Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конфуций. Учение Конфуция оказало огромное влияние на духовную и политическую жизнь Китая
Ок. 551–479 гг. до н. э.
Учение Конфуция оказало огромное влияние на духовную и политическую жизнь Китая. В 136 г. до н. э. император У‑ди провозгласил конфуцианство официальной государственной доктриной, а сам Конфуций был обожествлен. Особо почитаемая книга конфуцианства «Суждения и беседы» составлена учениками Конфуция по материалам их бесед с учителем.
Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии. Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости. Благородный муж винит себя, малый человек винит других. Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле – и быть голодным. Он может посвятить себя учению – и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности. Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор. Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но, когда его обманывают, он первый замечает это. Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот. Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой. Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу. Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается. Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, недостоин зваться таковым. Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду. Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым. Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах. Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать учением о человеколюбии. Да не ослепляет тебя ни дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего врага. Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, ана их недостатках сам буду учиться. Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто‑нибудь погиб от человеколюбия. Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи. Достаточно, чтобы слова выражали смысл. Достойный человек не идет по следам других людей. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей. Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут. Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти? Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков. Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности. Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожить его. Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие. Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело. Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями. Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать. Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека – и познаешь степень его человечности. Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить? Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатство и почести. Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу. Когда не знаешь слов, нечем познавать людей. Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов. Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять. Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Молчание – великий друг, который никогда не изменит. Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их. Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха. Мы доверяем своим глазам – но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце – ной на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека! Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой? Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей. Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали. Не жалуйся по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен. Не имей друзей, которые уступали бы тебе в моральном отношении. Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, – огорчаюсь, если я не понимаю людей. Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать. Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов. Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей. Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью. Не усвоив приличий, не утвердишься. Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром». Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост. Ныне почитать родителей – это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности? Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь. Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром. По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый. Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок. Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела. Посылать людей на войну необученными – значит предавать их. Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью. Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе – вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих. Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях? При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди. Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова до него дошли бы, – это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота. С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать. Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними – те, которые избежали соблазнов плоти, за ними – те, которые смогли избежать злословия. Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном. Сердитый человек всегда полон яда. Слово должно быть верным, действие должно быть решительным. Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по‑прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства. Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других. Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе. Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят. Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности. Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть. Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению. Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен. Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам. Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. У сдержанного человека меньше промахов. Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – выше этого нет ничего. Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по‑доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам. Утром познав истину, вечером можно умереть. Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно. Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить. Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой». Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно!
Сунь‑цзы
Date: 2015-09-25; view: 618; Нарушение авторских прав |