Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Понятие базовых предпосылок (составляющих психического развития — по уточнению, сделанному В.И. Лубовским и принятому в дальнейшем авторами) является особым компонентом, еще одной «макроединицей» в общей структуре развития ребенка. В основе включения этого понятия в сферу внимания детской психологии лежат исследования школы детской нейропсихологии А.В. Семенович и школы работы с детьми с эмоциональными нарушениями К. С. Лебединской — О. С. Никольской» а также более чем двадцатилетняя диагностическая и коррекционная работа авторов с различными группами детей с отклоняющимся развитием. Все это позволило сформулировать и конкретизировать уровневую структуру психического развития и всей психической деятельности, а также изменения (несформированность, искажения и повреждения) этой структуры при различных видах отклоняющегося развития. Следует заметить, что введение такой дополнительной единицы анализа полностью базируется на непреложных законах психического развития ребенка, ведущих свое начало от Л.С. Выготского и его последователей. Наши исследования лишь углубляют и конкретизируют теоретические положения классиков отечественной психологии. Не считая необходимым в очередной раз приводить их воззрения, отсылаем наиболее пытливых читателей к таким основополагающим трудам Л. С. Выготского, как «Диагностика развития и педологическая клиника» (1931), «Основные проблемы дефектологии» (1929), «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» (1935), «Проблема возраста» (1984) и «Младенческий возраст» (1984), другим книгам и статьям Л.С. Выготского, А.Д. Эльконина, П.Я. Гальперина. Для разъяснения, что стоит за этим понятием, необходимо обратиться к модели «вертикальной» организации психической деятельности в ее наиболее общем виде. Предлагаемая модель рассматривается здесь исключительно для описания структуры базовых составляющих (предпосылок) и их взаимосвязей с другими составляющими психического развития ребенка. Такую модель можно представить в виде, по крайней мере, трехуровневой системы. Следует отметить, что на данной модели основываются анализ и оценка уровня актуального развития ребенка в целом. Это дает реальную возможность построить психологический диагноз, определить ряд показателей психического развития, на основании которых можно сформулировать вероятностный прогноз развития ребенка и, что самое важное, дать эффективные рекомендации по развивающе-коррекционной работе для всех специалистов. На первом, «нижнем», уровне, названном нами «уровнем причинности», традиционно располагаются составляющие, которые определяют источники и причины психического развития и психической деятельности в целом. Одной из важнейших «причинных» составляющих является также и социальная ситуация (условия) развития, значение которой следует оценивать гораздо шире, чем это практиковалось до сих пор. В социальные условия развития необходимо включать и образовательную среду (ситуацию) в целом: не только влияние родительско-детских отношений, но и педагогических диспозиций по отношению к ребенку. Помимо этого нельзя не учитывать конкретную социально-этническую культуру, в которой развивался ребенок, а также иные особенности, «облегчающие» или, наоборот, усугубляющие его развитие в конкретной социальной среде. Чрезвычайно важным является состояние собственно центральной и периферической нервной системы с точки зрения непосредственно нормативности «органической» составляющей развития, которое в значительной степени может быть нарушено вследствие различных экзо- или эндогенных патогенных факторов. Эти факторы и результаты их влияния на формирование и функционирование ЦНС неоднократно и детально описаны в многочисленной медицинской и психологической литературе [10, 11, 13, 19 и др.], и поэтому нет необходимости в очередной раз их дублировать. В то же время обратим внимание на третий, чрезвычайно важный компонент «причинного» уровня, а именно — на специфику нейробиологической функциональной организации мозговых систем, включающей как специфику формирования корково-подкорковых, так и специфику индивидуального профиля функциональной ассиметрии, как один из основных параметров, определяющих процесс развития ребенка, в том числе особенности развития отклоняющегося. Этот параметр в последнее время занимает одно из наиболее значимых мест в структуре причин, определяющих психическое развитие ребенка в целом, а также характер его «уклонения» от социально-психологических нормативов. Следующим «надстраивающимся» над уровнем причинности «слоем» и являются базовые предпосылки (составляющие) психической деятельности, рассматриваемые в данном параграфе. Как предпосылки собственно психической деятельности они формируются, начиная с момента рождения (по некоторым, не подтвержденным экспериментальными исследованиями утверждениям, и раньше, до рождения), а в более поздние сроки развития, уже как базовые составляющие, встраиваются в качестве «операционально-технологических» в психическую деятельность ребенка.
Система «базовых составляющих развития» имеет три взаимозависимых и взаимодополняющих элемента: произвольность психической активности, пространственные и пространственно-временные представления, базовую аффективную регуляцию. Разделение составляющих на эти три элемента в достаточной степени условно, но дает возможность оценить вклад каждой из них в целостную психическую деятельность ребенка. Особенно очевиден вклад каждой из этих составляющих в случае недостаточности или дефицитарности каждой из них. Так, при преимущественном дефиците произвольности психической активности большая часть проблем ребенка будет лежать в сфере собственно регуляторной и мотивационно-волевой, тем самым определяя недостаточность или даже невозможность собственного контроля и программирования деятельности в целом. При дефиците в первую очередь пространственных и пространственно-временных представлений на первый план выступают проблемы формирования собственно когнитивного звена ВПФ, а в совокупности с недостаточностью произвольной регуляции — всей познавательной деятельности в целом. В свою очередь, специфика формирования системы базовой аффективной регуляции проявляется в дисгармонии или искажении эмоционально-личностных особенностей ребенка, что, безусловно, может оказывать негативное влияние и на развитие познавательной сферы. Несмотря на их взаимообусловленность, в каждом конкретном случае отклоняющегося развития тем не менее можно и необходимо видеть вклад каждой из них и только на основе такого «многослойного» понимания структуры психического развития «построить» причинную, специфическую развивающую или коррекционную работу. В свою очередь, каждая из базовых составляющих (предпосылок) психической деятельности представляет собой достаточно сложную многоуровневую систему рис. 1.1), которая планомерно развертывается (формируется) в процессе развития ребенка, где основным законом подобного формирования и «надстраивания» следующих уровней является правило: «Своевременность и последовательность решают все».
Рис. 1.1. Структура базовых составляющих психического развития
Однако следует заметить, что развитие самих составляющих подчинено общему закону «перекрытия стадий развития» (см. раздел 1.3.1), что подразумевает овладение следующим уровнем (этапом) с одновременным совершенствованием предыдущего. Внесение в анализ структуры психического развития ребенка, его психической деятельности в целом дополнительной «макроединицы» — базовых составляющих развития является дальнейшим развитием, конкретизацией теоретических положений Л.С. Выготского о переходе «...от фенотипической к каузально-динамической точке зрения в методике изучения и диагностике развития» (Л.С. Выготский. Собр. соч., т. 5. — М.: Педагогика, 1984. — С. 272). Таким образом, уровень базовых составляющих психической деятельности определяется спецификой уровня причин развития, а с другой стороны, — сам является причинным, а в дальнейшем и операционально-технологическим для всего репертуара высших психических функций и сфер деятельности ребенка, которые и составляют третий, «верхний», собственно «феноменологический» уровень. Данный уровень и представляет совокупность всех познавательных, мотивационно-волевых и эмоционально-личностных характеристик ребенка (включая и его взаимодействия с окружающим социумом). Практика нашей диагностической и коррекционно-развивающей деятельности с детьми разных категорий показывает, что эти базовые составляющие психической деятельности ребенка являются первичными но отношению ко всем высшим психическим функциям. Именно поэтому оценка и анализ деятельности ребенка, с точки зрения особенностей формирования именно этих составляющих психического развития и их влияния на дальнейшее развитие ВПФ, ставятся во главу угла в том случае, когда мы говорим об интегративной психологической диагностике (оценку сформированности базовых предпосылок см. в разделе 3.3.3.). Следует отметить, что для любого варианта условно нормативного (в пределах СПН) или же отклоняющегося развития характерна определенная структура сформированности базовых составляющих психической деятельности. Это положение дает возможность проводить как оценку индивидуальных различий ребенка, так и типологизацию отклоняющегося развития с точки зрения структуры и уровня сформированности совокупности базовых составляющих психической деятельности. Для различных форм отклоняющегося развития была показана специфическая структура сформированности всех трех составляющих психического развития ребенка: как умственно отсталые дети, так и дети с различными формами задержки психического развития, развивающиеся по типу дисгармонического или искаженного' развития, обладают собственным «профилем», спецификой формирования и. спецификой взаимодействия всех базовых предпосылок (составляющих). В описании различных форм отклоняющегося развития (раздел 2) приводится специфика этой «макроединицы» психического развития [В настоящее время специфика базовых составляющих психического развития определена в достаточно полном объеме для таких групп отклоняющегося развития, как «недостаточное развитие» и «асинхронное развитие» (см. раздел 2). Не являясь специалистами в области работы с детьми с дефицитарным развитием (дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата), авторы могут только гипотетически предположить характер формирования подобных структур]. Это же позволяет более обоснованно определить и понятие психологического диагноза, который может быть адекватно поставлен с учетом, в частности, специфики «профиля» базовых составляющих психического развития. Точно так же введение в содержательное поле деятельности психолога понятия базовых составляющих, динамики их развития и особенностей сформированности позволяет более обоснованно оценивать и вероятностный прогноз развития ребенка в различных условиях окружающей среды, и специфику развивающих и коррекционных мероприятий. В заключение данного раздела рассмотрим структуру и характерные особенности базовых предпосылок (составляющих) психического развития ребенка. Date: 2015-09-25; view: 1182; Нарушение авторских прав |