Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
VI–V вв. до н. э
Автор трактата «Дао дэ цзин», один из основателей даосизма. Некоторые современные ученые сомневаются в факте существования Лао‑цзы. Одни предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, другие – что Лао‑цзы и Конфуций – один и тот же человек.
Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых. Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение. Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню. Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков. Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы. В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из‑за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия. Воздержание – это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства. Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности. Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец. Даже самое хорошее оружие не предвещает блага. Довольствующийся самим собой – богач. Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным, совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость. Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень. Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой. Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя. Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и расточительством.
Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть. Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать? Есть четыре великие сферы: Путь, Небо, Земля, Человек, – и Человек занимает среди сфер первое место. Знающий меру доволен своим положением. Знающий много – молчалив, а говорящий много не знает ничего. Истинно просвещенный человек никогда не воюет. Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной. Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников. Когда нет врагов, то не бывает войны. Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов. Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ник чему не способен. Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает. Кто много говорит, тот часто терпит неудачу. Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен. Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи. Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет. Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия. Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность. Много накопишь – много пропадет. Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других. Наилучшее – добившись успеха, устраниться. Народ, делая дела, приближаясь к их завершению, постоянно портит их, а если ты так же осторожен в конце дела, как и в начале, тогда не испортишь его. Незнатные являются основой для знатных, а низкое – основанием для высокого. Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают, прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь. Не зная постоянства, суетишься, создавая неудачи, а осознание постоянства делает человека восприимчивым. Восприимчивость же ведет к способности быть справедливым. Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень. Нет беды тяжелее незнания удовлетворения. Нет большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям. Нет большей беды, чем недооценивать противника. Нет греха тяжелее страстей. Отрицание Пути – это: роскошные апартаменты и заросшие сорняками поля, богатая одежда, пресыщение пищей и совершенно пустые хранилища. Потеря есть начало размножения, множество – начало потери. Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных. Проявляй простоту некрашеного холста, содержи в себе безыскусность необделанного куска дерева, уменьшай корысть и ограничивай желания. Совершенство воина – в бдительности, постоянной боевой готовности, в строгости, в искренности, в непроницаемом спокойствии. Только что распустившееся растение нежно и слабо. Засохшее растение твердо и негибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет. Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя – просвещен. Побеждающий людей – силен. Побеждающий самого себя – могуществен. Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь. Убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком. Умные не бывают учены; ученые не бывают умны. Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет. Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло. Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твердое и крепкое – это то, что погибает. Нежное и слабое – это то, что начинает жить… Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.
Date: 2015-09-25; view: 333; Нарушение авторских прав |