Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пространственные представления
Теснейшим образом с двигательной активностью, ее функциональной организацией связано и формирование, «развертывание» во времени пространственных и пространственно-временных представлений ребенка. В исследованиях уже упоминаемой школы детской нейропсихологии А.В. Семенович, других исследователей делается правомерный вывод о том, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе не только дальнейшего формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка [33]. Наши многолетние исследования подтверждают это положение. Подобная система как одна из составляющих психической деятельности точно так же начинает свое формирование в раннем возрасте, и уровни, «надстраиваясь» один над другим, «прорастают» преимущественно в сфере когнитивного интеллекта (в то же время сохраняя теснейшую связь и с аффективно-эмоциональной сферой). Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных) представлений, как показывают наши исследования, напрямую влияет на уровень актуального интеллектуального развития ребенка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, владении математическими операциями, различными видами мышления (особенно абстрактно-логического), которые являются составляющими всех интеллектуальных операций. Одновременно можно констатировать, что подобная недостаточность формирования этих структур оказывает влияние и на формирование эмоционально-личностной сферы. Практика работы с детьми с искаженным развитием (с детьми с РДА и невыраженными, вялотекущими процессуальными заболеваниями — в клиническом определении) показывает недостаточность сформированности компонентов этой сферы, базирующихся на пространственно-временных и квазипространственных представлениях. Забегая вперед, можно отметить, что коррекционные программы по развитию этих уровней пространственных представлений (в составе общих коррекционных программ, включающих формирование произвольности и гармонизацию аффективной сферы — см. раздел 4.2.2.) позволяют скомпенсировать недостаточность эмоциональной сферы. Следовательно, с нашей точки зрения, необходимо поставить вопрос о рассмотрении развития пространственных представлений на основе формирования сенсомоторной активности, формирующейся, несомненно, в общении со взрослым (Важность такого показателя психического развития ребенка, как общение со взрослым, нисколько не отрицается и не опровергается. Общение со взрослым является неотъемлемой характеристикой всего детского развития. Оно имманентно присутствует в формировании уровня базовых предпосылок во всем их объеме, в первую очередь формировании уровней аффективной регуляции ребенка в том виде и последовательности, как это приводится в работах К.С. Лебединской и О.С. Никольской [18, 35]. Но тщательный анализ жизнедеятельности ребенка первого года жизни, представленность и динамика психических новообразований, исследования, посвященные базовым составляющим психической деятельности, на наш взгляд, позволяют поставить под сомнение представления об общении со взрослым как о единственном ведущем психическом новообразовании этого возрастного периода), как об одном из ведущих типов деятельности в период до одного года или, по крайней мере, о смене ведущих типов деятельности на определенном отрезке развития (Таким возрастным периодом по многим данным является возраст 6-7 месяцев, когда угасает комплекс оживления и начинается дифференцировка эмоциональных реакций — в результате увеличивается «вес» общения со взрослым в структуре деятельности ребенка. Более подробно эта проблема будет представлена в книге, посвященной развитию ребенку от рождения до года). В любом случае этот вопрос требует отдельного тщательного рассмотрения. Структура пространственно-временных представлений по А.В. Семенович может быть представлена в виде системы составляющей порядка семи уровней: от «темного мышечного чувства» (по И.М. Сеченову) до когнитивного стиля личности, реализующего квазипространственные представления, такие как понимание инвертированных математических задач, сложных речевых конструкций, использование союзов причинности и логических связей. В качестве одной из базовых предпосылок и составляющих психической деятельности нами были выделены 4 основных уровня, которые рассматриваются здесь в последовательности овладения ребенком пространственными представлениями на протяжении всего его развития. Такой взгляд на формирование пространственных представлений и их структуру наиболее удобен для диагностической и развивающе-коррекционной деятельности психолога-практика. Безусловно, все эти уровни в процессе развития ребенка в определенной степени пересекаются между собой во времени. 1-й уровень. Овладение пространством собственного тела. Соответственно, подуровнями являются: — ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство по Сеченову): напряжение — расслабление; — ощущения, идущие от внутреннего «мира» тела (например, голода, сытости); — ощущения от взаимодействий тела с внешним от него пространством (границ собственного тела) (По мнению некоторых исследователей, этот подуровень следует отнести к уровню npCf-' странственных представлений о взаимоотношениях внешних объектов и тела. Нам кажется возможным как то, так и другое решение в зависимости от того, «с какой стороны» оценивать эту границу тела. В определенной степени условно мы отнесли данный подуровень к представлениям о собственном теле. Для решения задач практики подобное расхождение не представляется важным): сырости - сухости, тактильные ощущения от мокрых и сухих пеленок, складок пеленок и т.п., а также взаимодействия со взрослым, когда ребенка берут на руки (этот подуровень можно рассматривать в качестве естественного продолжения предыдущего подуровня, но его следует выделить для решения диагностических и коррекционных задач). 2-й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни: — топологические представления (представления о том, где находится тот или иной предмет); — координатные представления: о нахождении предметов с использованием сочетания «верх-низ», с понятием «с какой стороны» (от тела), то есть сторонность; — метрические представления (представления, насколько далеко находится предмет). Итогом развития на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собой (структурно-топологические представления). Date: 2015-09-25; view: 648; Нарушение авторских прав |