Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое воспитательная система?





 

По мнению Л. И. Новиковой, большое значение для ре­ализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей доста­точно сложную структуру, включающую цели, деятель­ность которой обеспечивает их реализацию, среду систе­мы и управление.

Воспитательный процесс, представляющий собою дина­мическую систему, направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека. Решение проблем современной школы связано с превращением ее из шко­лы просто обучающей в школу, прежде всего воспитыва­ющую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через со­здание воспитательной системы.

Между понятиями «воспитательная система» и «воспи­тательный процесс» четко просматривается взаимосвязь.

С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и разви­вается воспитательная система, с другой — эта система вы­ступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.

А. С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассматривать как отдельно взятое от системы; никакое средство вообще не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.

Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукой с начала 1970-х годов. Сегодня созда­на целостная концепция воспитательной системы. Среди ее авторов Л. И. Новикова, В. А. Караковский, А. М. Сидоркин, Н. Л. Селиванова и другие.

Они рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию. Она имеет признаки как пси­холого-педагогической системы, так и социально-педагоги­ческой. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окру­жающую среду, через те отношения, которые складыва­ются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяю­щий объединять детей и взрослых в рамках данного кон­кретного заведения).

Главный признак системы — ее упорядоченность. Но упо­рядоченность может иметь различные основания: не толь­ко цели гуманистического развития личности ребенка, но и соблюдение формальных правил, внешнего администра­тивного порядка и т. д. Поэтому социально-педагогическая система может быть не всегда гуманной по отношению к ребенку.

Воспитательная система школы — социально-педагоги­ческий объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитани­ем ребенка, но и относительно целей самого ребенка, свя­занных с удовлетворением актуальных потребностей лич­ности; и эти цели сориентированы.

Воспитательная система создается усилиями всех субъек­тов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей.

Зачем нужна воспитательная система в школе? Она создает условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе более благоприятные возможности для развития личности как ребенка, так и педагога.

Воспитательная система школы имеет сложную структу­ру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концеп­ции (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвую­щий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее ин­теграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

Субъект гуманистической воспитательной системы — это не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступа­ет преимущественно в качестве объекта воспитания. И пе­дагоги, и дети (с учетом возраста, разумеется) конкретизи­руют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совмест­ной деятельности. Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в коллектив — ядро гуманистической воспитательной системы школы.

Не всякая совместная деятельность является системооб­разующей. Она должна быть творческой и личностно-значимой. Деятельность и общение детей и взрослых порожда­ют сетку отношений, которые и в гуманистической системе могут принимать не всегда гуманистический характер. Они-то в первую очередь и определяют воспитательный по­тенциал системы.


Любая гуманистическая воспитательная система — сис­тема открытая: в ее становлении, функционировании, раз­витии большую роль играет среда, и не только как влия­ющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена).

Школьные воспитательные системы гуманистического типа возникают, развиваются, перестраиваются. Важней­шим аспектом управления развивающейся системой явля­ются укрепление ее системности на каждом новом витке раз­вития, создание действенных связей между ее компонен­тами. Нельзя независимо друг от друга разрабатывать цели,

намечать системообразующие виды деятельности и ключевые дела, проектировать и развивать гуманистические отноше­ния. Цели должны воплощаться в деятельности, деятель­ность — вести к определенному типу отношений и т. д. Со­здание, укрепление и корректировка связей между компо­нентами системы должны обеспечивать ее целостность.

Главный критерий эффективности развития гуманисти­ческой воспитательной системы — развитие личности ребен­ка. Становятся условия развития личности более благопри­ятными или же ухудшаются — от решения этой дилеммы зависит оценка правильности выбранного пути. Опыт свиде­тельствует о существовании закономерности: не только ав­торитарно управляемое развитие воспитательной системы, но и ее «свободный дрейф» неизбежно приводят к ухудше­нию условий личностного развития детей, к потере систе­мой человека как цели.

Воспитательная система любого уровня не является само­целью. Цель — личность развивающегося человека, вклю­ченного в эту систему. В связи с этим управление воспи­тательной системой включает прежде всего управление взаимодействием системы и личности, процессом их вза­имного влияния. Этот личностный аспект управления тре­бует поиска путей оптимального включения личности (причем и ребенка, и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе, создания ситуаций, побуждающих каждого (ребенка и взрослого) к рефлексии, самопознанию, само­реализации.

Таким образом, управление любой воспитательной сис­темой можно рассматривать как трехаспектный процесс: управление процессом ее развития как целостной систе­мы; управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности; и управление корректирующее (весьма условное название), направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отно­шений в наиболее для него благоприятной позиции.

Создание целостной воспитательной системы по сути есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельнос­ти школьников.

Среди разнообразных видов деятельности в воспитатель­ной системе можно выделить те, которые являются систе­мообразующими. Таких может быть один, два и даже три.

Системообразующей деятельность становится, если в ее организации испытывают потребность все субъекты педагогической деятельности и если она связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучебную работу.

Содержание системообразующих видов деятельности оп­ределяет тип воспитательной системы. Так, в воспитатель­ных системах школ, лицеев, гимназий познавательная де­ятельность может быть единственнным системообразующим видом; в школе-клубе системообразующих видов деятельно­сти два: познавательная и клубная; в школе, являющейся отделением сельскохозяйственного предприятия и занима­ющейся производительным трудом (Зоринская средняя школа Курской области), один из системообразующих ви­дов деятельности — труд. Тип воспитательной системы за­висит также от типа школы, ее месторасположения, коли­чества учащихся, опыта работы педагогического коллек­тива, традиций и т. д.

Сегодня в педагогической литературе часто встречает­ся понятие «авторская воспитательная система». Такие си­стемы создаются в школах, руководимых творчески рабо­тающими, нестандартно организующими воспитательный процесс директорами. Эти системы чаще всего и называют по имени директоров школ.

 







Date: 2015-09-25; view: 396; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию