Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Активизирующий профориентационный опросник Моды-1
Активизирующий профориентационный опросник "Моды-1"
Общая характеристика методики. Опросник-шутка "Моды" используется с целью ориентировочного индивидуального прогнозирования престижности тех или иных профессий и видов труда. Имеется два основных варианта опросника: "Моды - 1" и "Моды - 2". Первый, основной, вариант является более полным, поскольку включает 25-30 разнообразных профессий, охватывающих главные сферы производства. Второй, сокращенный, вариант ориентирован только на те профессии, которые значимы для данного человека (см. Пряжников, 1995). Активизирующий опросник-шутка "Моды - 1" позволяет подростку, используя определенную логику, прогнозировать престижность наиболее типичных видов профессионального труда, что важно не только с точки зрения планирования профессиональных перспектив, но и с точки зрения построения индивидуального счастья, которое нередко зависит от престижности выбранной профессии и отношения к ней окружающих. Методику можно проводить как с группой (классом), так и в индивидуальной профконсультации. По времени она может занять от 25 до 40 минут. Общий порядок работы следующий. 1. Сначала ведущий показывает на доске, как лучше подготовить бланк для работы с опросником, а учащиеся рисуют такой бланк в своих тетрадях (см. табл.). 2. Сразу же в бланк выписываются 25 профессий, включенных в методику изначально (см. табл.), а также каждому учащемуся предлагается самому дописать еще 5 профессий, наиболее интересных для каждого - всего получается 25 + 5 = 30 профессий. 3. Только после этого ведущий (психолог) объясняет основные правила работы с опросником: "Все подвержено влиянию моды: одежда, пища, даже способы лечения... Подвержены модам и профессии. В какие-то времена модны (престижны) одни профессии, в иные времена - другие. Нередко старые моды возвращаются. Для многих людей очень важно осознавать, что "их" (выбранная ими) профессия относится к числу престижных, поэтому давайте попробуем спрогнозировать, что ждет в плане престижности те или иные профессии. Рассмотрим три времени: 1 - недавнее прошлое (примерно с конца 50-х гг. по середину 80-х - назовем этот период "СССРизмом"); 2 - настоящее время (с середины 80-х по наши дни - назовем этот "замечательный" период "СШАизмом"); 3 - обозримое будущее (будем оптимистами и назовем этот период "Лучшие времена"...) [При выборе названий данных периодов развития нашей страны мы исходили из социально-экономических и моральных реальностей. Мы не стали называть настоящее время "ельцинизмом", поскольку политические фигуры такого рода приходят и уходят (точнее, их "приходят" и "уходят"), но существует что-то гораздо более важное, более глобальное. Ведь независимо от "фигур" лидеров в обществе явно ощущается стремление ко всему яркому, броскому, "заграничному" (к красивым этикеткам), а также стремление "делать деньги", ко-торые "не пахнут"... Иными словами, название нашего времени - "СШАизм"- представляется нам достаточно удачным, тем более, что сейчас, куда ни кинь взор, везде американские надписи... К нашему удивлению, большинство (почти все 100%) подростков, с которыми проводилась данная методика, прекрасно понимали заложенную в нее иронию.]". 4. Первое задание: "Внимательно посмотрите на все выписанные профессии. Попробуйте представить, какие из этих профессий в ближайшем будущем будут наиболее престижны. Выберите 3-4 такие профессии и проставьте слева от них, в колонке "+/-" знаки "+" (см. табл.). Выберите также 3-4 профессии, которые, по Вашему мнению, престижными не будут или их престижность резко пойдет на убыль и проставьте слева от них знаки "-". 5. Второе задание: "Подчеркните 5-7 профессий, которые лично Вас привлекают". 6. Третье задание: "Каждый в своем бланке должен оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССРизма, в эпоху СШАизма и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие лучшие времена. Все баллы проставляются напротив профессий в соответствующих эпохам колонках". 7. Четвертое задание: "Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обращаем внимание, что речь идет не об определении престижности, а об определении самого "вектора" направления изменения престижности. Порядок расчетов по каждой профессии следующий. Сначала подсчитывается среднее арифметическое баллов, относящихся к СССРизму, СШАизму и лучшим временам. От баллов, относящихся к СССРизму, отнимаются баллы, относящиеся к СШАизму и разница выписывается в колонке "Расчеты". От баллов, относящихся к лучшим временам, отнимаются баллы СШАизма и разница также выписывается в колонке "Расчеты". Далее определяется алгебраическая сумма этих трех результатов (см. табл., колонка "Расчеты"). Сразу заметим, что нередко при расчетах получаются и отрицательные значения, поскольку, как уже отмечалось, речь идет не о балле престижности, а о "векторе" предполагаемого изменения престижности. На доске можно выписать общую формулу подобных расчетов:
Престиж = (СССРизм + СШАизм + Лучш. времена): 3 + (СССРизм - СШАизм) +(Лучш. времена - СШАизм).
Пример бланка для опросника-шутки "Моды - 1". На примере первых четырех профессий показано, как можно было оценивать их престижность по различным эпохам и производить итоговые расчеты.
+/-
| Профессии (последние 5 профессий выписывает сам учащийся)
| СССР (изм)
| США (изм)
| Лучшие времена
| Расчеты
| +/-
| + + - + - +
| 1. инженер 2. дипломат 3. капитан дальн. плав. 4. ученый 5. священник 6. рабочий 7. учитель, психолог 8. милиционер 9. проститутка 10. продавец 11. артист 12. врач 13. вор-рецидивист 14. журналист 15. офицер армии 16. коммерсант 17. служащий 18. летчик 19. юрист 20. крестьянин 21. спортсмен 22. экономист 23. водитель 24. строитель 25. домохозяйка 26. 27. 28. 29. 30.
| 7 9 7 8
| 2 8 5 3
| 6 7 6 6
| 5 5 4 = +14 8 1 1 = +10 6 2 1 = +9 6 5 3 = +14
|
| 8. Пятое задание: "После всего этого в левой колонке "+/-" (см. табл.) необходимо проставить 3-4 знака "+" против профессий, набравших наибольшее число баллов (с самой высокой предполагаемой престижностью в будущем) и 3-4 знака "-" напротив профессий с наименьшим числом баллов, скорее всего, даже с отрицательными значениями (с самой низкой предполагаемой престижностью в ближайшем будущем или с предполагаемым резким падением престижности)". 9. В конце работы можно сопоставить первоначальные представления о престижности тех или иных профессий (правая колонка "+/-") с результатами индивидуального прогнозирования такой престижности (левая колонка "+/-"), а также с тем, насколько все это соотносится с наиболее привлекательными для данного подростка профессиями (с подчеркнутыми профессиями еще перед проставлением баллов-оценок и расчетами).
При проведении данного опросника могут возникать некоторые трудности на этапе подведения итогов. Очень часто подростки (и взрослые специалисты, которым данная методика демонстрировалась) оказывались в полном недоумении, когда их любимые профессии набирали в итоге очень мало баллов и попадали в число "непрестижных". В основном это профессии типа "менеджер", "бухгалтер", "юрист", иногда - "психолог". С одной стороны, ничто не вечно, включая сегодняшнюю престижность. Например, многие помнят, как были престижны в 60-е гг. профессии, связанные с "физикой" или с "геологией", и видят, что стало со многими физиками и геологами в наши дни (в лучшем случае многие из них успокаивают себя тем, что "ушли в коммерцию" и там "процветают", но об этом ли они мечтали?). С другой стороны, речь идет не столько о непременном падении престижности профессий, сколько о снижении темпов роста (или даже о стабилизации) престижности, когда та или иная профессия, оставаясь популярной, уже перестает всех "удивлять" и не вызывает особого ажиотажа и зависти. Иногда аудитория высказывает претензии по поводу "некорректности математических подсчетов". В этом случае лучше рассмотреть конкретный пример расчетов, который вызвал у кого-то сомнения. Как правило, все очень быстро соглашаются, что с точки зрения математики в методике все нормально. Участникам можно напомнить, что с помощью расчетов определяется не "престижность" данных профессий (престижность участники сами оценивали с помощью 10-балльной шкалы), а "вектор" изменения престижности в предполагаемом будущем. Могут возникать ситуации, когда претензии к подсчетом окажутся достаточно обоснованными (например, если баллы СССРизма, СШАизма и Лучших времен представить в виде алгебраических выражений, то обнаружится некоторая итоговая ущербность для баллов СШАизма...). В подобных случаях лучше просто согласиться с подобными возражениями, заметив, что, естественно, можно было бы использовать и более строгие (и корректные) способы подсчетов, но тогда опросник оказался бы слишком громоздким. Кто-то может сказать, что проставляемые оценки слишком "субъективны" и не всегда соответствуют действительности. С этим обязательно нужно согласиться. Данная методика прежде всего и направлена на то, чтобы заставить человека думать самого, а не ждать, пока кто-то "объективный" все ему расскажет. Психология - это вообще наука о "субъективном"... Кроме того, прогнозирование ближайшего будущего - это настолько сложное дело, что лучше не ждать, пока с этим разберутся специалисты (которые часто ошибаются в своих прогнозах), а хотя бы учиться рассуждать самому. Без таких рассуждений планирование жизненных и профессиональных перспектив оказывается явно неполноценным. Иногда спрашивают, почему при разговоре о будущей престижности мы обращаемся к прошлому. Можно ответить примерно так. Очень часто история ходит как бы кругами. То же самое относится и к моде (часто моды прошедших времен в несколько измененном виде возвращаются). В методике мы просто сравниваем то, что имеется сейчас с иными эпохами: и с будущим (что понятно), и с прошлым (которое тоже может частично возвратиться...). Наконец, обязательно следует объяснить учащимся (и даже взрослым клиентам), что полученные результаты о престижности различных профессий в ближайшем будущем являются предполагаемыми, но это совсем не значит, что все будет именно так, как получилось в опроснике. Результаты опросника - это всего лишь шутка, но со смыслом...
Date: 2015-09-25; view: 492; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|