом, или наделен им в очень малой степени.
В жизни бывают случаи, когда самой тонкой хитростью оказываются простота и откровенность. В жизни чаще встречается беззаветная любовь, нежели истинная дружба. В разглашении тайны всегда повинен тот, кто доверил ее другому. Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности – значит лишиться всякого их доверия и уважения. Водись на свете поменьше простаков, было бы меньше и тех, кого называют хитрецами и ловкачами. Время укрепляет дружбу, но ослабляет любовь. Вы думаете, что этот человек одурачен вами; а если он притворяется одураченным, то кто больше одурачен: он или вы? Вы нашли себе преданного друга, если, возвысившись, он не раззнакомился с вами. Говоря о том, что их затрагивает, люди признаются только в своих самых незначительных недостатках. Давнишний любовник так мало значит для женщины, что его легко меняют на нового мужа, а новый муж так быстро теряет новизну, что почти сразу уступает место новому любовнику. Для интриг нужен ум, но, когда его много, человек стоит настолько выше интриг и происков, что уже не снисходит до них; в этом случае он идет к успеху и славе совсем иными путями. Доверие – первое условие дружбы. Друзья потому находят удовольствие в общении друг с другом, что одинаково смотрят на нравственные обязанности человека. Если бедность – мать преступлений, то недалекий ум – их отец. Если бы одни из нас умирали, а другие нет, умирать было бы крайне досадно. Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен. Если глупец боялся бы сказать глупость, он уже не был бы глупцом. Если женщина неверна и это известно тому, кому она изменяет, она неверна – и только; но если он ничего не знает – она вероломна. Если книга возвышает душу, вселяя в нее мужество и благородные порывы, судите ее только по этим чувствам; она превосходна и создана рукой мастера. Если человек помог тому, кого он любил, то ни при каких обстоятельствах он не должен вспоминать потом о своем благодеянии. Женщина, которую все считают холодной, просто еще не встретила человека, который пробудил бы в ней любовь. Женщины склонны к крайностям: они или намного хуже, или намного лучше мужчин. Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. И при зарождении, и на закате любви люди всегда испытывают замешательство, оставаясь наедине друг с другом. Известная духовная ограниченность помогает иным людям идти по стезе мудрости. Иные люди так страстно и упорно добиваются предмета своих желаний, что, боясь упустить его, делают все от них зависящее, дабы действительно его упустить. Истинно несчастен человек лишь тогда, когда он чувствует за собой вину и упрекает себя в ней. К высокому положению ведут два пути: протоптанная прямая дорога и окольная тропа в обход, которая гораздо короче. Как бы сильно ни любила молодая женщина, она начинает любить еще сильнее, когда к ее чувству примешивается своекорыстие или честолюбие. Как излишняя небрежность в одежде, так и чрезмерная щеголеватость равно подчеркивают дряхлость и умножают морщины стариков. Как мало на свете таких безупречных женщин, которые хотя бы раз на дню не давали своим мужьям повода пожалеть о том, что они женаты, и позавидовать холостякам. Как ни требовательны люди в любви, все же они прощают больше провинностей тем, кого любят, нежели тем, с кем дружат. Ключ к сердцу человека – сочувствие страстям, поглощающим его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело. Кончина наступает однажды, а ждем мы ее всю жизнь: боязнь смерти мучительней, чем сама смерть. Кратчайший и вернейший способ составить себе состояние – это дать людям понять, что им выгодно делать вам добро. Кто после разговора с вами бывает доволен собою и своим умом, тот и вами вполне доволен. Кто умеет внушить, что он не очень хитер, тот уже далеко не прост. Легче встретить людей, обладающих умом, нежели способностью употреблять его в дело, ценить ум в других и находить ему полезное применение. Легче спросить старика о том, когда он умрет, нежели женщину о том, когда она родилась. Люди слишком мало дорожат случаем доставить радость ближнему. Люди, украшенные достоинствами, сразу узнают, выделяют, угадывают друг друга; если вы хотите, чтобы вас уважали, имейте дело только с людьми, заслуживающими уважения. Мужчина громко негодует на женщину, которая его разлюбила, и быстро утешается; женщина не столь бурно выражает свои чувства, но долго остается безутешной. Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем свою собственную, а женщина лучше хранит свою, нежели чужую. Мы быстро подмечаем в себе малейшие достоинства и медленно обнаруживаем недостатки. Мы гораздо чаще хвалим то, что расхвалено другими, нежели то, что похвально само по себе. Мы ненавидим наших врагов и жаждем отомстить им по слабодушию, но успокаиваемся и забываем о мести из лени. Мы преисполнены нежности к тем, кому делаем добро, и страстно ненавидим тех, кому нанесли много обид. Мы редко раскаиваемся в том, что сказали слишком мало, но часто сожалеем о том, что говорили слишком много: избитая и банальная истина, которую все знают и которой никогда не следуют. Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний. Наказанный преступник – это пример для всех негодяев; невинно осужденный – это вопрос совести всех честных людей. Не следует позволять себе даже самую невинную шутку – иначе как с людьми вежливыми и умными. Не следует судить о человеке по лицу – оно позволяет лишь строить предположения. Не слишком хороший характер у того, кто нетерпим к дурному характеру ближнего: будем помнить, что в обращении требуется и золото, и разменная монета. Не слушать ничьих советов и отвергать все поправки может только педант. Не столько ум, сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятным. Неблагодарное ремесло избрал тот, кто пытается создать себе громкое имя: жизнь его подходит к концу, а работа едва начата. Невежество – состояние привольное и не требующее от человека никакого труда; поэтому невежды исчисляются тысячами. Невоздержание превращает в смертельный яд пищу, назначенную для сохранения жизни. Нельзя далеко идти в дружбе, если друзья не расположены извинять друг другу небольшие недостатки. Несчастье трудно переносить, счастье страшно утратить. Одно стоит другого. Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности. Нет ничего бесценнее, чем характер бесхарактерного человека. Ни к кому не ходить на поклон и не ждать, что придут на поклон к вам, – вот отрадная жизнь, золотой век, естественное состояние человека! Нужно очень немногое, чтобы отличаться утонченностью манер, и очень многое, чтобы отличаться утонченностью ума. О вещах серьезных следует говорить просто: напыщенность тут неуместна; говоря о вещах незначительных, надо помнить, что только благородство тона, манеры и выражений может придать им смысл. Один из признаков посредственности – беспрестанная болтовня. Одни ценят в собеседнике учтивость, другие – большие дарования и неколебимую добродетель; однако в любом случае учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность. Опыт говорит нам, что попустительство и снисходительность к себе и беспощадность к другим – две стороны одного и того же греха. От хитрости до плутовства – один шаг, переход от первой ко второму очень легок: стоит прибавить к хитрости ложь – и получится плутовство. Плуты склонны думать, что все остальные подобны им. По любви к жизни нам старость желанна; от страха же смерти нам старость страшна. Полюбить – значит проявить слабость; разлюбить – значит иной раз проявить не меньшую слабость. Порою женщины, чья красота совершенна, а достоинства редкостны, так трогают наше сердце, что мы довольствуемся правом смотреть на них и говорить с ними. Признательность за услугу уносит с собой немалую долю дружеского расположения к тому, кто сделал нам добро. Прийти к заключению, что иные люди не способны мыслить здраво, и заранее отвергнуть все, что они говорят, сказали и скажут, – значит избавить себя от множества бесполезных споров. Раб зависит только от своего господина, честолюбец – от всех, кто способен помочь его возвышению. С точки зрения милосердия смерть хороша тем, что кладет конец старости. Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим. Скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: она придает им силу и рельефность. Старость без труда берет верх над рассудком, но она одерживает великую победу, когда ей удается одолеть своекорыстие. Столичный житель для провинциалки – то же, что для столичной жительницы – придворный. Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие. Тесть не любит зятя, свекор любит невестку; теща любит зятя, свекровь не любит невестку; все в мире уравновешивается. Только люди с низменной душой могут рассыпаться в похвалах тем, о ком до их возвышения отзывались пренебрежительно. Тосковать о том, кого любишь, много легче, чем жить с тем, кого ненавидишь. Труднее всего исцелить ту любовь, которая вспыхнула с первого взгляда. Трудно сказать, чего больше заслуживает нерешительность – жалости или презрения, и неизвестно, что опаснее – принять ошибочное решение или не принимать никакого. У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. У друзей мы замечаем те недостатки, которые могут повредить им, а у любимых те, от которых страдаем мы сами. У каждого свое понятие о женской привлекательности; красота – это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений. Ум всех людей, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего: человек, лишенный зрения, не способен восполнить этот недостаток за счет окружающих. Умирает любовь от усталости, а хоронит ее забвение. Хвалебные эпитеты не составляют похвалы. Похвала требует фактов, и притом умело поданных. Часто люди падают с большой высоты из‑за тех же недостатков, которые помогли им ее достичь. Человек самовлюбленный – это нечто среднее между глупцом и нахалом: в нем есть кое‑что и от того и от другого. Человек самовлюбленный – это тот, в ком глупцы усматривают бездну достоинств. Человек трусливый, потерявший всякий стыд, может согласиться на всякую гадость. Человек тщеславный равно получает удовольствие, говоря о себе как хорошее, так и дурное; человек скромный просто не говорит о себе. Человек, сильно убежденный в том, что он очень умен, почти всегда принадлежит к числу тех людей, у которых или мало ума, или вовсе нет его. Чем больше наши ближние похожи на нас, тем больше они нам нравятся; уважать кого‑то – это, по‑видимому, то же самое, что приравнивать его к себе. Чем меньше человек говорит, тем больше он выигрывает: люди начинают думать, что он не лишен ума, а если к тому же он действительно неглуп, все верят, что он весьма умен. Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно.
Date: 2015-09-25; view: 380; Нарушение авторских прав |